Разделы презентаций


ОГЭ по русскому языку: задание 15 (сочинение-рассуждение)

Содержание

Сочинением-рассуждениемоцениваются умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, адекватно передавать её в собственном письменном высказывании;выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводя как собственные аргументы, так и извлечённые из исходного текста;

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ОГЭ по русскому языку: задание 15 (сочинение-рассуждение)

ОГЭ по русскому языку: задание 15  (сочинение-рассуждение)

Слайд 2Сочинением-рассуждением
оцениваются умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, адекватно передавать

её в собственном письменном высказывании;
выражать свою точку зрения на освещаемую

тему, приводя как собственные аргументы, так и извлечённые из исходного текста;

учитываются практические умения, необходимые для повседневной речевой практики: речевое оформление, грамотность.

Сочинением-рассуждениемоцениваются умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, адекватно передавать её в собственном письменном высказывании;выражать свою точку

Слайд 3Основные признаки текста
смысловая цельность
структурная связность
членимость
связность
законченность
логика развития замысла

Основные признаки текстасмысловая цельностьструктурная связностьчленимостьсвязностьзаконченностьлогика развития замысла

Слайд 4Сочинение-рассуждение

9. 1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания К. Г. Паустовского:

«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего

нельзя было бы передать русским словом».


9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл
финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки –
их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».



9.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Сочинение-рассуждение9. 1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания К. Г. Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в

Слайд 5Сочинение-рассуждение

15.1


15.2


15.3

наличие определённой темы;
наличие основной мысли;
смысловая и структурная

связность;
композиционная стройность;
точность, богатство и выразительность речи.

Сочинение-рассуждение15.115.215.3 наличие определённой темы; наличие основной мысли; смысловая и структурная связность; композиционная стройность; точность, богатство и выразительность

Слайд 6Структура
сочинения-рассуждения
Вступление-тезис
Основная часть – доказательства (аргументы)
Заключение – вывод

Структура сочинения-рассужденияВступление-тезисОсновная часть – доказательства (аргументы)Заключение – вывод

Слайд 7Умения, проверяемые заданием 9.1:
извлекать информацию из текста, адекватно понимать и

интерпретировать её в соответствии с темой и заданным типом речи
уметь

создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста

уметь создавать письменное высказывание по заданным параметрам

отбирать для анализа языковые явления

аргументировать теоретический тезис

логически последовательно излагать свою точку зрения

Умения,  проверяемые заданием 9.1:извлекать информацию из текста, адекватно понимать и интерпретировать её в соответствии с темой

Слайд 8Сформулировать собственный тезис на основе высказывания автора. (Тезис, т.е. положение,

подлежащее доказательству, должен представлять собой интерпретацию заявленной фразы автора на

теоретическом уровне)
Привести различные доказательства (аргументы) этого тезиса – не менее 2-х аргументов из текста, иллюстрирующих различные языковые явления.
сделать вывод-заключение, подтверждающий заданный тезис.


Алгоритм написания сочинения-рассуждения
на лингвистическую тему 9.1

Сформулировать собственный тезис на основе высказывания автора. (Тезис, т.е. положение, подлежащее доказательству, должен представлять собой интерпретацию заявленной

Слайд 9Рассуждения по основным разделам языкознания

лексика


грамматика

многозначность;
лексика с точки зрения

стилистической окраски;
слова одной тематической группы;
лексика с точки зрения

активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы);
лексика с точки зрения происхождения;
профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы;
синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;
фразеологизмы;
тропы (метафора, метонимия, гипербола, олицетворение, сравнение, синекдоха, литота, эпитет и др.);
стилистические фигуры (антитеза, оксюморон, анафора и др.)

словосочетания с разными видами подчинительной связи;
предложения по цели высказывания;
предложения по эмоциональной окраске;
дву- и односоставные предложения;
неполные предложения;
распространенные и нераспространенные предложения;
обособленные члены предложения, однородные члены предложения, обращения, вводные слова и предложения, вставные конструкции;
прямая и косвенная речь.

Рассуждения по основным разделам языкознаниялексикаграмматика многозначность; лексика с точки зрения стилистической окраски; слова одной тематической группы; лексика

Слайд 10Речевые клише для вступления
Безусловно, …
Разумеется, …

Конечно, …
Я считаю, …
По моему

мнению, …
Мне вкажется, …
На мой згляд, …
Я думаю, что …
Автор убежден, что …
Бесспорно мнение автора о том, что …
Докажем (покажем, продемонстрируем, проиллюстрируем, подтвердим) это на примерах (примерами) из текста.
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Я (полностью) согласен с …
Не могу не согласиться с …
Я разделяю точку зрения …
Я поддерживаю мнение …
Речевые клише для вступления Безусловно, …  Разумеется, …  Конечно, …  Я считаю, … По

Слайд 11Речевые клише для вступления
В подтверждение этого тезиса приведу пример,

демонстрирующий лексическое (или грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною

текста.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению.
В качестве примера можно привести предложение … текста.
Проиллюстрировать это лексическое (грамматическое) явление можно на примере … предложения текста.
Рассмотрим … предложение. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … Это подтверждает вывод о том, что …
Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № … .
В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как … .

Речевые клише для вступления В подтверждение этого тезиса приведу пример, демонстрирующий лексическое (или грамматическое) явление, из …

Слайд 12Речевые клише для заключения
Таким образом, …
Итак, …

Значит, …
Следовательно, …
Исходя из сказанного, …
Нам удалось

доказать, что …
Мы пришли к выводу о том, что …
Речевые клише для заключения Таким образом, … Итак, … Значит, … Следовательно, … Исходя из сказанного, …

Слайд 13Умения, проверяемые заданием 9.2:
адекватно понимать информацию из прочитанного текста
понимать основную

мысль прочитанного текста
уметь создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста
уметь

создавать письменное высказывание по заданным параметрам

уметь устанавливать авторскую позицию в тексте, формировать её

уметь выражать личностно-эмоциональное отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме

логически последовательно излагать свою точку зрения

Умения,  проверяемые заданием 9.2:адекватно понимать информацию из прочитанного текстапонимать основную мысль прочитанного текстауметь создавать собственное высказывание

Слайд 14Вступление-тезис
Тезис – это мысль, которую надо доказать
Тезис – это главная

мысль автора текста, которую надо обосновать, доказать или опровергнуть
Тезис чаще

всего в тексте
развёртывается поэтапно
Вступление-тезисТезис – это мысль, которую надо доказатьТезис – это главная мысль автора текста, которую надо обосновать, доказать

Слайд 15Как выделить тезис
из высказывания
Прочитать текст и разделить его на

части.
Выписать из каждой части предложение, выражающее главное суждение.
Соединить смысловыми союзами,

выделенные части тезиса и сформулировать его целиком.
Как выделить тезис из высказыванияПрочитать текст и разделить его на части.Выписать из каждой части предложение, выражающее главное

Слайд 16Речевые клише
для вступления
Автор текста приглашает читателя к размышлению над

вопросом…
Смысл финала текста говорит нам о том, что…


Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста…
Текст заканчивается словами : «…». Полагаю, речь идёт о том, что…
Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что…
В этом фрагменте автор говорит о том, что…
Смысл данного отрывка я пониманию так: …
Речевые клишедля вступления Автор текста приглашает читателя к размышлению над  вопросом… Смысл финала текста говорит нам

Слайд 17Речевые клише
для основной части
Справедливость этого высказывания можно доказать, обратившись

к предложению…
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

Подтвердить эту мысль можно примером из … предложения текста.
Предложение № … подтверждает мысль о том, что…
Речевые клишедля основной части Справедливость этого высказывания можно доказать, обратившись к предложению… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к

Слайд 18Речевые клише
для заключения
Вводные слова (итак, следовательно, значит, таким образом)

Мы пришли к выводу о том, что…
Подводя итог вышесказанному,

можно сказать…
Делая выводы из выбранных нами доказательств…, и т.д.
Речевые клишедля заключения Вводные слова (итак, следовательно, значит, таким образом) Мы пришли к выводу о том, что…

Слайд 19Умения, проверяемые заданием 9.3:
адекватно понимать информацию из прочитанного текста
понимать основную

мысль прочитанного текста
уметь создавать собственное высказывание на основе
прочитанного текста
уметь

создавать письменное высказывание по заданным параметрам

уметь устанавливать авторскую позицию в тексте, формировать её

уметь выражать личностно-эмоциональное отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме

логически последовательно излагать свою точку зрения

Умения, проверяемые заданием 9.3:адекватно понимать информацию из прочитанного текстапонимать основную мысль прочитанного текстауметь создавать собственное высказывание на

Слайд 20Примерная формулировка
задания 9.3
Как Вы

понимаете значение слова … ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами

определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «…», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.



Примерная формулировказадания 9.3      Как Вы понимаете значение слова … ? Сформулируйте и

Слайд 21При написании вступления тезисом должно стать определение нравственного понятия, данное

вами.
Задайте себе вопрос: как я это понимаю?
Определение постарайтесь дать одним

предложением.

Прокомментируйте его.

При написании вступления тезисом должно стать определение нравственного понятия, данное вами.Задайте себе вопрос: как я это понимаю?Определение

Слайд 22В основной части надо показать не только умение анализировать текст,

но и способность к обобщению жизненных фактов.
Лучше и убедительнее аргумент,

взятый из литературы, публицистики или основан на исторических примерах.
В основной части надо показать не только умение анализировать текст, но и способность к обобщению жизненных фактов.Лучше

Слайд 23В заключении нужно ещё раз вернуться к определению понятия ,

но уже в самом общем виде, показав его значение не

только для вас, но и для людей вообще.
В заключении нужно ещё раз вернуться к определению понятия , но уже в самом общем виде, показав

Слайд 24
Прочитайте текст. Когда я учился в школе, два предмета

не давались мне совершенно – пение и рисование. (2)Пение, что естественно, недоступно

было ребёнку, у которого абсолютно не было слуха. (3)Но эта проблема решалась пунктуальным посещением школьного хора, где я пел еле слышно, а за это моё усердие ставили твёрдую четвёрку, и я был этим страшно доволен. (4)А вот с рисованием всё обстояло намного хуже. (5)Поэтому в шестом классе, когда уже за вторую четверть мне «светила» тройка, родители меня предупредили, что если тройка в четверти и в самом деле окажется, то на каникулах на экскурсию в столицу с классом я не поеду, и никакие слёзы при этом мне не помогут. (6)Вот почему, когда наш учитель по рисованию, Эдмунд Антонович, почти перед самым окончанием второй четверти объявил, что на следующем уроке у нас будет рисунок на оценку, я понял бесповоротно, что столицы не видать как своих ушей. (7)Эдмунд Антонович пришёл к нам в класс только в этом году и только на этот год. (8)Вообще-то он вёл изостудию для одарённых детей во Дворце пионеров, а к нам его привели неизвестные мне обстоятельства. (9)Я не знаю, как он там в своей изостудии с одарёнными управлялся, но с нами, обыкновенными, управиться он не мог, но всё время что-то усердно рисовал и показывал у доски, абсолютно не обращая внимания на творившийся тарарам. (10)Одно только было в нём плохо: оценки он ставил страшно придирчиво, и я у него из-за этого не вылезал из троек, а от предстоящей классной работы зависело для меня буквально всё. (11)Наконец наступил этот трижды проклятый день! (12)Эдмунд Антонович, сияя, как в праздник, вошёл в класс и объявил, что сегодня состоится-таки классная работа, на которой мы должны будем нарисовать рисунок на тему «Первый снег».
Прочитайте текст.  Когда я учился в школе, два предмета не давались мне совершенно – пение и рисование.

Слайд 25
(13)Я несколько раз прилежно начинал рисовать и сразу почти

бросал, потому как рисунки мои выглядели так страшно, что мне

даже в голову не пришло бы сдавать их, – всё равно была бы верная двойка. (14)Это была катастрофа! (15)Теперь всё было кончено! (16)И тогда я от полной безысходности решился на дикий поступок. (17)Я открыл в тетради для рисования чистый лист и всеми цветными карандашами, которые у меня были, вместо рисунка, написал на нём крупными буквами следующее. (18)КАРТИНА. (19)ПЕРВЫЙ СНЕГ. (20)Утро. (21)Ночью был снегопад. (22)Это был первый снег в этом году. (23)Снег шёл долго, и теперь красная черепица на крышах маленьких домиков под снегом почти не видна. (24)Одни только красные трубы торчат, а из труб высоко поднимаются к небу хвосты белого и неподвижного дыма. (25)Снег на деревьях, на крышах и на дорогах. (26)Он искрится под утренним солнцем и слепит глаза. (27)Дети кричат и смеются, катают огромные снежные шары и лепят из них весёлых снеговиков. (28)Один уже даже готов, и у него вместо рук две лыжные палки. (29)А с высокой горы перед домиками спускаются к детям клоуны, и в руках у них замечательные воздушные змеи и цветные шары. (30)6б класс, Крамер Александр. (31)Урок рисования был один раз в неделю, и я просто не знаю, как дожил до следующего урока. (32)Помню, что даже любимые свои книжки не мог читать ни минуты, потому что не понимал ни слова, и на уроках тоже присутствовал только физически, а все мои мысли были заняты тем, что я натворил, и тем, что после этого будет. (33)Поэтому, когда на следующем уроке рисования Эдмунд Антонович раздал нам наши альбомы, я чуть не лишился сознания, с ужасным предчувствием открывая свой проклятый «рисунок». (34)И вдруг… (35)Я не верил своим глазам: на злополучном листе стояла огромная красная пятёрка, которую держал в руках маленький рыжий клоун! (36)А потом пятёрка появилась и в классном журнале!(По А.Б. Крамеру)* * Крамер Александр Борисович – современный публицист.


(13)Я несколько раз прилежно начинал рисовать и сразу почти бросал, потому как рисунки мои выглядели

Слайд 26Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем. Пришлите в напечатанном виде

в Дн. Ру к следующему уроку русского языка
9. 3. Как

Вы понимаете значение выражения НЕУВЕРЕННОСТЬ  В СЕБЕ?

9. 1. «Главная задача речи — творить новые образы, вливать их сверкающее великолепие в души людей» (А. Белый)

9.2. Как Вы понимаете значение фразы: «Я несколько раз прилежно начинал рисовать и сразу почти бросал, потому как рисунки мои выглядели так страшно, что мне даже в голову не пришло бы сдавать их..»

Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем. Пришлите в напечатанном виде в Дн. Ру к следующему уроку русского

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика