Разделы презентаций


От Средневековья к Возрождению

Содержание

Причины перехода к христианствуРазвитие философии после Аристотеля показало, что она не в состоянии решить задачу воспитания человека к счастью, внутренней независимости и добродетели при помощи верного познания (скептицизм, стоики, эпикурейцы).Собственными усилиями,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1От Средневековья к Возрождению
Проблематика и специфика средневековой философии.
Философско-теологическое учение Августина

Блаженного.
Философские идеи Фомы Аквинского.
Философия Возрождения: особенности, основные идеи и проблематика.

От Средневековья к ВозрождениюПроблематика и специфика средневековой философии.Философско-теологическое учение Августина Блаженного.Философские идеи Фомы Аквинского.Философия Возрождения: особенности, основные

Слайд 2Причины перехода к христианству
Развитие философии после Аристотеля показало, что она

не в состоянии решить задачу воспитания человека к счастью, внутренней

независимости и добродетели при помощи верного познания (скептицизм, стоики, эпикурейцы).
Собственными усилиями, опираясь на собственный разум человек не может добиться ни знания, ни добродетели, ни счастья.
Вывод: нужна опора извне, т.е. свыше. Разум нуждается в авторитете божественного откровения. Путь к нему – через религиозную веру.

Причины перехода к христианствуРазвитие философии после Аристотеля показало, что она не в состоянии решить задачу воспитания человека

Слайд 3Отношение христианства к культурным ценностям античности
Две тенденции:
стремление вытеснить языческие ценности,

заменить их новыми, христианскими;
- усвоение античных ценностей, обогащение ими своего

содержания и сохранение их в этой форме.

Отношение христианства к культурным ценностям античностиДве тенденции:стремление вытеснить языческие ценности, заменить их новыми, христианскими;- усвоение античных ценностей,

Слайд 4Этапы развития христианской философии
Апостольский (до середины II века н.э.).
Апологетика (до

начала IV века н.э.). Представители:Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген.
Зрелая патристика (IV-VI

в.в. н.э.). Представители: Иероним, Августин Аврелий.
Схоластика (VII-XIV в.в.). Представители: Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Фома Аквинский, Оккам, Буридан.


Этапы развития  христианской философииАпостольский (до середины II века н.э.).Апологетика (до начала IV века н.э.). Представители:Тертуллиан, Климент

Слайд 5Этапы развития христианской философии (вариант)
Апологетика и патристика (I-VIII в.) –

период защиты и систематизации христианского учения
Схоластика (VIII-XV вв.) –

период систематической разработки христианской философии
Ранняя схоластика (до XII в.)
Период расцвета схоластики (XIII в.)
Поздняя схоластика (XIV-XV вв.)




Этапы развития  христианской философии (вариант)Апологетика и патристика (I-VIII в.) – период защиты и систематизации христианского учения

Слайд 6Основные принципы средневековой философии
Теоцентризм – понимание Бога как высшей реальности

и подлинного бытия. Бог – сверхъестественная сущность, абсолютная реальность, трансцендентная

природе.
Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего в акте творения (догмат о творении)
Принцип свободы воли в рамках Божественного предопределения



Основные принципы  средневековой философииТеоцентризм – понимание Бога как высшей реальности и подлинного бытия. Бог – сверхъестественная

Слайд 7Период апологетики и патристики
Главная проблема периода –
взаимоотношения зарождающегося христианства с
языческой

мудростью, в особенности с античной
философией.
Апологеты – христианские писатели, защищавшие

в
своих трактатах христианское учение.
Патристика – учения отцов церкви, в которых были
заложены основы христианского богословия и
философии.
Функции апологетики и патристики – защита и
систематизация христианского учения.
Период апологетики и патристикиГлавная проблема периода –взаимоотношения зарождающегося христианства сязыческой мудростью, в особенности с античнойфилософией. Апологеты –

Слайд 8Представители средневековой философии периода апологетики и патристики:






Тертуллиан Карфагенский,
христианский

богослов и мыслитель
(160-220)



Выдвинул тезис о несоединимости философии и христианской веры.
Утверждал

веру как высшую истину.
Подчеркивал пропасть между верой и знанием.
Сформулировал парадоксальный тезис «Верую, ибо абсурдно».

Представители средневековой философии периода апологетики и патристики: Тертуллиан Карфагенский, христианский богослов и мыслитель(160-220)Выдвинул тезис о несоединимости философии

Слайд 9Основные проблемы средневековой философии
Вопрос об отношении общего к единичному: существуют

ли
общие понятия (универсалии) в реальности или же они являются
только именами

вещей?
Решения:
Реализм – утверждает, что подлинным бытием являются не
сами вещи, а их общее понятие, существующее независимо от
вещи как идея Божественного разума.
Представители: Ансельм Кентерберийский, Гийом из Шампо,
Иоганн Скот (Эриугена), Фома Аквинский (умеренный реализм)
Номинализм – утверждает, что общие понятия не
существуют реально, а являются лишь именами вещей,
которые человеческий рассудок присваивает группам
предметов. Реально же существуют только конкретные вещи,
данные в чувственном опыте.
Представители: Уильям Оккам, Росцелин из Компьени.


Основные проблемы средневековой философииВопрос об отношении общего к единичному: существуют лиобщие понятия (универсалии) в реальности или же

Слайд 10Основные проблемы средневековой философии
Проблема соотношения сущности и существования
Средневековая философия отрывает

сущность вещи
(эссенцию) от ее существования (экзистенции).
Аргумент: сущность воплощается в

существовании
конкретной вещи только в результате акта ее
творения. Сущность вещи – это ее идея, ее замысел
в сознании Бога.
Следовательно, сущности могут быть
бестелесными, невоплощенными в вещах и поэтому
не зависят от существования последних.


Основные проблемы средневековой философииПроблема соотношения сущности и существованияСредневековая философия отрывает сущность вещи(эссенцию) от ее существования (экзистенции). Аргумент:

Слайд 11Гносеология
Утверждение познаваемости мира через познание Бога.
Выделение двух видов знания:
сверхъестественного,

даваемого в Божественном откровении и зафиксированного в священных текстах;
естественного, доступного

для человеческого разума через толкование священных текстов.

ГносеологияУтверждение познаваемости мира через познание Бога.Выделение двух видов знания: сверхъестественного, даваемого в Божественном откровении и зафиксированного в

Слайд 12Этика
Проблема теодицеи –
проблема ответственности Бога за существование
в

мире зла.
В основе решения – принцип свободы воли.
Аргументы:
1)

Свобода включает для своей полноты возможность морального зла.
2) Частные недостатки усиливают совершенство мироздания.
Этика  Проблема теодицеи – проблема ответственности Бога за существованиев мире зла. В основе решения – принцип

Слайд 13Представители средневековой философии периода патристики:











Августин Блаженный
(354-430)



Основные труды:
«Исповедь» - автобиография,
рисующая внутреннее

развитие с
детских лет до утверждения в
ортодоксальном христианстве.
«О граде Божием», где

выделены
два вида человеческой общности:
государственность и духовная
общность, основанная на любви к
Богу.
«О прекрасном и пригодном»
«Против академиков»

Представители средневековой философии периода патристики:Августин Блаженный(354-430)Основные труды:«Исповедь» - автобиография,рисующая внутреннее развитие сдетских лет до утверждения вортодоксальном христианстве.«О

Слайд 14Основные положения философии Августина Блаженного
Заложил основы догматов католической Церкви.
Утверждал, что

Бог – высшее бытие, в котором пребывают вечные идеи, обусловливающие

существующий в мире порядок.
Утверждал, что мир – свободный акт Бога, поэтому он является разумным творением.
Разрабатывал проблемы динамики человеческой личности и динамики истории.
Сформулировал учение предопределении: субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог, который своим предвечным решением избрал одних для вечной жизни, других осудил на муки.
Выделяет два источника знания: опыт и веру.
Утверждает, что вера и знание взаимно дополняют друг друга: «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь».




Основные положения философии Августина БлаженногоЗаложил основы догматов католической Церкви.Утверждал, что Бог – высшее бытие, в котором пребывают

Слайд 15Представители средневековой философии периода схоластики:





Фома Аквинский
(1225-1274)

Осуществил синтез христианской религии с

философским наследием Аристотеля.
Сформулировал концепцию компромисса между знанием и верой.
Развил космологическое

доказательство существования Бога как верховной причины всех реальных явлений

Представители средневековой философии периода схоластики:Фома Аквинский(1225-1274)Осуществил синтез христианской религии с философским наследием Аристотеля.Сформулировал концепцию компромисса между знанием

Слайд 16Основные положения философии Фомы Аквинского
Цель человеческой жизни – достижение счастья,

возможное только через познание Бога.
Мир устроен по принципу иерархии, где

Бог – совершенная реальность.
Основные человеческие способности: чувственность, воля, разум, вера.
Наука и вера не противоречат друг другу, т.к. у них разные задачи: задача науки – объяснение закономерностей мира, задача веры – постижение Бога.
Таинства христианской веры недоступны для естественной силы мышления и представляют собой сверхъестественные истины, данные в Божественном откровении.
Церковь должна стоять над гражданским обществом. Власть государя должна подчиняться высшей, духовной власти.
Основные положения философии Фомы АквинскогоЦель человеческой жизни – достижение счастья, возможное только через познание Бога.Мир устроен по

Слайд 17Предпосылки возникновения гуманистической философии
совершенствование орудий труда и производственных отношений;

усиление

городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры,

независимые от феодалов и Церкви;

укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

появление первых парламентов;



Предпосылки возникновения гуманистической философиисовершенствование орудий труда и  производственных отношений;усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные

Слайд 18Предпосылки возникновения гуманистической философии
кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

повышение уровня

образованности в Европе в целом и складывание системы светского образования;

великие

географические открытия (Колумб, Васко да Гама, Магеллан);

научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

Предпосылки возникновения гуманистической философиикризис Церкви и схоластической (церковной) философии;повышение уровня образованности в Европе в целом и складывание

Слайд 19Характерные черты философии эпохи Возрождения:

антропоцентризм и гуманизм — преобладание

интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
секуляризация

общественного сознания, оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими);
перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
пантеизм, и принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
торжество индивидуализма;
широкое распространение идеи социального равенства.

Характерные черты философии эпохи Возрождения:  антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его

Слайд 20Гуманизм
Особенности:
гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV

- середине XV вв. Центр - Италия;
по своему жанру гуманистическая

философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме;
наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла;
стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей.

Гуманизм Особенности:гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Центр -

Слайд 21Натурфилософия
Основные черты натурфилософии:

обоснование материалистического взгляда на мир;
стремление отделить философию от

теологии;
формирование научного мировоззрения, свободного от теологии;
выдвижение новой картины мира

(в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Натурфилософия Основные черты натурфилософии:обоснование материалистического взгляда на мир;стремление отделить философию от теологии;формирование научного мировоззрения, свободного от теологии;

Слайд 22Утопическая философия
Особенности:

основное внимание сосредоточено на разработке проектов
идеального государства, где были

бы уничтожены
социальные противоречия и восторжествовала социальная
справедливость;
эти проекты были сильно оторваны

от реальности и
практически неосуществимы;
идеи социалистов-утопистов отражали стремление
изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем.
наибольший вклад в развитие теории утопического
социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Утопическая философия Особенности:основное внимание сосредоточено на разработке проектовидеального государства, где были бы уничтоженысоциальные противоречия и восторжествовала социальнаясправедливость;эти

Слайд 23Политическая философия





Никколо Макиавелли (1469 - 1527)
Политическая философия
исследовала проблемы
управления реально
существующим государством,
методы

влияния на людей,
приемы политической борьбы.
Ярким представителем
политической философии
являлся Никколо Макиавелли -
итальянский

политический
деятель, философ и писатель.

Политическая философияНикколо Макиавелли (1469 - 1527)Политическая философияисследовала проблемыуправления реальносуществующим государством,методы влияния на людей,приемы политической борьбы.Ярким представителемполитической философииявлялся

Слайд 24 Основные положения философии Макиавелли :
человек обладает изначально злой природой;
движущими мотивами

поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;
совместное существование

людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;
для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;
правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;
правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);
в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
Философия Макиавелли стала руководством к действию для многих
политиков как средневековой, так и последующих эпох. Получила
название «макиавеллизм».


Основные положения  философии Макиавелли : человек обладает изначально злой природой;движущими мотивами поступков человека являются эгоизм

Слайд 25Философия Реформации

Главная цель - реформа католицизма, демократизацию Церкви,
установление более

справедливых отношений между Богом,
Церковью и верующими.
Предпосылки возникновения :
зарождение и укрепление

класса торгово-промышленной буржуазии;
незаинтересованность руководителей государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;
кризис, моральное разложение католической Церкви и практика выдачи индульгенций;
распространение в Европе идей гуманизма;
рост самосознания личности, индивидуализм.

Философия Реформации  Главная цель - реформа католицизма, демократизацию Церкви,установление более справедливых отношений между Богом,Церковью и верующими.Предпосылки

Слайд 26Философия Реформации



Томас Мюнцер (1489-1525)



Мартин Лютер (1483-1546)







Жан Кальвин (1509-1564)

Философия РеформацииТомас Мюнцер (1489-1525)Мартин Лютер (1483-1546)Жан Кальвин (1509-1564)

Слайд 27Мартин Лютер
Основные идеи :
общение между Богом и верующими

должно происходить напрямую;
между Богом и верующими не должно быть такого

посредника, как католическая Церковь;
церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;
необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;
должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;
дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан

Мартин Лютер Основные идеи : общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;между Богом и верующими не

Слайд 28


Жан Кальвин

ключевой идеей протестантизма является идея предопределения (смысл данной

идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть

спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни);
все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;
выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;
профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;
добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;
успех в работе — признак богоизбранности;
вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.





Жан Кальвин ключевой идеей протестантизма является идея предопределения (смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено

Слайд 29 Выводы:

человек - творец самого себя и господин над окружающей

природой;
активная деятельность человека как его способ существования в мире (особенно

творческая деятельность);
формирование культа телесной и духовной красоты человека.
Выводы:человек - творец самого себя и господин над окружающей природой;активная деятельность человека как его способ существования

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика