Слайд 1муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21 имени Н.И.
Рыленкова
города Смоленска
Особенности
логопедического сопровождения
аутичных детей
учитель-логопед
высшей квалификационной категори
Павлова Ирина
Александровна
Слайд 2Есть дети, живущие в собственном мире и не желающие ничего
знать о нашем.
Слайд 3В последнее время увеличилось число детей с ранним детским аутизмом
и детей с аутичными компонентами. Детский аутизм проявляется в различных
формах , при различных уровнях интеллектуального развития.
Слайд 4Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и
характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а
также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
Термин «аутизм» был введён швейцарским психиатром О. Блёйлером.
Слайд 5
К.С. Лебединская
(19.12.25-09.04.93)
Организатор при НИИ Дефектологии первой в нашей стране группы
специалистов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом.
Слайд 6Речевые расстройства
у детей с РДА
нарушения речи как следствие задержанного
развития (косноязычие, физиологическая эхолалия, бедность словарного запаса и т.д.);
речевые
нарушения в связи с задержанным становлением сознания «Я» в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм;
речевые нарушения кататонической природы (эхолалии, внутренняя речь затухающая, мутизм, скандирование, растянутое или ускоренное звукопроизношение, нарушение тональности, темпа, тембра речи в виде незавершённых, непоследовательных ассоциаций и др.);
расстройства речи, связанные с патологией ассоциативного процесса (нарушение смысловой стороны речи в виде незавершённых, непоследовательных ассоциаций и др. ).
Слайд 7Основные особенности развития речи и речевых расстройств аутичных детей
некоммуникативность
речи;
искажённость речи;
частое наличие своеобразной вербальной одарённости;
мутизм или
распад речи.
Слайд 8Особенности логопедической работы с детьми с аутестическими расстройствами
психолого-педагогическое
сопровождение осуществляется командой специалистов( детским психиатром, логопедом, психологом, социальным педагогом),
в которой логопед оценивает особенности коммуникации и речевого развития, ведёт коррекционную работу в этих направлениях;
она должна строиться с опорой на диагностическое обследование, определяющее картину целостного развития ребёнка;
логопедическое обследование включает детальное обследование понимания речи и состояния коммуникативных навыков.
Слайд 9Основные задачи по развитию речи у детей с РДА
Установление
эмоционального контакта с ребёнком.
Активизация речевой деятельности.
Формирование и развитие спонтанной
речи в быту и в игре.
Развитие речи в обучающей ситуации.
Слайд 10Основные этапы работы
I этап:
- первичный контакт;
- адаптационный период;
- формирование взаимодействия
логопеда с ребёнком;
- определение средств, способных привлечь внимание ребёнка (вестибулярные,
тактильные, сенсорные).
II этап:
- формирование первичных учебных умений.
III этап:
- работа над указательными жестами и жестами «да» и «нет»
IV этап:
обучение чтению.
Слайд 11Обучение «особых»детей
навыкам чтения
Первый этап: логопед вместе с ребёнком
рассматривает фотографии, называет людей, изображённых на фотографиях.(2-5 слов)
Второй этап: все
изученные слова, вместе с их фотографическим или рисованным изображением помещаются в альбом.
Третий этап: одновременно со словами ребёнка можно начать обучать буквам.
Четвёртый этап: учим ребёнка соединять буквы в слоги, слоги в слова.
Пятый этап: работа по составлению фразы с отработанным словами.
Слайд 12На всех этапах работы для логопеда часто более важно сформировать
у ребёнка желание общаться, чем добиться усвоения учебного материала.