Разделы презентаций


Общее языкознание, теория языка и философия языка

Содержание

I. Общее языкознание, теория языка и философия языкаОбщее языкознание представляет собой одну из дисциплин, занимающихся выявлением в языке всеобщих законов и структур. Сфера его исследования – это идентифицируемые на «донаучном», повседневном

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Язык (философия языка)
Лекция 7-8,
Лаврухин А.В.

Язык (философия языка)Лекция 7-8,Лаврухин А.В.

Слайд 2I. Общее языкознание, теория языка и философия языка
Общее языкознание представляет

собой одну из дисциплин, занимающихся выявлением в языке всеобщих законов

и структур.
Сфера его исследования – это идентифицируемые на «донаучном», повседневном уровне языки того или иного народа, нации и т.п.
Его главная задача заключается в том, чтобы путем поиска аналогий и сходств между разными, эмпирически данными языками, найти всеобщие структуры всех языков той или иной группы.
Его метод – это индуктивное движение от эмпирии того или иного конкретного языка к выявлению всеобщих языковых структур.
I. Общее языкознание, теория языка и философия языкаОбщее языкознание представляет собой одну из дисциплин, занимающихся выявлением в

Слайд 3Общее языкознание, теория языка и философия языка
Теория языка, как и

общее языкознание, принадлежит к тем дисциплинам, которые сориентированы на поиск

всеобщих законов и структур. Ее исходный пункт – объективация того или иного языка как предмета исследования в его отличии от других языков.
Теория языка исходит не из эмпирии конкретных языков, но из уже проясненных или самоочевидных (априорных) универсальных понятий, например, таких, как «язык вообще», «отдельный язык», «слово», «предложение» и др.
Т.о., теория языка движется путем дедукции исходных понятий и их аппликации на тот или иной конкретный язык с тем, чтобы выявить, в какие отношения вступают эти понятия, какие структуры они образовывают в том или ином языке (соотв., языках), т.е. чтобы выявить универсальные законы, действенные для любого конкретного языка. Итак, если общее языкознание задается вопросом об имеющемся в языке всеобщем законе (структуре), то теория языка ставит вопрос о том, какова универсальная структура (закон) языка.
Общее языкознание, теория языка и философия языкаТеория языка, как и общее языкознание, принадлежит к тем дисциплинам, которые

Слайд 4Общее языкознание, теория языка и философия языка
Философия языка радикально отличается

как от общего языкознания, так и от теории языка тем,

что не остается «внутри» предметной сферы языка, т.е. не объективирует и не опредмечивает язык, но выходит за пределы языка в направлении всех тех взаимосвязей, которые имеют отношение к вопросу о смысле человеческого бытия.
Если две вышеназванные дисциплины занимаются исследованием языка в аспекте «как» языка или языков, то философия языка задается вопросом «что» есть язык как таковой, т.е. она спрашивает о сущности языка. При этом «сущность языка принадлежит к сущности бытия, мира, пространства, времени и истины, причем таким образом, что все они обусловлены сущностью языка».
В этом смысле, философия языка фундирует две вышеуказанные дисциплины, поскольку она спрашивает о тех исходных онтологических и методических предпосылках, которые лежат в основании этих дисциплин и для них самих не вызывают никаких сомнений.
Общее языкознание, теория языка и философия языкаФилософия языка радикально отличается как от общего языкознания, так и от

Слайд 5Специфика философской тематизации феномена языка
Язык как предмет и как опыт,

среда, медиум
Язык и текст в широком и в узком смысле

слова (речевой акт)
Связь с онтологией: «язык – дом бытия»
Предметная, смысловая и вербальная составляющие языка (лингвистический и семиотический треугольник)



Специфика философской тематизации феномена языкаЯзык как предмет и как опыт, среда, медиумЯзык и текст в широком и

Слайд 6II. Архаический синкретизм слова-мысли-предмета
Истинное имя как часть его носителя, его

представитель и заместитель. Слово, таким образом, понимается как имя: греческое

«онома» означает прежде всего имя собственное
Привативный характер слова-имени: имя есть то, что оно есть, только потому, что некто зовется этим именем и отзывается на него имя. Имя принадлежит своему носителю. «Имя человека также воспринималось как неотъемлемая часть его личности, которая, наряду с прядью волос, тенью, могла замещать его обладателя и являлась носителем индивидуальности его обладателя» (Г.А. Франкфорт)
Предпосылка изначальной «истинности» имён
Правильность имени подтверждается тем, что некто на него отзывается. Имя поэтому кажется принадлежащим самому бытию.
«Для современного человека мир явлений есть в первую очередь “Оно”, для древнего – уникальное одушевленное “Ты”.» (Г.А. Франкфорт)
II. Архаический синкретизм  слова-мысли-предметаИстинное имя как часть его носителя, его представитель и заместитель. Слово, таким образом,

Слайд 7Ономастика
Обряд разбивания глиняных чаш во времена египетских царей (ок. 2050-

1750 гг. до н.э.): на чашах были начертаны имена враждебных

племен, их вождей и мятежных соплеменников.
Цель обряда - уничтожая имена своих врагов, мы причиняем реальный вред носителям имён.
ОномастикаОбряд разбивания глиняных чаш во времена египетских царей (ок. 2050- 1750 гг. до н.э.): на чашах были

Слайд 8Следы ономастики в современном мире
Наречение новорожденного именем – это процесс

отгадывания внутренней сущности того, кому присваивается имя (если младенец много

плачет, то ему выбрали не то имя – финно-угорская традиция).
«Ребенок до трех с половиной лет “не употребляет слово Я, а говорит о себе в третьем лице и называет себя по имени”» (Флоренский П.)
"Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно-единственное движение губ…
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту» (Цветаева М.)
Следы ономастики в современном миреНаречение новорожденного именем – это процесс отгадывания внутренней сущности того, кому присваивается имя

Слайд 9Имя собственное в языке и мире
Имена собственные не только образуют

свою собственную систему, но и интегрированы в систему языка в

целом, по-разному функционируют в разных языковых системах и соответствующих социумах.
В Италии женщина, выходя замуж, не меняет своей фамилии и пользуется фамилией мужа как дополнительной в прагматических целях: использование фамилии мужа подчеркивает ее семейное положение или принадлежность к какому-либо клану.
Имя собственное в языке и миреИмена собственные не только образуют свою собственную систему, но и интегрированы в

Слайд 10III. Пример синкретичной философии языка: Гераклит
Гераклит стал первым философом, обратившим

особенное внимание на то, как мысль живет в языке: прозвище

«темный» (многозначность языка, скрытые, иносказательные смыслы).
Язык– это еще не предмет для изучения, не сфера языковых значений или знаков, и даже не форма выражения мысли, но медиум бытия и мышления, т.е. логос.
III. Пример синкретичной философии языка: ГераклитГераклит стал первым философом, обратившим особенное внимание на то, как мысль живет

Слайд 11Язык как логос мира
«Эту-вот Речь (Логос) сущую вечно люди не

понимают и прежде, чем выслушать [ее] и выслушав однажды. Ибо,

хотя все [люди] сталкиваются напрямую с этой-вот Речью (Логосом), они подобны незнающим [ее], даром что узнают на опыте [точно] такие слова и вещи, какие описываю я, разделяя [их] согласно природе [= истинной реальности] и высказывая [их] так, как они есть. Что ж касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому, как этого не помнят спящие.» [Гераклит; 189]
Язык как логос мира«Эту-вот Речь (Логос) сущую вечно люди не понимают и прежде, чем выслушать [ее] и

Слайд 12Специфика понимания слова-логоса
Логос Гераклита – это не столько его слова,

его учение, сколько Слово и Закон космоса.
Парадоксальность опыта языка: люди

«узнают на опыте [точно] такие слова и вещи, какие описываю я», но при этом остаются неопытными или «не осознают того, что делают наяву».
Философ подталкивает нас к мысли о наличии такого рода опыта, претерпевая который мы по-прежнему остаемся неопытными. Это и есть опыт языка.
Специфика понимания слова-логосаЛогос Гераклита – это не столько его слова, его учение, сколько Слово и Закон космоса.Парадоксальность

Слайд 13Специфика слова-логоса
Логос вечен (как закон мира)
Его можно услышать как эту-вот

конкретную речь того или иного человека
Но он может быть воспринят

и не только на слух, но и как-то иначе, ведь в противном случае нельзя было бы упрекать людей в том, что они не понимают логос и до, и после того, как его выслушали
Поэтому, даже не слушая и не слыша, люди, тем не менее, следуют логосу в своих действиях.
Логос - это триединый процесс презентации некоего порядка в слове, мысли и действительности.
Онтологический, логический и языковой уровни образуют неразрывное синкретическое единство
Специфика слова-логосаЛогос вечен (как закон мира)Его можно услышать как эту-вот конкретную речь того или иного человекаНо он

Слайд 14Синкретические отношения между именем и предметом
«Луку (βιος) имя – «жизнь»

(βιος), а дело – смерть». [Гераклит; 208]
Одно и то

же слово обозначает два разных «предмета» - значит одно из слов «ложно» и «неправильно» ?
Здесь противоречат друг другу не имя и логос, но имя и применение имени
Гераклит отрицает каузальную согласованность между именем (onoma) и обозначенным предметом, т.е. «правильность» имен, с его точки зрения, не имеет каузальной (причинной) природы


Синкретические отношения между именем и предметом«Луку (βιος) имя – «жизнь» (βιος), а дело – смерть». [Гераклит; 208]

Слайд 15IV.Платон: идея – вещь - имя
Идеи порождают вещи, вещи называют

люди, вкладывая в слова смысл
Чистое мышление идей, «дианойя» - это

беззвучная беседа души с самой собою (логос)
Тем самым Платона впервые разделил мир смыслов, вещей и слов: семантический треугольник
IV.Платон: идея – вещь - имяИдеи порождают вещи, вещи называют люди, вкладывая в слова смыслЧистое мышление идей,

Слайд 16Проблема референции
Референция – отнесённость имён, выражений и их эквивалентов

к объектам действительности (референтам).
Примеры:
«Собака В.В. Путина» - есть ли проблема

с пониманием «объекта»?
«Бог» - «объект» есть?
«Дайте мне вот это» - на какой объект указывает?
«Зелюки как мумзики в нове» - какой объект называет?
«Парлитароваска» - что это?

Денотация – обозначение объектов действительности (денотат – объект или класс предметов)
Коннотация – сопутствующее значение (смысл): «осёл» - упрямство

Проблема референции Референция – отнесённость имён, выражений и их эквивалентов к объектам действительности (референтам).Примеры:«Собака В.В. Путина» -

Слайд 17Семантический треугольник

Семантический треугольник

Слайд 18Денотативность vs Коннотативность
Имена собственные не коннотативны, а нарицательные – коннотативны:

«ключ»
Принцип денотативности: не узнав, какие предметы называет имя, нельзя понять

его значение («вот это»)
Принцип коннотативности: значение имени формируется не тем, какие предметы оно обозначает, но тем, можно ли найти какие-либо коннотации («абырвалк»)
Денотативность vs КоннотативностьИмена собственные не коннотативны, а нарицательные – коннотативны: «ключ»Принцип денотативности: не узнав, какие предметы называет

Слайд 19Три способа референции
Прямая референция:
1) через указание непосредственно на вещи.

Пример: «Мне вот это, пожалуйста !»
"Косвенная" референция:
2) через дескрипции (определения),

где референты соответствующих терминов — индивиды и рода, обозначенные определенными дескрипциями. Пример: «Стол – это разновидность мебели…»
3) через указание на каузальное происхождение, а именно — индивидов, которые фигурируют в каузальных историях происхождения референций. Пример: «Электрон – это элементарная частица, открытая Вихертом и Томсоном»
Три способа референцииПрямая референция: 1) через указание непосредственно на вещи. Пример: «Мне вот это, пожалуйста !»

Слайд 20Теории референции
Классическая: отнесение к предметам предопределено смыслом (Фреге, Льюс, Карнап,

Сёрл).
Каузальная: имена соотносятся с объектами без посредства значений, смыслов, но

на основе знаний и представлений говорящих о мире (Донеллан, Крипке, Патнэм).
Коммуникативная: референция связана с коммуникатиными намерениями говорящего и запасом знаний собеседника о предмете разговора (Юл, Хабермас).

Теории референцииКлассическая: отнесение к предметам предопределено смыслом (Фреге, Льюс, Карнап, Сёрл).Каузальная: имена соотносятся с объектами без посредства

Слайд 21Дескриптивная референция Б. Рассела
Имена относятся к вещам через связанное с

именем дескриптивное содержание, которое формируется, если удовлетворяет всем (или наибольшему

количеству из имеющихся или возможных) дескрипций.
Имя относится к предмету благодаря «прямой наводке» на него некоторой связанной с именем дескриптивной информации, которая относится исключительно к носителю имени.
Проблема: возможны ситуации, в которых референт имени не выделяется данной совокупностью дескрипций, или ситуаций, в которых объект, удовлетворяющий такому описанию, не является искомым референтом. Пример: одни и те же дескрипции одного и того же объекта в различные периоды, например, человека по имени Цицерон в юности, когда он еще не облысел, и в период позирования для бюста.
Дескриптивная референция Б. РасселаИмена относятся к вещам через связанное с именем дескриптивное содержание, которое формируется, если удовлетворяет

Слайд 22Каузальная референция Крипке
Индивид x "окрещен" именем N, и далее это

имя передается от одного к другому конкретному случаю употребления N.
Говорящий

может обозначить x при помощи имени N, если имеется цепь сохраняющих референцию связей, который ведет назад к начальному крещению.
Связь сохраняет референцию, если говорящий намеревается использовать имя с той же самой референцией, что и тот человек, от которого он его слышал ("так говорят").
Пример: студенту, который не был на сегодняшней лекции, можно узнать, что такое референция, если спросить у тех студентов, которые на ней были и если они объяснят именно так, как объяснил преподаватель.
Каузальная референция КрипкеИндивид x

Слайд 23V. Аристотель: имена как понятия
Понятие – не данность, но

результат взаимосвязанных мыслительных операций, а именно:
анализ – мысленное разделение предмета

на составные части, признаки, свойства;
абстрагирование – отделение признаков от предмета и друг от друга, их субстантивация;
сущностное усмотрение – выделение существенных и несущественных признаков;
сравнение – мысленное установление сходств и различий между существенными и несущественными признаками;
синтез – мысленное соединение выделенных признаков в новое смысловое единство;
обобщение - мысленное объединение предметов в одном понятии.

V. Аристотель: имена как понятия Понятие – не данность, но результат взаимосвязанных мыслительных операций, а именно:анализ –

Слайд 24Понятие – результат суждения
«Суждение – это утверждение или отрицание

связи между предметами и его признаками или отношение между предметами

и его признаками и являющееся истинным или ложным»
Грамматической формой суждения является повествовательное предложение.
Всякое суждение может быть выражено предложением (на любом языке), но не всякое предложение – суждение.
Примеры (определите, где суждение):
Не подскажете, где находится библиотека?
На улице жарко.
Птичку жалко.


Понятие – результат суждения «Суждение – это утверждение или отрицание связи между предметами и его признаками или

Слайд 25Логико-онто-логический изоморфизм
«Язык отражает мир, потому что логическая структура языка идентична

онтологической структуре мира»
«Объекты обладают логической формой — набором свойств, которые позволяют

им вступать в те или иные отношения.»
«Объекты, вступая во взаимодействие, образует факты.»
«Мир состоит из фактов, а не из объектов…В языке простые факты описываются простыми предложениями. Они, а не имена, являются простейшими языковыми единицами. Весь язык — это полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов.» (Витгенштейн)
Редукция к атомарным предложениям

Логико-онто-логический изоморфизм«Язык отражает мир, потому что логическая структура языка идентична онтологической структуре мира»«Объекты обладают логической формой — набором

Слайд 26Логический анализ языка
Весь язык — это полное описание всего, что есть

в мире, то есть всех фактов.
Язык допускает также описание возможных

фактов.
Язык целиком подчиняется законам логики и поддаётся формализации, т.е. «переводу» в форму пропозициональных актов (суждений)
Все предложения, нарушающие законы логики или не относящиеся к наблюдаемым фактам, являются бессмысленными. (Л. Витгенштейн)
Логический анализ языкаВесь язык — это полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов.Язык допускает

Слайд 27Венский кружок: принцип верификации Р. Карнапа
«Протокольные предложения» - базисные утверждения

на языке науки, выражающие «непосредственно данное» в опыте. Форма протокольного

предложения:
«NN наблюдал такой-то и такой-то объект в такое-то время и в таком-то месте».
К ним можно можно свести все прочие предложения
Если какие-то предложения нельзя свести к базовым, значит эти предложения – паразиты языка, не отражающие никакой истинной (=действительной) реальности
Фундаментальное недоверие к естественному языку
Венский кружок: принцип верификации Р. Карнапа«Протокольные предложения» - базисные утверждения на языке науки, выражающие «непосредственно данное» в

Слайд 28VI. Естественность или конвенциональность языка?
Естественное соответствие слова и предмета: «правильность»

языка. Можем ли мы утверждать, что у слов есть только

одно «правильное» значение, обозначающее «правильный» предмет?
Конвенциональное соответствие слова и предмета: единственный источник значений слов – в однозначности словоупотребления, достигаемой путем договоренности и обучения. Можем ли мы произвольно менять значения слов, если хотим, чтобы язык оставался языком?
VI. Естественность или конвенциональность языка?Естественное соответствие слова и предмета: «правильность» языка. Можем ли мы утверждать, что у

Слайд 29Понятие естественного языка
Естественный язык – язык, созданный спонтанно, хаотично, исторически,

нецеленаправленно и иррационально.
Это иррационально, но устойчиво сложившаяся взаимосвязь между

универсумом смыслов, универсумом звучаний и универсумом вещей
Понятие естественного языкаЕстественный язык – язык, созданный спонтанно, хаотично, исторически, нецеленаправленно и иррационально. Это иррационально, но устойчиво

Слайд 30Признаки-функции естественного языка
неограниченная семантическая мощность — принципиальная безграничность смыслового поля

языка, способность к передаче информации относительно любой области наблюдаемых или

воображаемых фактов;
эволютивность — неограниченная способность к бесконечному развитию и модификациям;
манифестируемость в речи — проявление языка в виде речи, понимаемой как конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую или письменную форму;
этничность — неотъемлемая и двусторонняя связь языка с этносом.

Признаки-функции естественного языканеограниченная семантическая мощность — принципиальная безграничность смыслового поля языка, способность к передаче информации относительно любой

Слайд 31Число как самое совершенное имя: превращение языка в знак
Число – подлинное

и точное имя идеи, смысла, лишённое какой бы то ни

было двусмысленности и произвола
Число лишено действительности вещей, которые и являются причиной этого произвола и многозначности
Число имеет природу знака: его бытие равняется его применению – знак указывает на что-то
Знак менее всего подчеркивает свое собственное содержание. Он может не обладать и сходством с тем, на что он указывает; если же он и обладает им сходство это может быть лишь схематическим. Но это значит опять-таки, что все видимое собственное содержание сведено к минимуму, способному прийти на помощь его функции указывания.
Число как самое совершенное имя: превращение языка в знакЧисло – подлинное и точное имя идеи, смысла, лишённое

Слайд 32«Проезд запрещён»

«Проезд запрещён»

Слайд 33Можно ли жить в мире знаков?
В знаке-числе мышление до такой

степени возвышается над само-бытием слов, что отношение слова к предмету

оказывается чем-то вторичным.
Слово в знаке – это просто орудие сообщения, обнаружение и высказывание мысли с помощью голоса.
Можно ли жить исключительно в сфере языка знаков?
Можно ли жить в мире знаков?В знаке-числе мышление до такой степени возвышается над само-бытием слов, что отношение

Слайд 34Можно ли связать знаки в текст?

Можно ли связать знаки в текст?

Слайд 35Превращение слова в термин: Аристотель
Термин – слово, значение которого однозначно

ограниченно и понятийно определено.
Термин – нечто искусственное, насильственное, «окаменевшее

слово» по сравнению с живой жизнью значений естественного языка
Пример поэтического слова и термина «любовь»:
«интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею.» (БЭС)
«Когда без страсти и без дела Бесцветно дни мои текли, Она как буря налетела И унесла меня с земли.» (А. Апухтин)

Превращение слова в термин: АристотельТермин – слово, значение которого однозначно ограниченно и понятийно определено. Термин – нечто

Слайд 36Знак-слово-термин
В отличие от чистого языка знаков логического счисления употребление терминологии

(даже в модусе заимствований) сплетается с живой речью:
«Любовь – как

атом: неисчерпаема, бесконечна, непостижима» (А. Эйнштейн)
«3 + 5 = 8»
Не бывает чисто терминологического словоупотребления, даже самые искусственные, ненормальные для языка выражения возвращаются в живую жизнь языка.
Это ставит вопрос о природе искусственного языка и его связи с естественным языком
Знак-слово-терминВ отличие от чистого языка знаков логического счисления употребление терминологии (даже в модусе заимствований) сплетается с живой

Слайд 37VII. Искусственный язык
Специально разработанный язык для воплощения определенных целей.
Исходная

мотивация: многозначность, неточность и иррациональность естественного языка
«Чему одолжены своими блестящими

успехами науки, слава нынешних времен, торжество ума человеческого? Без сомнения, искусственному языку своему!» (Лобачевский Н.)
Таких языков существует уже более тысячи, и постоянно создаются новые.
VII. Искусственный языкСпециально разработанный язык для воплощения определенных целей. Исходная мотивация: многозначность, неточность и иррациональность естественного языка«Чему

Слайд 38Флаг искусственных языков

Флаг искусственных языков

Слайд 39Проекты искусственных языков
Язык города Уранополиса: петух - „крикун рассвета“, парикмахер

- „смертная бритва“ (Алексарх Македонский)
Lingua Ignota – первый полностью искусственный

«сверхестественный» язык (XIIв.)
Иоганн Тритемий: доказательство возможности сведения всех языков к одному
Lingua Universalis и «чистка языка» XVII и XVIIIвв.: Джон Уилкинс, Локк, Лейбниц
Вспомогательные языки: воляпук (1879), эсперанто (1887)
Язык роботов и людей (2010)
Искусственный художественный язык: Дж. Толкиен, Звёздные войны, Игра престолов и др.
Языки виртуальных государств: таллосский язык (Таллос)



Проекты искусственных языковЯзык города Уранополиса: петух - „крикун рассвета“, парикмахер - „смертная бритва“ (Алексарх Македонский)Lingua Ignota –

Слайд 40VIII. Прагматическое измерение языка: критика логического анализа языка
Софисты: реальность –

это эффект речи.
Прагматика исследует те действия субъектов языкового общения,

в процессе которых:
а) говорящие производят из принадлежащих данной языковой системе смыслы с учётом конкретных условий коммуникации высказывания;
б) участники коммуникации производят интерпретацию этих высказываний, направленную на постижение как буквальных смыслов, так и — с опорой на использование принципов общения — небуквальных смыслов;
в) участники коммуникации стремятся не только выявить и донести смысл, но и повлиять на поведение участников и/или изменение ситуации (суггестия).
VIII. Прагматическое измерение языка: критика логического анализа языкаСофисты: реальность – это эффект речи. Прагматика исследует те действия

Слайд 41Витгенштейн: языковые игры
Язык неотделим от его использования: система конвенциональных

правил, в которых участвует говорящий – понятия приобретают смысл только

если оно включено в ту или иную языковую игру:
Пример:
«Кирпич !»
«Скальпиль ! Ножницы !»
Витгенштейн: языковые игры Язык неотделим от его использования: система конвенциональных правил, в которых участвует говорящий – понятия

Слайд 42Плюрализм осмысленности
Плюрализм смыслов в зависимости от тех смысловых контекстов, в

которые погружена та или иная языковая игра.
Речевой оборот «Солнце восходит»

в рамках современной астрономической теории является не ложным, а бессмысленным; в контексте же языковой игры крестьян или туристов он, напротив того, осмыслен.
Плюрализм осмысленностиПлюрализм смыслов в зависимости от тех смысловых контекстов, в которые погружена та или иная языковая игра.Речевой

Слайд 43Семейное сходство языковых игр
Языковых игр много, но они пересекаются друг

с другом и образуют «семьи» близких языковых игр, когда понятия

одной игры могут перекочевать в понятия другой игры
Общество – «набор языковых игр» (П. Уинч)
Возможна ли мета-игра и арбитр языковых игр? (Витгенштейн: «нет, т.к. Нет универсальной языковой игры»; П. Уинч – «да», т.к. есть базисные критерии «лингвистической смысленности»; Н. Хомски – «универсальная грамматика»)
Семейное сходство языковых игрЯзыковых игр много, но они пересекаются друг с другом и образуют «семьи» близких языковых

Слайд 44Дж. Остин: локуция, иллокуция, перлокуция
Три уровня единого и одновременного речевого

акта:
Локуция (англ. locution ‘оборот речи, речение’) - произнесение высказывания, обладающего

фонетической, лексико-грамматической и семантической структурами. Акцент на значении (смысле).
Пример: «Он сказал, что…»
Иллокуция (лат. il- < in ‘в, внутри’), обладая определённой силой, обеспечивает указание не только на значение выражаемой пропозиции, но и на коммуникативную цель этого высказывания. Конвенционален.
Пример: «Он доказывал, что…»
Перлокуция (лат. per- ‘посредством’) служит намеренному воздействию на адресата, достижению какого-то результата. Не конвенционален.
Пример: «Он убедил меня, что…»


Дж. Остин: локуция, иллокуция, перлокуцияТри уровня единого и одновременного речевого акта:Локуция (англ. locution ‘оборот речи, речение’) -

Слайд 45Условия успеха перлокуции
1) Говорящий должен придерживаться общепринятой конвенциональной процедуры, имея

целью конвенциональный результат. Он должен
а) обладать соответствующим статусом,
б) учитывать конкретные

обстоятельства, включая поведение других участников действия, и
в) произносить определённые слова.
2) Выполнение процедуры обязательно для всех участников.
Все они должны иметь подлинное намерение совершить предполагаемые поступки.
Лицо, совершая обряд бракосочетания, крещения ребёнка, присвоения имени кораблю, объявления войны другому государству, назначения на должность или освобождения от должности, посвящения в рыцари, открытия или закрытия собрания, должно обладать соответствующими полномочиями и уметь употреблять правильные формулы.
Условия успеха перлокуции1) Говорящий должен придерживаться общепринятой конвенциональной процедуры, имея целью конвенциональный результат. Он должена) обладать соответствующим

Слайд 46Дж. Остин: констативы и перформативы
Констативы - дескриптивного характера, обращены к

явлениям мира, локализуемым вне сферы данного высказывания, описывают мир, их

содержание оценивается по шкале «истинно — ложно».
Пример:
Сейчас стоит ясная погода.
Король Франции лыс
Дж. Остин:  констативы и перформативыКонстативы - дескриптивного характера, обращены к явлениям мира, локализуемым вне сферы данного

Слайд 47Дж. Остин: констативы и перформативы
Перформативы – служат преобразованию положений дел

в мире и манипулированию ментальными состояниями и поведением слушающих. Такие

высказывания не истинны и не ложны. Это не просто языковые построения, но реальные действия говорящего.
Пример:
Я прошу тебя дать мне эту книгу на пару дней.
Я прошу тебя извинить меня за опоздание.

Дж. Остин:  констативы и перформативыПерформативы – служат преобразованию положений дел в мире и манипулированию ментальными состояниями

Слайд 48Джон Сёрл: слово - в мир
Высказывания-ассертивы: утверждения фактов, цель

- показать истинное положение вещей в мире.
Высказывания-комиссивы (обещания): цель – показать

показать, как бы мы хотели видеть мир
Высказывания-директивы (приказы, указания): цель – показать что нужно сделать, чтобы изменить мир.
Высказывания-декларативы: делают что-то фактом, представляя вещь, которую мы хотим сделать фактом, как уже состоявшийся факт. Они создают реальность при помощи репрезентации этой реальности как уже существующей.
Джон Сёрл: слово - в мир Высказывания-ассертивы: утверждения фактов, цель - показать истинное положение вещей в мире.Высказывания-комиссивы (обещания):

Слайд 49Институты как эффекты декларативов
«Вся институциональная реальность человечества — деньги, летние отпуска,

водительские удостоверения — все это создается с помощью повторяющейся репрезентации, имеющей логическую

форму декларативов, которые производят статусные функции. Будем называть их декларативами статусных функций. Таким образом, институциональная реальность одновременно создается и поддерживается с помощью многократного применения логической формы репрезентации реальности как уже существующей.» (Дж. Сёрл)
Институты как эффекты декларативов«Вся институциональная реальность человечества — деньги, летние отпуска, водительские удостоверения — все это создается с помощью повторяющейся

Слайд 50Пример эффекта декларатива
Многократное повторение в масс-медиа декларативной аргументации в защиту

и/или против политики РФ в Украине (например, т, что наличие

бендеровцев – это факт) а) повысило рейтинг Путина, б) раскололо общество, в) консолидировало лагеря расколотого общества и г) вдохновило некоторых граждан на прямое участие в военных действиях в Украине (на стороне ополченцев или нацгвардейцев).
Пример эффекта декларативаМногократное повторение в масс-медиа декларативной аргументации в защиту и/или против политики РФ в Украине (например,

Слайд 51Универсальная прагматика Хабермаса
Универсальная (формальная) прагматика: логический анализ речи с целью

реконструкции всеобщих условий возможности языкового взаимопонимания и обеспечения единства разума

в многообразии его аспектов, обеспечения связи экспертных культур (искусственные языки, терминология) с повседневной коммуникацией (естественный язык)
Универсальная прагматика выделяет следующие аспекты коммуникации: когнитивный, интеракционный и экспрессивный, которые связаны с притязаниями речевого акта на значимость соответственно в отношении: а) истины, б) нормативной правильности и в) правдивости говорящего.
Универсальная прагматика ХабермасаУниверсальная (формальная) прагматика: логический анализ речи с целью реконструкции всеобщих условий возможности языкового взаимопонимания и

Слайд 52Универсальность коммуникативных компетенций
Универсальность коммуникативной компетенции: представление о том, что все

люди обладают способностями, благодаря которым они определенным образом выстраивают языковую

коммуникацию.
Коммуникативная компетенция – это способность определенным образом выстраивать диалогическое взаимодействие: вступив в коммуникацию, совершая коммуникативное действие, говорящие, произнося высказывание, устанавливают определенные отношения между этим высказыванием и объективным, субъективным и социальным мирами. Иными словами – выдвигают определенные притязания на значимость (validity claims): внятность (comprehensibility) (соответствует тому, что Хомский называл языковой компетенцией), истинность (соответствие содержания высказывания положению вещей в объективном мире), искренность (соответствие субъективному миру говорящего), нормативность (rightness) (соответствие миру социальных норм).


Универсальность коммуникативных компетенцийУниверсальность коммуникативной компетенции: представление о том, что все люди обладают способностями, благодаря которым они определенным

Слайд 53Идеальная речевая ситуация
Говорящие способны аргументированно подтверждать либо отклонять притязания

на значимость собеседника. В результате взаимодействия говорящие достигают взаимопонимания и

приходят к согласию (идеальная речевая ситуацию)
Взаимопонимание, а значит и согласие достигается далеко не в каждом акте коммуникации: взаимопонимание может так и не быть достигнуто, и в этом случае осуществляется либо переход на другой уровень взаимодействия (дискурсивный, на котором происходит диалогическая рефлексия относительно социальных норм), либо переход от коммуникативного к стратегическому действию, либо прерывание коммуникации.
Однако, несмотря на возможность неудачи, ориентация на идеальную речевую ситуацию (достижения согласия) имеет характер нормативного идеала.

Идеальная речевая ситуация Говорящие способны аргументированно подтверждать либо отклонять притязания на значимость собеседника. В результате взаимодействия говорящие

Слайд 54IX. Проблема границ языка и мышления
Для Платона первичны идеи,

вторичны – вещи (тени идей), а язык – третичен (тень

теней)
Чистое мышление идей, «дианойя» - это беззвучная беседа души с самой собою (логос)
Тем самым Платона впервые поставил проблему связи языка и мышления: Возможна ли мысль, не облечённая в слова? Можем ли мы думать без слов?
IX. Проблема границ языка и мышления Для Платона первичны идеи, вторичны – вещи (тени идей), а язык

Слайд 55Внутреннее слово
Язык как verbum
Аналогия Святой Троицы и семантического треугольника: «Бог-отец

– Бог-сын – Бог-святой дух» = действительность-слово-смысл
«Внутреннее слово» - тезис

о креативном (порождающем) единстве мышления и слова

Внутреннее словоЯзык как verbumАналогия Святой Троицы и семантического треугольника: «Бог-отец – Бог-сын – Бог-святой дух» = действительность-слово-смысл«Внутреннее

Слайд 56Что первично: мышление или речь?
Основоположник  современного  языкознания  В.  Гумбольт (1767—1835)

утверждал, что понятие предшествует слову, ибо в противном случае у

слова нет значения. Таким образом развитие языка шло, по его мнению, в направлении: денотат —концепт — имя.
А.А. Потебня (1835— 1891), выдающийся отечественный лингвист XIX века, считал, что "мысль вскормлена словом" и исторически действовала цепочка: денотат — имя — концепт.
Что первично: мышление или речь?Основоположник  современного  языкознания  В.  Гумбольт (1767—1835) утверждал, что понятие предшествует слову, ибо в

Слайд 57Язык определяет мышление ?
Структура языка определяет структуру мышления (гипотеза Сепира-Уорфа):

говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят.


Грамматические особенности языков европейского ареала («европеизмы») (Хаспельмат)
«Границы язык - это границы мышления»
«О чем невозможно говорить, о том следует молчать» (Виттгенштейн)

Язык определяет мышление ?Структура языка определяет структуру мышления (гипотеза Сепира-Уорфа): говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир

Слайд 58Мышление расширяет границы языка?
В джунглях Амазонки есть племена, в которых

отсутствует понятие времени и прошлого и ряд других понятий. У

племени пираха отсутствуют понятие прошлого и будущего, разделение на множественное и единственное число, понятие собственности. Однако при контакте с представителями цивилизации они могут освоить новые для них понятия.
В процессе более позднего изучения второго языка создаются новые нейронные структуры, что изменяет мозг человека.

Мышление расширяет границы языка?В джунглях Амазонки есть племена, в которых отсутствует понятие времени и прошлого и ряд

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика