Слайд 2МЫШЛЕНИЕ
Мышление — это сложная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между
предметами и явлениями окружающего мира, отделяющая их от случайных совпадений.
Функция мышления — расширение
границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Путем умозаключения можно узнать намного больше того, что дается нам непосредственно через органы чувств.
Слайд 3Функции мышления
Мышление осуществляет функцию регулятора и выступает как
высший процесс, объединяющий всю деятельность человека.
Другие функции:
Установление
всеобщих взаимосвязей
Обобщение свойств однородной группы явлений
Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений
Решение проблем и задач
Целеобразование
Рефлексия
Слайд 5РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Первые 5 лет – самый важный период, в течение которого
развиваются психические функции (остающиеся у человека на всю последующую жизнь).
До юношеского возраста
(20-24 года) – мышление интенсивно развивается.
30-40 лет – пик его продуктивности.
Затем ясность и острота ума постепенно слабеют. Но при соответствующей поддержке (умственной работе, широте интересов, социальной активности) возможно длительное поддержание мыслительных процессов на хорошем уровне.
Слайд 6ГОЛОВОЛОМКА СО СПИЧКАМИ
У этой коровы есть голова, тело, рога, ноги
и хвост. Она смотрит влево. Передвиньте 2 спички так, чтобы
корова смотрела вправо.
Слайд 7ГОЛОВОЛОМКА СО СПИЧКАМИ
Решение:
Слайд 8ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
1. Возникновение проблемной ситуации.
2. Выделение известного и неизвестного (анализ
заданных условий). В каждой ситуации есть что-то, что нам известно,
нужно только применить мыслительную операцию анализа и отделить знакомое от незнакомого.
3. Формулирование вопроса: что нам нужно узнать или что в результате хотим получить.
4. Выдвижение различных гипотез касательно способов получения неизвестной информации/достижения результатов.
5. Выбор способа решения задачи:
а) метод проб и ошибок
б) действие по образцу
в) активное преобразование ситуации
г) действие от противного
6. Проверка и в случае необходимости, коррекция.
Слайд 9Средства мышления:
Практика
Модели
Схемы
Символы
Знаки
Язык (речь)
Слайд 10Язык – это сложная знаковая система, которая служит средством хранения
и передачи информации. Он является специфическим социальным средством коммуникации, единым
для всех представителей конкретного общества
Слайд 11Процесс мышления
Зарисуйте схему на стр. 37
Слайд 12Виды мышления
Мышление неоднородно. Существуют разные его виды.
Они различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению,, используемым
средствам, познавательным возможностям.
Генетическая психология выделяет три вида мышления:
Конкретно-действенное
Наглядно-образное
Абстрактно-теоретическое (Словесно-логическое)
Виды мышления отражают три последовательных уровня развития мышления.
Слайд 13Виды мышления
Конкретно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого
заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первичный
вид мышления, возникающий у ребенка.
Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
Слайд 14Виды мышления
Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется
непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не
может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Все операции осуществляются в уме, без физического воздействия на предмет.
Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Слайд 15Виды мышления
Абстрактно-теоретическое (словесно-логическое) мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи
логических операций с понятиями.
При этом, решая те или иные умственные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.
Слайд 17Основные мыслительные операции
(методы мышления)
Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта
на составляющие его части или характеристики.
Синтез – мыслительная операция, позволяющая
в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.
Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.
Слайд 18Интуиция
Интуи́ция — способность, свойство человека понимать, формировать и проникать в смысл
событий, ситуаций, объектов посредством инсайта, озарения, единомоментного подсознательного вывода (основанного
на воображении, эмпатии и предшествующем опыте), «чутьё», проницательность
Слайд 19Формы мышления
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и
отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными.
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.
Слайд 20Индивидуальные особенности мышления проявляются в продуктивности ума, составляющими которого являются
отдельные качества мышления:
Широта
Гибкость
Самостоятельность
Глубина
Быстрота
Оригинальность
Критичность
Слайд 21
Мышление – высший познавательный процесс. Оно представляет собой форму
творческого отражения действительности, порождающего такой результат, которого в самой действительности
или у субъекта на данный момент времени нет.