Слайд 2Сверим координаты
Когда?
На каком языке?
Ассоциации
Что отличает «Слово о полку Игореве» от
всей остальной древнерусской литературы?
Вымысел и фантастика или приближенность к реальности?
Слайд 3Вспомним
Поэтика
Имманентный
Силлабическая и силлабо-тоническая системы стихосложения
,Клаузула
Слайд 4Вспомним
Светский
Эпос, драма, лирика, лироэпос
Литературные направления
Слайд 7Куда делся фольклор?
Фольклор сопровождал древнерусскую литературу на протяжении всего
её развития вплоть до XVII в.
В Средние века фольклор
был распространён во всех слоях общества, от крестьян до аристократии.
В древнерусскую письменную эпоху фольклор и литература со своей системой жанров существовали параллельно. Но фольклор слабо отразился в письменности
Слайд 911 век
12 век
13 век
1019—1054 — княжение Ярослава Мудрого
1036 — победа
Ярослава над печенегами
1043 — последний вооруженный конфликт между Русью и
Византией
1103 — Первый поход против половцев, будет еще несколько;
1110 — «Повесть временных лет»
1113 — княжение Владимира Мономаха
1132 — Начало раздробленности и феодальных войн;
1147 — Первое летописное упоминание о Москве;
1154 — княжение Юрия Долгорукого
1185 — Неудачный поход князя Игоря на половцев, послуживший поводом для написания Слова о полку Игореве;
1223 - Битва на реке Калке
1236 – 1242 — Походы Батыя на Русь
1240 Невская битва
1242 Ледовое побоище
1243 Золотая Орда
Слайд 10Язык. XI – XIII ВЕК
Древнерусский – единый восточных язык славян.
Живой разговорный язык. Его потомки: русский, украинский, белорусский.
Старославянский –
язык, который создали Кирилл и Мефодий. Письменный язык на Руси
Древнерусский = старославянский = церковнославянский
Слайд 11Язык. XIII - XVII ВЕК
Утрата Ъ и Ь
Заимствования
Формирование русского, белорусского
и украинского
Упрощение
Слайд 12Предназначение
Письменность и книги появляются после Крещения.
Влияние церкви
Искусство должно быть
полезным
Литература древней Руси решает внелитературные задачи
Слайд 13«Нет драме!»
Запрещение площадных комедий
Скоморохи появляются после татаро-монгольского ига
Слайд 14Изящный слог
Сложный язык как признак качества и мастерства
Язык – посредник
между человеком и высшей реальностью
Сложные, многоплановые сравнения
Синонимы. Чем больше, тем
лучше!
К примеру, обращаясь к своему князю, автор рубежа XII–XIII веков Даниил Заточник последовательно сопоставляет себя с «бледной травой, выросшей между стенами», ягненком, младенцем и «птицей небесной»
Слайд 15Поэтика
«Не ищите риторики и философии, ни красноречия, но здравым истинным
глаголом последующее, поживите. Понеже ритор и философ не может быти
християнин»
- апостол Аввакум
Литературная техника Руси носили имманентный характер.
Руководство образцовыми текстами.
В XVI—XVII появляются и азбуковники — энциклопедии и словари, в том числе словари иностранных слов, содержащие, помимо прочего, толкования отдельных стиховедческих терминов
Слайд 16Труднодоступность
Длинные, сложные предложения
Письмо – редкий навык
Труднодоступность самого предмета
Сложная
материя, сложный язык
Слайд 17Корни
Древнерусская литература опиралась на византийскую
Византийская – на античную.
Античная риторика
+ священное писание
Уже готовая система образов (вековая литературная традиция)
Слайд 18Содержание
Религиозное содержание
Повестка дня
Факты из прошлого
Если надо было рассказать о благородном
князе-воителе (например, об Александре
Невском), то использовались приемы, опробованные предшественниками
при описании великих воинов древности — Гедеона или Александра Македонского.
Слайд 19Жанры
Евангелия
Псалтыри
богослужебные книги
жития святых
торжественные проповеди
Летописи
воинские повести
Притчи
афоризмы
описания путешествий
княжеские и пастырские наставления
Литературные
своды предназначались для того, чтобы сформировать у читателя навыки христианского
служения.
История, записанная в летописях, воспринимались в первую очередь как реализация Божьего промысла.
Особняком среди сохранившихся произведений стоит «Слово о полку Игореве».
Слайд 20Особенности
Установка на достоверность
Ретроспектива
В летописях княгиня Ольга сравнивается с греческой царицей
Еленой, а князь Владимир — с библейским Соломоном.
Хронотоп: время
не всегда линейное. Есть исходное состояние.
Автор как посредник
Обряд, коллективность, традиция
Слайд 21Нестор
«Чтение о князьях Борисе и Глебе» («Чтения о житии и
погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба»)
«Повесть временных лет»
Нестор сумел живо
и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран.
Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати.
«Житие Федосея»
Слайд 22Слово о полку Игореве
«Слово о походе Игореве, Игоря, сына Святославова,
внука Олегова»
Нет фигуры святого
Нет чуда
Поражение
В качестве вступления – народная,
а не мировая или христианская история
Славянская мифология
Почему не военный эпос?
Слайд 23Слово о полку Игореве
Сложные метафоры: «Тут кровавого вина не хватило,
тут кончили пир храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли
за землю Русскую»
Боян называется внуком Велеса, князья — Даждьбога. Див, ветры — Стрибожьи внуки, «великий Хорс». Также есть упоминание о Карне и Желе, которые иногда считаются поэтическими олицетворениями тоски и печали.
Слайд 24Слово о полку Игореве
наряду с «языческой», или «народной», в образности
«Слова» представлена и христианская, книжная составляющая:
«Тогда на Русской земле редко
слышался клич пахаря, зато часто вороны каркали, деля трупы, и галки разговаривали на своем языке, собираясь на поживу».
В библейских пророчествах встречается упоминание о трупах, которые станут пищей птицам, когда Бог отвернется от Израиля за его грехи.
Слайд 25Сверим координаты
Когда?
На каком языке?
Ассоциации
Что отличает «Слово о полку Игореве» от
всей остальной древнерусской литературы?
Вымысел и фантастика или приближенность к реальности?
Слайд 26Что читать?
«Русский язык за 18 минут» - Arzamas
Слайд 27XVII – XVIII век
Что было до Пушкина?
Слайд 28Что происходит?
Влияние европейской культуры – преодоление культурной изолированности.
Переход культуры от
религиозной к светской – религия подчиняется государству, а не наоборот.
Переход
от средневековой литературы к классицизму (барокко, придворная культура, ориентация на западноевропейские образцы)
Литература становится самостоятельной формой
Слайд 29Историческая повесть
Исторические повести как отражение смуты
«Летописная книга», датируемая 1626 годом:
ее авторство принято приписывать князю Семену Ивановичу Шаховскому — военачальнику
и участнику Смуты. Она охватывает исторические происшествия от Ивана Грозного до Собора 1613 года.
Слайд 30
«…ростом невысок, в груди широк, руки крепкие. Лицо же его
не отражало царского достоинства, слишком простое имел обличье, а тело
его было очень смуглым. Но остроумен, и более того — в книжной науке достаточно искусен, дерзок, словоохотлив, любил конные состязания, против врагов своих храбр, смел, весьма мужествен и силен и к воинам весьма благосклонен».
Слайд 31Не только эпос – светская поэзия
Первая русская поэтическая школа учится
у Польши и Украины
Противопоставление поэзии прозе
«говорной стих»
Появление рифмы
Распространение акростихов
Нет
требований к кол-ву слогов и ритму
Слайд 32Не только эпос – светская поэзия
Было:
молитвенный стих (гимнография); фольклорный стих;
напоминающие стихи вставки в прозаические произведения
Стало:
дружеские послания, предисловия и послесловия
к прозаическим сочинениям, поэмы, эпитафии, молитвы
Слайд 33Не только эпос – светская поэзия
Сколько о чем отыскал,
Столько о
том и написал.
Все, кто читают, понимают,
Что великие события не забывают.
Когда
же к концу этой повести я подошел,
В труде своем никакого утешения не нашел.
Слайд 34Не только эпос – светская поэзия
Расцвет поэзии при Симеоне Полоцком
Польский,
латынь, церковнославянский
Псалтирь рифмотворная», «Рифмологион», «Вертоград многоцветный»
Слайд 35Не только эпос – светская поэзия
Пес утружденный егда хощет спати,
обыче
прежде сам ся обращати,
Нежели ляжет. Егда осмотрится
окрест на месте, тогда
положится.
Слайд 36Не только эпос – светская поэзия
Силлабическая система стихосложения
Равное число слогов,
рифма, женские клаузулы
«Первые звоночки» оды и басни
Слайд 37Не только эпос – светская драма
«Артаксерксово действо» - первая пьеса
русского театра
Библейская история персидского царя Артаксеркса, который обрел новую любовь
и новую царицу — красавицу Эсфирь. (Алексей Михайлович и Наталья Нарышкина)
Изложена в стихотворной форме
Слайд 38Не только эпос – светская поэзия
Было:
театрализованные фольклорные обряды (свадьба, календарные
игры) и театрализованные церковные действа
Стало:
Придворный театр
Слайд 39Публицистика (ну почти)
Первая газета – «Куранты»
«В городе Думбире Шкодские земли
близь четверти часа великое учинилось земли трясение и затмение в
небе, так что друг друга видеть нихто не мог. И тем учинились великие разорения и шкоды. И объявились в то же время на небе разные лики и образы. После того, спустя недели з две, учинился в Лондоне великой пожар, которым многие дворы и люди погибли».
Слайд 40Публицистика (ну почти)
«Ведомости»
16 декабря 1702 г. император Петр I подписал
указ о создании первой русской печатной газеты «Ведомости о военных
и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах».
Слайд 41Переломный момент
Отказ от древнерусских идей и жанров
Опыт Германии, Англии
и Франции. Переводы
Идея национального самосознания
С развитием общественной жизни в России
быстро начали складываться литературные направления, стали созидаться литературные школы
От «схоластицизма» к классицизму, сентиментализму, романтизму и реализму.
Слайд 43Тредиаковский
Первый профессиональный российский филолог.
Один из основателей силлабо-тонического стихосложения в
России.
Ввёл в русскую культуру понятия прозы и поэзии.
Слайд 44Тредиаковский
М.В. Ломоносов работал над созданием русского литературного языка и стремился
вывести литературу из-под влияние церкви.
Первым в своих произведениях выразил
идею русского национального самосознания, ставшую в дальнейшем неотделимой частью творчества поэтов и писателей XIX века.
Слайд 45Вершина русского классицизма - Державин
Главным объектом изучение для Державина является
человек, во многих своих одах он ставит философский вопрос смысла
жизни.
Предназначение поэта Державин видел в том, чтобы прославлять великие поступки и порицать дурные. К примеру, в своей оде «Фелица» он прославляет Екатерину II и олицетворяемую ею просвещённую монархию.
Слайд 46Классическая комедия - Фонвизин
Прогрессивность его литературных методов заключалась в том,
что он, соблюдая каноны классицизма, объединял при этом в своих
произведениях несколько проблематик: проблемы семьи и воспитания, проблемы образования, проблемы социального неравенства.
Юмор Фонвизина, как и юмор многих писателей XVIII века, был острым, жалящим, направленным на обличение пороков общества.
Слайд 47Бунтовщик похуже Пугачева - Радищев
Публицистика (уже не «почти»), сатира
Слайд 48Реформа языка - Карамзин
Принцип «пиши, как говоришь»
Средний слог
Единый язык для
всех литературных жанров
Он отказывался от использования церковнославянского языка, пользуясь в
своих произведениях только средствами современного ему русского языка, но используя в качестве образца грамматику французского. Благодаря работе Карамзина в русском языке появилось множество новых слов, таких, например, как «влюблённость», «ответственность», «человечный» и другие.
Слайд 49Что читать?
«Памятник», «Властителям и судьям», «Признание» - Державин