Разделы презентаций


Определение содержания текста

Содержание

Определите и запишите основную мысль текста.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Определение содержания текста

 Определение содержания текста

Слайд 2Определите и запишите основную мысль текста.

Определите и запишите основную мысль текста.

Слайд 3(1)Этим летом мне довелось ехать в поезде вместе с мальчиком

лет двенадцати и его мамой. (2)Он сидел, уткнувшись в книгу,

и увлечённо читал «Тараса Бульбу» Гоголя.
— (3)Мой сын прямо-таки глотает книги, — сказала женщина. — (4)В отличие от многих его сверстников, он очень начитанный.
(5)Я поинтересовалась, книги каких авторов он читал, и паренёк вытащил из рюкзака блокнот с длинным списком произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей. (6)Я обрадовалась: значит, и среди современных подростков встречаются книгочеи!
— (7)Мы в классе соревнуемся, кто за лето больше книг прочтёт, — сообщил он. — (8)Я в прошлом году был первым.
(9)У меня на коленях лежал томик Льва Николаевича Толстого, раскрытый на страницах повести «Хаджи-Мурат», и я углубилась в чтение.
— (10)А вы за сколько минут страницу прочитываете? — вдруг услышала я голос паренька.
— (11)Не заметила... не считала!
— (12)А я заметил: пока вы пятнадцать страниц прочитали, я уже двадцать три успел!

(1)Этим летом мне довелось ехать в поезде вместе с мальчиком лет двенадцати и его мамой. (2)Он сидел,

Слайд 4— (13)Да зачем ты торопишься? (14)Не торопись, вдумывайся в то,

что читаешь, иначе пропустишь что-нибудь важное.
— (15)Важное-то я не пропущу,

— ответил он самоуверенно. — (16)Я только описания природы пропускаю, всякие там облака, цветочки-лепесточки.
(17)Поезд уже подходил к станции, а мне так хотелось поговорить с юным попутчиком. (18)«А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь, — хотела я сказать ему. — (19)Из книги берёшь самую малость, только цепочку событий. (20)А книга готова дать тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк...» (21)И пока мне думалось, что этих слов он вовсе не поймёт, пока я сердилась сама на себя, решая, как бы мне растревожить этого самоуверенного мальчишку, поезд стал замедлять ход.
(22)Мать мальчика, обращаясь ко мне, восхищённо сказала:
— Вы только взгляните! (23)Он уже проглотил книгу!
(24)И тут я, наверное, обидела её.
— (25)Вы заблуждаетесь,— ответила я. — (26)Он вовсе не умеет читать.
— (13)Да зачем ты торопишься? (14)Не торопись, вдумывайся в то, что читаешь, иначе пропустишь что-нибудь важное.— (15)Важное-то

Слайд 5Пояснение.Основная мысль текста: Если читать книгу вдумчиво, ничего не пропуская,

то она даст тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит

понимать даже то, что содержится между строк.
ИЛИ Умение читать заключается не в быстром «проглатывании» книги, а в понимании прочитанного и скрытого между строк.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
Пояснение.Основная мысль текста: Если читать книгу вдумчиво, ничего не пропуская, то она даст тебе бесценный клад мыслей

Слайд 6(1) Проведение Олимпийских игр — почётная и ответственная миссия. (2)

В 2014 году честь принимать спортивные соревнования наивысшего уровня выпала

России.
(3) Пятнадцать зимних спортивных дисциплин, объединённых в семь олимпийских видов спорта, входили в программу зимних Олимпийских игр 2014. (4) Сюда вошли три коньковых вида, шесть лыжных видов, два вида бобслея, а также четыре отдельных вида спорта.
(5) Игры в Сочи вошли в историю как самые-самые по ряду показателей.
(6) Самым большим олимпийским объектом в Сочи стал главный олимпийский стадион «Фишт», который вмещает сорок тысяч зрителей.
(7) Эстафета Олимпийского огня стала самой протяженной и самой продолжительной за всю историю проведения таких соревнований. (8) Она преодолела за сто двадцать три дня шестьдесят пять тысяч километров пути по всей России.
(9) Общая сумма затрат на организацию соревнований делает мероприятие самым дорогим в истории проведения Олимпийских Игр.
(10) Для зимних Олимпийских игр в Сочи было изготовлено рекордное количество наград за всю историю зимних соревнований, а именно 1300 медалей. (11) На их изготовление ушло около 3 кг золота, 2 т серебра и 700 кг бронзы. (12) Кроме того, награды этих Олимпийских игр стали и самыми большими в истории, так как имеют диаметр десять сантиметров, а толщину — один сантиметр.
(13) Сочи стал одним из самых теплых городов, принимающих Зимнюю Олимпиаду.
(1) Проведение Олимпийских игр — почётная и ответственная миссия. (2) В 2014 году честь принимать спортивные соревнования

Слайд 7Пояснение.Основная мысль текста: Олимпийские игры в Сочи вошли в историю

как самые-самые по ряду показателей.

Пояснение.Основная мысль текста: Олимпийские игры в Сочи вошли в историю как самые-самые по ряду показателей.

Слайд 8(1) Телега въехала в вековой сосновый лес. (2) В траве,

на обочине дороги что-то белело. (3) Я соскочил с телеги,

нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. (4) На ней была надпись чёрной краской. (5) Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах над Соротью, на песчаных косогорах по дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озёр Маленца и Петровского — всюду звучали из травы, из вереска, из сухой земляники пушкинские строфы.
(6) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское.
(7) Я вспоминаю леса, озёра и небо. (8)Это почти единственное, что уцелело здесь от пушкинских времён. (9)Здешняя природа не тронута никем.
(10) Её очень берегут. (11) Когда понадобилось провести в заповедник электричество, то провода решили вести под землёй, чтобы не ставить столбов. (12) Столбы сразу же разрушили пушкинское очарование этих пустынных мест.
(1) Телега въехала в вековой сосновый лес. (2) В траве, на обочине дороги что-то белело. (3) Я

Слайд 9Пояснение.Основная мысль текста: места, где жил и творил А. С. Пушкин, дороги

сердцу русского человека как святыня.

Пояснение.Основная мысль текста: места, где жил и творил А. С. Пушкин, дороги сердцу русского человека как святыня.

Слайд 10(1) Исполинские горы крепко запрятали нас от мира... (2) Иду

осторожно. (3) Жмусь к стене. (4) Висну над сильно скошенным

карнизом. (5) В самом узком месте опасность слишком близка.
(6) Кучум (собака) идёт легко, ни разу не натянул поводок.
(7) И вдруг... (8)Выступ отламывается, вместе с ним падает вниз головою Трофим. (9)Бросаюсь на помощь. (10) Ловлю его за ногу, но удержать почти на весу не хватает сил. (11) Под ногами тает опора, и мы оба начинаем сползать к краю отвесного карниза... (12) Но в последний момент, когда нас уже готова была поглотить пропасть, меня что-то сильно потянуло назад, и этого оказалось достаточно, чтобы восстановить равновесие, Трофим успевает схватиться рукою за выступ.
(13) Расклиниваю ноги, прижимаюсь спиной к скале. (14) Трофим всё ещё виснет над провалом. (15)Только теперь вспоминаю про Кучума, привязанного своркой к моему поясу. (16)Собака, упершись лапами в камень и скрючив от натуги спину, всё ещё удерживается на поводке, хотя в этом уже нет надобности. (17)Верный мой Кучум! (18) Это он спас нас от гибели. (19)Удивительно, как не лопнул ремешок, соединяющий наши жизни!..
(20)Наконец-то мне удаётся оттащить Трофима от опасного места. (21)…Сразу трудно разобраться в том, что мы пережили за какую-нибудь минуту, а то и меньше.
(1) Исполинские горы крепко запрятали нас от мира... (2) Иду осторожно. (3) Жмусь к стене. (4) Висну

Слайд 11Пояснение.Основная мысль текста: В опасный момент собака ценой неимоверных усилий

спасла жизнь людям.

Пояснение.Основная мысль текста: В опасный момент собака ценой неимоверных усилий спасла жизнь людям.

Слайд 12(1)Однажды у меня была встреча с семьёй медведей. (2)Как-то летом

среди дня я плыл на небольшой лодочке вниз по течению

реки. (3)За одним из крутых поворотов я неожиданно увидел на песчаном берегу медведицу с тремя совсем маленькими медвежатами. (4)Лодка двигалась бесшумно, поэтому удалось застать зверей врасплох.
(5)Медведица, держа одного из медвежат лапой за голову и погружая в воду, купала его. (6)Два других малыша смирно сидели тут же на берегу, у самой воды, наблюдая за купанием, в ожидании очереди получить ванну…
(7)Медведица вскоре заметила меня, зарычала, приглашая медвежат, и пошла в кусты. (8) После этого два медвежонка побежали за матерью, а третий не послушался матери и остался на берегу, рассматривая меня. (9)Мать грозно зарычала, призывая отставшего, но это не помогло; медвежонок только оглянулся на нее и продолжал сидеть на месте. (10)Медведица, рявкая, возвратилась на берег и ударила лапой любопытного детеныша. (11)Тот жалобно заскулил и проворно побежал от воды впереди медведицы. (12)Все звери скрылись в кустах.
(1)Однажды у меня была встреча с семьёй медведей. (2)Как-то летом среди дня я плыл на небольшой лодочке

Слайд 13Пояснение.Основная мысль текста: это удивительно, что медведица-мама тоже купала своих

медвежат.

Пояснение.Основная мысль текста: это удивительно, что медведица-мама тоже купала своих медвежат.

Слайд 14(1) Человек, которого мучит бессонница, обычно жалуется: «Я всю ночь

не сомкнул глаз». (2) А рыбы всю жизнь не смыкают

глаз. (3) Как же они спят?
(4) В Баренцевом море исследователи, опускавшиеся на разные глубины в гидростате «Север-I», видели неподвижных спавших рыб. (5) Другие учёные узнали, что у морских рыб, например, режим дня очень строгий — на сон не больше часа в сутки.
(6) Но есть и среди рыб свои сони и лежебоки. (7) Основательно устраиваются на ночь некоторые прибрежные тропические рыбки: подыскивают себе подходящую пещеру и «заваливаются» там набок. (8)Попугаи (ярко окрашенные рыбки, живущие у коралловых рифов) не забывают и про «ночную рубашку». (9)Уютно устроившись под камнем или кораллом, они выпускают прозрачную клейкую жидкость и окутывают ею себя. (10) Проснулся — рубашку прочь!
(11) Но большинству рыб не до сладких сновидений. (12) Спят тревожно и чутко. (13)И в дремоте одолевают их всякие рыбьи заботы: не уплыл бы из-под носа лакомый кусочек, не оказаться бы самому в пасти у зубастого соседа.
(1) Человек, которого мучит бессонница, обычно жалуется: «Я всю ночь не сомкнул глаз». (2) А рыбы всю

Слайд 15Пояснение.Основная мысль текста: Интересно наблюдать, как спят рыбы. В этом

наблюдении ждёт вас много удивительного.

Пояснение.Основная мысль текста: Интересно наблюдать, как спят рыбы. В этом наблюдении ждёт вас много удивительного.

Слайд 16(1) В нашем лесу растёт чудо-дерево — берёза! (2) Я

знаю: даже те, кто любит это дерево, не очень поверят

мне. (3) Что в нём чудесного? (4) Красивое — да, спору нет. (5) А вот насчёт чуда…
(6) Берёза — единственное в мире дерево с белой корой. (7) Вот оно, чудо первое! (8) Объясняется это тем, что в коре берёзы есть особое вещество — бетулин.
(9) Для чего берёзе бетулин? (10) Почему её кора белая? (11) Тут мы познакомимся с чудом вторым.
(12)Если в жаркий день дотронешься до ствола берёзы, то заметишь, что даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным. (13) Ведь бетулин окрашивает кору в белый цвет, а белый цвет отражает солнечные лучи. (14)Вот и остаётся ствол берёзы прохладным…
(15)А разве не чудо — берёза с тёмно-вишнёвой, тёмно-коричневой или даже чёрной корой? (16)К тому же древесина у этой берёзы по прочности не уступает многим металлам. (17) Она так и называется — железная…
(18)В мире существует более 100 видов берёзы. (19)В нашей стране «проживает» около 50 из них.
(1) В нашем лесу растёт чудо-дерево — берёза! (2) Я знаю: даже те, кто любит это дерево,

Слайд 17Пояснение.Основная мысль текста: У березы есть удивительные свойства, поэтому её

ещё называют чудо-деревом.

Пояснение.Основная мысль текста: У березы есть удивительные свойства, поэтому её ещё называют чудо-деревом.

Слайд 18(1)Две женщины брали воду из колодца. (2)Подошла к ним третья.

(3)И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
(4)Вот говорит одна женщина

другой:
(5)— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
(6)— А мой поёт, как соловей. (7)Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.
(8)А третья молчит.
(9)— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
(10)— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нет.
(11)Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. (12)А старичок — за ними. (13)Идут женщины, останавливаются. (14)Болят руки, плещется вода, ломит спину.
(15)Вдруг навстречу три мальчика выбегают. (16)Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. (17)Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.
(18)А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
(19)Спрашивают женщины старичка:
(20)— Ну что? Каковы наши сыновья?
(21)— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
(1)Две женщины брали воду из колодца. (2)Подошла к ним третья. (3)И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.(4)Вот

Слайд 19Пояснение.Основная мысль текста: только одна женщина смогла правильно воспитать сына,

который становится помощником и надёжной опорой матери.

Пояснение.Основная мысль текста: только одна женщина смогла правильно воспитать сына, который становится помощником и надёжной опорой матери.

Слайд 20(1)Это было летом, а может весной, это могло случиться в

любое время года.
(2)Однажды рано утром ласковый лучик солнышка заглянул в

окошко к маленькому мальчику и нежно дотронулся до его личика. (3)«Просыпайся, малыш, — прошептал лучик, — посмотри в окошко». (4)Легко вскочив с кроватки, мальчик подбежал к окошку. (5)Яркое солнце ослепило мальчика. (6)Он зажмурился. (7)Немного подождав, он все же распахнул свои реснички и увидел, а может, это ему показалось, что все растения, деревья, цветы радуются встрече с ним. (8)«Я должен сделать что-то очень хорошее», — подумал мальчик и побежал на улицу. (8)Солнышко вновь ослепило мальчика. (9)Небо было синее и, казалось, полностью охватывало землю с ее бархатной травкой, деревьями и цветами. (10)Пели птички и их голоса были созвучны со звуками природы: шелест листьев, журчанье ручейка. (11)Во всем этом было что-то волшебное.
(12)И вдруг мальчик явно услышал, что кто-то ласково сказал: «Это твоя Родина, малыш, цветы, поля, леса и озера — это твоя Родина, земля, на которой живут люди и ты, малыш, — это твоя Родина». (13)Мальчик обернулся, перед ним стояла мама. (14)«Мама! — воскликнул мальчик удивленно. (15) И нежно к ней прикоснувшись, прошептал: «Ты тоже частичка моей Родины».
(1)Это было летом, а может весной, это могло случиться в любое время года.(2)Однажды рано утром ласковый лучик

Слайд 21Пояснение.Основная мысль текста: воспитание любви к Родине начинается с детства.

Пояснение.Основная мысль текста: воспитание любви к Родине начинается с детства.

Слайд 22(1)Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память

о ней жива в сердцах и душах людей. (2)В самом

деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом — немецким фашизмом.
(3)Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. (4)Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое, а затем — и существенное. (5)К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. (6)Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. (7)А этого нельзя допустить!
(8)Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает нашу литературу и искусство. (9)О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. (10)И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. (11)Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим.
(1)Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах

Слайд 23Пояснение.Основная мысль текста: очень важно сохранить в памяти подвиг нашего

народа в годы Великой Отечественной войны.

Пояснение.Основная мысль текста: очень важно сохранить в памяти подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Слайд 24(1) Еще первобытные люди приковывали свои взгляды к ночному небу,

пытаясь выяснить, что за светящиеся точки на нем находятся. (2)Некоторые

думали, что на небе живут боги, другие считали, что в небесах обитают неизвестные человеку существа, да и до нынешнего времени в человеке не сложилось полное понимание того, что такое космос на самом деле.
(3) Космос — самая обсуждаемая и, вместе с этим, самая загадочная тема на всей планете Земля. (4) С одной стороны человечество уже много знает о нём, с другой — мы знаем мизерный процент от того, что на самом деле происходит во Вселенной.
(5) Как правило, интересные факты о космосе всегда находятся в центре внимания, привлекая к себе любознаек во всем мире. (6) Загадки и тайны Вселенной не оставляют равнодушным практически никого из нас. (7) Существуют ли внеземные цивилизации? (8)Сколько времени необходимо затратить, чтобы добраться до ближайшей галактики? (9)Почему сверкают звезды разными цветами? (10)Загадки Вселенной, теория большого взрыва, существование внеземного разума — все это представляет интерес не только для специалистов, исследующих космическое пространство. Космос продолжает манить нас своей непостижимостью.
(1) Еще первобытные люди приковывали свои взгляды к ночному небу, пытаясь выяснить, что за светящиеся точки на

Слайд 25Пояснение.Основная мысль текста: интерес к изучению космоса, появившись в глубокой

древности, сохраняется до сих пор.

Пояснение.Основная мысль текста: интерес к изучению космоса, появившись в глубокой древности, сохраняется до сих пор.

Слайд 26(1)Русский народ изобрёл идеальный прибор — счёты — для облегчения

счисления по десятичной системе. (2)Эти счеты по справедливости называются русскими.
(3)Отметим,

что западноевропейский быт не знает употребления счетов, и ловкость пользования ими у русских много раз вызывала удивление иностранцев.
(4)Многие обороты нашей речи свидетельствуют о том, что счеты русским народом употребляются с очень давних пор. (5)«Сбрасывать со счета», «прикидывать», «накидка», «скидка», «сводить счеты», «скостить» и много аналогичных выражений в народном языке появилось в результате пользования счетами в течение долгого времени.
(6)Чаще всего на счетах приходится считать деньги. (7)Широкое распространение русских десятичных счетов связано с тем, что в России раньше, чем в других странах, возникла десятичная денежная система: рубль равен десяти гривенникам, гривенник — десяти копейкам, червонец — десяти рублям (впрочем, в XVIII веке червонец не сразу равнялся десяти рублям).
(8)Русские счеты широко использовались при начальном обучении арифметике в качестве учебного пособия. (9)Благодаря известному французскому математику Ж. Понселе, который познакомился со счетами, будучи военнопленным офицером наполеоновской армии в Саратове, аналогичный прибор появился во французских школах, а затем и в некоторых других странах Европы.
(10)К русским счетам мы не должны относиться с пренебрежением, как примитивному счетному аппарату. (11)Этот прибор так долго и с такой честью служил русскому народу, что заслуживает нашей благодарности и уважения.
(1)Русский народ изобрёл идеальный прибор — счёты — для облегчения счисления по десятичной системе. (2)Эти счеты по

Слайд 27Пояснение.Основная мысль текста: русские счёты — поистине уникальное изобретение.

Пояснение.Основная мысль текста: русские счёты — поистине уникальное изобретение.

Слайд 28(1)Матрешка — наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, символ

русского народного искусства.
(2)Предшественницей и прообразом русской матрешки стала фигурка добродушного

лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, завезенного с острова Хонсю. (3) В фигурке этой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. (4)Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах.
(5)Русскую деревянную разъёмную куклу назвали матрёшкой. (6)Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. (7)Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца. (8)В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово «mater», означающее «мать». (9)Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. (10)Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать красочно расписанную деревянную игрушку. (11)Но и по сей день матрёшка остается символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
(12)Роспись матрешки вбирает в себя всё яркое, свежее, связанное с обновлением общества. (13)Матрёшка — это произведение и скульптурное и живописное, это образ и душа России.
(1)Матрешка — наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, символ русского народного искусства.(2)Предшественницей и прообразом русской матрешки

Слайд 29Пояснение.Основная мысль текста: в матрёшке словно заключена русская душа, поэтому

игрушка по праву считается символом России.

Пояснение.Основная мысль текста: в матрёшке словно заключена русская душа, поэтому игрушка по праву считается символом России.

Слайд 30(1)Здесь берет начало Волго-Донской судоходный канал...
(2)Из затона канал идет по

долине реки Сарпы, вдоль Сарпинских озер и вливается в балку

Солянку, что подступает к водоразделу. (3)Дальнейший его путь пролегает по речкам Червленая и Карповка, притокам Дона. (4)У города Калача канал достигает Дона.
(5)Исполнилась вековая мечта русского народа о соединении двух великих рек!
(6)На север от трассы канала в снежных далях теряются истоки рек Иловли, впадающей в Дон, и Камышинки, впадающей в Волгу. (7)В верховьях эти степные, небогатые водой речки сближаются, и расстояние между ними не более 5 километров. (8)В народе этот участок зовется «переволокой». (9)С давних пор водораздел использовался для переправы с Волги на Дон и обратно. (10)Легкие суда поднимали вверх по течению Камышинки, вытаскивали на берег, тянули волоком к верховью Иловли и по ней спускали в Дон.
(11)Труд русских бурлаков был не легок. (12)Кто не задумывался об этом, глядя на картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге»? (13)Теперь профессия бурлака ушла в мир преданий. (14)Отзвуком далекого прошлого нам кажутся и замечательные слова Н. А. Некрасова: «Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется — то бурлаки идут бечевой!..»
(1)Здесь берет начало Волго-Донской судоходный канал...(2)Из затона канал идет по долине реки Сарпы, вдоль Сарпинских озер и

Слайд 31Пояснение.Основная мысль текста: строительство Волго-Донского канала стало значимым событием в

истории нашей страны.

Пояснение.Основная мысль текста: строительство Волго-Донского канала стало значимым событием в истории нашей страны.

Слайд 32(1) Дом Толстых находился не в центре столицы, а в

рабочем районе, так что Лев Николаевич вставал утром по фабричному

гудку. (2)Будучи человеком уже преклонного возраста, Толстой, несмотря на это, аккуратно занимался гимнастикой. (3)Затем он сам убирал свои комнаты, а потом брал топор и шел в сарай колоть дрова. (4)Эта работа была нелегкой, зато полезной. (5)И что бы он ни делал в течение дня — разносил ли дрова по комнатам, складывал ли их в сарае или привозил воду из Москвы-реки, все это Толстой делал по своему твердому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю повседневную свою работу, не пользуясь чужим трудом.
(6)После физической нагрузки наступали часы напряженного умственного труда. (7)Толстой, выпив кофе, уходил в кабинет и там работал с 9 часов утра до 3-4 часов дня.
(8)После работы писатель шел на прогулку по Москве и наблюдал за тем,, что происходит в городе. (9)Прогулка проходила обычно в одиночестве, потому что в это время он обдумывал свои произведения. (10)И по тому, как сосредоточенно молчал Лев Николаевич, его близкие могли догадываться, насколько напряженно в это время работал его мозг. (11)Поэтому задавать ему лишние вопросы никто не решался, чтобы не отвлекать его от размышлений.
(1) Дом Толстых находился не в центре столицы, а в рабочем районе, так что Лев Николаевич вставал

Слайд 33Пояснение.Основная мысль текста: Л. Н. Толстой был очень трудолюбивым человеком,

каждую минуту своего времени он проводил с пользой.

Пояснение.Основная мысль текста: Л. Н. Толстой был очень трудолюбивым человеком, каждую минуту своего времени он проводил с

Слайд 34(1) Маленькие медвежата очень забавны и игривы. (2)Жаль только, что

редко удаётся видеть их.
(3)Медвежата ходят долго с матерью, привыкают к

ней и к своей берлоге. (4)Когда же мать покидает их, бродят часто неподалёку от старой берлоги. (5)В ненастное время они заходят туда даже ночевать.
(6) Раз медведица с медвежатами направлялась через большую широкую реку Каму. (7)Медведица переплыла и пошла уже по другому берегу, как видит, что старший сын её крадется потихоньку за ней, а младшие братья его остались на другой стороне реки. (8)Он крался робко, а не шёл смело и прямо. (9)Он чувствовал, что не должен был уходить, оставив меньших, да поленился перетаскивать их. (10)Но медведица, увидев его, дала ему пощёчину. (11)Медвежонок сейчас же понял, за что его побили, потому что поплыл назад, взял в зубы одного братца и перенёс его через реку. (12)Потом он поплыл за другим, а мать стояла на берегу и смотрела за ним. (13)Но на середине реки старший медвежонок, устав, вдруг выронил младшего изо рта. (14)Медведица бросилась в реку и побила снова своего старшего сына. (15)Тогда тот постарался поправить свою ошибку. (16)Он снова поймал зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку. (17)И тут, отряхнувшись от воды, всё семейство двинулось дальше.
(1) Маленькие медвежата очень забавны и игривы. (2)Жаль только, что редко удаётся видеть их.(3)Медвежата ходят долго с

Слайд 35Пояснение.Основная мысль текста: немало удивительного можно наблюдать в жизни медведей.

Пояснение.Основная мысль текста: немало удивительного можно наблюдать в жизни медведей.

Слайд 36(1)Это было в годы войны. (2)Корреспондент «Правды» Борис Полевой прибыл

в истребительный полк, чтобы написать о подвигах лётчиков-гвардейцев. (3)Там он

встретился с командиром третьей эскадрильи Алексеем Маресьевым. (4)Лётчик только что вернулся с боевого задания, устал, и Полевой отложил разговор с ним на утро.
(5)Они пришли в землянку. (6)Ели лесную малину, слушали звон кузнечиков в овраге. (7)А потом лётчик вышел наружу, умылся перед сном. (8)«Он вернулся, весёлый, свежий, с каплями воды на бровях и волосах, притушил фитиль в лампе и стал раздеваться. (9)Что-то тяжёлое грохнуло об пол. (10)Я оглянулся и увидел такое, чему сам не поверил. (11)Он оставил на полу свои ноги. (12)Безногий лётчик! (13)Лётчик-истребитель! (14)Лётчик, только сегодня совершивший семь боевых вылетов и сбивший два самолёта!»
(15)Они проговорили до рассвета. (16)Судьба Алексея Маресьева оказалась необычной и героической. (17)Борис Полевой не заметил, как исписал, слушая рассказ лётчика, две тетрадки.
(18)Потом они надолго расстались. (19)Пришла Победа. (20)В Нюрнберге преступников, развязавших вторую мировую войну, судил Международный трибунал. (21)Слушая показания одного из главарей гитлеровской Германии, Полевой вспомнил Маресьева. (22)Благодаря таким героям и беззаветному мужеству всего народа был сокрушён фашизм. (23)И прямо там, в Нюрнберге, Борис Полевой достал свои тетрадки и начал писать об Алексее Маресьеве повесть. (24)Назвал он её «Повесть о настоящем человеке».
(1)Это было в годы войны. (2)Корреспондент «Правды» Борис Полевой прибыл в истребительный полк, чтобы написать о подвигах

Слайд 37Пояснение.Основная мысль текста: благодаря мужеству таких людей, как Алексей Маресьев,

нашему народу удалось победить фашизм.

Пояснение.Основная мысль текста: благодаря мужеству таких людей, как Алексей Маресьев, нашему народу удалось победить фашизм.

Слайд 38(1)На окраине Керчи, в микрорайоне Аджимушкай расположены каменоломни, в которых

вплоть до начала XX века добывали камень-ракушечник. (2)Но, уже более

70 лет словосочетание «керченские каменоломни» не ассоциируется с геологией. (3)Сегодня оно вызывает совершенно другие мысли, другие эмоции: боль, сострадание, мужество, бессмертие, память. (4)Не только керченская земля, но и керченское подземелье хранит воспоминание о тяжелых испытаниях Великой Отечественной войны.
(5)В мае 1942 г. при захвате Керчи яростно сопротивляющееся население и более 10 тысяч бойцов частей, прикрывавших отход основных сил, превратили катакомбы в крепость. (6)Спустились в каменоломни местные жители: женщины, дети, старики.
(7)Каждый день аджимушкайцы через каменные входы совершали дерзкие вылазки и сражались с врагом. (8)Здесь, на поверхности, шла ожесточенная борьба за наружные колодцы — единственный источник воды. (9)Когда все подступы к колодцам были перекрыты, бойцы вырыли колодец под землей. (10)Каждый патрон, каждое зернышко, каждая капля воды были здесь на вес золота. (11)Не сломило аджимушкайцев и применение удушающих газов. (12)Хотя потери защитников были огромными, бойцы смогли построить газоубежища и продолжили борьбу с врагом. (13)Несмотря на голод и жажду, взрывы и обвалы, советские воины более двух месяцев вели активные боевые действия. (14)Лишь к сентябрю, когда силы аджимушкайцев были на исходе, организованное сопротивление в подземной крепости прекратилось. (15)Из более чем 13 тысяч оборонявшихся в живых остались только 48 человек.
(16)История героической обороны Аджимушкайских катакомб еще не дописана. (17)Исследования приведут к открытию новых имен, новых подвигов. (18)Но подвиг известных и безымянных героев нашего народа в Великой Отечественной войне вечно будет жить в нашей памяти.
(1)На окраине Керчи, в микрорайоне Аджимушкай расположены каменоломни, в которых вплоть до начала XX века добывали камень-ракушечник.

Слайд 39Пояснение.Основная мысль текста: подвиг героев Аджимушкая бессмертен.

Пояснение.Основная мысль текста: подвиг героев Аджимушкая бессмертен.

Слайд 40(1)Жизнь человечества делится на огромные промежутки времени, на соединения многих

эпох. (2)Но внезапно среди этого течения земного времени возникает нечто

потрясающе новое, рождается то великое событие, с которого люди начинают счёт нового времени на своей старой и все же доброй Земле.
(3)12 апреля 1961 года возникла новая эра в жизни человечества. (4)Простой русский человек с прекрасной фамилией майор Гагарин вернулся из космоса.
(5)12 апреля 1961 года — день не только нашей чистой и благородной национальной гордости, но и гордости всего мыслящего человечества.
(6)Нам не свойственно хвастовство, но очень свойственна сдержанная вера в своих людей, в гений русского народа и еще больше — в гений человечества. (7)Эта вера теперь оправданна до конца, какие бы трудности еще ни ожидали нас на жизненном нашем пути.
(8)Миллиарды сердец бьются сейчас напряженно и взволнованно. (9)Все мысли прикованы сейчас к судьбе мужественного человека — за минуту до этого его почти никто не знал.
(10)Если простая поэзия мифа об Икаре, взлетевшем к солнцу на восковых крыльях и погибшего в сияющей небесной синеве, прошла через все века и дожила до наших дней во всей своей прелести и наивности, то полет Гагарина будет волновать людей, пока будет существовать наша Земля.
(1)Жизнь человечества делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох. (2)Но внезапно среди этого течения земного

Слайд 41Пояснение.Основная мысль текста: с полёта Ю. А. Гагарина в космос

началась новая эра в жизни человечества.

Пояснение.Основная мысль текста: с полёта Ю. А. Гагарина в космос началась новая эра в жизни человечества.

Слайд 42(1)Известный русский певец Федор Иванович Шаляпин в 1901 году был

приглашен в Милан для репетиций оперы композитора Бойто «Мефистофель». (2)Шаляпину

была поручена главная партия в надежде на то, что его знаменитый бас поможет публике оценить оперу, которая после шумного провала не ставилась в течение 32 лет и сейчас, в сезон 1900-1901 гг., в театре возобновилась.
(3)Репетиции шли в продолжение двух недель, подготовка спектакля была очень сложной. Все певцы, как это было принято в их творческом коллективе, репетировали, но от Шаляпина, которого здесь еще не знали, дирижер Артуре Тосканини потребовал пения в полный голос. (4)Шаляпинский бас показался всем, кто присутствовал на репетиции, таким могучим, что они были потрясены. (5)С нетерпением актеры и публика ожидали премьеры.
(6)Наступил вечер первого представления. (7)Нарядная толпа шумно входила в партер, поднималась на балкон, размещалась в ложах.
(8)Мефистофель-Шаляпин вышел на сцену в прологе. (9)И этот первый выход певца, его красивый голос, высокая фигура, естественность и выразительность движений произвели огромное впечатление на публику.
(10)Когда Шаляпин окончил свою партию, ему показалось, что на него обрушилась лавина, такой шум поднялся в зале. (11)Это были аплодисменты в честь его таланта и приветственные крики в адрес певца.
(12)После пролога Шаляпину снова была устроена шумная овация. (13)С каждой картиной успех его возрастал. (14)Этот вечер для молодого русского артиста закончился блистательным успехом.
(1)Известный русский певец Федор Иванович Шаляпин в 1901 году был приглашен в Милан для репетиций оперы композитора

Слайд 43Пояснение.Основная мысль текста: Шаляпин был талантливым певцом, сумевшим прославить не

только себя, но и Россию.

Пояснение.Основная мысль текста: Шаляпин был талантливым певцом, сумевшим прославить не только себя, но и Россию.

Слайд 44(1)Отец перед смертью завещал сыновьям ящик с тремя отделениями: верхнее

для старшего, среднее для среднего, нижнее для меньшего из братьев.

(2)И когда после его смерти они нашли ящик, то увидели, что верхнее отделение было наполнено доверху золотыми монетами, между тем как в среднем лежали только простые кости, а в нижнем куски дерева. (3)И вот возникла между меньшими братьями зависть к старшему и вражда, и жизнь их сделалась под конец такой невыносимой, что решили они обратиться к царю Соломону за советом и судом. (4)Даже и здесь, стоя перед троном, не воздержались они от взаимных упрёков и обид. (5)Царь выслушал их и сказал: «Оставьте ссоры. (6)Отец ваш был, очевидно, мудрый и справедливый человек, и свою волю он высказал в своём завещании так же ясно, как будто бы это совершилось при сотне свидетелей. (7)Неужели сразу не догадались вы, несчастные крикуны, что старшему брату он оставил все деньги, среднему — весь скот и всех рабов, а младшему — дом и пашню. (8)Идите же с миром и не враждуйте больше. (9)И трое братьев, недавние враги, с просиявшими лицами поклонились царю в ноги и вышли из судилища рука об руку.
(1)Отец перед смертью завещал сыновьям ящик с тремя отделениями: верхнее для старшего, среднее для среднего, нижнее для

Слайд 45Пояснение.Основная мысль текста: мудрость царя Соломона помогла разрешить спор между

братьями.

Пояснение.Основная мысль текста: мудрость царя Соломона помогла разрешить спор между братьями.

Слайд 46(1)Человек на заре своей истории соорудил несколько необычных по тем

временам построек и высокомерно назвал их «семью чудесами света». (2)Ни

много ни мало — «света»! (3)Будто бы нет во Вселенной ничего более удивительного и великолепного, чем эти его сооружения.
(4)Шли годы. (5)Одно за другим рушились рукотворные чудеса, а вокруг… (6)Вокруг буйствовала великая и бессловесная Природа. (7)Она молчала, не могла, сообщить тщеславному человеку, что чудес, созданных ею, не семь и не семьдесят семь, а в сотни, в тысячи тысяч раз больше. (8)Природа словно ожидала, когда он сам обо всем догадается.
(9)И Человек, к счастью, это понял.
(10)Что такое, например, египетские пирамиды по сравнению с дворцами, возводимыми африканскими термитами? (11)Высота пирамиды Хеопса в 84 раза больше роста человека. (12)А вертикальные размеры термитников превышают длину тела их обитателей в 600 с лишним раз! (13)То есть эти сооружения по меньшей мере «чудеснее» единственного сохранившегося до наших дней человеческого чуда!
(14)На Земле обитает, можно сказать, полтора миллиона видов животных и полмиллиона видов растений. (15)И каждый вид по-своему чудесен, удивителен, поразителен, потрясающ, ошеломляющ, дивен, фантастичен… (16)Сколько нужно ещё эпитетов, чтобы убедительнее было?!
(17)Каждый вид без исключения!
(18)Представляете — два миллиона чудес сразу!
(19)И не известно, что преступнее — сжечь по-геростратовски храм Артемиды в Эфесе или свести на нет тот или иной вид. (20)Человеческое чудо отстроить можно. (21)Уничтоженное чудо Природы восстановить нельзя. (22)И биологический вид «человек разумный» обязан это помнить и лишь тогда оправдает видовое свое название.
(1)Человек на заре своей истории соорудил несколько необычных по тем временам построек и высокомерно назвал их «семью

Слайд 47Пояснение.Основная мысль текста: в природе много чудесного и удивительного, и

это удивительное нуждается в нашем бережном отношении.

Пояснение.Основная мысль текста: в природе много чудесного и удивительного, и это удивительное нуждается в нашем бережном отношении.

Слайд 48(1)Ялтинская дача Чехова стояла почти за городом, глубоко под белой

и пыльной аутской дорогой. (2)Дача стояла в углу сада, окруженная

цветником.
(3)Цветничок был маленький, далеко не пышный, а фруктовый сад еще очень молодой. (4)В последние годы сад уже начал приносить кое-какие плоды, доставляя Антону Павловичу много забот и трогательного, какого-то детского удовольствия.
(5)Он с особенной, ревнивой любовью относился к своему саду. (6)Но не чувство собственника сказывалось в этой хлопотливой любви, а другое, более мощное и мудрое сознание. (7)Как часто говорил он, глядя на свой сад прищуренными глазами:
— (8)Послушайте, при мне здесь посажено каждое дерево, и, конечно, мне это дорого. (9)Но и не это важно. (10)Ведь здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и в чертополохе. (11)А я вот пришел и сделал из этой дичи культурное, красивое место. (12)Знаете ли? — прибавлял он вдруг с серьезным лицом, тоном глубокой веры. — (13)Знаете ли, через триста — четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад. (14)И жизнь будет тогда необыкновенно легка и удобна.
(15)Эта мысль о красоте грядущей жизни, так ласково, печально и прекрасно отозвавшаяся во всех его последних произведениях, была и в жизни одной из самых его задушевных, наиболее лелеемых мыслей. (16)Как часто, должно быть, думал он о будущем счастии человечества, когда, по утрам, один, молчаливо подрезывал свои розы, еще влажные от росы, или внимательно осматривал раненный ветром молодой побег. (17)И сколько было в этой мысли кроткого, мудрого и покорного самозабвения!
(1)Ялтинская дача Чехова стояла почти за городом, глубоко под белой и пыльной аутской дорогой. (2)Дача стояла в

Слайд 49Пояснение.Основная мысль текста: А. П. Чехов воспринимал сад как символ

человеческого счастья, о котором он мечтал.

Пояснение.Основная мысль текста: А. П. Чехов воспринимал сад как символ человеческого счастья, о котором он мечтал.

Слайд 50(1)В первые дни ссылки деревня показалась Пушкину тюрьмой. (2)Бешенству его

не было предела. (3)Всё его раздражало. (4)Он хандрил, скандалил, бывал

во хмелю. (5)С утра приказывал седлать и уезжал в никуда. (6)Стремительно несущегося всадника можно было встретить очень далеко от Михайловского.
(7)Потом всё переменилось, и он стал чувствовать себя в деревне как у бога за пазухой. (8)Что же произошло?
(9)Его спасла работа. (10)Он полюбил природу этих мест. (11)Он нашел верных друзей в Тригорском... (12)Но не только это. (13)Он пришел к простым людям, и они пришли к нему. (14)Он полюбил их, и они полюбили его. (15)Перед ним раскрылся мир неизведанного, мир народного творчества. (16)Он стал дневать и ночевать в своих деревнях, часто забегал в людскую. (17)Увидел воочию торжественный обряд русской свадьбы и записал его. (18)Бывал гостем на крестьянских праздниках. (20)Крестил ребят. (21)Любил зимними вечерами сидеть в людской и в горнице няньки и слушать деревенские сказки и песни. (22)Записывал их и обрабатывал. (23)Полюбил балалайку и понял, что этот нехитрый инструмент — кусок души народной. (24)Он полюбил деревенскую девушку и был любим сам. (25)Хорошо узнал жизнь крестьянского люда не только во всем ее тогдашнем ужасе, но и во всей красе и бессмертии древних обрядов и традиций, познал тайну русского народного характера. (26)Всё это пришло к нему здесь, в Михайловском.
(1)В первые дни ссылки деревня показалась Пушкину тюрьмой. (2)Бешенству его не было предела. (3)Всё его раздражало. (4)Он

Слайд 51Пояснение.Основная мысль текста: жизнь в деревне открыла Пушкину народный характер,

народное творчество, традиции, которые обогатили поэта.

Пояснение.Основная мысль текста: жизнь в деревне открыла Пушкину народный характер, народное творчество, традиции, которые обогатили поэта.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика