Слайд 1ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Лекция 1. Подготовлена к.пс.н. Дубровинской Е.И.
Слайд 3ПСИХОЛОГ
специалист с базовым психологическим образованием
владеет методами оценки психических явлений и
умения их корректировать
ПСИХОТЕРАПЕВТ
врач по образованию,
оказывает человеку помощь в решении
проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией
При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к ВРАЧУ-ПСИХИАТРУ
Слайд 4Психологическое консультирование
ориентировано на помощь клиенту в разрешении определенной проблемной ситуации,
дает возможность расширить его представления о различных аспектах своей личности,
а также социального окружения
Слайд 5Психотерапия
ориентирована на улучшение психического состояния лиц, имеющих психические и поведенческие
расстройства, устранение симптомов данных расстройств методами психологического воздействия
Слайд 6Психологический тренинг
выработка у клиента необходимых психологических и поведенческих навыков: преодоления
стресса, разрешения конфликтов, принятия решений и т.п.
Слайд 7Психологическая реабилитация
помощь больному, ориентированная на максимально полное восстановление его способностей,
повышение качества жизни, улучшение социальной адаптации, интеграцию в общество, предотвращение развития
стойких нарушений личности и негативных изменений жизненного стиля.
Слайд 8Психодиагностика
измерение индивидуально-психологических особенностей личности
Слайд 9Психокоррекция
это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения
человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Психокоррекции подлежат недостатки, не
имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Слайд 10Особенности психологической коррекции
Слайд 11СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Слайд 12СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени
нарушения
Слайд 13СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
Слайд 14СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от
краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и
долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии).
Слайд 15СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется
навязывание определенных ценностей клиенту.
Слайд 16СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности
клиента
Слайд 17Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека,
заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными
качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.
Слайд 18Виды психокоррекции
Симптоматическая коррекция
(коррекция симптомов)
предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов
отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.
Каузальная
коррекция
(коррекция причинн)
направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.
Слайд 19Продолжительность коррекционной помощи
Слайд 20Принципы психокоррекционной работы
Принцип единства диагностики и коррекции.
Принцип нормативности развития.
Принцип коррекции
«сверху вниз».
Принцип коррекции «снизу вверх».
Принцип системности развития психической деятельности.
Деятельностный принцип
коррекции.
Слайд 21Принцип единства диагностики и
коррекции
Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного
диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются
цели и задачи коррекционно-развивающей работы.
Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей деятельности психолога требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы.
Слайд 22Принцип нормативности развития
Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов,
возрастных стадий онтогенетического развития.
Понятие «психологический возраст» было введено Л. С. Выготским. Это
«тот новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период» (Л. С. Выготский, 1984, с. 248).
Таким образом, при оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики:
1. Особенности социальной ситуации развития (например, изменение типа образовательного или воспитательного учреждения, круга общения ребенка, включая сверстников, взрослых, семейное окружение и т.д.).
2. Уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития.
3. Уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация.
Слайд 23Принцип коррекции «сверху вниз»
В центре внимания психолога стоит создание «зоны ближайшего развития» для клиента
Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится
как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.
Слайд 24Принцип коррекции «снизу вверх»
При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы
рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип
реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.
Слайд 25Принцип системности развития
психологической деятельности.
Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и
развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности
и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Слайд 26Деятельностный принцип
коррекции
Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств
и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и
способы реализации поставленных целей.
Слайд 27Составляющие коррекционного комплекса
Слайд 28Основные требования к составлению психокоррекционной программы
Слайд 29Основные требования к составлению психокоррекционной программы
Слайд 30Основные требования к составлению психокоррекционной программы
Слайд 31Коррекционные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю
продолжительностью 1-1,5 ч.
Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью
времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента.
Слайд 32Основные требования к составлению психокоррекционной программы
Слайд 33Эффективность коррекции
Для клиента основным критерием успешности своего участия в программе
будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в
целом в пользу положительных чувств и переживаний.
Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей.
Для лиц из окружения клиента
эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.
Слайд 34Факторы, определяющие эффективность психокоррекции
1. Ожидания клиента.
2. Значение для клиента освобождения
от имеющихся проблем.
3. Характер проблем клиента.
4. Готовность клиента к сотрудничеству.
5.
Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия.
6. Профессиональный и личностный опыт психолога.
7. Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции.