Слайд 1ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ КАК ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ
РЕЧИ
Слайд 2Системы работы по обучению грамоте детей с нарушениями речи
Г.А.
Каше, Т. Б. Филичева «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического
строя речи»
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»
Т.А. Ткаченко «Подготовка дошкольников к чтению и письму : фонетическая символика»
Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
Слайд 3Г.А. Каше, Т. Б. Филичева «Программа обучения детей с недоразвитием
фонетического строя речи»
Для детей подготовительной группы
Рассчитана на 10 месяцев (сентябрь
- июнь)
Обучение грамоте начинается только после 4—5 месяцев устных упражнений, имеющих в виду овладение звуковым составом языка
Условные обозначения: фишки (красные для гласных, чёрные для твёрдых, синие для мягких согласных)
Слайд 4
Порядок изучения звуков и букв
I период: у,
а, и, э, п, т, к, л', о, х, (к-х),
йот, (л'-йот), ы, (ы-и), с
II период: с—с', з—з', с—з, ц, с—ц, т, б, б—п, д, д—т, г, г—к, ш, с—ш, л, ж, ш—ж, з—ж, с—ш—з—ж, р, р—л, р', р—р', л—л‘
III период: ч, щ, ч-т', ч-с-с', щ-ч, щ-ш, щ-ч-с'-т'.
Слайд 5Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста»
Последовательность изучения звуков дается в соответствии с программой обучения
Г.А. Каше.
Обучение грамоте начинается с середины второго года обучения: 2 период – 1 фронтальное занятие,3 период – 2 занятия.
Слайд 6Т.А. Ткаченко «Подготовка дошкольников к чтению и письму : фонетическая
символика»
Обучение грамоте рассчитано на два года – в старшей и
подготовительной к школе группах
Последовательность изучения звуков и букв по системе Г.А. Каше.
Применяет зрительные символы звуков речи (знаки)
Есть тетради на печатной основе
Слайд 8Символами гласных звуков являются геометрические формы красного цвета. Их внешний
вид напоминает очертания губ при артикуляции соответствующих звуков.
Звук А
Звук О
Звук
У
Звук И
Звук Ы
Слайд 9Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее , поэтому для
их обозначения используется зрительный образ предмета или объекта, способного издавать
соответствующий звук.
КОРОВА МЫЧИТ
Звук М
ДЕВОЧКА ПЛАЧЕТ
Звук Н
ВЕТЕР ВОЕТ
Звук В
Звук Ф
ФОНТАН ШУМИТ
Слайд 10
Жестовый символ подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы
каждого согласного звука, создавая дополнительную опору для его восприятия и
расширяя звуковую рецепцию.
Звук X
ГРЕЕМ ЗАМЁРЗШИЕ РУКИ
Звук П
ПАРОВОЗИК ПЫХТИТ
Звук Д
БАРАБАН ЗВУЧИТ
Слайд 11Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Автор: Н.В.
Нищева
Слайд 13Обучение грамоте начинается со средней группы
Содержание обучения грамоте распределено по
кварталам.
Звук дается одновременно с соответствующей ему буквой
Процесс должен строиться
только на материале правильно произносимых звуков
В подготовительной группе изучается алфавитное название букв
Есть УМК
Слайд 15Значение заданий в тетради для детей:
1. Обеспечивают развитие фонематического слуха
и фонематического восприятия.
2. Совершенствуют навыки звукового анализа и синтеза.
3. Создают
условия для ориентировки ребенка в слоговом составе слов и понимания важности правильного расположения слогов в каждом слове.
4. Развивают различные стороны психической деятельности: внимание, память, мышление.
5. Формируют умение понимать учебную задачу и разрешить ее самостоятельно.
6. Формируют навык самоконтроля и самооценки.
Слайд 16Значение заданий в тетради для педагога:
Обеспечивает познавательный интерес и устойчивость
произвольного внимания у детей.
Дает возможность каждому ребенку участвовать в процессе
выполнения заданий.
Снимают трудности подбора дидактического материала для работы с детьми.
Позволяют контролировать уровень усвоения программного материала каждого ребенка на каждом занятии.
Дают возможность использовать задания как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.
Рекомендуемые задания могут органически влиться в любую программу, по которой работает педагог.
Слайд 18Обучение имеет успех лишь тогда, когда учитель свободно владеет материалом,
как послушным орудием,
а не рабски следует той или другой методе
И. Успенский