Слайд 1ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИИ
Слайд 3Различия исследовательского вопроса и анкетного вопроса
Слайд 4Основные проблемы при составлении вопросника свободного интервью
1. Определение последовательности
тем
Прямая воронка
Обратная воронка
2. Определение степени детализации вопросника
Высокая
степень детализации
Низкая степень детализации
Слайд 5Типы вопросов в интервью
Вводный вопрос
Отслеживающие вопросы
Проясняющие вопросы
Конкретизирующие вопросы
Прямые вопросы
Косвенные
вопросы
Структурирующие вопросы
Молчание
Вопросы-интерпретации
Слайд 6Критерии качества интервью
Объем спонтанных, подробных, конкретных и соответствующих теме
исследования ответов
Чем короче вопросы интервьюера и длиннее ответы респондента –
тем лучше
Насколько интервьюер глубоко прослеживает и проясняет смысл соответствующих аспектов ответа
Идеальное интервью в значительной мере интерпретируется в процессе самого интервью
Интервьюер старается верифицировать свои интерпретации ответов респондента в процессе интервью
Слайд 7Методика анкетного опроса в прикладном социологическом исследовании
Слайд 8Преимущества анкетного опроса
Экономия времени
Возможность сравнительного анализа
Экономическая эффективность
Слайд 9Недостатки анкетного опроса
Ограниченность получения новой информации
«Подсказывающий» характер закрытых вопросов
Создание
искусственной реальности
Слайд 10Перевод исследовательского вопроса в анкетные вопросы
Блок – основная структурная единица
анкеты – связь исследовательского вопроса с набором вопросов для респондента.
Слайд 11Группы социальных явлений, изучаемых методом опроса, по степени снижения достоверности
получаемой информации
Слайд 12Группы социальных явлений, изучаемых методом опроса, по степени снижения достоверности
получаемой информации
Слайд 13Группы социальных явлений, изучаемых методом опроса, по степени снижения достоверности
получаемой информации
Слайд 14Группы социальных явлений, изучаемых методом опроса, по степени снижения достоверности
получаемой информации
Слайд 15Группы социальных явлений, изучаемых методом опроса, по степени снижения достоверности
получаемой информации
Слайд 16Группы социальных явлений, изучаемых методом опроса, по степени снижения достоверности
получаемой информации
Слайд 17Группы социальных явлений, изучаемых методом опроса, по степени снижения достоверности
получаемой информации
Слайд 18Структура закрытого вопроса
Контекстно-зависимая часть - вводная часть вопроса, по-разному понимается
опрашиваемыми
Контекстно-свободная часть - шкала, должна пониматься респондентами одинаково
Слайд 19Основные требования к словесной формулировке вопроса
Не использовать профессионального сленга
Учитывать факторы субкультуры
Лаконичность формулировок
Избегать многозначности
Избегать наводящих (тенденциозных) вопросов
Не
злоупотреблять отрицаниями
Использовать вопросы-фильтры
Слайд 20Структура анкеты
Введение к анкете
Кто проводит исследование, цели исследования, анонимность опроса
Инструкция по заполнению анкеты:
Порядок вопросов в анкете
Начинать с «контактных
вопросов»
Смысловое соответствие между заявленными целями опроса и первыми вопросами анкеты.
Группировка вопросов в смысловые блоки
Избегать однообразия в конструкции вопросов и в выборе формата для ответа.
Предотвращать «эффект излучения», использовать «буферные вопросы».