Слайд 2Возрождение ( Ренессанс)
Возрождение, или Ренессанс(от французского - Renaissance) - эпоха
в развитии культуры стран Европы в XIV-XVI веках. Определяющим мировоззрением
Ренессанса стал гуманизм, на первый план выдвинулась индивидуальная ценность человеческой личности, возрос интерес к осознанию окружающего мира и реалистическому отражению действительности. Существенной особенностью эпохи Ренессанса явилось обращение к художественным идеалам античности.
Черты раннего Возрождения отчетливо обнаружились уже в искусстве Италии XIV века. В это время наметился разрыв с кругом образов и эстетикой церковной музыки, впервые сложилось светское профессиональное искусство гуманистического характера, появились новые формы музицирования и жанры - мадригал, баллада и др. Музыка Ренессанса становится более мелодичной, выразительной, развивается начало гомофонно-гармонического стиля.
В это время возникли первые инструментальные формы, имевшие большое значение для дальнейшего развития мировой музыкальной культуры - прелюдия, вариации, фантазия, токката и др. Возрождение - это эпоха развития исполнительства на клавишных инструментах (орган, клавикорды, вёрджинел, клавесин). Широкое распространение получили струнные смычковые инструменты, в основном семейство виол, а к концу XVI века - скрипка.
Слайд 3Возрождение (Ренессанс)
К середине XVI века в Италии развивается своя полифоническая
школа (Дж. Палестрина).
Новые черты музыкальной культуры были восприняты и полифоническим
искусством франко-фламандской (нидерландской) школы (Жоскен Депре, Окегем, О. Лассо и др.).
В английской музыке XVI - начала XVII века музыкальное Возрождение нашло отражение в жанре мадригала (творчество У. Берда, Т. Таллиса) и в других жанрах светской вокальной и инструментальной музыки, в частности, лютневой
(Дж. Доуленд).
На рубеже XVI-XVII веков как самостоятельный жанр оформилась опера. В операх Возрождения ясность мелодекламации сочеталась с подлинным драматизмом и необычайной выразительностью («Дафна» Я. Пери, «Орфей»
К. Монтеверди).
Слайд 4
ПАЛЕСТРИНА (Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Palestrina)
(около 1525 — 1594)
Итальянский композитор, глава римской полифонической школы. Его мессы,
мотеты, мадригалы — вершина хоровой полифонии строгого стиля; вобрав достижения нидерландской школы, наметил переход от полифонии к гомофонии.
\ Наследие Палестрины составляет множество произведений духовной и светской музыки: 93 мессы, 326 гимнов и мотетов. Палестрина является автором двух томов светских мадригалов на слова Петрарки. Долгое время он работал руководителем хора в соборе Святого Петра в Риме. Созданную им церковную музыку отличают чистота и возвышенность чувств. Светская музыка композитора проникнута духом гуманизма, необыкновенной одухотворенностью и гармонией.
Слайд 5
ЖОСКЕН ДЕПРЕ (Жоскен де Пре; Josquin Despres)
(около 1440-1521 или
1524)
Франко-фламандский композитор. Обобщил достижения полифонической
нидерландской школы.
Его гуманистическое искусство оказало большое влияние на развитие западноевропейской музыки.
Слайд 6ОКЕГЕМ (Ockeghem) Йоханнес (Жан) (ок. 1425-1497)
Франко-фламандский композитор, представитель нидерландской школы. Мастер виртуозного контрапунктического
письма («Месса любого тона», многоголосные каноны, шансон).
Слайд 7
ЛАССО Орландо
(Lasso; наст. Ролан де Лассю, Roland de Lassu)
(около 1532 — 1594)
Франко-фламандский композитор. Представитель нидерландской
школы. Обобщил и новаторски развил достижения различных европейских музыкальных школ эпохи Возрождения. Мастер культовой и светской хоровой музыки (свыше 2000 сочинений.). Внес множество новаторских приемов в жанр мотета, сочинял мессы, мадригалы и шуточные песни. Лассо создал пассионы («страсти») ко всем четырем Евангелиям. В них отсутствовало сольное пение, а хор из пяти голосов открывал путь к жанру оперного искусства.
Слайд 8БЕРД (Byrd) Уильям
(ок. 1543-1623)
Английский композитор, органист, вёрджинелист,
нотоиздатель. Создатель английского мадригала. Фантазии, вариации, танцы для верджинела и
виолы, мессы, псалмы и др.
Слайд 9ТАЛЛИС Томас
(1505 – 1585)
Служил при дворе
английского короля в различных музыкальных должностях.
С 1572
года - органист Королевской капеллы в Лондоне. Наряду с У. Бёрдом - крупнейший композитор английского Возрождения, мастер контрапункта (автор 40-голосного мотета для 8 хоров). Автор 2 месс, 2 макгнификатов, 52 мотетов, сборника 5-6-голосных канцон (совместно с У. Бёрдом), церковных служб и других религиозных хоровых произведений.
Слайд 10ПЕРИ (Peri) Якопо
(1561-1633)
Итальянский композитор и певец,
участник Флорентийской камераты. Написал музыку (совместно с Я. Корси) первой
оперы — «Дафна» (на текст О. Ринуччини, 1598); опера «Эвридика» (1600; в ней исполнял партию Орфея).
Слайд 11МОНТЕВЕРДИ (Monteverdi) Клаудио
(1567-1643)
Итальянский композитор. Один из родоначальников жанра
оперы. Оперы «Орфей» (1607), «Ариадна» (1608), «Коронация Поппеи» (1642). Мадригалы,
мотеты.
К. Монтеверди был крупнейшим композитором эпохи Ренессанса, в его произведениях обобщены почти все достижения вокально-инструментального творчества того времени и намечены пути перехода к развитию искусства барокко