Слайд 1Основные ошибки при проектировании дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Разработано:
методистом ГАУДО РК
«РЦДО»
Главацкой Ж.Ю.
г. Сыктывкар
2020 г
Слайд 2Критерии
1. Соответствие программы действующим нормативным правовым актам и государственным программным
документам. В программе представлены основные идеи, обосновано ее своеобразие, указаны
отличительные особенности от уже существующих в данном направлении.
2. Реализация программы не нацелена на углубленное и/или дополнительное освоение учащимися основных общеобразовательных программ или отдельных частей (предметов), а также получение образования в рамках предметных областей, предусмотренных ФГОС.
3. В рамках реализации программы предусматривается материально-техническое обеспечение, соответствующее содержанию образовательной программы, предусмотренным условиям, формам и технологиям ее реализации.
Слайд 3Критерии
4. Достоверность сведений, указанных в уведомлении, подтверждается содержанием приложенной к
уведомлению образовательной программой.
5. Наличие оценочных материалов, формирующих систему оценивания в
соответствии либо с п. 65.1.6. Правил ПФДО в РК, либо с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных-дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми.
6. Соответствие цели, задач программы ее содержанию и результатам.
7. Содержание программы, при наличии тематических модулей, соответствует п.65.1.4 Правил ПФДО в РК, при отсутствии-Методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в Республике Коми.
Слайд 4Нормативно-правовые основания проектирования ДООП
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41;
приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
приказ Министерства образования и науки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от 01.06.2018 года №214-п;
приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми от 19 сентября 2019 г. № 07-13/631 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в Республике Коми».
Слайд 5Структура программы
Титульный лист.
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»: пояснительная записка; цель и задачи программы;
содержание программы; планируемые результаты.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»: календарный учебный график; условия реализации программы; формы контроля/аттестации; оценочные материалы; методические материалы; список литературы.
Слайд 6Пример оформления.
Титульный лист
п.65.1.1.
Министерство образования, науки и
молодежной политики Республики Коми
Государственное автономное учреждение дополнительного образования Республики Коми
«Республиканский центр дополнительного образования»
Рекомендовано Утверждено
Методическим советом Педагогическим советом
ГАУДО РК «РЦДО» ГАУДО РК «РЦДО»
Протокол №10 Протокол № 1
«15 » января 2020 г. «20 » января 2020 г.
____________ Ф.И.О.(директор)
(подпись) печать
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Студия А»
Возраст детей: 7-12 лет
Стартовый уровень
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Иванова Анна Ивановна,
педагог дополнительного образования
Сыктывкар 2020 г.
Слайд 7Пояснительная записка
-направленность (профиль) программы - техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная,
художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая;
актуальность, новизна программы, педагогическая целесообразность;
отличительные особенности программы -
характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;
адресат программы – возраст учащихся, которым адресована программа (возрастные особенности и их учёт, принципы набора и формирования групп, количество учащихся в группах);
объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; характеризуется продолжительностью программы (кол-во месяцев, лет, необходимых для ее освоения);
формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т.д.) и виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ;
режим занятий, периодичность и продолжительность занятий- общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий.
Слайд 8Актуальность ДООП
«Вязание спицами»
Актуальность программы заключается в том, чтобы каждый
учащийся смог пройти «путь творца», от художественного восприятия действительности, рождения
художественного замысла, поиска средств и пути его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми. Учащиеся учатся выполнять различные эскизы изделий, сами изделия, не копируя их, а творчески прорабатывая.
Слайд 9Примеры актуальности
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время...
К числу
наиболее актуальных проблем относится...
Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны
детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которых имеются только на базе нашего Дома детского творчества.
Настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами детских общественных объединений. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.
Слайд 10Новизна ДООП «Вязание спицами»
Новизна заключается в том, что учащиеся знакомятся
с современными тенденциями в моде, которые помогают создать свой стиль,
выразить и подчеркнуть индивидуальность, т.к. выполняя изделие, всегда применяются понравившиеся узоры, пряжа, отделка, а чередование разных видов деятельности дает возможность учащимся реализовать свои способности, проявить свою индивидуальность, ощутить радость творчества.
Слайд 11Примеры новизны
Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание
приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых
и нравственных качеств.
Слайд 12Педагогическая целесообразность
В процессе обучения по данной программе широко используются
возможности интеграции различных образовательных областей: химия, литература, изобразительное искусство. У
учащихся формируется собственная позиция по отношению к своему творчеству, что является основой формирующегося художественного вкуса.
Слайд 13Примеры
Отличительной особенностью Программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами
занимательных заданий по математике. Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений,
в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
Слайд 14Примеры
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих
в этой области заключаются в том, что...
Специфика предполагаемой деятельности детей
обусловлена...
Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники...
Программа ориентирована на применение широкого комплекса...
В структуру программы входят (сколько?) образовательных блоков: теория, практика, проект, или «Содержание программы объединено в __ тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу...». Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать авторские модели.
Слайд 15П. 65.8. Правил ПФДО
Программа полностью дублирует стандарт (как в части
целеполагания, так и содержания обучения), кроме того программа разработана на
основе существующего УМК, что само по себе — соответствие требованиям примерной образовательной программы по иностранным языкам.
Слайд 16Материально –техническое обеспечение программы
п.65.1.8.
К условиям реализации программы относится характеристика
материально-технического обеспечения:
характеристика помещений для занятий по программе;
перечень оборудования,
инструментов и материалов, необходимых для реализации программы ( в расчете на количество учащихся);
информационное обеспечение – аудио-, видео- , фото-материалы.
Слайд 17Оценочные материалы, формирующие систему оценивания
п.65.1.6. В данном разделе отражается перечень
(пакет)диагностических методик, позволяющий определить достижения учащимися планируемых результатов.
Слайд 18Оценочные материалы, формирующие систему оценивания
Слайд 19Цели и задачи программы
п. 65.1.3.
Цель - это обобщенный планируемый результат,
на который направлено обучение по программе; формулируется с учетом содержания
программы. Цель должна быть связана с названием программы. Цель должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна.
Задачи - это конкретные результаты реализации программы. Задачи должны быть технологичны, так как конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
Слайд 20Цель программы «Вязание спицами»
Цель: развитие творческих способностей и нравственно-эстетическое воспитание
детей при обучении технике вязания спицами.
Слайд 21Примеры
Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной
манерой исполнения песенного репертуара.
Формирование общей культуры личности, привитие учащимся этических
и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета.
Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков.
Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом.
Развитие мотивации учащегося к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии.
Слайд 22Планируемые результаты освоения программы
п.65.1.5.
Планируемые результаты освоения программы формулируются с учетом
цели и содержания программы и определяют основные знания, умения, навыки,
а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы.
Предметные – развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.
Метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и др.
Личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения, навыков ЗОЖ и др.
Слайд 23Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты по программам художественной направленности:
приобретены знания
и навыки в области музыкального исполнительства, теории и истории музыки;
приобретены
навыки решения конфликтных ситуаций;
сформированы навыки игры на гитаре; а также концертный опыт выступления в составе ансамбля;
сформированы навыки выполнения маршевых и танцевальных композиций.
Слайд 24Планируемые результаты освоения программы
К личностным результатам освоения программы относятся:
Личностные результаты:
повышена
мотивация учащихся к самопознанию;
развиты уверенность в себе и адекватная самооценка;
сформированы
навыки творческого подхода к решению любых задач;
сформированы нравственно-волевые качества личности.
Слайд 25Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемые метапредметные результаты (примеры)
Регулятивные. Учащиеся научатся:
понимать
цель выполняемых действий;
управлять своим вниманием (к предмету, к партнёру);
фиксировать
и осмыслять особенности поведения в собственных работах, произведениях искусства;
управлять своей познавательной и творческой деятельностью; применять свой творческий потенциал в школьной и повседневной жизни.
Коммуникативные. Учащиеся научатся:
выражать собственное эмоциональное отношение;
вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении и принятии решений;
строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
воспринимать позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности;
учитывать мнения других в собственной работе.
Познавательные. Учащиеся научатся:
активизировать свою фантазию;
осуществлять поиск необходимой информации для учебных заданий, используя различные источники информации.
Слайд 26Содержание программы
п.65.1.4.
Содержание программы должно быть отражено в учебном плане
и содержании учебного плана.
Учебный план содержит наименование разделов и
тем, определяет
последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля), оформляется в виде таблицы, составляется на каждый год обучения.
Содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной УП, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля.
Содержание учебного плана должно соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения программы.
Содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно.
Слайд 27Содержание программы
Учебный план
Слайд 28Содержание программы
Учебный план
Слайд 29Учебный план
(модульная программа)
Слайд 30Содержание программы
Содержание учебного плана
Раздел I. Общая физическая подготовка.
Тема 1.1.
«Общеразвивающие упражнения».
Теория: к общеразвивающим упражнениям относятся те, что помогают формировать
образ до определенного совершенства. Регулярное выполнение упражнений способствует развитию и укреплению двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, дыхательной, нервной систем. В результате улучшается физическое развитие, здоровье, работоспособность и жизнедеятельность организма учащихся.
Практика: упражнения на равновесие;
упражнения на развитие подвижности суставов;
комплексы упражнений на различные группы мышц.
Тема 1.2. «Танцевальная аэробика».
Теория: танцевальная аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении упражнений, а многие сложные комбинации воспринимаются как легкие и доступные, потому что их восприятию способствует энергичная музыка. Занятия танцевальной аэробикой развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют разогреву мышц.
Практика: комплекс активных движений для всех групп мышц;
танцевальные композиции.
Раздел II. Техника марша.
Тема 2.1. «Формирование осанки»
Теория:
Практика:
И т.д.
Слайд 31Содержание программы
(вариант оформления)
ДООП «Знакомство с настольной издательской системой Microsoft Publiher
2010»
Модуль I : «Создание публикаций на основе встроенного шаблона»
Образовательная задача:
дать основы работы в Microsoft Publiher 2010.
Учебные задачи:
познакомить с возможностями программы Microsoft Publiher 2010;
продемонстрировать коллекцию встроенных шаблонов, типов шаблонов публикации.
рассмотреть способы создания публикаций;
дать понятие календаря;
создать календарь.
Тематические рабочие группы и форматы:
индивидуальные (самостоятельная работа).
Слайд 32Содержание программы
Тематическая программа модуля
Слайд 33Содержание программы
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование является обязательным приложением к программе и
оформляется в виде таблицы.
Слайд 34Образовательные и учебные форматы
(используемые в программе формы, методы, приемы
и педагогические технологии)
п.65.1.7.
Настоящий раздел представляет краткое описание методики работы
в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся; описание используемых методик и технологий, в том числе информационных (Закон № 273-ФЗ, ст.2,п.9; ст.47,п.5) и включает в себя:
- методы обучения (словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой, проектный и.т.д.);
формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности, категории обучающихся;
формы организации учебного занятия – акция, беседа, вернисаж, диспут, защита проектов, игра, конкурс, КВН, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», поход, практическое занятие, соревнование, спектакль, экскурсия, шоу, семинар, открытое занятие, тренинг, олимпиада, наблюдение, эксперимент, ярмарка, студия, посиделки, круглый стол, концерт, салон, творческая мастерская и т.д.;
педагогические технологии – технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология программного обучения, модульного обучения, блочно-модульного обучения; технология разноуровневого обучения, развивающего обучения; технология исследовательской деятельности, проектной деятельности; коммуникативная технология, технология педагогической мастерской, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология и т.д.;
алгоритм занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;
дидактические материалы – раздаточные материалы, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий, анкеты, тесты и т.д.
Слайд 35Список литературы
65.1.9. Перечень информационно-методических материалов, литературы, необходимых педагогу и учащимся
для успешной реализации программы.
При составлении списка литературы необходимо учитывать основную
и дополнительную литературу; учебные пособия сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ. Список оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам ГОСТ Р 7.0.5-2008. Может быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов, учащихся.
Общие требования и правила составления
Материал (текст, статья), расположенный на сайте:
Фамилия И.О. авторов. Заглавие текста на экране [Электронный ресурс] // Заглавие сайта : сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности. URL : http//www. _______(дата обращения: __.___.____)
Можно . заменить на . -
Если нет какой-либо области описания – пропускаем.
Пример:
1. Новосибирск [Электронный ресурс] // Википедия : Свободная энциклопедия. URL : http://www.ru.wikipedia.org/wiki/%CD%EE%E2%EE%F1%E8%E1%E8% F0%F1%EA (дата обращения: 11.12.18)
Слайд 36Список литературы
Общие требования и правила составления.
Если заменяем . (точку) на . - (точку тире),
то . - (точку тире) ставим во всем списке литературы.
Общая схема библиографического
описания:
Книга с одним, двумя или тремя авторами:
Заголовок (фамилия, инициалы авторов).
Основное заглавие.
:Дополнительные сведения (учебное пособие)
/Сведения об ответственности (И.О.Ф редактора, составителя; университет)
. Сведения об издании (2-е изд., перераб. и доп.)
. Место издания (Москва, Новосибирск)
: Издательство
, Год издания.
. Количество страниц.
Если нет какой-либо области описания – пропускаем. Можно . заменить на . -
Книга с одним автором:
Росляков А. В. ОКС №7: архитектура, протоколы, применение. Москва : ЭкоТрендз, 2010. 315 с.
Книга с двумя авторами:
Ручкин В. Н., Фулин В. А. Архитектура компьютерных сетей. Москва : ДИАЛОГ-МИФИ, 2010. 238 с.
Книга с тремя авторами:
Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика : учебник. Москва : Высш. образование, 2011. 658с.
Максименко В. Н., Афанасьев В. В., Волков Н. В. Защита информации в сетях сотовой подвижной связи / под ред. О. Б. Макаревича. Москва : Горячая линия-Телеком, 2009. 360 с.
Слайд 37Список литературы
Книга без автора:
Страхование : учебник / под ред. Т.
А. Федоровой. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Магистр,
2011. 106 с.
Многотомное издание:
Экономическая история мира. Европа. Т. 3 / под общ. ред. М. В. Конотопова. Москва: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2012. 350 с.
Учебное пособие вуза:
Заславский К. Е. Оптические волокна для систем связи : учеб. пособие / Сиб. гос. ун-т телекоммуникаций и информатики. Новосибирск, 2008. 96 с.
или
Заславский К. Е. Оптические волокна для систем связи : учеб. пособие. Новосибирск : СибГУТИ, 2008. 96 с.
Нормативные документы:
Типовая инструкция по охране труда для пользователей персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) в электроэнергетике: РД 153-34.0-03.298-2001.Введ. с 01.05.2001. М., 2002. 91с.
Слайд 38Список литературы
ОБЩАЯ СХЕМА ОПИСАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА:
Заголовок (фамилия, инициалы авторов).
Основное заглавие.
Общее
обозначение материала [Электронный ресурс]
: сведения , относящиеся к заглавию :
справочник
/ Сведения об ответственности / под ред. И.И. Бун
. Место издания город
: Имя издателя
, Дата издания
. Примечания
Можно . заменить на . -
1. Смирнов А.И. Информационная глобализация и Россия [Электронный ресурс]: вызовы и возможности. М., 2005. 1 CD-ROM.
Слайд 39Основные требования к написанию и оформлению программы на сертификацию
Точное использование
научной терминологии (в том числе на иностранном языке);
точные формулировки законов,
нормативных документов и т.д.;
стилистически грамотное, лингвистически и логически правильное изложение материала ;
программа печатается шрифтом Times New Roman текстового редактора Word размера 14 на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с интервалом 1,5;
поля: левое – 30 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, правое - 15 мм.