Разделы презентаций


Основы практической психодиагностики

Содержание

Организация психодиагностического обследованияСтруктура психодиагностического обследования определяется его выраженной измерительно-испытательской направленностью и ориентацией на постановку психологического диагноза. Психодиагностическое обследование проводится в три этапа, которые условно можно обозначить как подготовительный, основной и заключительный.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основы практической психодиагностики
План
Организация психодиагностического обследования
Психологический диагноз
Процедура постановки психологического диагноза

Причины диагностических ошибок
Этические принципы психодиагностики

Основы практической психодиагностики ПланОрганизация психодиагностического обследованияПсихологический диагнозПроцедура постановки психологического диагноза Причины диагностических ошибок Этические принципы психодиагностики

Слайд 2Организация психодиагностического обследования
Структура психодиагностического обследования определяется его выраженной измерительно-испытательской направленностью

и ориентацией на постановку психологического диагноза.
Психодиагностическое обследование проводится в

три этапа, которые условно можно обозначить как подготовительный, основной и заключительный.
Организация психодиагностического обследованияСтруктура психодиагностического обследования определяется его выраженной измерительно-испытательской направленностью и ориентацией на постановку психологического диагноза. Психодиагностическое

Слайд 31.Подготовительный этап
Включает в себя:
• постановку цели исследования,
• выдвижение психодиагностической

гипотезы (или нескольких гипотез),
• постановку конкретных задач,
• определение объекта исследования

и способа организации,
• формулирование предварительного определения изучаемого феномена,
• создание психодиагностического комплекса, включающего в себя валидные и надежные методики,
• проведение пилотажного исследования (в случае необходимости),
• корректировку (в случае необходимости) психодиагностического комплекса.
1.Подготовительный этап Включает в себя:• постановку цели исследования,• выдвижение психодиагностической гипотезы (или нескольких гипотез),• постановку конкретных задач,•

Слайд 42.Основной этап (непосредственное проведение психодиагностического обследования )
длительность основного этапа зависит

от сложности и масштабности поставленных целей, количества конкретных задач, психического

состояния обследуемых и ряда других — как психологических, так и непсихологических — факторов.
первичное обобщение психологической информации, например, составление таблиц или карт индивидуального и группового обследования, в которых систематизируются использованные методики, регистрируемые показатели, группируются обследуемые и т. п.
первичная статистическая обработка — вычисление среднегрупповых значений и стандартных отклонений.
2.Основной этап  (непосредственное проведение психодиагностического обследования )длительность основного этапа зависит от сложности и масштабности поставленных целей,

Слайд 53.Заключительный этап
описание и интерпретация полученного материала,
сопоставление результатов с

выдвинутой в начале обследования гипотезой,
составление заключения по результатам проведенного исследования.

3.Заключительный этап описание и интерпретация полученного материала, сопоставление результатов с выдвинутой в начале обследования гипотезой,составление заключения по

Слайд 6Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленной на описание

и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их

актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования
Психологический диагноз –  конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей

Слайд 7Для постановки надежного и объективного психологического диагноза психолог-диагност использует разные

способы выявления психологических особенностей человека:
наблюдение за поведением, межличностным взаимодействием, проявлениями

психических состояний человека в реальных жизненных или специально смоделированных ситуациях.
методы самоописания, самоотчета (это прежде всего опросники, различные шкалы самооценки и способы самонаблюдения), то есть субъективные представления человека о самом себе, самооценка, самоотношение;
объективные сведения, полученные на основании экспериментальных исследований и тестов. Тестовая техника позволяет выявить не только осознаваемые личностью переживания, взаимоотношения с окружающими людьми и представления о мире, но и неосознаваемое содержание сознания и ведущих установок.
Для постановки надежного и объективного психологического диагноза психолог-диагност использует разные способы выявления психологических особенностей человека:наблюдение за поведением,

Слайд 8Психодиагност-практик должен иметь библиотеку тестового инструментария, в которой тестовые методики

должны быть описаны во всей полноте. Пример структуры описания методики:


Информационная психодиагностическая карточка
1. Название методики ......................................................
2. Автор методики (или автор адаптации, модификации)...................
3. Литературный источник описания методики (с указанием фамилии, инициалов автора сборника и научного редактора, места, года издания) .............................................................
4. Назначение методики.................................................
5. Стимульный материал и оборудование...............
6. Инструкция обследуемому ......................................
7. Процедура обследования..........................................
8. Обработка и регистрируемые показатели...........
9. Среднегрупповые значения, шкальные или уровневые значения ….
10. Интерпретация регистрируемых показателей...............

Психодиагност-практик должен иметь библиотеку тестового инструментария, в которой тестовые методики должны быть описаны во всей полноте.

Слайд 9Причины диагностических ошибок
Ошибки, связанные со сбором данных
Ошибки наблюдения
Ошибки инструментальные
Ошибки регистрации
«слепота»

на важные для диагноза черты,

наблюдение черт в искаженной форме

Эмоциональная окрашенность записей в протоколе,
различие в понимании терминов

Вследствие неумения пользоваться измерительной техникой

• эффект ореола,
• эффект «ложного согласия»,
• ошибка средней тенденции,
• ошибка первого впечатления

Нарушения организации тестирования
Нарушение инструкции и предъявления стимульного материала
Нарушения в работе с ключом и интерпретацией полученных значений

Причины диагностических ошибокОшибки, связанные со сбором данныхОшибки наблюденияОшибки инструментальныеОшибки регистрации«слепота» на важные для диагноза черты,

Слайд 102. Ошибки, связанные с переработкой данных
Эффект «первого впечатления»
Ошибка атрибуции
Ошибка ложной

причины
Познавательный радикализм
Познавательный консерватизм
Переоценка диагностического значения первичной информации
Приписывание черт, которых реально

нет или принятие нестабильных черт в кач-ве стабильных

Тенденция к переоценке рабочих гипотез и нежелание искать другие решения

Предельно осторожная формулировка гипотез

2. Ошибки, связанные с переработкой данныхЭффект «первого впечатления»Ошибка атрибуцииОшибка ложной причиныПознавательный радикализмПознавательный консерватизмПереоценка диагностического значения первичной информацииПриписывание

Слайд 11Этические принципы психодиагностики
Соблюдение психодиагностом этических норм обеспечивается триединством требований,

которые предъявляются:
к принципам работы психолога,
к его личностным и профессиональным

качествам,
к инструментарию.
Этические принципы психодиагностики  Соблюдение психодиагностом этических норм обеспечивается триединством требований, которые предъявляются:к принципам работы психолога, к

Слайд 12 К основным принципам работы психолога можно отнести:
• принцип ответственности,
• принцип

компетентности,
• принцип безоценочности,
• принцип конфиденциальности

К основным принципам работы психолога можно отнести: • принцип ответственности,• принцип компетентности,• принцип безоценочности,• принцип конфиденциальности

Слайд 13Профессионально-личностный имидж психолога создают
внешний, речевой и поведенческий облик,
логичность и

аргументированность высказываний,
контактность, эмоциональность, доброжелательность
гибкость поведения сообразно динамике психодиагностической гипотезы

и коммуникативной ситуации.

широта интересов и независимость взглядов,
готовность к установлению и поддержанию контактов с людьми,
способность эмоционально притягивать к себе людей и сохранять самообладание в процессе общения,
стремление к познанию себя и других,
осознание границ своей профессиональной компетентности,
повышенное чувство ответственности за собственные действия, слова, обещания,
способность к прогнозированию последствий различных событий.

Типичные профессионально-личностные качества психолога:

Профессионально-личностный имидж психолога создаютвнешний, речевой и поведенческий облик, логичность и аргументированность высказываний, контактность, эмоциональность, доброжелательностьгибкость поведения сообразно

Слайд 14Образ Я — важный внутренний фактор, определяющий профессиональную пригодность и

профессиональное долголетие психолога
Личностное становление психолога и формирование должного образа Я

связаны, прежде всего, с преодолением ряда нравственных соблазнов, таящихся в профессии психолога

Соблазн власти.
Соблазн ответственности.
Соблазн самокрасования.
Соблазн следования «методической моде».
Соблазн «воздаяний».
Соблазн чрезмерного экспериментирования.
Соблазн эмоционально-соматического выгорания.
Соблазн спекуляции.
Соблазн сохранения собственных проблем.

Образ Я —  важный внутренний фактор, определяющий профессиональную пригодность и профессиональное долголетие психологаЛичностное становление психолога и

Слайд 15Требования к психодиагностическим средствам
Необходимо применять в практической работе только те

методики, которые не несут угрозы физическому и психическому здоровью обследуемому;
Количество

и содержание методик должно соответствовать целям обследования и отражать возможность доказательства или отвержения психодиагностической гипотезы;
Методики должны учитывать возраст, образование и психофизиологическое состояние обследуемого, место и время обследования, а также быть высоковалидными и надежными;
Необходимо использовать методы и процедуры, которые прошли достаточную апробацию в научных исследованиях и были адаптированы для конкретных целей;
В случае испытания психодиагностических процедур, не получивших соответствующей научной оценки, обследуемого следует поставить в известность. Он имеет полное право отказаться от обследования, если у него возникнут опасения за некорректность методики или свое благополучие;
Необходимо избегать участия в разработке методов и методик, направленных против физического существования и личной свободы человека;
Тесты не следует печатать в газетах и журналах ни в целях самоанализа, ни в целях развлечения. Тест, примененный неспециалистами без учета индивидуальных особенностей личности и без соблюдения требований к процедуре тестирования, с искажением инструкций, может оказаться психологически вредным.
Требования к психодиагностическим средствамНеобходимо применять в практической работе только те методики, которые не несут угрозы физическому и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика