Разделы презентаций


Основы нейропсихологии

Содержание

ПланНейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наукИстория становления нейропсихологииПонятийный аппарат нейропсихологииОсновные направления развития современной нейропсихологии

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основы нейропсихологии
Нейропсихология: теоретические основы и практическое значение


Преподаватель: Елена Викторовна Шереметьева

Основы нейропсихологииНейропсихология: теоретические основы и практическое значениеПреподаватель: Елена Викторовна Шереметьева

Слайд 2План
Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наук
История

становления нейропсихологии
Понятийный аппарат нейропсихологии
Основные направления развития современной нейропсихологии

ПланНейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наукИстория становления нейропсихологииПонятийный аппарат нейропсихологииОсновные направления развития современной

Слайд 3Литература
Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб., 2004.
А.

Р. Лурия. Высшие корковые функции человека и их нарушения при

локальных поражениях мозга. – М., 2000.
Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. – М., 2001.
А. Р. Лурия. Основы нейропсихологии. – М., 2002.
Е. Д. Хомская. Нейропсихология. – М., 2002.
ЛитератураЛекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб., 2004.А. Р. Лурия. Высшие корковые функции человека и

Слайд 4Нейропсихология изучает
мозговые механизмы сложной психической деятельности,
соотнося
представления о

структуре и системной организации высших психических фун­кций, психологических процессов и

эмоциональной регуляции поведения человека
с данными о
строении и функциональной организации различных отделов больших полушарий головного мозга
Нейропсихология изучает мозговые механизмы сложной психической деятельности, соотнося представления о структуре и системной организации высших психических фун­кций,

Слайд 5Предмет нейропсихологии


Анализ характера нарушений сложных функциональных систем при ограниченных локальных

поражениях мозга

Предмет нейропсихологииАнализ характера нарушений сложных функциональных систем при ограниченных локальных поражениях мозга

Слайд 6Связь с другими науками
Психологические
общая и дифференциальная психология,
психология индивидуальных различий,


психодиагностика
Медицинские
неврология,
нейрохирургия,
психиатрия
Педагогические
общая педагогика
специальная педагогика

Связь с другими наукамиПсихологическиеобщая и дифференциальная психология, психология индивидуальных различий, психодиагностикаМедицинскиеневрология, нейрохирургия, психиатрия Педагогическиеобщая педагогикаспециальная педагогика

Слайд 7Современные междисциплинарные связи
Теория систем
Теория информации
Теория распознания образов
Компьютерные науки

Современные междисциплинарные связиТеория системТеория информацииТеория распознания образовКомпьютерные науки

Слайд 8Как прикладная область психологической науки и составная часть медицинской психологии

нейропсихология
Изучает клинику локальных поражений мозга
цель
разработка проблем локализации высших психических

функций
мозговых основ их нарушения
восстановление
(Тонконогий И.М., 1973)
Как прикладная область психологической науки и составная часть медицинской психологии нейропсихологияИзучает клинику локальных поражений мозгацель разработка проблем

Слайд 9Методологическая основа нейропсихологии
общие методологические положения отечественной психологической науки
положения диалектического

материализма как общей философской системы объяснительных принципов
постулаты
о культурно-исторической

обусловленности человеческой психики
принципиальной значимости социальных факторов для формирования психических функций
опосредованном характере психических процессов
ведущей роли речи в их организации
зависимости строения психических процессов от способов их формирования
Методологическая основа нейропсихологииобщие методологические положения отечественной психологической науки положения диалектического материализма как общей философской системы объяснительных принципов

Слайд 102.История становления нейропсихологии
1.Средние века:
психические процессы являются специальными формами существования духа,

которые несводимы к каким-нибудь более элементарным составным частям

2.История становления нейропсихологии1.Средние века:психические процессы являются специальными формами существования духа, которые несводимы к каким-нибудь более элементарным составным

Слайд 11Зарождение классического локализационизма
Три «способности» локализованы в жидкости, заполняющей три мозговых

желудочка:
Немезий (I\/ в. н.э.)
«передний желудочек» - вместилище восприятия или воображения
«средний»

- вместилище мышления
«задний» - вместилище памяти



Зарождение классического локализационизмаТри «способности» локализованы в жидкости, заполняющей три мозговых желудочка:Немезий (I\/ в. н.э.)«передний желудочек» - вместилище

Слайд 12Развитие представлений о субстрате психических процессов
Декарт (1686) – в шишковидной

железе, расположенной в самом центре мозга
Виллис (1664) – в полосатом

теле
Вьейсен (1685) – в основной массе больших полушарий – белом вществе
Ланцизий (1739) – в мозолистом теле – связке, соединяющей оба полушария
Развитие представлений о субстрате психических процессовДекарт (1686) – в шишковидной железе, расположенной в самом центре мозгаВиллис (1664)

Слайд 13«Локализация психических способностей» по Ф.А. Галлю (начало 19 века)
Субстратом психических

«способностей» являются небольшие участки нервной ткани коры головного мозга
Они разрастаются

при развитии этих способностей
Это ведет к образованию выпуклости на черепе, указывающей на особое разрастание определенной «способности»
«Локализация психических способностей» по Ф.А. Галлю (начало 19 века)Субстратом психических «способностей» являются небольшие участки нервной ткани коры

Слайд 14Френологическая карта локализации психических способностей по Ф.А. Галлю Локализационная карта Клейста

Френологическая карта локализации психических способностей по Ф.А. Галлю Локализационная карта Клейста

Слайд 1519 век
1861 Брока демонстрировал в Парижском антропологическом обществе мозг больного

с поражением задней трети нижней лобной извилины левого полушария –

«центр моторных образов слов»
1874 Вернике описал случай поражения задней трети верхней височной извилины левого полушария – «сензорный образ слов»
19 век1861 Брока демонстрировал в Парижском антропологическом обществе мозг больного с поражением задней трети нижней лобной извилины

Слайд 16Антилокализационистские положения
Вюрцбургская школа
Гештальтпсихология
Лешли
«целостное» поведение сопоставлялось с «целостным» мозгом, который начинал

пониматься как однородная масса, действующая по целостным законам «поля»

Антилокализационистские положенияВюрцбургская школаГештальтпсихологияЛешли«целостное» поведение сопоставлялось с «целостным» мозгом, который начинал пониматься как однородная масса, действующая по целостным

Слайд 17Хьюлингс Джексон 60-е годы 19 века
Каждая функция, осуществляемая ЦНС, имеет

сложную «вертикальную» организацию:
Впервые представлена на «низшем» (стволовом) уровне
Второй раз –

на «среднем» уровне двигательных отделов коры головного мозга
Третий раз – на «высшем» уровне
А значит, локализацию симптома (выпадения функции) нельзя отождествлять с локализацией функции
Хьюлингс Джексон 60-е годы 19 векаКаждая функция, осуществляемая ЦНС, имеет сложную «вертикальную» организацию:Впервые представлена на «низшем» (стволовом)

Слайд 18Основоположники отечественной нейропсихологии
Л.С. Выготский
А.Р. Лурия:
Е.Д. Хомская
Т.В. Ахутина
Л.С. Цветкова
Н.К. Корсаков
В.В. Лебединский
Э.Г.

Симерницкая

Основоположники отечественной нейропсихологииЛ.С. ВыготскийА.Р. Лурия:Е.Д. ХомскаяТ.В. АхутинаЛ.С. ЦветковаН.К. КорсаковВ.В. ЛебединскийЭ.Г. Симерницкая

Слайд 19Ленинградская нейропсихологическая школа
Н.Н. Трауготт
И.М. Тонконогий
Л.И. Вассерман (при эпилепсии)
С.В. Ткаченко, А.В.

Бочаров (при шизофрении, аффективных психозах)
О.Ф. Ерышев, Я.А. Меерсон (при хроническом

алкоголизме)
Ленинградская нейропсихологическая школаН.Н. ТрауготтИ.М. ТонконогийЛ.И. Вассерман (при эпилепсии)С.В. Ткаченко, А.В. Бочаров (при шизофрении, аффективных психозах)О.Ф. Ерышев, Я.А.

Слайд 20Л.С. Выготский
«человеческий мозг обладает новым по сравнению с животным локализационным

принципом, благодаря которому он и стал мозгом человека, органом человеческого

сознания» (Л. С. Выготский, 1982, т. 1. С. 174)
Л.С. Выготский«человеческий мозг обладает новым по сравнению с животным локализационным принципом, благодаря которому он и стал мозгом

Слайд 21Выход из кризиса в учении о «локализации» психических процессов в

мозговой коре
Коренной пересмотр понятия «психических функций»
Коренное изменение основных подходов к

принципам их мозговой «локализации»
Выход из кризиса в учении о «локализации» психических процессов в мозговой кореКоренной пересмотр понятия «психических функций»Коренное изменение

Слайд 22Понятие «функция» в биологии
Отправление определенной ткани (функция печени – регуляция

углеводного обмена; функция поджелудочной железы – выделение инсулина; функция легочной

альвеолы – диффузия кислорода и передача его эритроцитам крови)
Приспособительная деятельность целого организма Функция дыхания, функция пищеварения, функция локомоции

Функция - сложная деятельность, осуществляющаяся совместной работой целой системы органов, каждый из которых входит в эту «функциональную систему» (термин П.К. Анохина) на своих собственных ролях, обеспечивая ту или иную сторону работы этой функциональной системы
Понятие «функция» в биологииОтправление определенной ткани (функция печени – регуляция углеводного обмена; функция поджелудочной железы – выделение

Слайд 23А.Р. Лурия
Функциональная система представляет собой сложное динамическое целое, в котором

конечная постоянная («инвариантная») цель осуществляется изменчивой («вариантной») системой ее составных

частей
Сложная функциональная система не может быть «локализована» в определенном участке нервной системы, а должна выполняться целым комплексом совместно работающих зон
А.Р. ЛурияФункциональная система представляет собой сложное динамическое целое, в котором конечная постоянная («инвариантная») цель осуществляется изменчивой («вариантной»)

Слайд 24И.П. Павлов
«если раньше дыхательный центр представлялся точкой, величиной с булавочную

головку в продолговатом мозге… то теперь он чрезвычайно разползся, поднялся

в головной мозг и опустился в спинной, и сейчас его границы никто не укажет» (Павлов И.П. Полн. собр. трудов, Т. III, с. 127)
И.П. Павлов«если раньше дыхательный центр представлялся точкой, величиной с булавочную головку в продолговатом мозге… то теперь он

Слайд 25Понимание термина «локализация функции»
Задача «локализации» психологических функций заменяется анализом той

системы совместно работающих мозговых зон, которые осуществляют данную функциональную систему
или
как

данная функциональная система размещена по аппаратам коры головного мозга по соответствующим мозговым структурам
Понимание термина «локализация функции»Задача «локализации» психологических функций заменяется анализом той системы совместно работающих мозговых зон, которые осуществляют

Слайд 26Основные направления развития нейропсихологии
клиническая нейропсихология
экспериментальная нейропсихология
реабилитационное направление
нейропсихология

детского возраста
нейропсихология старческого возраста (геронтонейропсихология)
нейропсихология индивидуальных различий (или

дифференциальная нейропсихология)
Основные направления развития нейропсихологииклиническая нейропсихология экспериментальная нейропсихология реабилитационное направление нейропсихология детского возраста нейропсихология старческого возраста (геронтонейропсихология) нейропсихология

Слайд 27Клиническая нейропсихология
главная задача состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при

поражении того или иного участка мозга и сопоставлении их с

общей клинической картиной заболевания
Клиническая нейропсихология	главная задача состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга и

Слайд 28Экспериментальная нейропсихология
Основная задача: экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм

нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях

ЦНС
В настоящее время проводятся исследования, посвященные анализу нарушений познавательных процессов (пространственного восприятия, тактильного, цветового гнозиса, цветовой памяти, наглядно-образного и вербально-логического интеллекта) и эмоционально-личностной сферы с использованием новых методов экспериментальной психологии
Экспериментальная нейропсихологияОсновная задача: экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга

Слайд 29Реабилитационное направление
посвященное восстановлению высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений

головного мозга
разрабатывает принципы и методы восстановительного обучения больных, перенесших

локальные мозговые заболевания
Эта работа началась в годы Великой Отечественной войны, когда отечественные психологи (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Б. В. Зейгарник, С. М. Блинков, С. Я. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, В. М. Коган, Л. В. Занков и многие другие) активно включились в разработку проблемы восстановления речевых и двигательных функций послевоенной травмы. Центральную роль в этой работе играл коллектив психологов восстановительного госпиталя в г. Кисегаче (на Урале), возглавляемый А. Р. Лурия
Реабилитационное направлениепосвященное восстановлению высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга разрабатывает принципы и методы восстановительного

Слайд 30Реабилитационное направление
центральное положение концепции нейропсихологической реабилитации: восстановление сложных психических функций

может быть достигнуто лишь путем перестройки нарушенных функциональных систем, в

результате которой скомпенсированная психическая функция начинает осуществляться с помощью нового «набора» психологических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию. Для определения необходимого «набора» психологических средств требуется тщательный психологический анализ (квалификация) дефекта методами нейропсихологической диагностики. (А. Р. Лурия, 1948, 1962, 1973. И др.).
Реабилитационное направлениецентральное положение концепции нейропсихологической реабилитации: восстановление сложных психических функций может быть достигнуто лишь путем перестройки нарушенных

Слайд 31Нейропсихология детского возраста
Необходимость диктуется спецификой нарушений психических функций у детей

при локальных мозговых поражениях
на разных ступенях онтогенеза поражение одного

итого же участка мозга проявляется неодинаково (Э.Г. Симерницкая)
Выделены три возрастные группы (5-7, 7-12, 12-15 лет), каждая из которых характеризуется разными симптомами
открывает широкие возможности для изучения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, для решения вопроса о генетической и социальной детерминации этих фундаментальных закономерностей работы мозга
Нейропсихология детского возрастаНеобходимость диктуется спецификой нарушений психических функций у детей при локальных мозговых поражениях на разных ступенях

Слайд 32Нейропсихология индивидуальных различий
изучение мозговой организации психических процессов и состояний у

здоровых лиц – на основе теоретических и методических достижений отечественной

нейропсихологии (два направления):
изучение особенностей формирования психических функций в онтогенезе с позиций нейропсихологии, т.е. рассмотрение разных этапов развития психических функций как результата не только социальных воздействий, но и созревания соответствующих мозговых структур и их связей
исследование индивидуальных особенностей психики взрослых людей в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Анализ латеральной организации мозга как нейропсихологической основы типологии индивидуальных психологических различий
Нейропсихология индивидуальных различийизучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц – на основе теоретических и

Слайд 33Вывод
центральная теоретическая проблема нейропсихологии – проблема мозговой организации (или локализации)

высших психических функций человека – остается главной для каждого из

направлений, только изучается на разном «материале» и разными методами
Выводцентральная теоретическая проблема нейропсихологии – проблема мозговой организации (или локализации) высших психических функций человека – остается главной

Слайд 34Понятийный аппарат нейропсихологии
понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии
собственно

нейропсихологические понятия, обусловленные спецификой ее предмета, объекта и методов исследования


Понятийный аппарат нейропсихологиипонятия, общие для нейропсихологии и общей психологии собственно нейропсихологические понятия, обусловленные спецификой ее предмета, объекта

Слайд 35Общепсихологические понятия
«высшая психическая функция», «психическая деятельность», «психологическая система», «психический процесс»,

«речевое опосредование», «значение», «личностный смысл», «психологическое орудие», «образ», «знак», «действие»,

операция», «интериоризация» и т.д.
Общепсихологические понятия«высшая психическая функция», «психическая деятельность», «психологическая система», «психический процесс», «речевое опосредование», «значение», «личностный смысл», «психологическое орудие»,

Слайд 36Собственно нейропсихологические понятия
«нейропсихологический симптом», «первичные нейропсихологические симптомы», «вторичные нейропсихологические симптомы»,

«нейропсихологический синдром», «нейропсихологический фактор», «синдромный анализ», «нейропсихологическая диагностика», «функциональная система»,

«мозговые механизмы высшей психической функции», «локализация высшей психической функции», «полифункциональность мозговых структур», «норма функции», «межполушарная асимметрия мозга», «функциональная специфичность больших полушарий», «межполушарное взаимодействие»
Собственно нейропсихологические понятия«нейропсихологический симптом», «первичные нейропсихологические симптомы», «вторичные нейропсихологические симптомы», «нейропсихологический синдром», «нейропсихологический фактор», «синдромный анализ», «нейропсихологическая

Слайд 37Нейропсихологический симптом
нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного

мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям

в работе мозга)
Нейропсихологический симптом нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих

Слайд 38Нейропсихологический синдром
закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного

фактора (или нескольких факторов)

Нейропсихологический синдром закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов)

Слайд 39Нейропсихологическая диагностика
исследование больных с локальными поражениями мозга с помощью

клинических нейропсихологических методов с целью установления места поражения мозга (топического

анализа)
Нейропсихологическая диагностика исследование больных с локальными поражениями мозга с помощью клинических нейропсихологических методов с целью установления места

Слайд 40Норма функции
понятие, на котором базируется нейропсихологическая диагностика нарушений высших

психических функций; показатели реализации функций (в психологических единицах продуктивности, объема,

скорости и т. д.), которые характеризуют средние значения в данной популяции. Существуют варианты «нормы функции», связанные с преморбидом (полом, возрастом, типом межполушарной организации мозга и др.)
Норма функции понятие, на котором базируется нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций; показатели реализации функций (в психологических

Слайд 41Межполушарная асимметрия мозга
неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают

левое и правое полушария мозга в каждую психическую функцию; различия

в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга
Межполушарная асимметрия мозга неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают левое и правое полушария мозга в каждую

Слайд 42Функциональная специфичность больших полушарий
специфика переработки информации и мозговой организации

функций, присущая левому и правому полушариям мозга и определяемая интегральными

полушарными закономерностями
Функциональная специфичность больших полушарий специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому и правому полушариям мозга

Слайд 43Межполушарное взаимодействие
особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга

в единую интегративную целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как

генетических, так и средовых факторов
Межполушарное взаимодействие особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную целостно работающую систему, формирующийся

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика