Слайд 1Особенность реализма 19 века в произведениях Гоголя
Слайд 2Русский прозаик, драматург и публицист Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля (20 марта
по старому стилю) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской
губернии (ныне село в Полтавской области Украины) и происходил из старинного малороссийского рода.
Слайд 3Отец будущего писателя, Василий Афанасьевич, трудился в почтовом ведомстве, дослужившись
до чина коллежского асессора.
Мать Николая Гоголя звали Марией Ивановной.
Она вышла замуж, когда ей едва исполнилось всего 14 лет. Она была вдвое моложе своего мужа.
Мария являлась богобоязненным человеком и старалась воспитывать детей в том же духе. Особенное внимание она уделяла разным библейским пророчествам и Страшному суду над человечеством, который должен был произойти в скором времени.
Некоторые биографы Гоголя считают, что именно благодаря своей матери творчество писателя пропитано мистикой.
Слайд 4В 1828 г. Гоголь решил отправиться в Санкт-Петербург. По прибытии в
этот город он столкнулся с разными трудностями и испытаниями.
Интересен факт,
что он пытался получить должность чиновника, а также пробовал себя в роли актера.
Однако все эти попытки оказались тщетными. В результате ему пришлось вновь взяться за перо и приступить к творческой деятельности. Таким образом, его биография была обречена стать известной на весь мир.
На первых этапах писателя Гоголя ждали серьезные проблемы и разочарования. Ему удалось издать лишь пару стихотворений.
Когда он написал «Идиллию в картинках», на него обрушилась лавина критики и иронических насмешек. Это заставило Гоголя скупить за собственные деньги все издания этой поэмы, и сжечь их.
В 1835 г. из-под его пера выходит известная повесть «Вий». В ней присутствуют вурдалаки, упыри, ведьмы и прочие мистические персонажи, которые регулярно встречаются в его творческой биографии. Позже, по мотивам этого произведения был снят кинофильм. По сути, его можно назвать первым советским фильмом ужасов.
Слайд 5Гоголь боялся грозы, так как это природное явление негативно действовало
на его психику.
Писатель жил бедно, ходил в старой одежде. Единственным
дорогим предметом в его гардеробе были золотые часы, подаренные Жуковским в память о Пушкине.
Мать Гоголя считали странной женщиной. Она была суеверной, верила в сверхъестественные вещи и постоянно рассказывала загадочные истории из жизни, приукрашенные выдумками.
По слухам, последними словами Гоголя были: «Как сладко умирать».
Михаил Булгаков нередко получал вдохновение через творчество Гоголя.
Николай Васильевич обожал сладости, поэтому в его кармане постоянно лежали конфетки и кусочки сахара. Также он любил катать хлебные мякиши в руках – это помогало ему концентрироваться на мысли.
Гоголь болезненно относился к своей внешности. Его очень раздражал собственный нос.
Николай Васильевич боялся, что будет похоронен, находясь в летаргическом сне. Поэтому он просил, чтобы его тело предали земле только после появления трупных пятен.
По легенде Гоголь-таки проснулся в гробу. И у этого слуха есть основание. Дело в том, что когда его тело намеревались перезахоронить, присутствующие с ужасом обнаружили, что голова покойника повернута набок.
Слайд 6Гоголь критикует нравы людей, несовершенство их характеров, но не сами
основы существующего тогда порядка и не крепостное право. Можно сказать,
что Гоголь утверждал пафос критицизма, что осознанно входило в его творческую программу, так как это было свойственно приверженцам “натуральной школы”. Наличие пафоса критицизма в произведениях Гоголя подтверждается размышлениями в них автора о двух типах писателя, о ложном и истинном патриотизме и о кажущемся ему вполне законным праве “припрячь подлеца”. Гоголь видел свою цель в исправлении пороков общества, что характеризует его как реалиста. Он был писателем, изображающим действительность “сквозь видный миру смех и сквозь невидимые миру слезы”.
Слайд 7В произведениях Гоголя нет типичных персонажей: ни героя-резонера, ни героя,
ведущего любовную интригу. В его сочинениях отсутствует воздействие среды на
действующие лица. В поэме “Мертвые души” Гоголь характеризует каждого помещика через среду, которая его окружает. Писатель показывает идентичность человека и предметно-бытовой среды, в которой он обитает и продолжением которой этот герой является. Образ практически исчерпывается окружающими его вещами. Поэтому в доме у Собакевича даже каждый стул, “казалось, говорил”: “И я тоже Собакевич!”. Таким образом, стирается грань между живым и мертвым началом. Этой внутренней мертвенностью современный исследователь творчества Гоголя Ю. Манн объясняет присущий помещикам “автоматизм” и “кукольность” и сравнивает их с автоматами, у которых отсутствует индивидуальная реакция.
Слайд 8Еще одной особенностью реализма Гоголя является наличие гротескных характеров у
героев его произведений. Казалось бы, если произведение реалистическое, то гротеску
здесь не место, все должно быть “как в жизни”, настоящее.
В “Ревизоре” мы видим, что до фантастических пределов доведена глупость Хлестакова, который соображает медленнее своего слуги, и его карьера, когда из простого “елистратишки” он превращается в управляющего департаментом. Также максимально преувеличен страх чиновников перед ревизором, который впоследствии мешает их жизни и превращает в “окаменелости”.
В поэме “Мертвые души” гротеск тоже своеобразен: Гоголь выявляет только одну черту или одно слово, характеризующее человека. Так, чертой, достигшей своего предельного развития у Коробочки, является ее “дубинноголовость”, что лишает эту героиню возможности мыслить абстрактно. Для изображения чиновников Гоголь использует оригинальное средство – всего лишь одну деталь, по сути никак их не характеризующую. Так, например, губернатор города N. N. “был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю”.
Слайд 9Таким образом, можно отметить, что героями гоголевских произведений являются не
столько характеры, сколько образы, которым не свойственно наличие внутреннего наполнения,
духовного развития, психологизм. Как герои комедии “Ревизор”, так и помещики из поэмы “Мертвые души” попусту растрачивают свои жизненные силы, лелеют бессмысленные надежды и мечты. Растрачивание сил в погоне за пустотой и покупка несуществующих крестьян – только их фамилий, “звука” – формируют миражную интригу в этих произведениях, на которой основывается сюжет первого сочинения и начальные одиннадцать глав второго.
Слайд 10Таким образом, Гоголь часто балансирует между реальным и фантастическим. Грань
между настоящим и вымышленным довольно размыта, что придает гоголевской манере
письма то неповторимое очарование. Подобная особенность его повествования в совокупности с отсутствием в нем героя с динамичным, развивающимся характером делает вопрос о реализме Гоголя причиной множества дискуссий. Но современный исследователь реализма Маркович высказывает свое мнение о том, что реализм не предполагает жизнеподобия как такового, не предполагает исключительно жизнеподобной поэтики. То есть с помощью миражной интриги Гоголь показывает гротескно преувеличенные отрицательные стороны своих героев. Это позволяет ему изобразить характеры своих персонажей более ярко, приблизиться к наиболее интересным для него сторонам реальности.
Слайд 11Мировоззрение Гоголя в основе своей было глубоко религиозным. Гоголь никогда
не разделял идейных установок Белинского и русской мысли, согласно которым
человек по своей природе добр, а зло заключается в общественных отношениях. «Природа человека» никогда не представлялась Гоголю «мерою всех вещей». Источник общественного зла заключен не в социальных отношениях, и устранить это зло с помощью реформ или революций нельзя. Несовершенное общество не причина, а следствие человеческой порочности. Внешняя организация жизни – отражение внутреннего мира человека. И если в человеке помрачен его Божественный первообраз, никакие изменения внешних форм жизни не в состоянии уничтожить зло.
Слайд 12Все творчество Гоголя взывает к падшему человеку: «Встань и иди!»
«В нравственной области Гоголь был гениально одарен, – утверждал исследователь
его творчества К. Мочульский, – ему было суждено повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть ее с пути Пушкина на путь Достоевского. Все черты, характеризующие „великую русскую литературу“, ставшую мировой, были намечены Гоголем: ее религиозно-нравственный строй, ее гражданственность и общественность, ее пророческий пафос и мессианство».
Слайд 13Гоголь бичевал социальное зло в той мере, в какой видел
коренной источник несовершенств. Гоголь дал этому источнику название пошлость современного
человека. «Пошлым» является человек, утративший духовное измерение жизни, образ Божий. Когда помрачается этот образ в душе, человек превращается в плоское существо, замкнутое в себе самом, в своем эгоизме. Он становится пленником своих несовершенств и погружается в болото бездуховного ничто. Люди вязнут в тине мелочей, опутывающих жизнь. Смысл их существования сводится к потреблению материальных благ, которые тянут человеческую душу вниз – к расчетливости, хитрости, лжи.
Слайд 14Реализм Гоголя совершенно особого рода. Некоторые исследователи (например, писатель В.
В. Набоков) вообще не считают Гоголя реалистом, другие называют его
стиль «фантастическим реализмом». Дело в том, что Гоголь — мастер фантасмагории. Во многих его сюжетах присутствует фантастический элемент. Создается ощущение «смещенной», «искривленной» реальности, напоминающей кривое зеркало. Это связано с гиперболой и гротеском — важнейшими элементами эстетики Гоголя. Многое связывает Гоголя и с романтиками (например, с Э. Т. Гофманом, у которого фантасмагория часто переплетается с социальной сатирой). Но, отталкиваясь от романтических традиций, Гоголь направляет заимствованные из них мотивы в новое, реалистическое русло.