Разделы презентаций


ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Содержание

1. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании.Обучение - составная часть любого педагогического процесса, в том числе и в сфере физической культуры.Специфика обучения в физическом

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
План.
Двигательные умения и навыки как

предмет
обучения в физическом воспитании.
2. Основы формирования двигательного

навыка.
3. Законы формирования двигательного навыка.
4. Структура процесса обучения и особенности его
этапов.

Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Академия, 2003. - 480 с.:
Глава 6. № 6.1 стр. 64- 74

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМПлан.Двигательные умения и навыки как предмет   обучения в физическом

Слайд 21. Двигательные умения и навыки как предмет обучения

в физическом воспитании.
Обучение - составная часть любого педагогического процесса, в

том числе и в сфере физической культуры.
Специфика обучения в физическом воспитании - основным предметом являются разнообразные двигательные действия. При их освоении формируются знания, двигательные умения и навыки, необходимые во всех сферах человеческой деятельности.
Способность человека приобретать знания и овладевать умениями навыками называют обучаемостью. Способность к обучаемости обусловлена:
сложностью изучаемого упражнения (количеством движений и фаз; сложностью его ритмической структуры действия);
двигательной одаренностью индивида;
накопленным двигательным опытом;
половозрастными показателями;
эффективностью применяемых методов обучения и активностью самих занимающихся.
1. Двигательные умения и навыки как предмет    обучения в физическом воспитании.Обучение - составная часть

Слайд 31.1. Двигательное умение - степень владения двигательным действием, которая характеризуется

сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью

итогов.
1.2. Двигательный навык - это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.
1.1. Двигательное умение - степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих

Слайд 41.3. Структура формирования двигательного навыка

1.3. Структура формирования двигательного навыка

Слайд 5Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка

зависят от:
1) двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта

обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения);
2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);
3) координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);
4) профессионального мастерства преподавателя;
5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.
Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от: 1) двигательной одаренности (врожденные способности)

Слайд 62. Основы формирования двигательного навыка
Эффективность обучения в целом во многом

определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с физиологическими,

психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения (условно-рефлекторной, поэтапного формирования действий и понятий, алгоритмических предписаний, проблемно-деятельностного обучения, программированного обучения и др.).
2. Основы формирования двигательного навыкаЭффективность обучения в целом во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в

Слайд 7
Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности:
Формирование у занимающихся

положительной учебной мотивации.

Мотивация - совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих

содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение.





Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности:Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации. Мотивация - совокупность стойких

Слайд 82. Формирование знаний о сущности двигательного действия.

элементы двигательного

действия и особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения

действий, М.М.Богена (1985), называются основными опорными точками (ООТ).
совокупность ООТ, составляющих программу действия, является ориентировочной основой действия (ООД).

2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. элементы двигательного действия и особенности условий, требующие концентрации внимания для

Слайд 93. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ,

которые включают:
- зрительный образ двигательного действия, формирующийся на основе опосредованного

или непосредственного наблюдения;
- логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;
- двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений.

3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ, которые включают:- зрительный образ двигательного действия, формирующийся

Слайд 104. Освоение изучаемого двигательного действия в целом

При формировании двигательного навыка

в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных

процессов (возбуждения и торможения).
Первая фаза происходит объединение отдельных элементов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, оно осуществляется закрепощенно.

4. Освоение изучаемого двигательного действия в целомПри формировании двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются три

Слайд 11Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшением координации, устранением излишних движений.

После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно

локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы «выключаются». Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении.

Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.

Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшением координации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре

Слайд 123. Законы формирования двигательного навыка
1. Закон изменения скорости в

развитии навыка.
Неравномерность формирования навыка имеет две разновидности:
а) в начале обучения

происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;

3. Законы формирования двигательного навыка 1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Неравномерность формирования навыка имеет две

Слайд 13б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он

резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям,

когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.

б)	в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения

Слайд 14 2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка.

Длительность задержки

в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя

причинами:
а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;
б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной.

Слайд 153. Закон угасания навыка.
Угасание навыка происходит постепенно:
- теряется

способность к точной дифференцировке движений,
- нарушаются сложные координационные отношения

между движениями.

Полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

3. Закон угасания навыка. Угасание навыка происходит постепенно: - теряется способность к точной дифференцировке движений, - нарушаются

Слайд 16 4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.

Совершенствование двигательного

действия практически про­должается на протяжении всего времени занятий в избранном

направлении физического воспитания.


4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.Совершенствование двигательного действия практически про­должается на протяжении всего времени

Слайд 17 5. Закон переноса двигательного навыка.

Положительный перенос - это

такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и

ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главном звене техники двигательных действий.
Отрицательный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене.

5. Закон переноса двигательного навыка. Положительный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык

Слайд 184. Структура процесса обучения и особенности его этапов
Процесс обучения двигательным

действиям три этапа, которые отличаются друг от друга как частными

задачами, так и особенностями методики:

I - этап начального разучивания;
II - этап углубленного разучивания;
III - этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

4. Структура процесса обучения и особенности его этаповПроцесс обучения двигательным действиям три этапа, которые отличаются друг от

Слайд 19I – этап начального разучивания
Цель - сформировать у ученика основы

техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.
Основные

задачи:
1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.
2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия.
3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).
4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.
I – этап начального разучиванияЦель - сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения

Слайд 20I – этап начального разучивания
На этапе начального разучивания наиболее типичны

(т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки:
а) лишние, ненужные

движения;
б) искажение движения по амплитуде и направлению;
в) нарушение ритма двигательного действия;
г) закрепощенность движения.
Причины ошибок:
недостаточно ясное представление о двигательной задаче;
неправильное выполнение предыдущих действий;
слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств;
влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.
I – этап начального разучиванияНа этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки:

Слайд 21Основной путь исправления ошибок:
необходимо указать на ошибку,
показать правильное

исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения.


вернуться к подводящим упражнениям, использовать коррегирующие (в частности, контрастные) задания.
Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть

Слайд 22II - этап углубленного разучивания
Цель - сформировать полноценное двигательное умение.
Основные

задачи:
1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в

основе, так и в деталях техники.
2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.
3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.
Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно.
II - этап углубленного разучиванияЦель - сформировать полноценное двигательное умение.Основные задачи:1. Уточнить действие во всех основных опорных

Слайд 23II - этап углубленного разучивания
Средства обучения:

упражнения для укрепления мышечной системы

и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия;

подводящие упражнения,

которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме.
II - этап углубленного разучиванияСредства обучения:упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого

Слайд 24III - этап закрепления и дальнейшего совершенствования
Цель - перевести двигательное

умение в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Основные задачи:
1. Добиться

стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия.
2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.
3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).
4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
III - этап закрепления и дальнейшего совершенствованияЦель - перевести двигательное умение в навык, обладающий возможностью его целевого

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика