Слайд 1ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИНДУСТРИЯ КРАСОТЫ
Пишите все вопросы и скидывайте материалы в почту!
Слайд 2ПЛАН ПЕРВОЙ ВСТРЕЧИ
17:50 – 18:00 Приветствие, знакомство с аудиторией
18:00 –
18:05 Приветственное слово куратора программы «Ты – предприниматель» в Челябинской
области
18:05 – 19:00
Витковский Олег – президент Уральского экономического союза, директор компании «Маркер-Игрушка»
19:00 – 20:00 Илья Данилов, бизнес-тренер Основы предпринимательства
Слайд 3Олег Витковский
Замечательный мотиватор хорошей жизни и работы именно в Челябинской
области
Классный специалист-инвестор – может как подсказать – где найти $,
так и проинвестировать самостоятельно
Уникальный руководитель, который окружает себя командой, стремящейся к максимальной эффективности при абсолютной комфортности психологического и материального климата
Слайд 4В России существуют две ситуации:
Инвестиционный вакуум — есть деньги
для инвестиций, но дать их некому, т.к. нет достаточно грамотных
проектов, в которые можно без лишнего риска вложить капитал.
Инвестиционный тупик — необходимость реализации проекта не вызывает сомнений, но возможность получения реальной прибыли в конкретных экономических условиях проблематична.
Слайд 7Написать бизнес-план…
реализовать бизнес-план…
Можно ли и сложно ли
Слайд 8Структура бизнес-плана унифицирована
Слайд 9Детальный план структуры бизнес-плана
Слайд 10Что из этих разделов и подразделов является наиболее ложным в
вашем текущем восприятии?
Слайд 12После укрупненного рассмотрения бизнес-плана и для того, чтобы определиться как
его писать – нужно понять – для кого мы его
пишем
Слайд 13Нужен ли для бизнеса бизнес-план?
Смотря для какого бизнеса и для
какого уровня Вас. Если бизнес микроскопический и у Вас уже
есть навыки его ведения – то нет, но, в этом случае, нужно подумать о развитии бизнеса, а это уже через бизнес-план
Если на определенном этапе вы поймете, что все для вас стало очевидным – можете не дописывать.
Цель – именно открыть бизнес, а не исписать бумагу и сдать работу
Слайд 14ПОДЫТОЖИВАЯ ПЕРВЫЙ АСПЕКТ
БИЗНЕС-ПЛАН – очень полезная штука, унифицирует не только
формат представления бизнес-идеи, но и учит мозг просчитывать различные варианты
развития событий, что пригодится и не только в бизнесе.
Слайд 15Стандартные требования к бизнес-плану для себя
Краткость с необходимым уровнем детализации
Логичность
и лаконичность каждого раздела
Собственный механизм создания и реализации бизнеса
Оптимальный
размер бизнес-плана не более 35—40 страниц. Не загромождайте его схемами и рисунками с целью «онаучивания». Используйте только те из них, без которых трудно понять содержание бизнес-плана. Внешний вид плана не должен быть самоцелью, главное — доступность понимания его содержания.
Слайд 16Порядок выработки бизнес-идеи
Определение бизнес-модели
Расширение бизнеса
Слайд 17Начинается все именно с обоснования своей бизнес-идеи
Слайд 18Понятие «нового продукта» - очень относительно…
Новизной продукта может быть и
качество и упаковка и новая функция уже существующего продукта
Выводить новый
продукт или услугу на рынок – не нужно. Это очень дорого и хлопотно
Слайд 19Процесс выработки идеи нового товара – это как рас самое
сложное
Слайд 20Здесь важно:
Не переоценить свои силы
Использовать не только свой мозг, но
и различные методы генерации (см. файл «методы выработки бизнес-идей»)
Понимать всю
важность и значимость такого понятия как «бизнес-модель» и осознавать необходимость ее выработки (см. файл «эволюция бизнес-моделей»)
Слайд 21При этом нужно понимать, что составление бизнес-плана требует, прежде всего,
анализа всех своих ресурсов
Слайд 22На этом этапе необходимо снять первый «барьер» – это страх…
Все
мы боимся сделать что-либо неправильно или что наши ожидания не
оправдаются
В бизнес-плане – это означает, что чаще всего нас отпугивает невозможность точно посчитать итоговые результаты
Слайд 23Я уделаю столько внимания первому этапу – так как именно
в нем кроется корень успеха или краха как вашего бизнес-плана,
так и бизнеса в целом
Именно поэтому поймите, что даже если вы возникла какая-либо идея или даже если по ней написан бизнес-план – это не повод еще раз не подумать.
Слайд 24Не спрашивай у рынка – что он даст тебе
Спроси себя
– что ты можешь предложить рынку
Слайд 26Настройтесь и не расстраивайтесь
Когда у нас рассматривается понятие «бизнес»
в большинстве случаев его переводят как «дело»…
Но дело делу рознь,
некоторыми делами лучше вообще не заниматься, вспомните хотя бы дела на столе у прокурора
Я считаю и настраиваю Вас на то, что бизнес – это ТРУД…хороший труд хорошо оплачивается
Общий вывод…
Слайд 27Что нужно сделать сейчас
Вы должны определить свою конкурентоспособность и адекватную
ценовую политику на свои услуги
Проработать конкурентные преимущества
Уделить особое внимание продвижению
на ранней стадии и систематизировать его в процессе оказания услуг
Слайд 28Что нужно сделать:
В идеале сформировать бизнес-план, пусть даже он будет
сделан «на коленке»
Усилить свою бизнес-идею
Определить перспективы и ресурсы для развития
В
итоге у вас должно появиться три документа
Слайд 29Правило написания бизнес-плана в целом (30-40 страниц)
Вы пишите «книгу» –
она имеет:
интересную затравку (обоснование идеи),
развитие (анализ рынка, организационные
и производственные аспекты),
Кульминацию (риски и финаспекты)
Заключение (резюме)
Все эти разделы пишутся также по книжному формату – должно быть интересно и логично
Слайд 32Все вышеозначенное делается для того, чтобы сделать вывод, который убедит
инвесторов в целесообразности проекта
Слайд 36Если Ваш бизнес попадает под сертификацию или иное нормативное регулирование,
то добавляется еще один раздел
Слайд 38Главное правило первого раздела
Не бойтесь и пишите-рисуйте.
Делайте в том стиле
и в том объеме, который устраивает Вас
Пока не начнете писать
– не поймете как это сделать правильно и Вам невозможно помочь, идею никто за Вас расписать не сможет.
В общем – ДЕЛАЙТЕ.
Слайд 39Второй раздел связан уже с обоснованием потребительского потенциала
Пожалуй это наиболее
трудозатратный раздел, но в нем лежат основы:
Маретингового раздела
Из него вытекает
производственный раздел
Ну и, соответственно, финансовый.
Это говорит о том, что анализ рынка нужно провести максимально детально и критерием этой детальности служит Ваша убежденность в правильности выбора вашей бизнес-идеи
Слайд 40В наиболее общем виде - содержание
Слайд 42Если объяснять более просто – я бы советовал разбить это
на два уровня:
Укрупненный (электронный) анализ рынка
(анализ статистики и динамики рынка,
основных тенденций развития сайтов конкурентов и т.д.) – цель – отдаленно убедиться в стадии развития рынка
Полевой анализ рынка и конкурентов (самый важный и самый верный способ убедиться в жизнеспособности идеи)
Слайд 43Укрупненный анализ рынка
Смотрим всю информацию, что доступна «не выходя из
дома» – статистика, обзоры, ретроспективный анализ, тенденции, прогнозы, отчеты –
делаем вывод об общем первичном состоянии на выбранном рынке
Смотрим ближайших конкурентов в 2Гис или Яндекс-Маркете или иных наглядных и простых системах
Лезем на сайты конкурентов
Слайд 45Если в ходе первичного анализа
Стало понятно, что все совсем кисло
– это не то, чтобы повод все бросить, но это
очень большой повод задуматься…стоит ли продолжать или уже попробовать посмотреть какой-то иной рынок
Слайд 46На какой стадии лучше заходить?
На какой стадии лучше незаходить?
Слайд 47После того, как исследование общей информации не окончательно «убило» в
Вас вашу бизнес-идею
Переходим к полевому анализу рынка – и это
намного более наглядный и реалистичный вариант анализа – вы идете к конкурентам и смотрите как у них реально все устроено – это позволяет:
Увидеть как реально работает сейчас рынок
Воспользоваться методом «промшпионажа»
Слайд 48Для анализа конкурентов есть только один способ – ИДЕМ к
НИМ
Слайд 50По нему проводим максимум исследования
Слайд 51В идеале – завершением этого раздела является
S
W
O
T
анализ
Слайд 52Теоретические основы SWOT-анализа
* trengths (сильные стороны) —
преимущества
* eaknesses (слабости) — недостатки
pportunities (возможности) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества на рынках услуг и продукции;
hreats (угрозы) — факторы, которые могут потенциально ухудшить
положение организации на рынках услуг и продукции
► SWOT анализ был впервые разработан в первой половине 1960-х годов учеными Гарвардской школы менеджмента
► В 1963г. проф. К.Р.Эндрюс впервые озвучил аббревиатуру SWOT:
S
W
O
T
анализ сильных и слабых сторон организации относительно конкурентов, возможностей и угроз в ее внешней среде;
интегрированный метод стратегического анализа организации, поскольку объединяет в себе исследование факторов как внутренней, так и внешней среды ее функционирования. Внутренние аспекты организационного развития рассматриваются во взаимосвязи с внешними аспектами динамики окружающей среды;
SWOT-анализ – это
Цель SWOT-анализа
выявление внутренних сильных сторон, которые позволяют организации, с одной стороны, воспользоваться возможностями, существующими во внешней среде, и, с другой стороны, избежать внешних угроз, в то же время, принимая во внимание имеющиеся слабые стороны компании
Слайд 56Пример подытоживания данных по конкурентам
Слайд 57Был прецедент
Был хорошо проведен анализ рынка и все достаточно реалистично
посчитано и у разработчика купили этот анализ для того, чтоб
реализовать проект в смежной области, так что в ходе написания бизне-плана можно уже что-то продать
Слайд 58Анализ фитнес-услуг
г. Челябинск:
Слайд 59Таким образом, на данный момент рынок сбыта услуг фитнеса далек
от насыщения. Существующие предложения носят достаточно низкий уровень как по
качеству предоставляемых услуг, так и по их доступности, комфортности, ограниченности и цене.
Существует огромный незадействованный экономически выгодный потенциал в виде целевой аудитории, которая интересуется услугами фитнеса, но не имеет возможности или желания посещать фитнес-клубы и спорт-залы.
Слайд 60Стоимость занятий
Стоимость занятий на уровне среднерыночной стоимости аналогичных занятий в клубах.
Стоимость
занятий зависит от:
количества человек в группе
числа занятий в неделю
географического расположения
Окончательная
стоимость занятий для каждой компании рассчитывается индивидуально.
Слайд 62Углубленный анализ рынка связан с сегментированием
Если объяснять его стандартно –
особо понятно не становится – это деление потребителей на однородные
группы на основе устойчивых признаков
Слайд 64Конечная цель сегментирования
Это структурирование информации о рынке для последующего выбора
целевого сегмента
Слайд 65Потребности в сегментировании
Возникает из-за возможности эффективно охватывать весь рынок и
необходимости сосредоточить усилия на наиболее эффективных для компании сегментах
Слайд 66Необходимым условием сегментации является неоднородность рынка
Слайд 68Итогом всего вышеозначенного является:
выявление
объема,
основных участников,
емкости рынка,
определение своей доли,
выявление прототипа и определение своей стратегии
Слайд 69Однако, когда мы начали делать по этому признаку то:
Получили больше
вопросов, чем ответов
Информация практически не объединялась и не давала возможности
разработать стратегию
Получалось больше вопросов, чем ответов
Слайд 70Ошибка была в том, что мы пытались выделить группы…
Слайд 71На самом деле – ваша задача
Выделить в группах ту, которая
имеет наибольший потенциал, но при этом имеет минимальную задействованность или
максимальную неудовлетворенность
Слайд 72Сегментация по занимающимся людям:
Пример
Слайд 76Здесь же можно исследовать предпочтения потребителей
Слайд 77В итоге все это сводим в раздел
Где для начала обосновываем
методы получения данных
Далее, обозначаем тенденции развития рынка (укрупненно) и его
основные параметры
После этого сегментируем, то есть выделяем новый (ранее не задействованный или обозначаем уже существущий, но неудовлетворенный сегмент потребителей)
Слайд 78В итоге получаем следующее содержание раздела
Слайд 79И конкретные параметры с выводом
Слайд 80В итоге – после раздела «Анализ рынка»
Вы должны убедиться в
полной бесперспективности своей бизнес-идеи
Вы можете убедиться в полной перспективности Вашей
идеи
Вы увидите слабые и сильные стороны своей бизнес-идеи и должны ее доработать
В любом случае вы приобретаете данные по ценовым параметрам и вариантам продвижения для следующего раздела
Слайд 81Занятие 5
Маркетинговый раздел и производственный план
Слайд 83Маркетинговый раздел
описание канала сбыта продукции (услуги) – магазин розничной торговли,
мелкооптовые базы или магазины, разъездная служба (агенты, коммивояжеры) и др.;
стратегия привлечения потребителей, исходя из возможностей, цена и объем сбыта продукции, анализ чувствительности объема сбыта при изменениях цены.
Маркетинговый раздел бизнес-плана должен ответить на ряд вопросов:
— Каков образ потенциального покупателя вашего товара – социальный слой, уровень доходов, модели поведения?
— Как вы оцениваете ваше значение в выбранном сегменте рынка?
— Будет ли объявлена война конкурентам?
— Каков предполагаемый чистый доход от продаж?
— Будут ли системы скидок и льгот?
— Какие каналы распространения товаров предпочтительней?
— Эффективны ли принимаемые меры по продвижению товаров?
— Достаточно ли финансируется реклама?
— И т. д.
Слайд 85Начинаем с ценовой политики и выбора рынка, его ниш и
т.д.
Слайд 86Стратегии по цене и качеству
высокое
среднее
низкое
К а ч е с
т в о
Слайд 87Соответствие цены и ценности
Цена = Ценность
Упущенные
возможности
Недополученная
прибыль
Воспринимаемая ценность
Низкая
Средняя
Высокая
Низкая Средняя Высокая
Запрашиваемая цена
Слайд 88Определение целей ценообразования
Анализ цен и предложений конкурентов
Изучение спроса
Установление исходной цены
Оценка
издержек
Процесс разработки ценовой политики
Адаптация цены
Слайд 89Цели ценообразования
Ориентированные
на прибыль
Ориентированные
на сбыт
Ориентированные
на сохранение
статус-кво
Целевой доход
Максимизация
прибыли
Рост доли рынка
Рост объемов продаж
Встречная конкуренция
Неценовая конкуренция
Слайд 90Цели ценообразования
Выживание
Максимальная текущая прибыль
Максимальный объем продаж
Расширение
доли рынка
Лидерство по качеству
Другие:
частичное покрытие издержек
доступность для населения
максимальное заполнение мест и т.д.
Слайд 91Факторы ценообразования
Внутренние
Цели и стратегия компании
Цели маркетинга
Издержки
(уровень и
структура)
Организация управления ценами (службы и их цели)
Внешние
Тип конкуренции
Цены и предложения конкурентов
Характер спроса (эластичность по цене)
Участники каналов сбыта
Факторы макросреды (экономика, правительство и т. д.).
Слайд 92Как правило, для начала – все очень просто – ваша
ценовая политика
Уже сложившаяся
Существующая
Среднерыночная
Слайд 93А вот выбор ниши - интереснее
С кем и почему собрались
работать вы?
Слайд 96Примерно (но необязательно), это выглядит так:
Слайд 97Кроме того, советую дополнить этот раздел следующим
Слайд 98В итоге делаем вывод о каналах сбыта и продвижения
Слайд 99Общее представление о Ваше маркетинговом плане глазами инвестора
Для того, чтобы
потенциальные клиенты превратились в реальных, малому предприятию необходимо иметь план
маркетинга.
В данном разделе необходимо продумать и описать основные элементы своего плана маркетинга:
конкурентные преимущества услуги;
предполагаемые каналы реализации услуги; ценообразование;
схему распространения товаров/услуг;
рекламу;
методы стимулирования продаж;
организацию послепродажного сопровождения, формирования имиджа.
Слайд 100Далее идет производственный план
Здесь могут быть описаны основные технологические решения,
лицензии, патенты, особенности производства, необходимое оборудование, источники поставки основных материалов
и оборудования, цены на них.
Необходимо учесть все производственные потребности: техническое оснащение (оборудование), сырье и материалы и т.д.
В производственном плане также должны быть рассчитаны затраты на производство и составлен план производства продукции.
Слайд 103Но лучше, все же это сделать так, как было показано
ранее
1.Тестер суммарного схождения
2.Тестер проверки подвески и амортизаторов
3.Роликовый тормозной
стенд
4.Центральная диагностическая стойка
5.Дымомер
6.Газоанализатор
7.Ножничный подъемник с двойным выходом
8.Пульт управления подъемника
9.Люфтдетектор
10.Тестер проверки и регулировки фар
11.Устройство для вытяжки отработавших газов
12.Шкаф приемщика
Слайд 104Существуют различные методики определения себестоимости
Слайд 105Необходимо понимать, что
вам требуется не совсем бухгалтерский подход к определению
себестоимости
многие затраты носят характер «неявных» и вы не сможете их
вписать в стандартный вариант расчета себестоимости
Ряд затрат учесть просто невозможно в силу их экстренного или незапланированного характера
Вам нужно получить «расширенную» себестоимость, чтоб быть готовым к худшему.
Слайд 107Производственный план
Теплица - «Арочная-8» размером 8*14 м (112 кв.м.) –
171 756 рублей.
ПРИМЕР
Слайд 108Отопление - газовый котел – 50 000 – 60 000
рублей.
Слайд 109Система автополива
Шланг для капельного полива длиной 15 м – 12
шт. Стоимость одного шланга составляет от 894 рублей за штуку
(10 728 рублей за 12 штук).
Штырь-держатель, диффузор для труб, муфта соединительная для капельного шланга, эмиттер – 200 – 500 рублей за комплект (4 200 рублей за комплект).
Слайд 115Сумма затрат на оборудование:135 400 рублей.
Сумма затрат на открытие заведения:
100 910 рублей
Арендная плата за помещение: 9 000 рублей в
месяц.
Итого по производственному разделу: 251 110 рублей.
Слайд 116На примере кофе – удобнее всего разбирать – как вы
считаете себестоимость
Это не бухгалтерская задача – она экономическая, сводится к
тому, что вам нужно быстро все окупить и заработать
Слайд 117Занятие 7
Организационный раздел и оценка рисков
Слайд 119Вы должны определиться с организационно-правовой формой, обосновать ее и зарегистрировать
предприятие
Далее идет оргплан
Слайд 120Сравним – но выбор за Вами
Меньше некоторых возможностей
Слайд 121Далее вы описываете и просчитываете оргструктуру
Слайд 122После этого начинаются риски…
Можно идти стандартно неправильным путем
Слайд 127Риско-информационная таблица принятия решения.
Слайд 128Итогом оценки риска является
Качественный параметр (минимальный, средний, максимальный)
Количественный – который
представляет собой надбавку, идущую в расчет инвестиционной привлекательности проекта
Слайд 130После этого идут финансовые параметры (финплан)
Это пара страниц текста и
много таблиц расчетов
Слайд 136Далее осуществляется расчет инвестиционной привлекательности проекта
Основой при этом является оценка
временной стоимости денег, то есть – чем длиннее Ваш проект,
тем больше денег потребуется для его реализации текущей и возмещения инвестиционной стоимости в будущем
Слайд 137Основные факторы, влияющие на стоимость денег
КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ
УРОВЕНЬ ЦЕН
Слайд 138Основное положение теории временной стоимости денег
ДЕНЬГИ С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ ИЗМЕНЯЮТ
СВОЮ СТОИМОСТЬ!
Слайд 140Основная прямая задача теории временной стоимости денег
Сколько денег получит инвестор
в будущем, если сегодня он вложит определенную сумму денег на
определенных условиях?
Слайд 141Количество денег,
их изменение во времени и влияние на будущую
стоимость денег
Количество денег, находящееся у одного инвестора, с течением времени
Слайд 142Расчет будущей стоимости денег (на примере их вложения в банк)
ИМЕЕТСЯ
определенная сумма денежных средств, которую инвестор кладет в банк на
один месяц (PV)
на условиях возврата этой суммы в конце месяца и получения премии в размере (i) процентов за месяц.
ТРЕБУЕТСЯ определить сумму денег, которую получит инвестор в конце месяца (FV1).
Слайд 143Вывод формулы
будущей стоимости денег
Слайд 144Названия формулы:
Формула будущей стоимости денег
Формула сложных процентов
Формула капитализации
Формула наращенной стоимости
(формула наращения)
Слайд 146Ограничения при применении формулы будущей стоимости денег
Формула будущей стоимости денег
применяется для решения основной прямой задачи теории временной стоимости денег,
при следующих ограничениях:
деньги кладутся в банк один раз всей суммой в начале первого выплатного периода,
процент, начисляемый банком за один выплатной период в течение всего времени нахождения денег в банке должен оставаться постоянным,
Слайд 147Наращение стоимости денег
Наращение – это процесс определения будущей стоимости денег
по известной настоящей стоимости, путем ее умножения на коэффициент наращения
(Kн)
В этом случае величина (i) называется ставка наращения.
Слайд 148Экономический смысл
формулы будущей стоимости денег
С точки зрения вкладчика
настоящая (текущая)
стоимость денег (PV) является исходящим денежным потоком
будущая стоимость денег (FVn)
является входящим денежным потоком
величина i, т.е. ставка наращения является
показателем доходности вложения денежных средств.
Слайд 149Уровень цен
(основные понятия)
Цена любого товара в рыночной экономике определяется исходя
из соотношения спроса и предложения.
Уровень цен в рыночной экономике определяется
исходя из соотношения товарной и денежной массы.
Превышение денежной массы над товарной называется инфляцией.
Слайд 150Следствия инфляции
Инфляция приводит к общему росту цен на товары и
услуги.
В результате роста цен происходит обесценивание денег, т.е. снижение их
покупательной способности.
С течением времени, под влиянием инфляции происходит рост цен и, соответственно, снижение стоимости денег.
Слайд 151Формула будущей стоимости денег с учетом инфляции
где
FVnи – будущая стоимость
денег с учетом инфляции, денежные ед.;
iи – средний индекс
инфляции за один выплатной период, доли ед.
Слайд 152Номинальная и реальная
процентная ставка
Номинальная процентная ставка – это та,
которую предлагает банк, т.е. величина i.
Реальная процентная ставка (iр)
определяется по формуле:
ip = i - iи
Реальная процентная ставка – это показатель доходности вложения денежных средств с учетом инфляции.
Слайд 154Основная обратная задача теории временной стоимости денег
Сколько денег необходимо вложить
инвестору сегодня на определенных условиях, чтобы в будущем получить необходимую
ему сумму денежных средств.
Слайд 155Дисконтирование
стоимости денег
Дисконтирование – это процесс обратный наращению, т.е. процесс
определения настоящей (текущей) стоимости денег по известной будущей стоимости, путем
ее умножения на коэффициент дисконтирования (Kд).
В этом случае величина (i) называется ставка дисконта.
Слайд 156Экономический смысл
формулы дисконтирования
С точки зрения вкладчика
настоящая (текущая) стоимость денег
(PV)
является исходящим денежным потоком
будущая стоимость денег (FVn)
является входящим денежным
потоком
величина i, т.е. ставка дисконта
является показателем доходности вложения денежных средств.
Слайд 157Положение № 1
Ставка дисконта – это показатель доходности вложения денежных
средств.
Слайд 158Основные выводы
Деньги в разные моменты времени имеют разную стоимость.
Деньги, полученные
"сегодня" дороже, чем деньги полученные "завтра".
Если у инвестора есть выбор
(при прочих равных условиях) получить деньги "сегодня" или "завтра", то он выбирает
Если у инвестора есть выбор (при прочих равных условиях) вложить деньги "сегодня" или "завтра", то он выбирает
Слайд 159Применение теории
временной стоимости денег
Теория временной стоимости денег применяется в
тех случаях, когда
деньги вкладываются в один момент времени, а результат
от их вложения получают в другой момент времени
Слайд 160Применение теории
временной стоимости денег
ВЫВОД
Теория временной стоимости денег используется в
финансовом менеджменте
для оценки эффективности инвестиционных проектов,
к которым относятся:
реальные инвестиционные
проекты
инвестиции в покупку ценных бумаг
вложение денег в банк
Слайд 161В завершенном виде – бизнес-план начинается с резюме…
Фактически – резюме
пишется в самом конце работы!!!