Слайд 1Общие вопросы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
в инклюзивной образовательной среде
Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организационно-управленческие вопросы реализации инклюзивной практики в образовании. Научно-методическое обеспечение инклюзивного образования.
Слайд 2Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Л.М.Шипицына в докладе «Интеграция
и инклюзия: за и против» пишет, что дети с ОВЗ
– это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ – неоднородная по составу группа школьников.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА (ранний детский аутизм); с задержкой и комплексными нарушениями развития, в том числе дети-инвалиды.
Слайд 3Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Типология отклоняющегося развития:
1. Недоразвитие
– умственная отсталость
2. Задержанное развитие – задержка психического развития
3. Поврежденное
развитие – органическая деменция; текущие заболевания головного мозга (эпилепсия, шизофрения, гидроцефалия, нейросифилис, ревматизм н.с. и др.)
4. Дефицитарное развитие – связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной, и рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечнососудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной – при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т.д.).
5. Искаженное развитие – РАС расстройства аутистического спектра
6. Дисгармоничное развитие - психопатии и патологическое развитие личности, в основе которых лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.
Слайд 4Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Классификация психического дизонтогенеза предложенная
В.В. Лебединским имеет следующий вид:
Общее психическое недоразвитие;
Задержанное психическое развитие;
Поврежденное психическое
развитие;
Дефицитарное психическое развитие;
Искаженное психическое развитие;
Дисгармоничное психическое развитие.
Слайд 5Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Общее психическое недоразвитие - общая
стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических,
внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).
Наиболее типичной моделью психического недоразвития являются состояния олигофрении. Олигофрения (от греч. «olygos» - малый, «phren» - ум) - особая форма психического недоразвития. Она выражается в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.
В зависимости от степени интеллектуальной недостаточности у детей-олигофренов различают три группы состояний: наиболее тяжелая - идиотия, менее тяжелая – имбецильность и относительно легкая – дебильность.
Слайд 6Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Задержанное психическое развитие - замедление
темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более
ранних возрастных этапах. М.б. вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания) в период до 3-х летнего возраста (пример - инфантилизм). Характерны парциальность, мозаичность поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем.
Задержка психического развития (ЗПР) выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.
Слайд 7Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Различают ЗПР:
конституционного происхождения
(гармоничный инфантилизм);
на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с
вредными воздействиями на ЦНС в период беременности и на ранних этапах жизни ребенка;
соматогенного происхождения;
психогенного происхождения.
ЗПР следует отличать от олигофрении и педагогической запущенности.
Слайд 8Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Поврежденное психическое развитие. Связано
с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными
заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств.
Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция. Структура дефекта при органической деменции определяется в первую очередь фактором повреждения мозговых систем в отличие от клинико-психологической структуры олигофрении, отражающей явления недоразвития. Здесь нет тотальности, нет иерархичности нарушения психических функций, характерных для олигофрении. Наоборот, на первый план выступает парциальность расстройств.
Слайд 9Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Дефицитарное психическое развитие. Оно
связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной
(слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной - при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.).
Наиболее показательной моделью аномалий развития по дефицитарному типу является психический дизонтогенез, возникающий на почве поражений сенсорной либо моторной сферы.
Слайд 10Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Искаженное психическое развитие. Сложное
сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических
функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера) и т. п.
Дисгармоническое психическое развитие. По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.
Слайд 11Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
В различных целях Всемирной
организацией здравоохранения разработано несколько разных версий главы “Психические и поведенческие
расстройства”. Наиболее применимыми являются версии, используемые в клинических, образовательных и служебных целях. В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) эти версии представлены в форме “Клинических описаний и диагностических указаний”.
Разделы F80-F89 (Расстройства психологического развития) и F90-F98 (поведенческие и эмоциональные расстройства с началом, типичным для детского и подросткового возраста) охватывают лишь те расстройства, которые являются специфичными для детского и подросткового возраста. Ряд расстройств, возникающих в почти любом возрасте, помещены в других разделах, и при необходимости их коды могут использоваться у детей и подростков.