Слайд 1Конкурсное задание
«Методический семинар»
Тема:
«Развитие творческого потенциала школьников на уроках искусства
и во внеурочной деятельности»
Слайд 2Искусство – необходимая часть жизни человека, форма своеобразной творческой деятельности,
рождающая художественные ценности.
Каждый год в школу приходят новые дети,
новое поколение. Как разбудить в этих юных сердцах интерес к самим себе, к тому что скрыто в них самих, а не только в игрушках и компьютерах? Как заставить душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни?
Слайд 3Интерес - важнейший побудитель любой деятельности. Положительное отношение к учебной
деятельности начинается с интереса, поэтому с первых дней пребывания в
школе я старалась заинтересовывать своих детей. Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению.
Слайд 4
Цель моего направления в работе заключается в разработке компонентов
для развития творческого потенциала школьников обуславливающего процесс эффективного развития
личности, где творчество ребенка должно быть связано с самостоятельными действиями, умением оперировать знаниями.
Инновационность моего опыта работы заключается в том, что уроки музыки, построенные на системе специальных творческих заданий (наполненные собственным содержанием) способствуют развитию креативности детей.
При этом важно соблюдать следующие условия:
Учитель музыки должен стать творческим лидером, истинным творцом, понимающим высокое художественное назначение уроков музыки;
Стержнем каждого урока музыки должны стать свободные творческие проявления ребенка, организуемые специальными заданиями на креативность.
Слайд 5
Перечень компонентов системы работы.
Слайд 6На фоне данных видов деятельности мною применяются следующие виды творчества:
Развитие художественно-образного мышления в процессе музыкальной и изобразительной деятельности. В
ходе работы учащиеся знакомятся с богатейшим миром звуков, цветов живой и неживой природы, немузыкальные и музыкальные звуки. Младшим школьникам предлагается определить источник звука, а именно: городские звуки (например, звуки машин, сирен, заводов), голоса природы (шум дождя, прибоя, водопада, грома, пение птиц), а затем озвучить предложенный материал любым способом (инструментами, голосом, при помощи цвета). В процессе озвучивания, анализа звуковой и изобразительной действительности у школьников происходит развитие ассоциативно-образного мышления, художественного воссоздания звуковых и цветовых образов.
Слайд 7
Творчество в домашних заданиях. Практический опыт преподавания в области музыкального
и изобразительного искусства в школе, позволяет мне утверждать, что организация
системы домашних заданий по предмету «Искусство» - важный и необходимый этап в формировании и становлении интеллектуально-творческой личности школьника на всех его возрастных ступенях. Уроки по искусству – это уроки творчества, а значит и домашние задания должны быть творческими.
Это воплощается в таких творческих, проблемных домашних заданиях как: рисунки, поделки, стихи, сочинения, мелодизация текста, танцевальные номера, музыкальные кроссворды, ребусы, загадки, рефераты, творческие проекты (презентации) с их творческой защитой
Пластические импровизации.
«Пластическое интонирование»- выражение музыки в жесте, мимике, движении и цветовом решении
Взять в свою руку звук и вести его, строго следуя за движением главной мысли произведения - приём «слушание рукой». Дети «рисуют» рукой движение музыки.
Восходящая и нисходящая мелодия - поднимающиеся и опускающиеся руки;
Завершение музыкального развития- руки, отдыхающие горизонтально на коленях, голова наклонена вниз;
Кульминационные точки- руки вытянуты над головой и т.д.
«Пластическое интонирование»- это один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания . Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние .
Слайд 8
Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование ИКТ в учебном
процессе. Использование возможностей ИКТ в школе способствует:
-повышению мотивации к учению;
-повышению
эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности;
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся;
-развитию наглядно—образного, информационного мышления;
совершенствованию навыков самообразования и самоконтроля у школьников;
-повышению активности и инициативности обучающихся на уроке.
Слайд 9
При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на
уроках реализовать принципы доступности, наглядности. Использование презентации на уроках позволяет
сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС.
Слайд 10
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение
новых знаний, это самостоятельная творческая работа обучающихся, выполняемая под руководством
учителя.
Я применяю метод проектного обучения, так как он стимулирует самостоятельность обучающихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, способствует сопереживанию и причастности к нему.
« МОДЕЛИРУЯ МИР, МОДЕЛИРУЮ СЕБЯ»
ПУТЕШЕСТВИЕ МОЕГО СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ В МИР МУЗЫКИ
Способы завязывания галстука
Слайд 12
На уроках искусства и во внеурочных занятиях школьники участвуют в
различных видах деятельности: слушание, музицирование, включающие в себя вокальное исполнительство,
коллективное музицирование, импровизацию (вокальную, пластическую, инструментальную), творческие игры, драматизацию.
Слайд 13
Я считаю, что современный учитель положительных эмоций должен чувствовать и
понимать детей, и тогда дети полюбят своего учителя и школу.
А для этого необходимо создать все возможные условия для формирования у обучающихся по отношению к учебной деятельности.
Слайд 14
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету и
школе является участие в различных конкурсах, акциях, праздниках внеурочное время.
Игры, конкурсы, выступают как мотив радости в учении и школьной жизни. В процессе подготовки, участия дети незаметно для себя выполняют задания различной трудности. Они стимулирует воображение и фантазию детей, а воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно даёт импульс творческому процессу, именно через воображение лежит путь к нахождению интуитивных решений.
Слайд 15
Видеофрагмент танца « Переменка» совместного с учителем
Слайд 16
Видеофрагмент показа моделей вечерних платьев из бросового материала выполненный ученицами
по проекту : «Мода, культура и ты»
Слайд 17
Итак: Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность,
целеустремленность, логику, интуицию. Творчество ребенка связано с самостоятельностью и предполагает
отказ от стереотипных действий. Поэтому главная задача современного учителя музыки - средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать у школьников не только интеллект, но и душу.
Использование на практике проблемного обучения доказывает, что учащиеся при помощи самостоятельной деятельности способны создавать новое, оригинальное. Интересно то, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределом выполнения требуемого задания.
С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развить вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких занятий очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интересно, воспитывается внимание.
Слайд 18
Результатом планомерной работы по развитию творческих способностей является достижение высокого
уровня креативности, что позволяет перейти к свободному творчеству, которое имеет
место не только на уроках, но и на внеурочных мероприятиях. Зачастую школьники без какого-либо призыва к выполнению заданий сами проявляют творчество.
Слайд 19
Наша жизнь продолжает стремительно изменяться, а значит, будут изменения и
в образовании. Мы - учителя, а это значит нельзя стоять
на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, нужно идти вперед в ногу со временем, уважая старые традиции, не боясь нововведений.