Слайд 1Особенности планирования работы классного руководителя с родителями обучающихся
Нормативные документы федерального,
регионального и локального уровня, регламентирующие работу классного руководителя с семьей.
Основные
задачи, направления и принципы взаимодействия классного руководителя с семьей, классификация форм организации работы с родителями (лицами, их заменяющими).
Условия успешного взаимодействия.
Планирование работы классного руководителя с семьей:
Слайд 2Специалисты предлагают планирование следующих действий для запуска механизма социального взаимодействия
родителей и школы:
· создание «переговорной площадки», удобной для обеих
сторон;
· четкое выявление основания взаимодействия (взаимные интересы, потребности, ресурсы);
уточнение (инвентаризация) форм, методов и средств взаимодействия семьи и школы, выбор наиболее эффективных, приемлемых в каждой конкретной ситуации;
· фиксирование цели, задач, принципов взаимодействия семьи и школы;
· совместная разработка и реализация программ, планов и проектов партнерского взаимодействия семьи и школы.
Слайд 3Нормативные документы, регламентирующие работу классного руководителя с семьей
Основополагающими документами, определяющими
стратегические направления модернизации деятельности классных руководителей являются:
Международные документы
Рекомендация
о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (издательство ЮНЕСКО, принята 19.11.74г.).
Пакт об экономических, социальных и культурных правах (издательство ЮНЕСКО, принята 21.11.78г.).
Всеобщая декларация прав человека (издательство ЮНЕСКО, принята 10.12.48г.).
Декларация прав ребёнка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.59г.). Конвенция о правах ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.89г.).
Декларация принципов терпимости (издательство ЮНЕСКО, принята 16.11.95г.).
Слайд 4Федеральные законы
Конституция Российской Федерации (ст.43).
Федеральный закон РФ от
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99г. №120-ФЗ.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. № 124-ФЗ.
Нормативно-правовые документы, принятые Правительством РФ
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ 14.10.2000г. № 751).
Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. (распоряжение Правительства РФ от 28.12.20001г. « 258).
Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. № 196
Слайд 5Ведомственные нормативно-правовые документы федерального уровня
Минимальный объем социальных услуг по воспитанию
в образовательных учреждениях общего образования (приложение к письму Минобразования России
от 15.12.2002г. № 30-51-914/16).
О концепции модернизации российского образования на период до 2010г. (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. № 393).
О программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010гг. (приказ Министерства образования РФ от 24.04.2001г. № 1818).
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2020 года (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. № 393).
Слайд 6Основные задачи, направления и принципы взаимодействия классного руководителя с семьей,
Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются:
содействие сплочению семьи, установлению взаимоотношений
родителей и детей;
создание комфортных условий для ребенка в семье, образовательном учреждении;
всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка
К задачам взаимодействия классного руководителя и родителей относятся:
формирование активной педагогической позиции родителей;
вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
активное участие родителей в воспитании детей.
Слайд 7Принципы работы с родителями
Классному руководителю необходимо знать принципы и формы
работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный
на взаимном доверии, взаимодействии с родителями.
Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учащихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи, учреждений дополнительного образования по отношению к личности ребёнка. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:
1. Обращение к чувству родительской любви и уважение её;
2. Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
3. Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Слайд 8функции классного руководителя
Л.И. Маленкова согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы
и семьи, выделяет следующие функции классного руководителя:
ознакомление родителей с содержанием
и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
взаимодействие с общественными организациями родителей
Слайд 9Психолого-педагогическое просвещение
. Противоречия этой проблемы современной школы происходят из того,
что общий образовательный уровень родителей неуклонно растет, а это влечет
за собой уверенность в непогрешимости их педагогической позиции. И тем не менее, исследования педагогов и психологов постоянно фиксируют низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей и возрастающий интерес к ней в обществе. В школе накоплен богатый и интересный опыт педагогического всеобуча родителей. Задача каждой школы, каждого классного руководителя выбрать для себя наиболее подходящую форму его, удобную для школы и интересную для родителей. Применяются практические формы психолого-педагогического просвещения родителей:
· народные Университеты;
· школьный лекторий;
· школьные и классные тематические конференции для родителей;
· родительские лектории по микрогруппам родителей на основе их групповых интересов;
· поклассное просвещение родителей;
· индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические);
· различного рода читательские конференции, обзоры, и выставки литературы для родителей.
Слайд 10Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность
– эта форма
широко практикуется в современной школе. Мотивируется это задачами расширения воспитывающей
внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности. Некоторые формы взаимодействия родителей, учеников и учителей в совместной деятельности.
Участие во всех видах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем – походы, экскурсии, вечера, турниры, состязания, ремонт и благоустройство школы.
Подготовка и школьных лагерей труда и отдуха, дальних походов высокой категории сложности, поездок по городам страны.
Участие в профориентационной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия, профконсультации.
Ведение факультативов и кружков согласно профилю своей профессиональной деятельности.
Участие в работе Советов школы, школьных и классных родительских комитетов.
Оказание материальной помощи в реализации различных школьных и классных дел через установление связи школы со своими предприятиями, фирмами.
Участие родителей в подготовке праздника Последнего звонка, состязаний типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Папа, мама и я – спортивная семья».
Слайд 11Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся
– первый аспект –
оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим склонность к изучению отдельных
учебных предметов, либо интерес к каким- либо формам внеурочной деятельности).
Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешения противоречий подросткового возраста, преодоление трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период, профилактика формирования вредных привычек.
Помощь в преодолении дурного влияния асоциальных и антисоциальных неформальных объединений молодежи профилактика правонарушений.
Индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся: аморальными и противоправными; вовлекающими детей в пьянство и преступную деятельность; семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей – эта работа ведется совместно с правоохранительными органами: инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних.
Отделами охраны прав ребенка и опеки департаментов образования.
Слайд 12Взаимодействие с общественными организациями
Родителей - с родительскими комитетами школы и
класса, школьными Советами, Женскими Советами воинских организаций и т.д. Содержание
общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом) соответствующей общественной организации. В их компетентность может входить:
· оказание материальной помощи школе, отдельным семьям и учащимся;
· связь с административными и правоохранительными органами;
· коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
· помощь школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися;
· участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций, лекториев; оказание материальной помощи и правовое воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию детей).
Слайд 13Родительские собрания
Одной из главных и наиболее распространенных форм со
всеми родителями является родительское собрание. Собрания могут быть:
организационными;
текущими или тематическими;
итоговыми;
общешкольными
классными.
Слайд 14Условия успешного взаимодействия
Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи
во многом определяется правильно избранной позицией педагога, избранным стилем и
тоном его отношений с родителями.
В основу любого общения педагога с родителями должны быть положены пять обязательных элементов
Эти пять элементов взаимодействия учителя, классного руководителя с родителями, ставшие нормой отношений, постепенно меняют их тональность, делают все более и более продуктивными, постепенно приводят к гармонии сторон в рамках «педагогического треугольника».
Слайд 151. Выражение позитивного отношения учителя к ученику (группе детей или
классу в целом): «…что хорошего я могу сказать...».
И дальше
перечень положительных черт характера, хороших тенденций в развитии ученика, позитивных явлений в классе, характеристика еле заметного или значительного продвижения в учебе, нравственных поступках, духовном развитии детей, пре- одолении негативных явлений прошлого и т. д.
Даже если это встреча с родителями трудного ученика по поводу печального или возмутительного события в классе.
Слайд 16Что дает этот элемент встречи с родителями?
Прежде всего,
взаимное расположение родителей и педагога:
психологический настрой, самовнушение педагога на
то, что он имеет дело с нормальным ребенком (или классом), в котором много хорошего (даже если это хорошее и не видно невооруженным глазом) — с одной стороны,
настрой на педагога и внимательное восприятие его рекомендаций со стороны родителей — с другой, и постепенно в сознании родителя утверждается мысль «Он (она) так же, как и я, любит моего ребенка, уважительно к нему относится, ему (ей) можно доверить мои заботы и тревоги: вот кто мне может помочь»
Слайд 172. Следующий элемент может быть выражен в словах учителя:
«...но меня
беспокоит...». И далее суть того негативного, ради чего встреча и
задумана.
В данном случае, важно выражение недовольства, негодования, возмущения и т. д. в форме беспокойства:
«Ведь мы оба любим, уважаем, ценим ребенка и в равной мере заинтересованы в решении его проблем».
Такая постановка проблемы обеспечивает атмосферу спокойного подхода обеих сторон, заинтересованность, доброжелательность, общую озабоченность в решении проблемы, принятие родителями сообщения о чем-то негативном в их сыне (дочери).
Слайд 183. Выявление и анализ причин, породивших данное негативное явление в
личности ученика, в особенностях группы или класса, тех обстоятельств, в
которых оно имеет место дома и в школе.
Ведь процесс воспитания — процесс многофакторный. И для его нормального протекания необходимо создание гармоничной воспитывающей среды — усиление позитивных факторов и устранение либо нейтрализация факторов отрицательных.
Здесь чрезвычайно важны союз педагогов и родителей, их взаимная расположенность и доверительность, полная откровенность, ибо в противном случае сокрытие важных причин одной из сторон ведет к выбору неадекватных средств методов и приемов воспитательного воздействия.
Слайд 194. Выбор наиболее эффективных с позиций педагога и родителей мер
воспитательного воздействия на ребенка, группу или класс в целом.
Классный
руководитель проектирует на основании этого целую систему воспитательных мероприятий: классных часов, диспутов, встреч, походов, экскурсий и т. д. для формирования устойчивого адекватного отношения учащихся к явлениям и проблемам, волнующим отдельных учащихся, их родителей, класс в целом и коллектив родителей.
При этом хорошо, если самое активное участие в делах класса примут родители.
Слайд 205. Выработка единого стиля и тона, педагогического такта, общих критериев
оценки поступков и личности ребенка или класса, совместная инструментовка избранных
средств, методов и приемов.
Это общие договоренности типа: «Давайте не будем унижать его (ее) подозрением (недоверием, мелочной опекой...)», «Надо от- ныне дать ему (ей) больше самостоятельности и в школе и дома»,«Нам, очевидно, надо почаще контактировать, чтобы не утратить так необходимого сейчас контроля», «К ребенку нужно повышать требования и дома, и в школе», «Нужно переменить тактику строгости и уличений в мелочных проступках на доверие и незаметный для ребенка контроль», «Чтобы сформировать культуру поведения наших детей, мы сами должны быть предельно дисциплинированны и культурны» и т. п.
Слайд 21Планирование работы классного руководителя с семьей
Слайд 22Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это
единый неразрывный процесс.
Работа с родителями, как и всякая работа в
образовательном учреждении, проводится в целостной системе и имеет огромное значение.
Планирование работы с родителями начинается с перспективного плана работы с родителями учащихся.
Слайд 23Компоненты программы работы с родителями
ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Титульный лист
Пояснительная записка
Цель:
создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания стремлений школы и семьи
в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности и творческого потенциала.
Задачи:
1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Методы и приёмы:
- использование индивидуальных форм работы с родителями;
- приглашение родителей в школу;
- проведение «родительского дня»;
- индивидуальные беседы, посещение семей (по мере возникновения проблем).
Примерное календарное планирование работы с родителями учащихся класса
На учебный год
Слайд 24Планирование общешкольных родительских собраний в начальной школе
Общешкольные собрания проводим 2
раза в год по плану. Классные собрания – не реже
1-2 раз в четверть + мероприятия, организованные совместно с родителями.
Цель: организация тесного взаимодействия родителей с учебным учреждением, установление единой педагогической позиции.
Содержание: анализ проделанной работы и результатов мероприятий, организация помощи в семье с использованием различных форм и методов, освещение тех событий, которые произошли в школе за определенный период, перспективное планирование.
Результативность работы: совместная работа по воспитанию детей в школе и дома, удовлетворенность родителей педагогической деятельностью, коллективные творческие дела.
Слайд 25Практика показывает, что предварительное собрание родителей будущих первоклассников как заблаговременный
разговор с родителями делает более действенными советы учителя, более эффективной
подготовку детей к школе.
Советы учителя на этом этапе помогают родителям постепенно перестроить, если в этом обнаруживается необходимость, быт семьи, режим, что-то устранить, а что-то добавить в свое воспитательное воздействие на ребенка.
Классные родительские собрания планируются 1-2 раза в четверть, дополнительно решаются индивидуально возникающие в процессе работы проблемы.
Педагог должен вести непрерывную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным советчиком и другом. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима.
Слайд 26Дополнительно составляются:
План работы с учащимися и их семьями, находящимися
в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.
План работы с
родительским комитетом
Слайд 27Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского
комитета.
Родительский комитет – представительский орган родительской общественности. Это особая,
оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса.
Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.
Встречи с родительским комитетом планируются не реже 2 раз в месяц