Слайд 1Особенности расстройств личности (психопатии) в детском и подростковом возрасте.
Выполнила: студентка
группы 4 СДОб-01-21оп
Кулешова Светлана Константиновна
Слайд 2 расстройство личности — психопатологический синдром, проявляющийся в виде констелляции таких
черт, как бессердечие по отношению к окружающим, сниженная способность к
сопереживанию, неспособность к искреннему раскаянию в причинении вреда другим людям, лживость, эгоцентричность и поверхностность эмоциональных реакций.
Слайд 3Виды расстройств личности
Астеническое;
Психастеническое;
Шизоидное
Параноидное;
Возбудимое;
Истерическое;
Аффективное;
Неустойчивое.
Слайд 4Этапы становления расстройств личности
этап – начальные проявления расстройства личности (в
детстве), выражаются преимущественно элементарными психопатическими реакциями по возбудимому, истерическому, астеническому
или неустойчивому типам.
этап – отмечается полиморфизм клинической картины, главным образом за счет присоединения пубертатной симптоматики в виде утрированных возрастных особенностей психики психоэндокринных, психосексуальных проявлений, педагогической запущенности.
этап – формирование определенного клинического типа расстройства личности.
Слайд 5Особенности расстройств личности у детей и подростков
Поведение некоторых детей и
подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям,
отличается от поведения тех, кто укладывается в требования семьи, режима школы и морали общества.
Диагноз расстройства поведения может быть поставлен лишь с учетом возраста ребенка на основании следующих признаков:
1) тотальность патологических черт характера, проявляющихся в обычных и стрессовых ситуациях;
2) стабильность патологических черт характера, сохраняющихся на протяжении всей жизни;
3) социальная дезадаптация как следствие патологических черт характера.
Расстройства личности, связанные с агрессивным поведением, встречаются на более ранних этапах развития.
Слайд 6Понятие о расстройстве личности и нарушениях развития у детей
расстройство личности
– это патологический склад характера, выражающийся в неуравновешенности поведения, плохой
приспособляемости к изменчивым условиям внешней среды, неумении подчиняться требованиям, исходящим извне, в повышенной реактивности.
Слайд 7Группы расстройств личности в детском возрасте
Органическое расстройство личности, в
основе которой лежит внутриутробное или раннее постнатальное поражение центральной нервной
системе.
Врожденная недостаточность отдельных мозговых систем проявляется в ряде особенностей личности и поведения детей
Психопатоподобные состояния в детском возрасте могут возникнуть в результате травматических и инфекционных заболеваний центральной нервной системы на более поздних этапах развития ребенка.
ПАТОЛОГИя развития личности, выражающаяся в патологическом поведении ребенка и изменениях в характере, является следствием психогенных причин.
Слайд 8Специфические особенности детей с расстройством личности
Такие дети неспособны к планомерной
деятельности. Несмотря на относительно хороший интеллект и наблюдательность, дети малопродуктивны
в занятиях, их мышление поверхностно, суждения легкомысленны и примитивны, интересы бедны. При жизненных затруднениях у них легко возникают патологические реакции отказа, протеста, например, в виде уходов из дома с целью избежать ответственности, трудностей и др.
Слайд 9Расстройство личности у подростков
Подростковый возраст ярко окрашен утpиpованными пубертатными особенностями
в виде негативизма, оппозиции, эгоцентризма, расторможенности влечений, кризиса мотивации, стpемления
к самоутверждению, группированию.
Слайд 10Расстройство личности мозаичного круга (смешанный тип)
В этих случаях не удается
выделить ведущего (осевого) психопатического синдрома. Особенно часты мозаичные психопатические черты
в подростковом возрасте в период становления психопатии; в дальнейшем, по миновании подросткового криза, чаще всего такая смешанность исчезает, и кристаллизуется определенный тип аномальной личности.
Слайд 11Шизоидное расстройство личности
Дети и подростки с формирующимся шизоидным расстройством личности
обычно необщительны, сдержаны в проявлении чувств, погружены в свой мир,
лишены сопереживания и созвучности с окружающими, с трудом переносят перемену обстановки и сложившегося уклада жизни.
Слайд 12Психастеническое (ананкастное) расстройство личности
Детям и подросткам с данным расстройством свойственны
выраженная застенчивость, склонность к тревожным опасениям, мнительность, неуверенность в себе,
боязливость, повышенная впечатлительность.
Слайд 13Астеническое расстройство личности
Для подростков с астеническим расстройством характерны быстрая
истощаемость, повышенная возбудимость, аффективная неустойчивость, впечатлительность, склонность к невротическим реакциям.
Слайд 14Аффективное расстройство личности
Характеризуется преимущественно аффективными проявлениями личностной аномалии. В эту
группу входят личности так называемого циклоидного круга, а также личности
с преобладанием повышенного (гипертимия) или пониженного (гипотимия) эмоционального фона.
Слайд 15Циклоидное расстройство личности
У многих подростков с данным видом расстройства
обнаруживаются полярные колебания настроения со сменой бодрого, приподнятого настроения и
гиперактивности периодами подавленности, апатии или раздражительности со снижением активности.
Слайд 16Гипертимное расстройство личности
Подростки с личностными особенностями гипертимного круга обычно
трудолюбивы, предприимчивы, реалистичны, покладисты, не склонны к мечтательности, быстро адаптируются
в новой обстановке, не стесняются посторонних.
Слайд 17Гипотимное расстройство личности
Отличается постоянно сниженным субдепрессивным фоном настроения и
склонностью к возникновению выраженных депрессивных состояний. При этом гипотимы отличаются
вдумчивостью, добросовестностью и исполнительностью.
Слайд 18Паранойяльное расстройство личности
Особый склад личности паранойяльного круга характеризуется капризностью, раздражительностью,
фиксацией на определенных идеях, резонерством, высокой эмоциональной напряженностью, касающейся исключительно
значимых переживаний часто при холодности, формальности, чрезмерной требовательности к окружающим. Паранойяльных психопатов отличают узость кругозора, односторонность и ограниченность интересов.
Слайд 19Истерическое расстройство личности
В подростковом возрасте более отчетливо выступают эгоцентризм,
неорганизованность, склонность к легкомысленным поступкам, авантюрам, дилетантской деятельности, праздной жизни
с помпезностью, разнообразными увеселениями, слепое следование моде, неспособность к систематическому, целенаправленному труду.
Слайд 20Возбудимое (эксплозивное) расстройство личности
Подростки с патологическими личностными особенностями возбудимого круга
склонны к дисфориям, претендуют на лидерство в общении со сверстниками,
любят командовать, устанавливать свои порядки, конфликтны и из-за этого чрезвычайно трудны в семье и коллективе.
Слайд 21Эпилептоидное расстройство личности
Такие подростки остаются трудными и в школе,
и в семье из-за эгоистичности, мелочной придирчивости, мстительности, периодов недовольно-злобного
настроения и вспышек ярости.
Слайд 22Расстройство личности неустойчивого круга
«Неустойчивые» подростки отличаются неусидчивостью, нецеленаправленностью, разбросанностью; не
задумываясь о последствиях, легко включаются в любые проделки и авантюры.
Как правило, психопаты неустойчивого типа плохо учатся, несмотря на хорошие способности.
Слайд 23Динамика расстройств личности у детей и подростков
В отличие от
большинства зарубежных исследователей, отечественные психиатры разрабатывали представления о динамике психопатий
(П.Б. Ганнушкин, Г.Е. Сухарева, А.Е. Личко и др.). При этом подчеркивалось, что психопатические личности имеют не только аномальный склад характера, но отличаются, по сравнению со здоровыми, повышенной ранимостью, чувствительностью к воздействию внешних (стрессы и пр.) и внутренних (возрастные кризы и др.) факторов.
Слайд 24Профилактика и реабилитация детей и подростков с расстройствами личности
Компенсация личностных
аномалий предполагает комплекс целенаправленных социально-средовых, медицинских и педагогических воздействий. Для
социальной адаптации психопатических личностей самыми важными корригирующими факторами являются оздоровление среды, изоляция ребенка или подростка с личностной аномалией от лиц с асоциальными наклонностями, вступившими на криминальный путь, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками или имеющими половые извращения.