Слайд 1От крепостного
к профессиональному театру
МХК-10
Слайд 2Дома: учебник, с 349 – 372;
в Рт – задание
вопрос
6, с 373
Слайд 3К уроку у вас в Рт
1) синквейн «театр»
ПА -
проект (презентация)
«Красоты
Архангельского края,
или Искусство Севера»
Слайд 4Закончите предложение в Рт:
«Театр – это…»
театр
При написании синквейна –
от темы (а это данное слово – имя существительное) к
комментарию: 2 прилагательных, 3 глагола,
1 фраза из 3 –7слов, 1 существительное (синоним теме).
Слайд 5«Весь мир - театр.
В нём женщины, мужчины - все актёры.
У
них свои есть
выходы, уходы,
И каждый не одну
играет роль…»
Уильям
Шекспир
"Как вам это понравится"
Слайд 6«Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг...
Пусть же учат народ видеть вещи, людей, самого себя и
ясно судить обо всём этом. Радость, сила и просвещение — вот три условия народного театра»
Ромен Роллан
Слайд 7Профессиональный театр
Первыми представителями профессионального театра были скоморохи. Первые свидетельства о
скоморохах относятся к 11 веку, это позволяет убедиться в том,
что скоморошеское искусство было явлением давно сформировавшимся и вошедшим в быт всех слоёв общества. На формировании русского самобытного скоморошьего искусства, идущего от обрядов и ритуалов, сказались и «гастроли» странствующих европейских и византийских комедиантов – трубадуров и вагантов.
Слайд 8Театр и церковь
К 16 веку в России
церковь формирует
государственную идеологию (на духовенство была возложена обязанность создавать учебные заведения, а при них – театр).
А театр – мощное средство воздействия.
Слайд 9Придворный театр
Становление придворного театра в России связано с именем
царя Алексея Михайловича.
Время его правления связано со становлением новой
идеологии, ориентированной на расширение дипломатических связей с Европой. Ориентация на европейский уклад привела ко многим изменениям в жизни российского двора.
И.Розанов. Портрет основателя первого придворного театра
Артамона Сергеевича Матвеева, 1801.
Слайд 10Придворный театр
Спектакли стали любимыми развлечениями при московском дворе. Русских актёров
было 26 человек. Юноши играли женские роли. Спектакль «Артаксерксово действо»
- 17 октября 1672 года, где впервые звучала музыка. И иноземцы и русские актёры проходили подготовку в специальной школе, которая была открыта 21 сентября 1672.
Слайд 11 «Артаксерксово действо» — первая пьеса русского театра. Пьеса была написана
по указу царя Алексея Михайловича лютеранским пастором Иоганном Грегори в
1672 году. Пьеса была написана в стихотворной форме на немецком языке на сюжет библейской «Книги Есфирь».
Продолжительность пьесы составляла 10 часов, шла она без антракта. Впервые пьеса была поставлена в день открытия театра при Преображенском дворце 17 октября 1672 года.
Слайд 12 Главной героиней книги является Есфирь — родственница и воспитанница еврея
Мардохея, жившего в Сузах и однажды спасшего жизнь царю Артаксерксу.
Когда перед царём встала проблема выбора новой жены, выбор его пал на Есфирь. Один из придворных Артаксеркса, Аман-амалекитянин, был крайне раздражён тем, что Мардохей отказывался склоняться перед ним. Сплетя сеть интриг, Аман добился согласия царя на уничтожение всего еврейского народа. Узнав об этом, Мардохей потребовал от Есфири, чтобы та заступилась перед царём за свой народ. Вопреки строгому придворному этикету, нарушение которого грозило ей потерей своего положения и самой жизни, девушка явилась к Артаксерксу без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите евреев.
Слайд 13Придворный театр
Появление первого придворного театра совпало с рождением Петра I
(1672), который в детстве видел последние спектакли этого театра. Вступив
на престол и начав огромную работу по европеизации России, Пётр I не мог не обратиться к театру как средству пропаганды своих новаторских политических и социальных идей.
Слайд 14 Петровский театр
С конца 17 века в Европе вошли в
моду маскарады, которые нравились молодому Петру I. В 1698 году
он, переодевшись в костюм фрисландского крестьянина, участвовал в венском маскараде. Пётр решил через искусство театра популяризировать свои реформы и нововведения. Он задумал построить в Москве театр, но не для избранных, а для всех. В 1698–1699 в Москве работала труппа кукольного театра, которую возглавлял Ян Сплавский, и которому Пётр в 1701 поручил пригласить из-за границы комедиантов. В 1702 в Россию приезжает труппа Иоганна Кунста.
Слайд 15Возникновение публичного (общедоступного) театра
После восхождения на престол в 1741
году Елизаветы Петровны продолжилось внедрение европейского театра. При дворе гастролировали
иностранные труппы – итальянские, немецкие, французские, среди них – драматические, оперно-балетные, комедия дель-арте. В это же время были заложены и основы национального русского профессионального театра, именно в период воцарения Елизаветы в Москве учился будущий «отец русского театра» Фёдор Волков, принимавший участие в святочных представлениях и впитывающий опыт гастролирующих европейских трупп.
Слайд 16Фёдор Григорьевич Волков
(9 февраля 1729, Кострома — 4 апреля
1763, Москва,
34 года)
— русский актёр и театральный деятель,
который создал первый постоянный русский театр. Считается основателем русского театра.
Слайд 17
По отзывам современников, Фёдор Волков был самым ярким актёром труппы,
с успехом исполнявшим и трагические, и комические роли. Ставил Волков
и спектакли. Он и его брат Григорий были в числе заговорщиков, подготовивших свержение Петра III, за что были награждены Екатериной II дворянским титулом и семью сотнями крепостных. Фёдор Волков участвовал в оформлении коронационных торжеств как постановщик грандиозного шествия-представления «Торжествующая Минерва».
На портрете Волков держит в
руках золотую диадему и продетый
сквозь неё кинжал – атрибуты
Мельпомены, покровительницы
трагедии.
Слайд 18Театр при Анне Иоанновне
Анна Иоанновна тратила громадные суммы на разные
празднества, балы, маскарады, торжественные приёмы послов, фейерверки, иллюминации и театрализованные
шествия. При её дворе оживилась шутовская культура, продолжающая традиции «оседлых» скоморохов – у неё были великаны и карлы, шуты и шутихи. Самым известным театрализованным праздником стала «курьёзная» свадьба шута князя Голицына с шутихой калмычкой Бужениновой в Ледяном доме 6 февраля 1740.
Слайд 19
Валерий Якоби "Ледяной дом" (Государственный Русский музей) и
исторический роман
Ивана Лажечникова «Ледяной дом»
Слайд 20Крепостные театры
К концу 18 века получают распространение крепостные театры. Для
занятий с актёрами приглашались театральные специалисты – актёры, балетмейстеры, композиторы.
Некоторые из крепостных театров (Шереметева в Кускове и Останкине, Юсупова в Архангельском) богатством своих постановок превосходили театры казённые.
Из крепостных театров вышли многие знаменитые русские актёры, которых нередко отпускали на оброк играть в «вольных» театрах (М.Щепкин, Л.Никулина-Косицкая).
Танцовщица крепостного театра