Слайд 1Нагорная Мария Сергеевна
Доцент кафедры, кандидат исторических наук
214 кабинет (Кожзаводская, 1)
731-01-12
marya.nagornaya@mail.ru
nagornayams@inueco.ru
Слайд 2История государства
и права России
Введение в дисциплину
Слайд 4Общественно-экономическая формация
определенная стадии развития общества, характеризующаяся экономическими
и социально-политическими признаками
Слайд 5Основные социальные общности на территории СССР/СНГ в первобытную и рабовладельческую
эпохи
Слайд 7Классы
большие социальные группы,
различающиеся своим отношением к средствам производства,
ролью
в общественной организации труда,
способами получения и размерами своих доходов
(В.И. Ленин «Великий почин»)
Слайд 8Цивилизация
– исторически сложившаяся совокупность материальной и духовной культуры, общественного строя,
образа жизни, системы ценностей и норм поведения того или иного
обществ или целой эпохи
Слайд 11Менталитет
совокупность и специфическая форма организации психики человека и ее проявления,
способ мышления
Главным образом используется для обозначения оригинального способа мышления,
склада ума или умонастроения.
Слайд 17Археологическая периодизация
Каменный век:
Палеолит (древнейший КВ) 2,6 млн. – 10
тыс. лет
Мезолит (средний КВ) – 10 тыс. – 6 тыс.
Неолит
(новый КВ) – 6 тыс. - 4\3 тыс.
Медно-каменный век (энеолит) – 4-3 тыс.
Бронзовый – 2 тыс. – 1 тыс. Бронза (сплав меди и олова)
Железный – 1 тыс. лет – до современности
Эпоха полимеров
Слайд 19Проблемное задание: Какое событие станет переломным моментом между новым и
новейшим временем с точки зрения формационного подхода?
Слайд 20Антропологическая периодизация
Homo habilis – «человек умелый». Австралопитеки (Африка) – «южные
обезьяны» (3,5 – 1,8 млн лет назад)
Homo erectus – «человек
выпрямленный» Питекантроп «обезьяночеловек»
Homo sapiens – «человек разумный» Неандертальцы (германская долина)
Слайд 21Мозг гиббона (слева), мозг современного человека (справа)
Череп неандертальца (слева); череп
современного человека
Слайд 22Периодизация ИГПР
Древняя (Киевская) Русь (IX - XII вв.)
Период самостоятельных феодальных
государств Древней Руси (феодальная раздробленность) (ХII-ХIV вв.)
Русское (Московское) государство (XV-XVII
вв.)
Российская Империя периода абсолютизма (XVIII - середина XIX в.);
Российская Империя периода перехода к буржуазной монархии (середина XIX - начало XX в.)
Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
Период социалистической революции и создание Советского государства (1918-1920 гг.)
Переходный период (период НЭПа) (1921-1929 гг.)
Период государственно-партийного социализма (тоталитарного государства) (1930 - начало 1960-х гг.)
Период кризиса государственно-партийного социализма и распада СССР (1960 -1990 гг.)
Современная Российская Федерация (период реставрации демократического капитализма) (с 1990-х г. - по настоящее время)
Слайд 23Явления, оказывающие влияние на процесс периодизации
уровень социального развития общества (классовая
структура, наличие противоречий между определенными слоями общества)
уровень экономического и технологического
развития общества (степень технического прогресса, соотношение ручного и машинного производства)
уровень развития государства (политический режим, форма правления, тип государства)
уровень развития права (развитие и появление различных отраслей права, изменение наиболее важных правовых институтов (например, права частной собственности), появление новых)
Слайд 24ПЕРИОДИЗАЦИЯ с точки зрения формационного подхода
Раннефеодальная монархия
(IX – середина
XVI вв.)
Общественные отношения строились на принципе вассалитета
– сюзеренитета, при относительной свободе основной массы населения.
Подпериоды:
- Киевская Русь или «держава Рюриковичей» (IX – первая четверть XII вв.). В современной литературе употребляется также термин «Норманнская Русь».
– «удельная» Русь – время самостоятельных феодальных государств Древней Руси (XII – XIV вв.). На этом этапе с раннефеодальной монархией соседствовала республиканская форма правления — в Великом Новгороде и Пскове.
- государственность Московской Руси на раннем этапе ее развития (XIV – XVI вв.).
Слайд 25Сословно-представительная монархия
(XVI — XVII вв.)
Главными атрибутами являются Боярская дума и Земский собор
В этом периоде происходит закрепощение основной массы населения: крестьян и посадских людей, оформляется феодальная собственность на землю и система феодального права
Слайд 26Абсолютная монархия
(XVIII – середина XIX вв.)
- правление
Петра Великого
- эпоха дворцовых переворотов
- просвещенный
абсолютизм Екатерины II
- абсолютизм 1 половины 19 века
Слайд 27Неоабсолютизм,
монархия с элементами буржуазного права
Великие реформы
Демократический суд, элементы общественного самоуправления, равенство прав перед законом с
середины XIX в. до 1906 г.
Слайд 28Конституционная монархия
(1906–1917 гг.)
В апреле 1906
г. открылась Государственная Дума – первое в истории страны собрание
народных представителей, обладающее законодательными правами
Слайд 29Буржуазно-демократическая республика (февраль – октябрь 1917 г.)
Февральская
буржуазно-демократическая революция 1917, вторая русская революция, в результате которой было
свергнуто самодержавие и созданы условия для перехода к социалистическому этапу революции
Слайд 30Советское государство
(1917–1991 гг.)
Выделяют подпериоды:
* социалистической революции и создания основ советского
строя с политикой «военного коммунизма» (октябрь 1917–1920 гг.);
* новой экономической политики (1921–1928 гг.);
* государственно-партийного социализма (с тоталитарным режимом И.В. Сталина) (конец 1920-х – начало 1960-х гг.);
* кризиса социализма (1960–1990-е гг.)
Слайд 31
Социальные функции ИГПР
Познавательная
(интеллектуально-развивающая)
Мировоззренческая
Практически-политическая
Воспитательная
Слайд 32Методология
Метод (от др.-греч. μέθοδος – путь исследования или познания, от
μετά- + ὁδός «путь») – способ исследования
Слайд 33Методы ИГПР
Исторический - подходит к государству и праву как к
развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные
элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.
Сравнительный метод (синхронный и диахронный) заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран (либо ГП явлений одного государства в разные периоды). При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции. В результате сравнительного анализа можно проследить изменения этих понятий и выявить их причины.
Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.
Слайд 34Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа
с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и
другие стороны процесса
Умозаключение по аналогии - это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны
Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего
Слайд 36Концепции происхождения и прародины славян
Слайд 38Проблемное задание
Проанализировать видеоролик № 004 «Славяне» цикла «История государства российского»
Слайд 39Теории происхождения древнерусского государства
«Повесть временных лет»
Русь – Гардарика (Фроянов И.Я.)
Слайд 41Проблемное задание
Проанализировать видеоролик 001 Рюрик «История государства российского» и ответить
на вопрос – какой точки зрения на происхождение древнерусского государства
придерживался
Николай Михайлович Карамзин
Слайд 42Закономерности образования гос-ва
усложнение межплеменных отношений (наличие политических союзов)
внешнеполитический фактор:
военная угроза со стороны Хазарского каганата
экономические факторы: рост производительности труда
(возникновение излишков, появление торговых отношений, углубление разделения труда – появление частной собственности)
Слайд 43общественный строй:
Род – группа родственников из нескольких десятков, а то
и сотен человек, которые совместно владели землей, лесом, рыбными и
др.угодьями, вместе трудились и поровну делили результаты труда.
Племя – несколько близких по происхождению родов (крупное объединение родов)
Соседская (территориальная община) – поселение, члены которого уже не кровные родственники, а просто соседи. Родовое поле разделили на участки (регулярные переделы). Водопоями, покосами, лесными и др. угодьями пользовались сообща.
политический строй 8-9 век переход от военной демократии к раннефеодальным отношениям.
Вече (народное собрание)
Князь
Дружина (вооруженное войско князя)
Воеводы
Слайд 44Призвание варягов 862 год
Рюрик (правление 862-879)
Слайд 45Князь Олег Вещий
дружинник Рюрика ( правление 879-912)
Регент – временный управляющий
государством (болезнь, малолетство, отсутствие монарха)
Слайд 46882 год
«Да будет Киев матерью городов русских"
Слайд 47Самыми ранними из дошедших до нас письменных источников права являются
договоры Руси с греками. В составе летописей имеется текст или
пересказ текста 4-х договоров:
907, 911, 944 и 971 гг. Договор 907 г. Заключил князь Олег
Слайд 48Возникновение и развитие древнерусского права
Слайд 49Обычай (обычное, архаичное право)
конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения
в тех или иных ситуациях. Устойчивость, повторяемость социальных отношений и
связей вызывают возникновение в индивидуальном, групповом и массовом общественном сознании определенных стереотипов поведения
Слайд 50КАЗУАЛЬНОСТЬ права
(от лат. casus - случай) - разъяснение смысла
правовых норм обязательных только для данного конкретного случая
Слайд 51Русско-византийский договор 911 г.
Его общеполитическая часть повторяла положения договоров 860
г. и 907 г.
В Повести временных лет об этом
договоре сказано:
В год 6420 послал Олег мужей своих заключить мир и установить договор между греками и русскими, говоря так: "Список с договора, заключенного при тех же царях Льве и Александре. Мы от рода русского - Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид - посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, - светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в Боге самодержцам, царям греческим, для укрепления и для удостоверения многолетней дружбы, бывшей между христианами и русскими, по желанию наших великих князей и по повелению, от всех находящихся под рукою его русских. Наша светлость, превыше всего желая в Боге укрепить и удостоверить дружбу, существовавшую постоянно между христианами и русскими, рассудили по справедливости, не только на словах, но и на письме, и клятвою твердою, клянясь оружием своим, утвердить такую дружбу и удостоверить ее по вере и по закону нашему
Таковы суть главы договора, относительно которых мы себя обязали по Божьей вере и дружбе. Первыми словами нашего договора помиримся с вами, греки, и станем любить друг друга от всей души и по всей доброй воле, и не дадим произойти, поскольку это в нашей власти, никакому обману или преступлению от сущих под рукою наших светлых князей; но постараемся, насколько в силах наших, сохранить с вами, греки, в будущие годы и навсегда непревратную и неизменную дружбу, изъявлением и преданием письму с закреплением, клятвой удостоверяемую. Так же и вы, греки, соблюдайте такую же непоколебимую и неизменную дружбу к князьям нашим светлым русским и ко всем, кто находится под рукою нашего светлого князя всегда и во все годы
Слайд 52А о главах, касающихся возможных злодеяний, договоримся так:
1 статья: те
злодеяния, которые будут явно удостоверены, пусть считаются бесспорно совершившимися; а
каким не станут верить, пусть клянется та сторона, которая домогается, чтобы злодеянию этому не верили; и когда поклянется сторона та, пусть будет такое наказание, каким окажется преступление
2 статья: Об этом: если кто убьет, - русский христианина или христианин русского, - да умрет на месте убийства. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то ту часть его имущества, которую полагается по закону, пусть возьмет родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по закону. Если же окажется неимущим бежавший убийца, то пусть останется под судом, пока не разыщется, а тогда да умрет
Слайд 533 статья: Если ударит кто мечом или будет бить каким-либо
другим орудием, то за тот удар или битье пусть даст
5 литр серебра по закону русскому; если же совершивший этот проступок неимущий, то пусть даст сколько может, так, что пусть снимет с себя и те самые одежды, в которых ходит, а об оставшейся неуплаченной сумме пусть клянется по своей вере, что никто не может помочь ему, и пусть не взыскивается с него этот остаток
4 статья: Об этом: если украдет что русский у христианина или, напротив, христианин у русского, и пойман будет вор пострадавшим в то самое время, когда совершает кражу, либо если приготовится вор красть и будет убит, то не взыщется смерть его ни от христиан, ни от русских; но пусть пострадавший возьмет то свое, что потерял. Если же добровольно отдастся вор, то пусть будет взят тем, у кого он украл, и пусть будет связан, и отдаст то, что украл, в тройном размере
5 статья: Об этом: если кто из христиан или из русских посредством побоев покусится (на грабеж) и явно силою возьмет что-либо, принадлежащее другому, то пусть вернет в тройном размере
Слайд 546 статья: Если выкинута будет ладья сильным ветром на чужую
землю и будет там кто-нибудь из нас, русских, и поможет
сохранить ладью с грузом ее и отправить вновь в Греческую землю, то проводим ее через всякое опасное место, пока не придет в место безопасное; если же ладья эта бурей или на мель сев задержана и не может возвратиться в свои места, то поможем гребцам той ладьи мы, русские, и проводим их с товарами их поздорову. Если же случится около Греческой земли такая же беда с русской ладьей, то проводим ее в Русскую землю и пусть продают товары той ладьи, так что если можно что продать из той ладьи, то пусть вынесем (на греческий берег) мы, русские. И когда приходим (мы, русские) в Греческую землю для торговли или посольством к вашему царю, то (мы, греки) пропустим с честью проданные товары их ладьи. Если же случится кому-либо из нас, русских, прибывших с ладьею, быть убиту или что-нибудь будет взято из ладьи, то пусть будут виновники присуждены к вышесказанному наказанию.
Слайд 557 статья: Об этих: если пленник той или иной стороны
насильно удерживается русскими или греками, будучи продан в их страну,
и если, действительно, окажется русский или грек, то пусть выкупят и возвратят выкупленное лицо в его страну и возьмут цену его купившие, или пусть будет предложена за него цена, полагающаяся за челядина. Также, если и на войне взят будет он теми греками, - все равно пусть возвратится он в свою страну и отдана будет за него обычная цена его, как уже сказано выше.
8 статья: Если же будет набор в войско и эти (русские) захотят почтить вашего царя, и сколько бы ни пришло их в какое время, и захотят остаться у вашего царя по своей воле, то пусть так будет.
9 статья: Еще о русских, о пленниках. Явившиеся из какой-либо страны (пленные христиане) на Русь и продаваемые (русскими) назад в Грецию или пленные христиане, приведенные на Русь из какой-либо страны, - все эти должны продаваться по 20 златников и возвращаться в Греческую землю
Слайд 5610 статья: Об этом: если украден будет челядин русский, либо
убежит, либо насильно будет продан и жаловаться станут русские, пусть
докажут это о своем челядине и возьмут его на Русь, но и купцы, если потеряют челядина и обжалуют, пусть требуют судом и, когда найдут, - возьмут его. Если же кто-либо не позволит произвести дознание, - тем самым не будет признан правым.
11 статья: И о русских, служащих в Греческой земле у греческого царя. Если кто умрет, не распорядившись своим имуществом, а своих (в Греции) у него не будет, то пусть возвратится имущество его на Русь ближайшим младшим родственникам. Если же сделает завещание, то возьмет завещанное ему тот, кому написал наследовать его имущество, и да наследует его.
12 статья: О русских торгующих.
13 статья: О различных людях, ходящих в Греческую землю и остающихся в долгу. Если злодей не возвратится на Русь, то пусть жалуются русские греческому царству, и будет он схвачен и возвращен насильно на Русь. То же самое пусть сделают и русские грекам, если случится такое же.
Слайд 57В знак крепости и неизменности, которая должна быть между вами,
христианами, и русскими, мирный договор этот сотворили мы Ивановым написанием
на двух хартиях - Царя вашего и своею рукою, - скрепили его клятвою предлежащим честным крестом и святою единосущною Троицею единого истинного Бога вашего и дали нашим послам. Мы же клялись царю вашему, поставленному от Бога, как божественное создание, по вере и по обычаю нашим, не нарушать нам и никому из страны нашей ни одной из установленных глав мирного договора и дружбы. И это написание дали царям вашим на утверждение, чтобы договор этот стал основой утверждения и удостоверения существующего между нами мира. Месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420".
Царь же Леон почтил русских послов дарами - золотом, и шелками, и драгоценными тканями - и приставил к ним своих мужей показать им церковную красоту, золотые палаты и хранящиеся в них богатства: множество золота, паволоки, драгоценные камни и страсти Господни - венец, гвозди, багряницу и мощи святых, уча их вере своей и показывая им истинную веру. И так отпустил их в свою землю с великою честью. Послы же, посланные Олегом, вернулись к нему и поведали ему все речи обоих царей, как заключили мир и договор положили между Греческою землею и Русскою и установили не преступать клятвы - ни грекам, ни руси.
Слайд 58религия восточных славян
религия – мировоззрение, специфические действия (культ), основанное на
вере в сверхестественные силы, в существование бога.
язычество – религия, существовавшая
у восточных славян до принятия христианства, многобожие.
Перун, Стрибог, Велес, Даждьбог и др. Второстепенные боги (русалки, домовые, лешие, упыри, берегини)
Слайд 59Игорь Старый (912-945)
Полюдье – основная форма феодальной ренты, ежегодный объезд
князем подвластных земель с целью сбора дани
945 г. Древляне во
главе со своим князем Малом собрали вече и решили: “Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его. Так и князь Игорь - если не убьем его, то он погубит всех нас! ”
Слайд 60Ольга Хитрая, Мудрая, Святая (945-957)
Слайд 61месть древлянам
принятие православия (первая из правителей-христиан)
создание единой системы налогообложения (административно-правовая
реформа)
Повоз – форма феодальной ренты, при которой подданные привозят ежегодную
дань на княжеский двор
Погост – административно-территориальная единица
Урок – регламентированная дань
Слайд 62Святослав (957-972)
походы
Волжская Булгария,
Хазария,
Византия
Усобица – борьба князей за
власть
Слайд 63Русская правда – первый письменный свод законов
Золотой ковчег
для хранения
«Русской правды»
(19 в., Государственный исторический музей)