Разделы презентаций


Общая характеристика периода апологетов

Содержание

Отцы патрологии На Востоке - Евсевий Кесарийский (ок. 263-340), «Церковная история» На Западе Иероним Стридонский, «О знаменитых мужах»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Общая характеристика периода апологетов

Общая характеристика периода апологетов

Слайд 2Отцы патрологии
На Востоке - Евсевий Кесарийский (ок. 263-340), «Церковная

история»
На Западе Иероним Стридонский, «О знаменитых мужах»

Отцы патрологии На Востоке - Евсевий Кесарийский (ок. 263-340), «Церковная история» На Западе Иероним Стридонский, «О знаменитых

Слайд 3Апология — тот тип слова, с помощью которого богословы этого

времени и решали свою генеральную задачу
Само именование свое они получили

от греческого слова «απολογέο» («защищать»), поскольку главной задачей их и была защита — защита Церкви перед лицом и в глазах внешнего мира
Апология — тот тип слова, с помощью которого богословы этого времени и решали свою генеральную задачуСамо именование

Слайд 4Период апологетов (с конца 20-х годов до конца II века)

охватывает ряд гонений на Церковь, связанных с именами трех римских императоров:

Адриана, Антонина и Марка Аврелия

К этому времени в глазах языческого окружающего мира формируется стойкий образ Церкви Христовой как маргинальной и дремучей секты.
Как следствие - диалог с миром оказывается невозможен
возникает необходимость защиты (то есть апологии) истинного образа Церкви в глазах язычников
этой проблемой заканчивается эпоха преимущественно внутренних, катехизических (Мужи апостольские) задач, и начинается эпоха задач внешних, миссионерских

Период апологетов (с конца 20-х годов до конца II века) охватывает ряд гонений на Церковь, связанных с

Слайд 5мы можем также назвать миссионерскую задачу апологетов пассивной, подготовительной, подготавливающей

внешний мир для будущего победоносного и масштабного «наступления» Церкви
Апологеты, вопреки

встречаемым иногда толкованиям, не защищали христиан от гонений «Мы пишем все это не для нас, а для вас!» — таков был посыл их защиты, их обращения к миру.
Мир — главная цель их проповеди; ради мира, ради того, чтобы сам мир стал Церковью, они защищают христианство
Основной объем апологетической (по своим задачам) письменности, равно как и расцвет деятельности этой когорты святых и учителей Церкви, выпадает на время 140-170-х годов

мы можем также назвать миссионерскую задачу апологетов пассивной, подготовительной, подготавливающей внешний мир для будущего победоносного и масштабного

Слайд 6 Виды апологий:
Апологии, адресованные императору или, реже, другим официальным лицам государства,

— наиболее частый и типичный вид апологий. Именно эти апологии,

как правило, наибольшее внимание уделяют вопросам собственно защиты Церкви от ложных представлений о ней в языческом мире
В качестве характерных примеров апологий такого типа можно привести несохранившуюся апологию св. Кодрата, апологию св. Аристида, первую и вторую апологии св. Иустина Мученика, «Прошение за христиан» Афинагора Афинянина
Виды апологий:Апологии, адресованные императору или, реже, другим официальным лицам государства, — наиболее частый и типичный вид

Слайд 7Виды апологий:
Апологии, адресованные частным лицам, помимо главных вопросов, связанных с

защитою Церкви, могли содержать значительный объем катехизического материала, излагающего основы

церковного учения язычникам. Таковы «Три послания к Автолику» св. Феофила Антиохийского, «Послание к Диогнету»
Апологии, не имеющие адресата, довольно разнообразны по содержанию. К ним относятся все прочие апологии, написанные в форме художественного произведения («Октавий» Марка Минуция Феликса), богословского трактата (апология Тертуллиана) или в иной форме (например, сатирический памфлет «Осмеяние языческих философов» Ермия или открытое письмо «Речь против эллинов» Татиана»)
Виды апологий:Апологии, адресованные частным лицам, помимо главных вопросов, связанных с защитою Церкви, могли содержать значительный объем катехизического

Слайд 8Другие труды апологетов:
Антииудейские произведения (например, «Разговор с Трифоном Иудеем»

св. Иустина Мученика)
Полемические произведения, написанные в опровержение ересей, а именно

— гностицизма (например, несохранившееся произведение «Против ересей» св. Иустина Мученика; «Пять книг против ересей» свщмч. Иринея Лионского)
Прочие тексты (например, гомилия «О Пасхе» свт. Мелитона Сардийского)
Другие труды апологетов: Антииудейские произведения (например, «Разговор с Трифоном Иудеем» св. Иустина Мученика)Полемические произведения, написанные в опровержение

Слайд 9Метод апологетов
Апологеты точно определили области соприкосновения с античностью; они касались

двух планов — внутреннего и внешнего. Внешним стали язык, понятия,

культурологические установки и архетипы античного мира — все то, что составляло его культуру, за вычетом ее духовного содержания. Внутренним были те семена Истины, которые направляли этот мир ко Христу
Использование языка, понятий и образов античного мира все они показывали себя ее знатоками, позиционировали себя людьми прекрасно эрудированными, образованными в эллинских науках
Аргументация защиты христиан от возводимых на них обвинений неизменно сопровождается многочисленными апелляциями к справедливости, разуму, закону — ко всему тому, что имело безусловный авторитет в глазах языческого мира
Метод апологетовАпологеты точно определили области соприкосновения с античностью; они касались двух планов — внутреннего и внешнего. Внешним

Слайд 10Метод апологетов
Богословская икономия и акривия
Первый акцент, который можно назвать икономическим,

обращает внимание на то хорошее, что есть у язычников, на

те частицы истины — семена Логоса, которые, присутствуя в учениях языческих философов, одновременно принадлежат Богу Слову
Характерными представителями его станут св. Иустин Мученик, Марк Минуций Феликс
Подход богословской акривии противоположен: он обращает
внимание на то, что и все хорошее и истинное, что есть у внешних, неминуемо осквернено примесью нечистоты
Среди представителей этого подхода можно назвать свт. Феофила Антиохийского (в более умеренном варианте), Татиана, Ермия

Метод апологетовБогословская икономия и акривияПервый акцент, который можно назвать икономическим, обращает внимание на то хорошее, что есть

Слайд 11Персоналии (Восток)
первый апологет, свщ. мч. Кодрат, епископ Афинский, стоит на

грани двух эпох: будучи учеником апостолов, он первый выступил с

апологией к императору Адриану около середины 20-х годов II века. Эта апология не сохранилась
Примерно в то же время появляется апология св. Аристида — первая из дошедших до нашего времени. Автором небольшого, но содержательного анонимного апологетического трактата под названием «Послание к Диогнету»
Совершенно особняком среди апологетов стоит имя свщ. мч. Иринея Лионского, — святого, не писавшего апологий, но посвятившего свою литературную деятельность внутренним нестроениям Церкви, борьбе с ересями. Этот святой принадлежит к самому младшему и последнему поколению апологетов, с его именем заканчивается эпоха, исчерпываются ее задачи, а само богословие свщ. мч. Иринея являет собой предвестие будущего времени III века с его попытками систематического богословствования
Персоналии (Восток)первый апологет, свщ. мч. Кодрат, епископ Афинский, стоит на грани двух эпох: будучи учеником апостолов, он

Слайд 12Персоналии (Восток) св. Иустин Мученик
основная «волна» апологетической письменности начинается с

имени самого известного из апологетов — св. Иустина Мученика Значительная

часть апологетов были прямыми (как, например, Татиан) или — как правило — духовными учениками святого Иустина в деле защиты Церкви
Сохранилось три, самые значительные из всего наследия святого: «Первая апология», «Вторая апология» и «Разговор с Трифоном Иудеем»
Центральной и основополагающей темою богословия святого Иустина выступает учение о Сыне Божием как о Логосе — все проникающем, все привлекающем к Себе Именно поэтому учение Христово, которое есть подлинная, высшая и совершенная философия, универсально и непобедимо
Именно этот святой называл античных философ «христианами до Христа»
Христианство и есть подлинная философия, а подлинная философия и есть христианство

Персоналии (Восток) св. Иустин Мученик основная «волна» апологетической письменности начинается с имени самого известного из апологетов —

Слайд 13Свщ. мч. Феофил Антиохийский
Святой Феофил вошел в историю Церкви как

почитаемый святой, как один из наиболее значимых апологетов и, наконец,

как характерный представитель антиохийского богословия
До нас дошло одно, впрочем, весьма значительное, произведение св. Феофила Антиохийского — «Три послания к Автолику». Данный труд представляет собой классический вариант апологии, адресованной частному лицу.
Важнейшею и центральною из этих тем является проблема богопознания. Для свт. Феофила богопознание катафатично и синергийно (сам термин «синергия» еще не употребляется этим святым). Бог многообразно открывает Себя человеку, а человек способен увидеть Бога
Показательно введение свт. Феофилом Антиохийским в богословский оборот термина «Троица» святой Феофил прообразует в своем учении иную тематику будущего лионского святителя — тему Предания Церкви
Два признака Предания — непрерывность, идущая от древности, и согласие
Свщ. мч. Феофил АнтиохийскийСвятой Феофил вошел в историю Церкви как почитаемый святой, как один из наиболее значимых

Слайд 14Марк Минуций Феликс
Имя Марка Минуция Феликса, написавшего одну из лучших

апологий в защиту христианства — «Октавий», представляет редкий случай в

патрологической науке, когда о самом авторе неизвестно ничего или практически ничего
«Октавий» представляет собой отдельный, третий тип апологий (по отношению к апологиям, адресованным императору или частному лицу) — апологию, написанную в форме художественного произведения
«Октавий» есть произведение более художественное, чем богословское. В целом оно следует традиции, заложенной св. Иустином Мучеником, изображая философов «христианами до Христа»
Марк Минуций ФеликсИмя Марка Минуция Феликса, написавшего одну из лучших апологий в защиту христианства — «Октавий», представляет

Слайд 15Свт. Мелитон Сардийский
вошел в историю Церкви как яркий представитель малоазийского

богословия эпохи апологетов
его произведение — «О Пасхе», — замечательная проповедь,

написанная в стихотворной форме (Хотя почти ничего из прочих его творений не сохранилось до наших дней, однако история упоминает о немалом их числе, всего более двадцати)
святой Мелитон, предваряя богословие сщмч. Иринея Лионского, одним из первых среди святых отцов учит о двух природах Христа Спасителя
Главнейшие богословские темы этого произведения — христология, соединенная с сотериологией, и тема единства и взаимоотношения образа и реальности
Христос, «Который есть все»
Свт. Мелитон Сардийскийвошел в историю Церкви как яркий представитель малоазийского богословия эпохи апологетовего произведение — «О Пасхе»,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика