Слайд 1ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Обособление определений и приложений
Слайд 2Основные правила
ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕНИИИ
Обособление - смысловое выделение или уточнение части
высказывания.
В устной речи обособленные члены выделяются интонационно, на письме –
запятыми, реже – тире.
Обособленными могут быть только второстепенные члены: Океан под ясною луной. / Теплой и высокой, бледнолицей, Льется гладкой, медленной волной,/ Опираясь жаркою зарницей.(И. Бунин)
Выделенные примеры являются обособленным определением и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Слайд 3
Для верного выполнения задания повторим понятия «определение» и
«приложение».
Слайд 4Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ?
ЧЕЙ? (какой? красный, умный, ответственный; чей? лисий, отцов)
Обособленные определения чаще
всего выражаются причастным оборотом (причастие с зависимыми словами), прилагательными (одиночными или однородными, иногда прилагательными с зависимыми словами), существительными с зависимыми словами
Приложение – определение, выраженное именем существительным, согласующимся с этим существительным в падеже (например, газета»Комсомольская правда», учитель Иванова и т. п.)
Если нужно найти обособленный член, ищи то, что выделено запятыми.
Слайд 5
Обособленные определения чаще всего выражаются причастным
оборотом (причастие с зависимыми словами),
прилагательными
(одиночными или однородными, иногда прилагательными с зависимыми
словами), существительными с зависимыми
словами.
Слайд 6Постановка запятых в предложениях с обособленными определениями
Определения обособляются (то есть
выделяются на письме) в следующих основных случаях:
1. Независимо от того,
чем выражено определение и какое место оно занимает по отношению к определяемому слову, если оно относится к личному местоимению (я, ты, вы, мы, он, она, они, оно).
Например: Как, бедной, мне не горевать (И.А. Крылов)
А он, мятежный, ищет бури. (М.Ю. Лермонтов)
Волнуемый воспоминаниями, я забылся. (М.Ю. Лермонтов)
2. Распространенное определение, выраженное причастным оборотом, если оно стоит после определяемого слова.
Например: Ребяческий крик, | повторяемый эхом, | с утра и до ночи гремит по лесам.
Слайд 73. Причастный оборот будет обособляться, если он стоит перед определяемым
словом, в том случае, если имеет дополнительное значение причины или
уступки.
Например: \ Обессиленный мыслью о парусе,
| дедушка впадал в забытье (В. Катаев). В этом предложении причастный оборот обессиленный мыслью о парусе имеет значение причины, то есть – дедушка впадал в забытье ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ? Так как был обессилен мыслью о парусе.
4. Прилагательное с зависимыми словами обособляется, если оно стоит после определяемого слова.
Например: Внешний вид рощи, | влажной от дождя, | постоянно менялся под лучами выглянувшего солнца.
5. Два или более однородных согласованных нераспространенных прилагательных, если они стоят после определяемого слова.
Например: Мне нравится его речь, | простая и эмоциональная.\
Слайд 86. Обособляются определения, которые выражены существительным в косвенном падеже с
предлогом или без него, если стоят после определяемого слова.
Например: Тот
самый матрос, | с парусом на руке, | сидел на ступеньках трапа (В. Катаев).
7. Будет обособляться любое определение, если оно оторвано от определяемого слова другими членами предложения.
Например: Несколько раз, | одинокий и таинственный, | появлялся мятежный броненосец на горизонте (В. Катаев).
Слайд 9
Приложение - это особый вид
определения
1. Обособляются распространенные приложения, выраженные нарицательными существительными с зависимыми словами.
Например:
Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит гордость и веселье (А. Пушкин).
2. Обособляются одиночные приложения, относящиеся к нарицательному существительному, особенно если последнее имеет при себе зависимые слова.
Например: Наша хозяйка, старушка, была всегда оживлена.
Слайд 103. Обособляется приложение, если оно относится к собственному существительному и
стоит после него.
Например: Волга, великая русская река, не может не
поражать своей красотой и величием.
4. Обособляются приложения, если они выражены именами существительными собственными.
Например: Четвертый, Костя, мальчик лет десяти возбудил мое любопытство своим задумчивым и печальным взором.
Слайд 115. Обособляются любые приложения, если они относятся к личным местоимениям.
Например:
Дети разных народов, мы мечтою о мире живем.
Примечание: Если приложение
начинается со слов по имени, по прозвищу, по фамилии, родом, даже, в том числе, в особенности и др., оно обособляется.
Слайд 12
Существует особое правило обособления приложений, которые начинаются с союза КАК.
1.
Обособляются приложения с союзом КАК, если они имеют оттенок причины.
Например:
Герасиму, как отличному работнику, тут же дали
в руки косу. - Дали косу ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ? Так как все знали, что он отличный работник.
2. Не обособляются приложения с союзом КАК, если союз как имеет значение В КАЧЕСТВЕ.
Например: Его все знают как хорошего слесаря.
Слайд 14В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении, выраженном причастным оборотом.
И в девятнадцать лет явил миру сказку,(1) написанную стихами лёгкими,(2) как дыханье,(3) занятными,(4) интересными и взрослому(5) и ребенку,(б) сказку о придуманной жизни,(7) но похожую и на саму жизнь.
Ответ:1,2
Слайд 15В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки
препинания. Выпишите цифру, обозначающую знак, стоящий при обособленном члене предложения.
Ему
оставалось одно средство — (1) выстрелить на воздух; (2) я был уверен, (3) что он выстрелит на воздух!
Ответ:1
Слайд 16.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.
Не такой
уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан,(1) но есть звуки и нити,(2) соединяющие русского человека на русской земле,(3) и они звучат в каждом из нас от рождения,(4) да вот выразить их,(5) донести до моря людского не каждому дано.
Ответ:2,3
Слайд 17
Среди предложений 8—11 найдите предложение с обособленными однородными определениями.
Напишите номер этого предложения.
(8)Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие
и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окруженье, красавица-дева, жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы и зелёные долы, три брата, из которых младшему — дураку (а точнее, доброму, честному простаку) — всё хорошее по справедливости достаётся.
(9)И, конечно, населена сказка всякой живностью: лошади, бобр, чудо-юдо рыба кит, осетры, сельди, ёрш, караси, дельфины и главный среди всего — волшебный Конёк-Горбунок. (10)Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем, — забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться.
(11)Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность её была такой, что «Конька-Горбунка» стали переписывать друг у друга.
Ответ:8
Слайд 18 Среди предложений 26-28 найдите предложение с обособленным определением. Напишите
номер этого предложения.
(26)Тронутые этой любовью и трудом матери Терезы, благотворители
со всего мира жертвовали немалые средства, и они уж точно были уверены, что их деньги пойдут страждущим и неимущим. (27)Ей дарили драгоценности, машины, а она продавала их и на вырученные деньги строила госпитали. (28)Ей говорили: «Ваш труд тонет в океане проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями на государственном уровне».
Ответ:26
Слайд 19Среди предложений 23-27 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер
этого предложения.
(23)Мы, не прикасаясь, приятно холодея от страха
и риска, пристально рассматривали серые слитки чешуи, которые, как оказалось, сохраняли форму своей хозяйки. (24)Потом мы потрогали их палкой — они рассыпались в прах.
(25)— Они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого, и их глазам открылось совершенно...
(26)— Иди сюда, тут родник! — закричал Васька.
(27)Это была ямка, выложенная по краям тонкими стволиками, чтобы не обвалилась земля.
Ответ:27
Слайд 21 Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Мы
(1) вошли в Суглинку (2) чистую и пустынную деревню (3)
вымощенную торцами.
1) 1, 3
2) 1, 2, 3
3) 2, 3
4)3
Ответ:3
А20 -2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
И елка(1) залитая огнями(2) и озарявшая все вокруг(З) так и манила сорвать(4) растущие на ней цветы и плоды.
1)1,2,3,4
2) 3, 4
3) 1, 4
4)1,3
Ответ: 4
Слайд 22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые?
Дождь (1) наполнивший
(2) свежестью грудь (3) и покрывший мельчайшей водяной пылью чугунные решётки сада (4) прекратился.
1) 1, 3 2) 1 3) 1, 4 4) 2, 4
Ответ: 3
Слайд 23На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже
предложении?
Мы смели веником снег с ботинок (1) и (2) несколько
смущённые (3) вошли в дом.
1)1,2 2) 2, 3 3)3 4)1,3
Ответ: 2
Слайд 24 На месте каких цифр должны стоять запятые в данном
ниже предложении?
Поспешно умываясь (1) и (2) с смирением
одеваясь в самое дурное свое платье (3) и старенькую мантилью (4) содрогаясь от свежести (5) Наташа выходила на пустынные улицы (6) прозрачно освещенные утренней зарей.
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6
2)4, 5, 6
3) 1, 2, 4, 5, б
4) 1, 4, 5, б
Ответ: 2