Слайд 1Общая характеристика периода апологетов
Слайд 2Отцы патрологии
На Востоке - Евсевий Кесарийский (ок. 263-340), «Церковная
история»
На Западе Иероним Стридонский, «О знаменитых мужах»
Слайд 3Апология — тот тип слова, с помощью которого богословы этого
времени и решали свою генеральную задачу
Само именование свое они получили
от греческого слова «απολογέο» («защищать»), поскольку главной задачей их и была защита — защита Церкви перед лицом и в глазах внешнего мира
Слайд 4Период апологетов (с конца 20-х годов до конца II века)
охватывает ряд гонений на Церковь, связанных
с именами трех римских императоров:
Адриана, Антонина и Марка Аврелия
К этому времени в глазах языческого окружающего мира формируется стойкий образ Церкви Христовой как маргинальной и дремучей секты.
Как следствие - диалог с миром оказывается невозможен
возникает необходимость защиты (то есть апологии) истинного образа Церкви в глазах язычников
этой проблемой заканчивается эпоха преимущественно внутренних, катехизических (Мужи апостольские) задач, и начинается эпоха задач внешних, миссионерских
Слайд 5мы можем также назвать миссионерскую задачу апологетов пассивной, подготовительной, подготавливающей
внешний мир для будущего победоносного и масштабного «наступления» Церкви
Апологеты, вопреки
встречаемым иногда толкованиям, не защищали христиан от гонений «Мы пишем все это не для нас, а для вас!» — таков был посыл их защиты, их обращения к миру.
Мир — главная цель их проповеди; ради мира, ради того, чтобы сам мир стал Церковью, они защищают христианство
Основной объем апологетической (по своим задачам) письменности, равно как и расцвет деятельности этой когорты святых и учителей Церкви, выпадает на время 140-170-х годов
Слайд 6
Виды апологий:
Апологии, адресованные императору или, реже, другим официальным лицам государства,
— наиболее частый и типичный вид апологий. Именно эти апологии,
как правило, наибольшее внимание уделяют вопросам собственно защиты Церкви от ложных представлений о ней в языческом мире
В качестве характерных примеров апологий такого типа можно привести несохранившуюся апологию св. Кодрата, апологию св. Аристида, первую и вторую апологии св. Иустина Мученика, «Прошение за христиан» Афинагора Афинянина
Слайд 7Виды апологий:
Апологии, адресованные частным лицам, помимо главных вопросов, связанных с
защитою Церкви, могли содержать значительный объем катехизического материала, излагающего основы
церковного учения язычникам. Таковы «Три послания к Автолику» св. Феофила Антиохийского, «Послание к Диогнету»
Апологии, не имеющие адресата, довольно разнообразны по содержанию. К ним относятся все прочие апологии, написанные в форме художественного произведения («Октавий» Марка Минуция Феликса), богословского трактата (апология Тертуллиана) или в иной форме (например, сатирический памфлет «Осмеяние языческих философов» Ермия или открытое письмо «Речь против эллинов» Татиана»)
Слайд 8Другие труды апологетов:
Антииудейские произведения (например, «Разговор с Трифоном Иудеем»
св. Иустина Мученика)
Полемические произведения, написанные в опровержение ересей, а именно
— гностицизма (например, несохранившееся произведение «Против ересей» св. Иустина Мученика; «Пять книг против ересей» свщмч. Иринея Лионского)
Прочие тексты (например, гомилия «О Пасхе» свт. Мелитона Сардийского)
Слайд 9Метод апологетов
Апологеты точно определили области соприкосновения с античностью; они касались
двух планов — внутреннего и внешнего. Внешним стали язык, понятия,
культурологические установки и архетипы античного мира — все то, что составляло его культуру, за вычетом ее духовного содержания. Внутренним были те семена Истины, которые направляли этот мир ко Христу
Использование языка, понятий и образов античного мира все они показывали себя ее знатоками, позиционировали себя людьми прекрасно эрудированными, образованными в эллинских науках
Аргументация защиты христиан от возводимых на них обвинений неизменно сопровождается многочисленными апелляциями к справедливости, разуму, закону — ко всему тому, что имело безусловный авторитет в глазах языческого мира
Слайд 10Метод апологетов
Богословская икономия и акривия
Первый акцент, который можно назвать икономическим,
обращает внимание на то хорошее, что есть у язычников, на
те частицы истины — семена Логоса, которые, присутствуя в учениях языческих философов, одновременно принадлежат Богу Слову
Характерными представителями его станут св. Иустин Мученик, Марк Минуций Феликс
Подход богословской акривии противоположен: он обращает
внимание на то, что и все хорошее и истинное, что есть у внешних, неминуемо осквернено примесью нечистоты
Среди представителей этого подхода можно назвать свт. Феофила Антиохийского (в более умеренном варианте), Татиана, Ермия
Слайд 11Персоналии (Восток)
первый апологет, свщ. мч. Кодрат, епископ Афинский, стоит на
грани двух эпох: будучи учеником апостолов, он первый выступил с
апологией к императору Адриану около середины 20-х годов II века. Эта апология не сохранилась
Примерно в то же время появляется апология св. Аристида — первая из дошедших до нашего времени. Автором небольшого, но содержательного анонимного апологетического трактата под названием «Послание к Диогнету»
Совершенно особняком среди апологетов стоит имя свщ. мч. Иринея Лионского, — святого, не писавшего апологий, но посвятившего свою литературную деятельность внутренним нестроениям Церкви, борьбе с ересями. Этот святой принадлежит к самому младшему и последнему поколению апологетов, с его именем заканчивается эпоха, исчерпываются ее задачи, а само богословие свщ. мч. Иринея являет собой предвестие будущего времени III века с его попытками систематического богословствования
Слайд 12Персоналии (Восток) св. Иустин Мученик
основная «волна» апологетической письменности начинается с
имени самого известного из апологетов — св. Иустина Мученика Значительная
часть апологетов были прямыми (как, например, Татиан) или — как правило — духовными учениками святого Иустина в деле защиты Церкви
Сохранилось три, самые значительные из всего наследия святого: «Первая апология», «Вторая апология» и «Разговор с Трифоном Иудеем»
Центральной и основополагающей темою богословия святого Иустина выступает учение о Сыне Божием как о Логосе — все проникающем, все привлекающем к Себе Именно поэтому учение Христово, которое есть подлинная, высшая и совершенная философия, универсально и непобедимо
Именно этот святой называл античных философ «христианами до Христа»
Христианство и есть подлинная философия, а подлинная философия и есть христианство
Слайд 13Свщ. мч. Феофил Антиохийский
Святой Феофил вошел в историю Церкви как
почитаемый святой, как один из наиболее значимых апологетов и, наконец,
как характерный представитель антиохийского богословия
До нас дошло одно, впрочем, весьма значительное, произведение св. Феофила Антиохийского — «Три послания к Автолику». Данный труд представляет собой классический вариант апологии, адресованной частному лицу.
Важнейшею и центральною из этих тем является проблема богопознания. Для свт. Феофила богопознание катафатично и синергийно (сам термин «синергия» еще не употребляется этим святым). Бог многообразно открывает Себя человеку, а человек способен увидеть Бога
Показательно введение свт. Феофилом Антиохийским в богословский оборот термина «Троица» святой Феофил прообразует в своем учении иную тематику будущего лионского святителя — тему Предания Церкви
Два признака Предания — непрерывность, идущая от древности, и согласие
Слайд 14Марк Минуций Феликс
Имя Марка Минуция Феликса, написавшего одну из лучших
апологий в защиту христианства — «Октавий», представляет редкий случай в
патрологической науке, когда о самом авторе неизвестно ничего или практически ничего
«Октавий» представляет собой отдельный, третий тип апологий (по отношению к апологиям, адресованным императору или частному лицу) — апологию, написанную в форме художественного произведения
«Октавий» есть произведение более художественное, чем богословское. В целом оно следует традиции, заложенной св. Иустином Мучеником, изображая философов «христианами до Христа»
Слайд 15Свт. Мелитон Сардийский
вошел в историю Церкви как яркий представитель малоазийского
богословия эпохи апологетов
его произведение — «О Пасхе», — замечательная проповедь,
написанная в стихотворной форме (Хотя почти ничего из прочих его творений не сохранилось до наших дней, однако история упоминает о немалом их числе, всего более двадцати)
святой Мелитон, предваряя богословие сщмч. Иринея Лионского, одним из первых среди святых отцов учит о двух природах Христа Спасителя
Главнейшие богословские темы этого произведения — христология, соединенная с сотериологией, и тема единства и взаимоотношения образа и реальности
Христос, «Который есть все»