Слайд 1Особенности ВНД
Общие для человека и животных
Мотивированность
Использование аппарата памяти (врожденные и
приобретенные формы поведения)
Зависимость от ситуации
Зависимость от функционального состояния ЦНС
Эмоциональность
Зависимость от
типа ВНД
Зависимость от профиля межполушарной функциональной асимметрии
Исключительно человеческие
Речь
Слайд 2
Вторая сигнальная система
Особенности высшей нервной деятельности человека
Слайд 3Общим для животных и человека является прием, анализ, запоминание и
реакция на все раздражители внешней и внутренней среды
Слайд 4Сигналы от всех рецепторов составляют первую сигнальную систему
Слайд 5При воспитании человека развивается
вторая сигнальная система, характерная только для
человека.
Слайд 6Что такое вторая сигнальная система?
Дельфин
Кораллы
Море
Природа
Слайд 7Вторая сигнальная система -
система обобщенного отражения действительности в виде
слов, математических формул и других знаков и символов
Слайд 8Первая сигнальная система
Все сигналы внешней и внутренней среды
Непосредственное воздействие
на рецепторы.
Вторая сигнальная система,
Слова, которые обозначают все сигналы
Речевое
общение.
Слайд 9Павлов назвал вторую сигнальную систему «чрезвычайной прибавкой» к механизмам высшей
нервной деятельности человека
А слово – сигналом сигналов
Слайд 10В процессе воспитания и речевого общения вырабатываются условнорефлекторные связи между
сигналом первой сигнальной системы и словом, обозначающим этот сигнал
Слайд 11Значение второй сигнальной системы
Обобщение – формирования понятий,
Увеличение объема информации
Основа
абстрактного мышления
Слайд 12Центры речи в ЦНС
У 98% расположены в левом – абстрактно-логическом
- полушарии
Слайд 16Формирование ассоциации между зрительным и слуховым образом
квадрат
Слайд 18Воспроизведение речи
Извлечение звука – прохождение воздуха через гортань, изменение натяжения
голосовых связок.
Артикуляция – координация звука с движениями губ, языка и
дыханием. (Дыхательные мышцы могут управляться от коры, произвольно).
Слайд 21Афазии
афазия Брока
сенсорная афазия
амнестическая афазия
Проводниковая афазия
аграфия
Слайд 22Левое полушарие
Сенсорная зона Вернике
Моторная зона Брока связь с первичной слуховой
корой, моторные зоны языка, губ, мимических мышц лица.
Дополнительная речевая зона
– теменная кора - грамматика, ритм речи, интонация, сборка фраз
В заднем отделе средней лобной извилины, вблизи моторной зоны расположен центр заученных движений руки, который функционирует совместно с центром письма.
Слайд 23Функции слова как
сигнала сигналов
Отражение и обобщение - код
Увеличение
объема информации
Метод мышления человека
Слайд 24Язык представляет собой систему кодов, обозначающую объекты и их отношения.
В этой системе кодов формируются понятия.
Слайд 26Речь – форма общения между людьми, характеризующаяся как процесс приема,
переработки и передачи информации
с помощью языка.
Слайд 27 Устная и внутренняя речь
Информация в форме синтаксически правильной речи
отрывочность,
бессвязность, сокращенность
Слайд 28Какую информацию получаем?
Лингвистическая – смысл, который содержит слово или понятие
– 5-7%
Экстралингвистическая –
Тембр, интонация – до 40%.
Информация о
половой принадлежности, возрасте, здоровье, эмоциональном состоянии говорящего – до 60% ).
Слайд 29Функции речи
Коммуникативная – сообщение (диалог, чтение) или побуждение к действию.
Регулирующая – исключительно для человека, это сознательная форма психической деятельности
в виде внутренней речи.
Программирующая. Программирующая функция речи проявляется в переведении внутренней речи в развернутую, правильную устную речь
Слайд 30Характеристики речи
Разборчивость
Спектр звуков – частота основного тона,
Обертоны –
оттенки тембра
Динамический диапазон – в среднем размах около 50дБ,
в норме диапазон устной речи от 60 до 80 дБ. (крик 100 дБ). Считается, что речь слышна, если она громче окружающего шума на 6 дБ.
Частота речи приблизительно 125 Гц, у детей частота составляет 400 Гц и снижается в основном в период полового созревания.
Слайд 31Свойства речи
Понятийность речи - умение говорящего использовать краткие, синтаксически правильно
построенные предложения и умение следить за логикой изложения.
Выразительность речи определяется
эмоциональностью изложения, ясностью и отчетливостью произношения,
Содержательность означает объем выраженных мыслей. С этой точки зрения речь может быть содержательной или поверхностной.
Воздейственность речи отражает степень воздействия речи на мысли, чувства, убеждения и волю других людей.
Слайд 32Развитие речи
Формирование ассоциативной коры – 2 периода
Критические периоды развития речи
- от 2 до 4 лет
Слайд 34Этапы развития речи
Н-Н Непосредственный раздражитель – непосредственная реакция До
5-6 месяцев
С – Н Слово – непосредственная реакция 5-8
месяцев
Н – С Непосредственный раздражитель – слово. От 8 месяцев до 2 лет
С – С Слово – слово, диалог 3 – 4 года
Слайд 36Лобная кора и речь
Слово перестает быть компасной стрелкой человеческих действий
- это первая причина ошибок "лобных" больных, причем чисто "человеческая",
которой не могло быть у "безлобных" животных.