Слайд 2Ора́торское иску́сство — искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское
искусство не следует путать с красноречием в смысле ораторских способностей —
умением говорить красиво, вдохновенно и убедительно, независимо от того, является ли оно врождённым талантом (естественное красноречие) или навыком, приобретённым в процессе обучения (искусственное красноречие). Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика.
Слайд 3Естественное красноречие
Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни.
Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей
ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь.
Слайд 4Ораторское искусство
Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и
убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки
управления собой, которые можно приобрести в процессе обучения ораторскому искусству в ораторских школах или на специальных тренингах.
Слайд 5Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции.
Ни одна другая древняя культура — ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская — не
уделяют такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи восходят к античной риторике Древней Греции и Рима.
Слайд 6Свойства ораторской речи
Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а
также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных
качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.
Слайд 7Оратор обращается к народу ораторской речью — не только донести до
слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности
(убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.
Слайд 8Для того, чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или
его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия,
оратор прежде всего сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.
Слайд 9Влияние психики на качества ораторской речи
Между психикой и голосовым аппаратом человека существует
прямая взаимосвязь. Если мысли и чувства, которые желает озвучить оратор, будут слабыми,
неясными, робким или неопределёнными, то и речь его будет такая же.
Слайд 10 Признаками такой неправильной работы являются :
прерывистое и поверхностное дыхание, монотонный
голос,
нечёткая артикуляция и ложная интонация. Для того, чтобы привести
речевой механизм в полную «боевую готовность» необходимы яркие, живые мысли и готовность оратора ими поделиться.