Разделы презентаций


Об изменениях в нормативно-правовой базе образования детей с ОВЗ

Содержание

273 - ФЗВ соответствии с п. 1 ст. 5 Закона в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Исходя из этого в п. 2 ст. 3 устанавливается, что одним из

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Об изменениях в нормативно-правовой базе образования детей с ОВЗ
Фадеев Сергей

Борисович,
Кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
ГАУ ДПО «Институт развития образования

Пермского края»
Об изменениях в нормативно-правовой базе образования детей с ОВЗФадеев Сергей Борисович,Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудникГАУ ДПО

Слайд 2273 - ФЗ
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона

в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
Исходя

из этого в п. 2 ст. 3 устанавливается, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования
273 - ФЗВ соответствии с п. 1 ст. 5 Закона в Российской Федерации гарантируется право каждого человека

Слайд 3

в пп. 1 п. 5 ст. 5 указывается, что в

целях реализации права каждого человека на образование ...... создаются необходимые

условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ
в пп. 1 п. 5 ст. 5 указывается, что в целях реализации права каждого человека на образование

Слайд 4Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны:
6)

учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать

специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников1. Педагогические работники обязаны:6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние

Слайд 5ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ ОТ 21 ЯНВАРЯ 2019 Г. N

32
Пункт 4 изложить в следующей редакции: "4. Форма получения дошкольного

образования определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения дошкольного образования учитывается мнение ребенка

16. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой дошкольного образования, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ ОТ 21 ЯНВАРЯ 2019 Г. N 32 Пункт 4 изложить в следующей редакции:

Слайд 6Пункт 20 дополнить абзацами следующего содержания:
- для детей с

ТНР - 6 детей в возрасте до 3 лет и

10 детей в возрасте старше 3 лет;
- для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 детей в возрасте старше 3 лет;
- для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
- для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
- для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
- для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
- для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
- для детей с нарушениями ОДА - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с ЗПР - 6 детей в возрасте до 3 лет; 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с УО легкой степени - 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с УО умеренной, тяжелой степени - 8 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих возрастных групп;
для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - 5 детей для обеих возрастных групп.
Пункт 20 дополнить абзацами следующего содержания: - для детей с ТНР - 6 детей в возрасте до

Слайд 7Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:
а)

в возрасте до 3 лет - не более 10 детей,

в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
б) в возрасте старше 3 лет: не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со сложным дефектом;
не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать: а) в возрасте до 3 лет - не

Слайд 8Допускается организовывать разновозрастные группы компенсирующей или комбинированной направленности для детей

от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет

и старше с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.

При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе
Допускается организовывать разновозрастные группы компенсирующей или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и

Слайд 9При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в

группах компенсирующей направленности в штатное расписание вводятся штатные единицы специалистов:


учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) на каждую группу
детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших) - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (сурдопедагога), не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;
детей с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием) - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (тифлопедагога), не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;
детей с тяжелыми нарушениями речи - не менее 1 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога и (или) педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы ассистента (помощника);
При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности в штатное расписание вводятся

Слайд 10для детей с расстройствами аутистического спектра - не менее 0,5

штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагогога) и/или педагога-психолога, не менее 0,5 штатной

единицы учителя-логопеда;

для детей с задержкой психического развития - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагогога) и/или педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда; для детей с умственной отсталостью - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагогога), не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда и не менее 1 штатной единицы педагога-психолога;

для детей со сложным дефектом (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога и (или) педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 1 штатной единицы ассистента (помощника).

для детей с расстройствами аутистического спектра - не менее 0,5 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагогога) и/или педагога-психолога, не

Слайд 11При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в

группах комбинированной направленности для организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных

занятий с учетом особенностей детей в штатное расписание вводятся штатные единицы специалистов: учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) из расчета 1 штатная единица:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога) на каждые 5-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 5-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора на каждые 1-5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; ассистента (помощника) на каждые 1-5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.".
При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности для организации непрерывной образовательной

Слайд 12Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N

678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность,

должностей руководителей образовательных организаций", а также приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников, требования к квалификации - высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 

Слайд 13 Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден

профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания" (зарегистрирован Минюстом России 26

января 2017 г., регистрационный N 45406), одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:
1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:
выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;
участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;
подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;
организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ;

Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт

Слайд 14 2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния

здоровья:
проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;
организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;
координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам;
организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;
оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;

2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных

Слайд 15 3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ

обучающихся:
разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды

для обучающихся;
разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.
Таким образом, тьютор - это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы.

3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:разработка и подбор методических средств для формирования

Слайд 16 Приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н утвержден

профессиональный стандарт "Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и

лицам с ограниченными возможностями здоровья" (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46612).
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих "Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" без предъявления требований к стажу работы.

Приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н утвержден профессиональный стандарт

Слайд 17 к должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам

и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию,

передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:
1. обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию;
2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;
3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;
4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;
5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;
6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.
Таким образом, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися.

к должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их

Слайд 18 Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и

(или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается

в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
В случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии таких рекомендаций психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):
на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
на постоянной основе.

Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической

Слайд 19 Также психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о

предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника)

по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (приказ N 1015 и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г., регистрационный N 30038).
Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

Также психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или)

Слайд 20ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края»
Фадеев Сергей Борисович

К.п.н, ведущий

научный сотрудник
Отдел воспитания и социализации

Ул. Екатерининская 210, каб.3

236-87-75, 8-982-248-03-97
Slai_86@mail.ru

ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края»Фадеев Сергей БорисовичК.п.н, ведущий научный сотрудникОтдел воспитания и социализацииУл. Екатерининская 210,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика