Слайд 1Организация и методические основы проведения
урока физической культуры
Требования к уроку
физической культуры:
Четкость постановки целей и задач.
Соответствие состава учебного материала
учебной программе и характеру поставленных задач.
Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока.
Тесная связь уроков с предыдущими и последующими.
Слайд 2Организация и методические основы проведения
урока физической культуры
Требования к
уроку физической культуры:
Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
Постоянное видоизменение содержания
урока, методики его организации и проведения.
Обеспечение травмобезопасности урока.
Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся.
Слайд 3Структура урока
Подготовительная часть урока.
Основная ее цель — подготовить
занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. В подготовительной
части решаются следующие методические задачи:
Обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие;
Активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;
Слайд 4Структура урока
Подготовительная часть урока.
Обеспечение общей функциональной готовности организма
к активной мышечной деятельности;
Обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений
основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений).
Общая продолжительность подготовительной части составляет 10—20% от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.
Слайд 5Структура урока
В содержание подготовительной части входят:
Начальная организация занимающихся
(построение, сообщение задач урока, строевые упражнения, упражнения на внимание);
Различные
варианты ходьбы, бега;
Общеразвивающие и подготовительные упражнения, выполняемые на месте, в движении, без предметов, с предметами.
Слайд 6Структура урока
Подбор упражнений для подготовительной части урока и их
чередование зависят от задач урока, а также от пола, возраста
и физической подготовленности занимающихся. В комплекс следует включать доступные занимающимся упражнения для всех групп мышц.
Слайд 7Структура урока
Основная часть урока. Цель основной части — решение
наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой
и планом данного урока.
В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы.
Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока.
Слайд 8Структура урока
Основная часть урока.
Упражнения, требующие проявления скоростных,
скоростно-силовых способностей, тонкой координации движений, выполняют в начале основной части
урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, — в конце.
Основную часть следует завершать подвижными играми (игровыми заданиями) и упражнениями с включением движений, разученных на уроке.
Слайд 9Структура урока
Основная часть урока.
Продолжительность основной части урока зависит
от продолжительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста
занимающихся и др.
В рамках школьного урока физической культуры она обычно длится 25—30 мин.
Слайд 10Структура урока
В содержание основной части урока входят:
Разучивание новых
двигательных действий;
Закрепление и совершенствование усвоенных ранее двигательных умений и
навыков;
Развитие двигательных способностей;
Воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств;
Формирование специальных знаний.
Слайд 11Структура урока
Заключительная часть урока.
Цель заключительной части урока —
постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в
относительно спокойное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд методических задач:
Снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц;
Регулирование эмоционального состояния;
Слайд 12Структура урока
Заключительная часть урока.
Подведение итогов урока с оценкой
преподавателем результатов деятельности занимающихся;
Сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими
упражнениями, для подтягивания «слабых мест».
Длительность заключительной части урока 3—5 мин.
Слайд 13Структура урока
В содержание заключительной части урока, как правило, входят:
упражнения, способствующие снижению возбуждения (передвижения с постепенным снижением темпа, упражнения
на дыхание и расслабление мышц);
упражнения, способствующие регулированию эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания и упражнения на внимание);
мероприятия по подведению итогов урока с оценкой результатов деятельности занимающихся;
сообщение задания на дом.
Слайд 14Рекомендации по формулированию задач урока
Образовательные задачи
При ознакомлении с двигательным действием:
«Ознакомить с техникой...» (и далее указывается то упражнение или отдельный
его элемент, которое осваивается);
При разучивании двигательного действия: «Разучивание техники выполнения...»;
При совершенствовании двигательного действия: «Совершенствование техники выполнения...».
Слайд 15Рекомендации по формулированию задач урока
Оздоровительные задачи
Пример: «формирование правильной осанки, добиваясь
свободного ненапряженного положения туловища во время ходьбы и бега», «развитие
общей выносливости, используя кроссовый бег» и т.д.
Пример: «Развитие быстроты движений в беге на короткие дистанции», «Развитие скоростно-силовых способностей при выполнении прыжка в длину с разбега» и т.д.
Слайд 16Рекомендации по формулированию задач урока
Воспитательные задачи
При решении задач воспитания личности
формулировки конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и спецификой
содержания учебного материала.
Пример: «Воспитание смелости при соскоке с гимнастического козла», «Воспитание чувства выдержки в лыжных гонках на дистанции 5 км» и т.д.
Слайд 17Организационное обеспечение урока
Создание санитарно-гигиенических условий;
Материально-техническое обеспечение;
Выбор способа
(метода) организации деятельности занимающихся на уроке, который позволит наилучшим образом
выполнить поставленные задачи.
Слайд 18Методы организации деятельности занимающихся на уроке
Фронтальный метод характеризуется выполнением
всем составом класса одного и того же задания независимо от
форм построения учащихся (в колоннах, нескольких шеренгах, в круг).
Фронтальный метод успешно применяется при управлении однородной деятельностью занимающихся, не требующей страховки, Важным требованием является такое расположение занимающихся, чтобы они не мешали друг другу, все видели преподавателя, а он, в свою очередь, — учеников.
Слайд 19Методы организации деятельности занимающихся на уроке
Групповой метод предусматривает
одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий преподавателя. Разделение занимающихся
на группы и определение содержания заданий осуществляются с учетом пола, уровня подготовленности и других признаков.
Этот метод используется преимущественно в средних и старших классах. Его применение требует специальной подготовки помощников учителя из числа наиболее подготовленных учеников.
Слайд 20Методы организации деятельности занимающихся на уроке
Индивидуальный метод заключается
в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно.
Как правило, индивидуальные задания предназначены для занимающихся, значительно отличающихся от основного состава класса по своей подготовленности, особенностям и способностям, а иногда по состоянию здоровья. Метод применяется преимущественно в старших классах.
Слайд 21Методы организации деятельности занимающихся на уроке
Круговой метод предусматривает
последовательное выполнение занимающимися серии заданий (упражнений) на специально подготовленных местах
(«станциях»), как правило, расположенных по кругу зала или спортивной площадки.
Обычно в круг включается от 4 до 10 упражнений («станций»). На каждой «станции» выполняется один вид упражнений. Их состав подбирается с расчетом на комплексное развитие двигательных способностей и повышение функциональных возможностей организма. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями». Метод применяется в средних и старших классах.
Слайд 22Содержательная сторона урока
Содержание деятельности преподавателя: объяснение, показ, наблюдение, анализ,
оценка работы учащихся и т.д.
Процесс освоения занимающимися учебного материала
включает: восприятие сведений, усвоение элементов, осуществление повторных, но уже скорректированных действий, совершенствование действий и т.д.
Слайд 23Дозирование физических нагрузок на уроке
Физическая нагрузка — это определенная
мера влияния физических упражнений на организм занимающихся.
Доза нагрузки —
это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности.
Дозировать нагрузку — значит строго регламентировать ее объем и интенсивность.
Слайд 24Дозирование физических нагрузок на уроке
Объем нагрузки определяется количеством выполненных
упражнений, затратами времени на занятия, километражем преодоленного расстояния (дистанции) и
другими показателями.
Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.
Слайд 25Приемы регулирования физических нагрузок
изменение количества повторений одного и того же
упражнения;
изменение суммарного количества упражнений;
изменение скорости выполнения одного и того же
упражнения;
увеличение или уменьшение амплитуды движений;
варьирование величин внешних отягощений;
выполнение упражнений в усложненных или облегченных условиях;
Слайд 26Приемы регулирования физических нагрузок
изменение исходных положений (например, выпрыгивания вверх из
полуприседа и приседа);
изменение длины дистанций в беге, плавании, лыжах;
проведение занятий
на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (в спортивных играх);
варьирование применяемых методов (равномерный, игровой, соревновательный и др.);
увеличение или уменьшение времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений.
Слайд 27Дозирование физических нагрузок
Наиболее информативным, объективным и широко используемым в практике
показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина частоты сердечных
сокращений (ЧСС).
При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС рекомендуется не ниже 130 уд./мин (при этом наблюдается максимальный ударный объем сердца).
Слайд 28Дозирование физических нагрузок
Наибольший общеукрепляющий оздоровительный эффект на занятиях с учащимися
подросткового и юношеского возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней (130—
160 уд./мин) и большой интенсивности (161—175 уд./мин ) с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.).
Слайд 31Анализ урока
О качестве урока судят, прежде всего, по выполнению
поставленных задач.
Однако, качественный анализ урока возможен только при тщательном
оперативно-текущем контроле происходящего в процессе урока.
Наиболее распространенный способ регистрации данных заключается в составлении хронокарты урока (протокола хронометрирования).
Обработка материалов хронокарты позволяет определить двигательную (моторную) и общую плотность урока.
Слайд 33Анализ урока
педагогически оправданные затраты времени:
организация учащихся, проверку домашнего задания,
постановка учебных задач;
сообщение и закрепление теоретических сведений;
проведение общеразвивающих упражнений;
инструктирование, регулирование,
коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку;
подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д.;
изучение техники физических упражнений, развитие двигательных способностей;
Слайд 34Анализ урока
педагогически оправданные затраты времени :
методическая подготовка учащихся, формирование
умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;
мотивация учащихся;
использование наглядных пособий,
технических средств, показ упражнений;
педагогический контроль;
подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановка домашних заданий;
воспитательная работа на уроке.
Слайд 35Анализ урока
Общая плотность урока – это отношение педагогически оправданных
(рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.
ОП = ОЗВ (ученика)
: ВУ x 100 %
где ОП – общая плотность урока;
ОЗВ – оправданные затраты времени в минутах;
ВУ – время урока в минутах (35 – 45 мин).
Слайд 36Анализ урока
Причины снижения общей плотности урока:
Неоправданные простои на уроке
(опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание
очереди перед выполнением упражнений);
Неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организация и содержание урока, приводящие к паузам;
Излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;
Неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к нерациональному использованию времени.
Слайд 37Анализ урока
Двигательная (моторная) плотность – это отношение времени, использованного
непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.
Двигательная
плотность урока определяется по формуле:
ДП = ВДА (ученика) : ВУ x 100 %
где ДП – двигательная плотность;
ВДА – время двигательной активности ученика в минутах;
ВУ – время урока в минутах (35 – 45 мин).
Слайд 38Анализ урока
Показатели моторной плотности зависят от типа урока. Так,
на уроках совершенствования техники движений и развития двигательных способностей она
может достигать 70—80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.
Слайд 39Анализ урока
Оценить качество урока поможет проведение пульсометрии. По показателям
пульса определяется реакция сердечно сосудистой системы на нагрузку, а также
динамика пульса на протяжении всего занятия (кривая нагрузки). Анализ этих данных позволяет оценить правильность и эффективность нагрузок.
Слайд 41Анализ урока
Оценить качество урока поможет проведение пульсометрии. По показателям
пульса определяется реакция сердечно сосудистой системы на нагрузку, а также
динамика пульса на протяжении всего занятия (кривая нагрузки). Анализ этих данных позволяет оценить правильность и эффективность нагрузок.
Слайд 42Динамика ЧСС учащегося на уроке физической культуры