Слайд 1Нормативные и методические требования к разработке и реализации программ профессионального
обучения и дополнительных профессиональных программ
Вавилова Л.Н., зав. лабораторией андрагогики, ГОУ
«КРИРПО
Слайд 2Нормативная правовая база разработки и реализации программ профессионального обучения и
дополнительных профессиональных программ
I. Федеральные и региональные документы регламентирующие дополнительное профессиональное
образование (ДПО) и профессиональное обучение взрослых
II. Локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение взрослых
Слайд 3Федеральные документы регламентирующие разработку и реализацию программ профессионального обучения и
дополнительных профессиональных программ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (Глава 9, статьи 73-74. Глава 10, статьи 75-76)
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждения Правил оказания платных образовательных услуг»
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»
Приказы Министерства образования и науки РФ
Приказ Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
Приказ Минобрнауки РФ от 18.04.2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
Приказ Минобрнауки РФ от 2 июля 2013 г. N 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;
Приказ Минобрнауки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и др.
Слайд 4Нормативные правовые акты других министерств и ведомств
Приказ Минтруда России от
12 апреля 2013 г. № 148н "Об утверждении уровней квалификации
в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
Приказ Минтруда России от 07.05.2015 № 277н «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 4, разделы: «Общие профессии горных и горнокапитальных работ»; «Общие профессии работ по обогащению, агломерации, брикетированию»; «Добыча и обогащение угля и сланца, строительство угольных и сланцевых шахт и разрезов»; «Добыча и обогащение рудных и россыпных полезных ископаемых»
Приказ Минтруда России от 07.09.2015 N 597н «Об утверждении профессионального стандарта «Кондитер» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.09.2015 N 38940)
http://profstandart.rosmintrud.ru/ Реестр Профессиональных стандартов (Министерство труда и социальной защиты РФ)
и др.
Слайд 5Региональные документы
Закон Кемеровской области «Об образовании» от 5 июля
2013 г. № 86-ОЗ
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 4
сентября 2013 г. № 367. «Об утверждении Государственной программы Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014-2016 годы
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области 25.10.2013 №467 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Содействие занятости населения Кузбасса» на 2014-2016 годы»
Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.02.2013 № 182-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы Кемеровской области, направленные на повышение эффективности образования»
Распоряжение Губернатора Кемеровской области от 26.11.2012 № 108. Об утверждении комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования в Кемеровской области на 2012-2015 годы и др.
Слайд 6Методическое обеспечение разработки и реализации программ профессионального обучения и дополнительных
профессиональных программ
Письмо Министерства образования и науки РФ от 9
октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании. Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования»
Письмо Минобрнауки РФ от 07.05.2014 № АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО»
Письмо Минобрнауки РФ от 22.04.2015 №ВК1032/06 «Методические рекомендации по разработке ДПП на основе профессиональных стандартов»
Письмо Минобрнауки РФ от 21 апреля 2015 г. № ВК-1013/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме»
Письмо Минобрнауки России от 30.03.2015 N АК-821/06 « Методические рекомендации по организации итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ»
Письмо Минобрнауки РФ от 12 марта 2015 г. № АК-608/06 «Методические рекомендации по разработке, порядку выдачи и учёту документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования»
и др.
Слайд 7Локальные нормативные акты ПОО, регламентирующие дополнительное профессиональное образование и профессиональное
обучение взрослых
Положение о соответствующем структурном подразделении ПОО
Правила оказания платных образовательных
услуг
Положение «Об организации образовательного процесса по программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам»
Положение «О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ГБОУ СПО …»
Положение о нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых педагогическими работниками при реализации ДПП, программ профессионального обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Порядок обучения по индивидуальному учебному плану
Порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими ДПП, программы профессионального обучения и получающими платные образовательные услуги и др.
Слайд 8Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», ст.73
Ч.2. Под профессиональным обучением по
программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Ч.3.Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
Ч.4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
Слайд 9Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование
Ч.1.
Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Ч.2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Слайд 10Сравнительные характеристики ДПП и программ профессионального обучения
Слайд 11Сравнительные характеристики ДПП и программ профессионального обучения (продолжение)
Слайд 12Сравнительные характеристики ДПП и программ профессионального обучения (продолжение)
Слайд 13Структура дополнительной профессиональной программы
цель
планируемые результаты обучения
учебный план,
который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных курсов, дисциплин
(модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации
календарный учебный график
рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей)
организационно-педагогические условия
формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты
(Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Приказ МОиН от 1 июля 2013 года N 499) (часть 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ)
Слайд 14Учебный план (Программа с частичным использованием ДОТ)
Слайд 15Организационно-педагогические условия реализации программы
Организационные и материально-технические условия реализации программы
Учебно-методическое и
информационное обеспечение программы
Например: Электронный учебно-методический комплекс для ДО:
электронные конспекты лекций
и презентации;
электронные учебные пособия;
специализированные учебники с мультимедийными приложениями;
компьютерные лабораторные практикумы;
электронные контрольно-тестирующие комплекты;
учебные видеофильмы, аудиозаписи;
методические рекомендации по выполнению практических заданий, другие материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.
Кадровое обеспечение программы
Слайд 16Особенности взрослых обучающихся
Неоднородный состав учебной группы
Прагматический подход к учебному
материалу
На отношение взрослого к учебе радикально влияет предшествующий
опыт обучения: как негативный, так и позитивный
Способность к проявлению субъектной позиции
Взрослые лучше обучаются в неформальной обстановке
Конкуренция в учебном процессе снижает образовательную активность профессионально ориентированной аудитории
Слайд 17Особенности обучения взрослых
Технологии обучения взрослых должны быть интенсивными, обеспечивать
возможность обмена накопленным профессиональным и жизненным опытом
Надо быть
готовым корректировать учебное содержание в ответ на пожелания взрослых обучающихся
Необходимо использовать больше наглядности, дидактического материала – это поможет взрослому лучше понять и запомнить информацию
Для обучения, требующего развития умений и навыков взрослых, важны демонстрация и практика, посещение предприятия, изучение рабочих мест…
Методы обучения взрослых: работа в парах; взаимообучение
Создавать благоприятный психологический климат
Привлекать взрослых к оценке эффективности обучения
Слайд 18Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
Приказ МОиН от 1 июля 2013 года N 499
П.17. Образовательная
деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом,
выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут
Слайд 19Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», Статья 13.
Ч.3. Обучение по
индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации.
При освоении программы профессионального обучения, ДПП по индивидуальному плану продолжительность обучения может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Слайд 20http://www.dpo-edu.ru/news/details/93/ - Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования
и работодателей
Рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам: практическое пособие/ В.Л. Петров, Н.Н. Аниськина, З.А. Лалаева и др. - Уфа, 2014 – 108 с.