Разделы презентаций


Особенности редакторской работы с научным текстом

Содержание

ПлагиатПЛАГИА'Т, а, м. [от латин. plagium, первонач. похищение и продажа чужих рабов] (книжн., право). Незаконное опубликование чужого произведения или его части под своим именем; выдача чужого труда (художественного, научного) за собственное произведение. (Толковый словарь Д.Н. Ушакова)Виды

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Особенности редакторской работы с научным текстом
М. А. ЛАППО
ФГБОУ ВПО

«Новосибирский государственный педагогический университет»

Особенности редакторской работы с научным текстомМ. А. ЛАППО ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

Слайд 4Плагиат
ПЛАГИА'Т, а, м. [от латин. plagium, первонач. похищение и продажа чужих рабов] (книжн., право). Незаконное

опубликование чужого произведения или его части под своим именем; выдача

чужого труда (художественного, научного) за собственное произведение. (Толковый словарь Д.Н. Ушакова)
Виды плагиата:
1) дословное воспроизведение;
2) парафраз;
3) перевод на другой язык.

ПлагиатПЛАГИА'Т, а, м. [от латин. plagium, первонач. похищение и продажа чужих рабов] (книжн., право). Незаконное опубликование чужого произведения или его части под

Слайд 5Близкие к П. явления
Компиляция

КОМПИЛЯ́ЦИЯ, -и, ж.
1. Составление каких-л. сочинений путем заимствования всех

данных из чужих исследований без самостоятельной работы над первоисточниками. Заниматься компиляцией.
2. Работа,

составленная таким методом. Грамматика г. Иванова принадлежит к числу довольно сносных компиляций, то есть довольно хорошо сделанных и склеенных выборок из разных грамматик. Белинский, Русская грамматика, составленная А. Ивановым.
[От лат. compilatio — ограбление; скопление документов] (МАС)

Автоплагиат (использование собственного материала, который был опубликован раньше, без указания источника).



Близкие к П. явленияКомпиляцияКОМПИЛЯ́ЦИЯ, -и, ж.1. Составление каких-л. сочинений путем заимствования всех данных из чужих исследований без самостоятельной работы

Слайд 6План анализа статьи (=зачетная работа)
1. Типы и функции «старого» знания
2.

Типы (блоки) нового
3. Средства и функции метатекста
4. Ссылки (отсылки) и

списки литературы
5. Реферат-резюме (=от 1/10 до 1/15)
6. Рекомендации автору (учебное, а не реальное задание!)

План анализа статьи  (=зачетная работа)1. Типы и функции «старого» знания2. Типы (блоки) нового3. Средства и функции

Слайд 7 Котюрова М.П., Баженова Е А. Культура научной речи: текст и

его редактирование. М., 2008. [с. 71−72]
Наиболее характерные типы содержания старого

знания:
Старое знание – понятие: На основе «тесноты стихового ряда» (термин Ю. Н. Тынянова) здесь возникает кульминация… звуковой стороны; Перечисленные признаки близки к понятиям «внутренняя геоантиклиналь второго рода» по В. А. Николаеву и «центральное поднятие» по В. В. Белоусову.
Старое знание – дефиниция: Как очень точно определяет М. И. Лисина, «развитие представляет собой усвоение детьми социально-исторического опыта человечества и материальной культуры».

Котюрова М.П., Баженова Е А. Культура научной речи: текст и его редактирование. М.,

Слайд 8Старое знание – умозаключение: Один из авторов рассуждает так: немецкое

guten Abend ‘добрый вечер’ не равняется итальянскому buona sera, так

как у тосканцев вечер начинается с тринадцати часов дня… Автор уверяет, что расхождения такого рода между языками удаляют их от реальности….
Старое знание – выводное суждение: По Пирсону, «…изменения энергии структуры, связанные с ближайшей координацией, полностью подавляют меньшие по величине изменения энергии электронов, связанные с эффектами энергетической зоны структуры».

Старое знание – умозаключение: Один из авторов рассуждает так: немецкое guten Abend ‘добрый вечер’ не равняется итальянскому

Слайд 9Абстрактное мышление имеет несколько форм: понятия, суждения и умозаключения.
Понятие –

это форма мышления, которая отражает предмет или группу предметов в

одном или нескольких существенных признаках.
В речи понятие может выражаться как одним, так и несколькими словами. Например, «конь», «трактор» или «работник научно-исследовательского института», «разрывная пуля» и др.
Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание об окружающем мире, его предметах, закономерностях и взаимосвязях. Суждения бывают простыми и сложными. Различие между ними в том, что сложное суждение состоит из двух простых. Простое суждение: «Каратист наносит удар». Сложное суждение: «Поезд отошел, перрон опустел». Как видно, формой суждения является повествовательное предложение.
Умозаключение – это форма мышления, которая позволяет из одного или нескольких суждений, связанных между собой, сделать вывод в виде нового суждения.
Умозаключение состоит из нескольких суждений, которые расположены друг над другом и разделены чертой. Те суждения, что расположены над чертой, называются посылками; под чертой расположено заключение. Заключение выводится из посылок. Пример суждения:
Все деревья – растения.
Клен – дерево.
Клен – растение.
Слово «определение» произошло от латинского слова definition. Дефиниция (=определение) – это логическая операция, направленная на выявление правильного значения термина или содержания понятия. (Д.А. Шадрин. Логика)
Абстрактное мышление имеет несколько форм: понятия, суждения и умозаключения.Понятие – это форма мышления, которая отражает предмет или

Слайд 11БЛОКИ НОВОГО
Актуальность
Новизна
Проблема
Цель
Задачи
Объект
Предмет
Гипотеза
Теоретическая база исследования
Степень научной разработанности проблемы

БЛОКИ НОВОГОАктуальностьНовизнаПроблемаЦельЗадачиОбъектПредметГипотезаТеоретическая база исследованияСтепень научной разработанности проблемы

Слайд 12БЛОКИ НОВОГО
Эмпирическая база исследования
Методы исследования (общенаучные, частнонаучные, методы смежных наук)
Теоретическая

значимость
Практическая значимость
Перспективы исследования

и др.
+(см. типы статей)

БЛОКИ НОВОГОЭмпирическая база исследованияМетоды исследования (общенаучные, частнонаучные, методы смежных наук)Теоретическая значимостьПрактическая значимостьПерспективы исследованияи др. +(см. типы статей)

Слайд 13 Компиляцию часто сопровождают:
Нарушение схемы оформления авторизации
Авторизация – «модусная категория, с

помощью которой излагаемая информация в предложении квалифицируется в отношении источников

или способов ее получения. <…> План содержания авторизации организуется противопоставлением свое / чужое, или авторское / цитируемое; при этом специальной пометы требует только второй случай – изложение чужой информации, пересказ» (Шмелева Т.В. Смысловая организация предложения и проблема модальности // Актуальные проблемы русского синтаксиса. М., 1984).

Бедный метатекст
Компиляцию часто сопровождают:Нарушение схемы оформления авторизацииАвторизация – «модусная категория, с помощью которой

Слайд 14Маркеры авторизации
1 группа
- Так, Р. Якобсон считает...
- Замена близкозвучным

словом, или, по Домбровской, «фонетическая аллюзия»... (ВЯ)
- Р. Матланд и

Студлар высказали предположение, что…
- Дж. Роунер отмечает…
- Согласно Е. А. Здравомысловой, …(СОЦИС).
2 группа
- Многие философы-компаративисты настаивают на том, что материалистический интерес... (ВФ)
- Как правило, лингвисты не усматривали здесь никаких проблем для теоретического исследования ... (ВЯ)
- Феминистские последователи марксизма предлагают два варианта концептуализации гендерных отношений… (СОЦИС)
- Идеологи социального партнерства в России, выступавшие от имени научного сообщества ... заявляли, что... (ВЭ)

Маркеры авторизации1 группа- Так, Р. Якобсон считает... - Замена близкозвучным словом, или, по Домбровской, «фонетическая аллюзия»... (ВЯ)-

Слайд 15Схема авторизации (по Н. П. Перфильевой)
1. Цитата / парафраз
2. «Левая

граница». Указание на автора (вводный компонент)
3. «Правая граница». Отсылка (в

скобках или в сноске) к источнику, или т.н. «ссылка». См. ГОСТ Р 7.0.5-2008
4. Факультативно: выражение оценки, отношения к передаваемой мысли.




Схема авторизации  (по Н. П. Перфильевой)1. Цитата / парафраз2. «Левая граница». Указание на автора (вводный компонент)3.

Слайд 16Пример 1
Очень важно напомнить мнение Л.С. Выготского о психических и

физиологических процессах, сформулированное в статье 1930 г. «Психика, сознание, бессознательное».

Там Выготский пишет: «До сих пор еще широко распространено мнение, что со держание и предмет психологической науки составляют психические явления или процессы и что, следовательно, психология как самостоятельная наука возможна только на основе идеалистического философского допущения самостоятельности и изначальности духа наравне с материей» [1, с. 133].
Пример 1Очень важно напомнить мнение Л.С. Выготского о психических и физиологических процессах, сформулированное в статье 1930 г.

Слайд 17Пример 2
В западной литературе можно встретить несколько определений (нейро)психологического тестирования.

Одно из всеобъемлющих определений дано Б. Уилсон с коллегами [1],

в котором тестирование трактуется как систематический сбор, организация и интерпретация информации о человеке и конкретной ситуации, в которой он/она живет.
Пример 2В западной литературе можно встретить несколько определений (нейро)психологического тестирования. Одно из всеобъемлющих определений дано Б. Уилсон

Слайд 18Пример 3
По обоснованному утверждению К. Поппера, «знание не может начинаться

с ничего – c tаbula rasa – и даже с

наблюдения. Продвижение знания состоит главным образом в модификации прежнего знания» [цит. по: Ильин, Калинкин 1985: 20].
Пример 3По обоснованному утверждению К. Поппера, «знание не может начинаться с ничего – c tаbula rasa –

Слайд 19Упрощенные варианты схемы А.
Данные о влиянии интенсивных физических нагрузок на

функцию почек и водно-солевой гомеостаз весьма противоречивы. Одни авторы считают,

что стайерские нагрузки вызывают преходящие нарушения почечных функций [8–11], другие не отмечают негативного эффекта, даже в зрелом возрасте [12, 13] (Айзман, Головин, Гиренко).
Многочисленные исследования подтверждают, что каждая хромосома в пространстве ядра занимает определенное пространство, называемое хромосомной территорией [1–4].
В работе (Рожков, Козак, 1989) представлен детальный качественный анализ устойчивости лесов при климатических изменениях, а также в условиях хозяйственной деятельности. !!!


Упрощенные варианты схемы А.Данные о влиянии интенсивных физических нагрузок на функцию почек и водно-солевой гомеостаз весьма противоречивы.

Слайд 20Отступления от схемы А.: (левая граница)
Пахотный слой – это та

часть почвенного профиля, которая первой непосредственно принимает на себя всю

силу воздействия происходящих во внешней среде изменений и которая наиболее активно изменяется адекватно новым условиям ландшафта, отражая особенности современного естественно-антропогенного или культурного почвообразования [3].
На практическом занятии в аудитории студенты знакомятся с методикой расчетов, алгоритмом решения задач. Задача преподавателя дисциплины БЖД, в данном случае заключается в том, чтобы не только дать определенные знания студентам в названных разделах дисциплины, но и научить решать конкретные задачи и принимать конкретные действия, чтобы уровень остаточных знаний был достаточно высок. Достигнуть это можно с использованием модульной технологии. Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях студентов [3,4].
Отступления от схемы А.:  (левая граница)Пахотный слой – это та часть почвенного профиля, которая первой непосредственно

Слайд 21Отступления от схемы А.: (правая граница)
По мнению Л.А.Михайлова, культура безопасности жизнедеятельности

определяется как квалификационная психофизиологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение

безопасности является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ и действий, влияющих на безопасность.

Отступления от схемы А.: (правая граница)По мнению Л.А.Михайлова, культура безопасности жизнедеятельности определяется как квалификационная психофизиологическая подготовленность всех

Слайд 22Нарушение схемы А. приводит
к двусмысленности, нарушение ясности текста, к искажению

научной мысли
Иначе говоря, интернет в единственном числе — это вообще

интернет или его серьезная часть, а интернеты — это та его область, где люди общаются между собой, вступая в постоянные диалоги, как правило, с юмором и шутками [Кронгауз, 2013].

к неразличению своего и чужого, старого и нового в тексте, т.е. к отсутствию новизны как важной категории научного текста.


Нарушение схемы А. приводит к двусмысленности, нарушение ясности текста, к искажению научной мыслиИначе говоря, интернет в единственном

Слайд 23Фрагменты статей
1) Под информационно-коммуникационной технологией (ИКТ) понимается процесс, использующий совокупность

средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации)

для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
2) Как известно, в условиях вуза развитие личности и индивидуальности студентов продолжается (С.М.Годник, И.И.Ильясов, В.Я.Ляудис), и задача высшей школы заключается в том, чтобы создать условия по развитию и актуализации всех сущностных сил обучающегося.
3) А.В. Царик выделил факторы, влияющие на формирование потребности в физическом совершенстве человека, В.В. Койносов дал определение физкультурной потребности, А.Г. Комков выделил уровни физкультурно-спортивной деятельности…

Фрагменты статей 1) Под информационно-коммуникационной технологией (ИКТ) понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и

Слайд 24Фрагменты статей
4) В процессе чтения лекций по высшей математике возникают

проблемы, связанные с представлением учебной информации преподавателем, восприятием и воспроизведением

её студентами. Многочисленные исследования показывают, что лучше всего информация воспринимается в «сжатом» и визуальном виде. Одним из эффективных средств «сжатия» и визуализации учебной информации являются конспекты-метапланы. «Метаплан представляет собой инвариантное множество знаковых форм (элементов), имеющих определенное назначение.» [1, с.176]
5) В последние годы отмечается выраженная тенденция к увеличению числа детей с заболеваниями органов дыхания, в частности бронхитами [1]. По некоторым данным ежегодная заболеваемость последними достигает 75-250 на 1000 детей в год, причем большая их часть протекают на фоне обструктивного синдрома [2]. Проблема острого обструктивного бронхита (ООБ) является одной из наиболее актуальных в современной педиатрии, что связано с высокой частотой, тяжелым течением, развитием осложнений, переходом в рецидивирующую форму и бронхиальную астму и возможным летальным исходом [3, 4].

Фрагменты статей4) В процессе чтения лекций по высшей математике возникают проблемы, связанные с представлением учебной информации преподавателем,

Слайд 25Метатекст
МЕТАТЕКСТ (от греч. meta΄– через, после, между)  «функционально-семантическая категория

текста, означающая присутствие говорящего в тексте, имеющего цель передачи авторского

отношения к языковому коду своего высказывания (речевого произведения)» (С.В.Лосева).
МЕТАТЕКСТ – часть текста, назначение которой выявлять его структуру и смысловую организацию. С позиций читателя М. – инструкция для понимания текста; с позиций автора – это автокомментарий действий (Т.В.Шмелева).
МетатекстМЕТАТЕКСТ (от греч. meta΄– через, после, между)  «функционально-семантическая категория текста, означающая присутствие говорящего в тексте, имеющего

Слайд 26Метатекст
«Любой текст обладает метатекстовым потенциалом, который может быть развернут полностью,

частично либо не развернут совсем, что зависит от человеческого фактора:

1) от текстовой и лингвистической компетенции Говорящего, 2) от его способности к речевой рефлексии и 3) от склонности к заботе об интересах Другого, то есть Адресата» (Н.П.Перфильева. Метатекст в аспекте текстовых категорий. Новосибирск, 2006)

Xарактер вербального М. и его удельный вес определяется фактором жанра и индивидуальной манерой автора. Так, деловой документ допускает минимум М.; публицистический текст – максимум; информационные медийные тексты практически исключают М. – они невелики по объёму и стандартны по построению, их структура заранее известна и не требует особых комментариев. Научные тексты (статья, напр.) предполагают стандартизированный М., владение которым составляет одну из компетенций автора. М. – одно из проявлений авторского начала в тексте (Т.В.Шмелева // ЭФФЕКТИВНОЕ РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ. Базовые компетенции: Словарь-справочник. Красноярск, 2014).
Метатекст«Любой текст обладает метатекстовым потенциалом, который может быть развернут полностью, частично либо не развернут совсем, что зависит

Слайд 27 Средства выражения М.
Средства выражения М. могут быть вербальные (словесные)

и невербальные. Вербальные составляют вводные слова типа во-первых, во-вторых; наконец,

например, кстати, впрочем, итак; обороты типа кстати говоря, забегая вперёд, подводя итог; самостоятельные предложения типа перейдём ко второму вопросу; в завершение следует отметить следующее. При этом автор может обозначать себя через местоимения я, мы, разнообразные безличные обороты: следует сделать оговорку; стоит привести ещё один пример; можно подчеркнуть одно обстоятельство. Невербальные включают обозначение частей текста с помощью цифр, букв в алфавитном порядке, а также (такие средства называют параграфемными) деление текста на абзацы и главки, шрифтовое выделение. Параграфемные показатели М. могут быть «переведены» на вербальные: абзац = перехожу к новой теме; шрифтовое выделение = выделяю наиболее важное.
Средства выражения М.Средства выражения М. могут быть вербальные (словесные) и невербальные. Вербальные составляют вводные слова типа

Слайд 28
Понятие М. и термин введены в лингвистику А. Вежбицкой.

Она обратила внимание на гетерогенность текста, увидела в нём «метатекстовые

нити», которые сшивают текст, обеспечивая его связность; привела примеры метатекстовых показателей (операторов) разных языков. Термин образован из слова текст и греческой приставки мета-, значение которой связывают с абстрагированностью, переходом к другому состоянию. (Т.В.Шмелева // ЭФФЕКТИВНОЕ РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ. Базовые компетенции: Словарь-справочник. Красноярск, 2014).

Понятие М. и термин введены в лингвистику А. Вежбицкой. Она обратила внимание на гетерогенность текста, увидела

Слайд 29Гаврилова Алла Александровна
Управление пониманием читателя научного текста с помощью метатекстовых

средств
(на материале научных текстов русского и немецкого языков)
Специальность 10.02.19 – теория

языка
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук
Саратов – 2009

Гаврилова Алла АлександровнаУправление пониманием читателя научного текста с помощью метатекстовых средств(на материале научных текстов русского и немецкого языков)Специальность

Слайд 32МОДЕЛЬ РЕФЕРАТА НАУЧНОЙ СТАТЬИ 
1. Вводная часть реферата
2. Тема статьи, ее

общая характеристика
3. Проблема статьи
4. Композиция статьи
5. Описание основного содержания статьи
6.

Иллюстрация автором своих положений
7. Заключение, выводы автора
8. Выводы и оценки референта

МОДЕЛЬ РЕФЕРАТА НАУЧНОЙ СТАТЬИ 1. Вводная часть реферата2. Тема статьи, ее общая характеристика3. Проблема статьи4. Композиция статьи5. Описание

Слайд 34БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика