Слайд 1
«Социализация учащихся на уроках обществознания
посредством развития их творческого
потенциала».
Выполнила: Запорожцева Галина Юрьевна, учитель обществознания ГБОУ ООШ с. Четыровка
Кошкинского района, Самарской области
Слайд 2Актуальность темы
Современное общество нуждается в высокообразованных, ини-циативных людях, способных творчески
реформировать общес-тво и увеличивать интеллектуальный потенциал страны. Выпус-кники должны быть
способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию самого себя.
Педагоги в современных условиях начинают осознавать, что ис
тинная цель обучения не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач.
Слайд 3Нормативно- правовая база
«Одним из «основных направлений организации воспитания в общеобразовательных
учреждений – это воспитание положительного отношения к творчеству: формирование условий
для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека»1
Из Национальной образовательной инициативы«ННШ» по словам Д.А.Медведева-«Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учи-теля – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятель-ными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, вниательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего»2
Слайд 4Проблемы и противоречия
Исходя из новых требований к образованию, обучающи-еся должны
научится самостоятельно находить знания, изучать их, умело применять их в
жизни, творчески мыслить. Однако не всем обучающимся это под силу, поскольку у большинства детей недостаточно развита творческая активность, возникает противоречие
Учитель должен научить процессу добывания знаний. Обществу нужны высокообразованные граждане, но существует ещё проблема консервативного подхода к образованию, возникает другое противоречие.
Из данных противоречий возникает проблема.
Слайд 5 Проблема
Какие педагогические условия являются необходимыми и достаточными для разви-тия
творческой активности обучающихся на развития творческой активности обучающихся на уроках
обществознания посредством игровых технологий, использовать данные игровые технологии для развития творческой активности
Слайд 6
Цель:
выявить возможности развития творческой активности обучающихся на уроках обществознания посредством
игровых технологий, использовать данные игровые технологии для развития творческой активности,
способной к самореализации, имеющей чувство собственного достоинства, занимающей активную гражданскую позицию.
Слайд 7Задачи:
оказывать помощь учащимся в реализации познавательно-творческого потенциала, в жизненном самоопределении;
-
воспитывать уважительное отношения друг к другу, правам и обязанностям окружающих
людей;
- формировать у учащихся умение защищать свои права и выполнять обязанности;
- учить детей применять полученные знания на практике.
Слайд 8Ожидаемые результаты
Повысится уровень творческой активности обучающихся на уроках обществознания;
Будет
создана методическая база игровых технологий, которые можно будет использовать на
уроках обществознания;
Созданы комфортные условия для развития творческой активности обучающихся;
Обучающийся на уроке творчески активен, инициативен, мобилен.
Слайд 9Игровые технологии
Для развития творческой активности обучающихся на уроках физики применяю
игровые технологии в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения
понятий, темы и даже раздела;
как элементы ( иногда весьма существенные) более общирной технологии;
в качестве урока или его части (введение, опрос, объяснения, закрепления, упражнений, контроля)
- как игры творческие, сюжетно – ролевые( более показательны в этом плане- игры- путешествия);
- как технологии внеклассной работы.
Слайд 10Игровые педагогические технологии
Понятие «Игровые педагогические технологии» включают достаточно большую группу
методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогичес-ких
игр.
По характеру педагогического процесса выделяются следую щие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контроли-рующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические и др.
Слайд 11
Классификация по структурным элементам урока
Игры для изучения нового материала
Игры для
закрепления
Игры для проверки знаний
Обобщающие игры
Релаксационные игры-паузы
Деление игр по количеству участников:
Групповые
Индивидуальные
Диалоговые
Массовые
Слайд 12Технологический блок
С целью подтверждения применения игровых технологий, способствующих развитию
творческой активности обучающихся на уроках обществознания были проведены серии уроков
в 5-9 классах с использованием данных технологий. В качестве примера представляю урок по теме «Использование образовательных технологий на уроках обществознания», который позволяет рационально организовать творческий поиск учащихся, исследовательскую деятельность. Это урок – обобщение.
Слайд 13
Тип урока Урок с применением игровых технологий( Урок- обобщение)
Актуальность использования
средств ИКТ
Использование игровых технологий позволяет обеспечить максимальную
наглядность на уроке, развитие творческих способностей.
Слайд 14
Цель урока:
Проверить знания и умения учащихся по теме
«Использование образовательных технологий на уроках обществознания
Задачи урока:
Обучающие:
- Сформировать
у учащихся базовые знания обществознанию;
- Способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма;
- Формировать исторически грамотную, креативную, самостоятельную, ответственную и социально-активную личность;
Развивающие:
- Развивать умение всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний, самостоятельно, творчески осмысливать проблемы общественного развития в прошлом и настоящем.
- способствовать развитию умения работать с информацией на компьютере;
Слайд 15
Воспитательные:
- воспитывать умение работать самостоятельно, коммуникабельность, толерантность, любознательность, трудолюбие,
аккуратность;
- вовлечь в активную, творческую, исследовательскую деятельность.
Вид
используемых на уроке оборудование и средств ИКТ:
- игрушечные машинки, песок, наклонная плоскость;
- мультимедийные презентации;
- карточки для индивидуального задания.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение:
- компьютеры;
- локальная сеть;
-выход в Интернет;
-проектор;
-демонстрационный экран.
Слайд 16
Организационная структура урока .
Описание некоторых образовательных технологий.
Игровая технология.
Цель
учебной игры: создание игрового состояния, эмоционального отношения ребёнка к исторической
и обществоведческой действительности.
Задачи учебной игры:
«проживание» истории или ситуации;
формирование исторического мышления;
успешная социализация современной личности;
развитие мыслительных навыков учащихся.
Виды учебных игр:
Деловые игры, тренинговые игры, реконструктивные игры(Не ролевые, ролевые), театрализованные представления, театрализованные игры .
Слайд 17
Диаманта – это стихотворение из шести строк, которое пишется по
определённым правилам.
1 существительное
2 прилагательных
2 глагола к существительному
2 глагола, противоположных предыдущим
двум
2 прилагательных, противоположных предыдущим двум
1 существительное, противоположное первому.
Например: Толпа
Серая, иррациональная
Крушит, бежит
Созидает, думает
Яркая, ответственная
Личность
Слайд 18
Приём «составление синквейна»
Синквейн – стихотворение из пяти строк,
которое пишется по определённым правилам.
1 существительное
2 прилагательных
3 глагола
предложение из 4-х
слов
1 существительное - вывод.
Например:
Бонапарт
Смелый, решительный
Сражается, завоёвывает, стремится
Он был великим полководцем
Император
Слайд 19
· Приём «составления хайку»
я видел (я был…) …
я
делал…
ощущение…
Слайд 20Этапы группового взаимодействия:
1. Разминка (обсуждение эпиграфа, игровой момент, инсценирование)
- Можно
использовать приём «Мягкая посадка»- дети в начале урока все стоят,
учитель задаёт каждому по вопросу, ответивший садится.
- «Алфавит» - на каждую букву алфавита дети называют понятие, историческую личность, термин. Например, по теме «Революция 1917 года».
А – Аврора
Б – большевики
В – Временное правительство
Г – Гучков
Д – Деникин
В конце игры можно попросить учащихся отметить 3 слова, без которых невозможно понятие «революция».
Слайд 212. Объединение учащихся в группы.
Подходы:
- работа в малых группах (диада,
триады);
- ролевое распределение в группах по 4-5 человек (спикер, критик,
содокладчик, хранитель времени, секретарь).
Принципы формирования в группы:
- свободный (по желанию учащихся);
- организованный учителем.
3. Организация учебной деятельности в группе:
- усвоение учебных задач, стоящих перед группой;
- процесс поиска лучшего решения;
- суммирование мнений, подведение итогов;
- презентация группового решения, поставленной задачи.
Слайд 22
4. Рефлексия.
Эффективность этого этапа зависит от желания детей к самоанализу.
Правило
3-х «нельзя»:
- нельзя говорить то, что уже сказано;
- нельзя отказаться
от сообщения своего мнения;
- нельзя прятать за высказыванием своего дурного настроения.
На этапе рефлексии я использую приёмы критического мышления:
- составление хайку;
- составление диаманты;
- составление синквейна.
Слайд 24Нормативная база
Закон РФ «Об образовании РФ»
Стратегии инновационного развития Российской
Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ
от 08.12.2011 № 2227-р)
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 ― 2020 годы
Федеральная Целевая программа Российского образования (2011 – 2015гг.)
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599
Национальная образовательная стратегия «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (утвержденная Президентом РФ Д. Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271)
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761
Слайд 25Выводы:
Использование игровых технологий позволяют:
- добиться качественно более высокого уровня наглядности
предлагаемого материала;
- значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс
обучения, активизируют все виды памяти;
- создают определенную эмоциональную обстановку, способствующую повышению познавательного интереса учащихся к предмету и более качественному усвоению знаний;
- развиваются творческие начала, самостоятельность, способность анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивается творческая активность учащихся, формируется положительная мотивация к изучаемому предмету.
- учащиеся вовлекаются в активную творческую, исследовательскую деятельность;
Слайд 26Список используемых источников и литературы
Шмаков Сталь Анатольевич . Игра учащихся
как педагогический феномен культуры . Дис. д-ра пед.наук.- М.1997.-409с.
Крутецкий В.А.,Лукин
Н.С . Психология подростка. М.:“Просвящение“,-1965.-150с
Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории и обществознания. – М.: «Просвещение», 1998 г.
2. Майоров В. В. Теория и практика создания тестов для системы образования. Система творческих заданий. – М.: 2000 г.
3. Шмаков Сталь Анатольевич . Игра учащихся как педагогический феномен культуры . Дис. д-ра пед.наук.- М.1997.-409с.