Слайд 1ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Слайд 2План
Признаки связного монологического высказывания
Задачи и содержание работы по обучению детей
монологической речи
Типы монологов
Виды занятий по обучению детей рассказыванию
Приёмы обучения
рассказыванию детей дошкольного возраста
Слайд 3Литература
1. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник / В.И. Яшина,
М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:
Академия, 2013. — 446 с.
2. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие / Н. А. Стародубова. — М.: Академия, 2006. — 256 с.
3. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. — М.: Издательство Института психотерапии, 2001. — 237 с.
Дополнительная:
Дошкільна лінгводидактика: Теорія і методика навчання дітей рідної мови в дошкільних навчальних закладах: Підручник / А.М. Богуш; Ред. А.М. Богуш. -2-е вид. доп. - Київ: Вид. Дім "Слово", 2011. - 704 с.
Слайд 6Учёные, изучавшие проблему обучения монологической речи дошкольников
Евгения Александровна Флёрина
Лидия
Александровна Пеньевская
Мария Митрофановна Конина
Алиса Михайловна Бородич
Элеонора Павловна Короткова
Оксана
Семёновна Ушакова
Муза Михайловна Алексеева
Валентина Ивановна Яшина
Алла Михайловна Богуш
Наталья Васильевна Гавриш
Слайд 7Признаки связного монологического высказывания
целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной
мысли);
структурное оформление (наличие структурных частей: начало, середина, конец);
связность
(логические связи между предложениями и частями монолога);
объем высказывания;
плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).
Слайд 8Умения детей по достижению связности монологической речи
понимать и осмысливать тему,
определять ее границы;
отбирать необходимый материал;
располагать материал в нужной последовательности;
пользоваться
средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания;
строить речь преднамеренно и произвольно.
использовать различные способы соединения фраз в тексте
Слайд 9Типичные способы соединения фраз в тексте
Наиболее распространена цепная связь, при
которой основными средствами связи являются местоимения (Митька набрал столько грибов,
что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. Л. Н. Толстой)
Слайд 10лексический повтор (Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к
окну. Окно было открыто...) и синонимическая замена (Красная Шапочка дернула
за веревочку — дверь и открылась. Вошла девочка в домик. Ш. Перро).
Слайд 11Параллельная связь
При параллельной связи :
предложения не сцепляются, а сопоставляются или
противопоставляются
(Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви.
Скрылись юркие ящерицы)
Слайд 12Лучевая связь
чаще используется в описании, когда называется, а затем характеризуется
объект
(Некрасива коровка, да молочко дает. Лоб у нее широк,
уши в сторону, во рту зубов недочет. К. Д. Ушинский)
Слайд 13Задачи и содержание работы по обучению детей монологической речи
2-ая младшая
группа:
учат детей составлять совместно со взрослым небольшие рассказы с помощью
договаривания, повторения;
привлекают к пересказу содержания хорошо знакомых литературных произведений;
формируют элементарные представления о структуре описательного и сюжетного высказывания;
создают условия для стимулирования ребенка к короткому объяснению.
Слайд 14Средняя группа:
учат детей составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, по
содержанию сюжетных картин;
приобщают к составлению рассказов на основе сюжетов
дидактических картин, рассказов о своей деятельности;
учат понимать композиционную структуру рассказа;
знакомят с разными разговорными формами начала, окончания рассказа;
учат пересказывать хорошо знакомые художественные произведения, используя прямую речь, придерживаясь интонационной выразительности речи.
Слайд 15Старший дошкольный возраст
учат логически и последовательно строить рассказ без повторов,
пауз, лишних жестов;
придумывать название текста, употреблять разнообразные художественно-поэтические выражения, поговорки,
фразеологизмы, обращения, восклицания, вводные слова, прямую речь.
составлять описательные рассказы, загадки об игрушках;
Слайд 16составлять сюжетные рассказы по содержанию картин и на заданную тему;
составлять
рассказы из личного опыта, творческие рассказы по опорным словам,
придумывать
продолжения истории, начатой воспитателем;
пересказывать рассказы и сказки близко к тексту,
развивают объяснительную речь,
учат анализировать собственные рассказы и своих товарищей
Слайд 17Типы монологов
В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа
монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты).
Слайд 18Описание
— это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий
тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков,
качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету.
Слайд 19Повествование
— это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является
сюжет, развертывающийся во времени.
Структура повествования жесткая, т. е. она
требует определенной последовательности, не допускает перестановки (начало события, его развитие и конец).
Слайд 20Рассуждение
— это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении
содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные
связи и отношения.
Слайд 21В рассуждении обязательны две смысловые части: первая — то, что
объясняется или доказывается; вторая — само объяснение или доказательство. В
его структуре выделяются тезис (обычно начальное предложение), доказательства выдвинутого тезиса и вывод-заключение.
Слайд 22В зависимости от вида деятельности (воспроизведение или самостоятельное изложение)
Пересказ —
это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе
ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи).
Рассказ — это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.
Слайд 23В зависимости от источника высказывания рассказы:
по игрушкам и предметам
по картине
из опыта
творческие рассказы.
Слайд 24В зависимости от ведущего психического процесса,
на который опирается детское рассказывание,
в методике принято выделять рассказы:
по восприятию;
по памяти;
по
воображению.
Слайд 25ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ
(классификация Н.В. Гавриш)
На основе восприятия наглядности:
составление
описательного рассказа по картине
составление сюжетного рассказа по картине
сравнительное описание двух
игрушек
составление сюжетного рассказа по серии картин
составление описательного рассказа по содержанию пейзажной картины
Слайд 26По памяти
пересказ литературных произведений;
составление рассказов из личного или коллективного опыта;
коллективное
составление рассказов из опыта;
Составление рассказа-описания предмета
Слайд 27
На основе действия воображения
- составление рассказа по заданному началу;
составление творческого
рассказа (сказки) по опорным словам;
составление сказочной истории (творческого рассказа) по
заданному плану;
составление творческого рассказа на предложенную педагогом тему;
составление сценария на основе короткого литературного рассказа
Слайд 29Приёмы обучения рассказыванию
совместное рассказывание
инсценировки с игрушками
структурно-синтаксическая схема
коментированное рисование
образец
рассказа
частичный образец
анализ образца рассказа
план рассказа
коллективное обсуждение
плана
Слайд 30коллективное составление рассказа;
составление рассказа подгруппами — «командами»;
составление рассказа
по частям;
моделирование;
Слайд 31Приемы наглядного моделирования
Пиктограммы
Заместители
Схемы
Мнемотаблицы
Слайд 32Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова
Слайд 41-оценка детских монологов;
- вспомогательные вопросы;
-указания;
- исправление ошибок;
- подсказ
нужных слов;
-прослушивание детьми своих рассказов