Слайд 1Этнопсихологическая школа
Вплоть до 30-х годов нашего столетия развитие американской
этнологии шло исключительно под влиянием школы Боаса и его учеников.
В ходе своих регулярных полевых исследований американские этнологи исторической школы часто использовали различные психологические и психиатрические методики, что позволило накопить большой материал в области психологической антропологии. При этом все острее чувствовалась потребность в общей психоантропологической теории, которая позже получила название этнопсихологической школы.
Слайд 2Первые попытки
Изначально центральной темой исследований для его сторонников стало изучение
процесса вхождения в культуру, а также роли детства в формировании
взрослой личности. Первым теорию этнопсихологического характера попытался сформулировать не этнолог, а психиатр Абрам Кардинер (1891-1981), предложив свою модель взаимосвязи практики детского воспитания, типа личности, доминирующих в данной культуре, и социальных институтов, присущих этой же культуре.
Слайд 3Основная мысль Абрама Кардинера
«Основная личность» формируется на базе единого
для всех членов данного общества опыта и включает в себя
такие личностные характеристики, которые делают индивида максимально восприимчивым к данной культуре и дают ему возможность достигнуть в ней наиболее комфортного состояния.
Так произошел существенный сдвиг в направлении исследований американских этнологов: центр тяжести был перенесен с изучения собственно культуры народа на изучение его психологических особенностей, а корни и причины этих особенностей стали искать в различиях индивидуальной психики человека
Слайд 4Рут Бенедикт
Значительный вклад в этнопсихологические исследования внесли труды Рут Бенедикт. Главный
постулат ее концепции - наличие у каждого народа специфической для
него «базовой структуры характера», передающейся из поколения в поколение и определяющей историю данного народа. В соответствии с этим постулатом Бенедикт развивала мысль, что каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов, которые все объединены этносом культуры, определяющим не только, каким образом элементы культуры соотносятся друг с другом, но и содержание этих элементов. Таким образом, этнос культуры проявляется во всевозможных сферах человеческой жизни: в системах распределения собственности, в социальной иерархии, в формировании союзов и кланов внутри общества
Слайд 5Основные концепции Рут Бенедикт
Аполлонийская - отличительная черта которой, подчинение индивидов
традициям группы и воздержание от экстремально-эмоциональных проявлений своего характера. Поэтому
такая культура ориентирована на традиции, а не на авторитетные санкции вождя.
Дионисийская- представляющая противоположный тип конфигурации и отличающаяся индивидуализмом ее членов. Здесь нередки проявления открытых форм насилия, в обществе высок престиж тех, кто показал себя бесстрашным и агрессивным, не останавливающимся перед насильственным достижением целей.
Параноидальная- отличающаяся конфликтами и подозрительностью. В этом типе культуры аккумулируется враждебность в отношениях между мужем и женой, между соседями и между деревнями; распространено убеждение, что удача и успех одного означают неудачу другого.
Слайд 6 М. Мид (1901-1978). Маргарет Мид - представитель этнопсихологической школы, доминирующей
темой которой становится изучение национального характера.
Слайд 7Главная концепция изучения
Акцент на изучении национального характера.
Три аспекта исследований:
сравнительное
описание некоторых культурных конфигураций, характерных для той или иной культуры;
сравнительный
анализ ухода за младенцами и детского воспитания;
изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений (между родителями и детьми, между ровесниками).
Слайд 8Типы культур по М.Мид
М. Мид выделяла три типа культур:
Постфигуративная культура
– классический вариант традиционного общества. Любое изменение протекает медленно и
незаметно, прошлое взрослых – схема будущей жизни их детей
Конфигуративная культура – преобладающая модель поведения для людей является поведение их современников. Идеал подражания – не прошлое, а настоящее. Непосредственная передача знаний, навыков от представителей активно действующего поколения. В самом простейшем варианте отсутствует третье поколение – старики, они не проживают вместе с внуками и поэтому нет преемственности.
Префигуративная культура – появляется в середине XX века, отличается неопределенностью развития будущего. Способы передачи знаний таковы, что дети передают знания родителям.
Слайд 9Этнопсихологическая школа
высказана и обоснована идея о существовании определенных психологических особенностей,
характерных для представителей той или иной культуры;
впервые было показано действие
психологических защитных механизмов применительно не к индивиду, а к обществу;
были начаты исследования национального характера и национальных культур с психологической точки зрения, в ходе которых было доказано, что национальный характер отражает психологические особенности представителей той или иной нации;
была выдвинута важная для последующего развития этнологии идея о том, что национальный характер может быть описан как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или поведенческих моделей.