Слайд 1ОТРАСЛЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
3 КУРС
Слайд 2РЕСУРСЫ
Это запасы чего-либо, предназначенные для использования в нужное время
Слайд 3ТРАДИЦИОННЫЕ ВЫИДА ОБЩЕСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ
Слайд 4ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Это документы и массивы документов, а также документы и
массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, информационных центрах и
т. д.)
Слайд 5СОСТАВ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Созданные прежде и создаваемые в настоящее время первичные
документы на любых носителях (книги, периодические издания, нотные издания, изоиздания,
карты и т. д.)
Созданная прежде и создаваемая библиографическая продукция (библиографические списки, указатели, БД, справочно-библиографический аппарат библиотек, информационных центров и архивов)
Фактографические и полнотекстовые БД
Фонды опубликованных и неопубликованных документов, собираемые библиотеками, архивами, информационными центрами
Услуги, предлагаемые на информационном рынке
Слайд 6Классификация информационных ресурсов
по тематике
Сектор деловой информации (биржевая, финансовая, экономическая, коммерческая,
новости экономики и бизнеса);
Сектор информации для специалистов (профессиональная и научно-техническая
информация);
Сектор массовой и политической информации (новости, литература, потребительская и развлекательная информация)
Сектор социально-политической информации (информация политических партий, общественных организаций, информация об общественном мнении и социальной структуре общества)
Слайд 7Классификация информационных ресурсов (в зависимости от масштаба формирования и использования
использования
1.Совокупные мировые информационные ресурсы.
2. Национальные информационные ресурсы.
3. Региональные информационные
ресурсы.
4. Локальные информационные ресурсы или ресурсы отдельных учреждений.
Слайд 8Классификация информационных ресурсов (с т. з. доступности)
Открытого доступа
Ограниченного доступа (конфиденциальная
информация, государственная тайна)
Слайд 9Классификация информационных ресурсов (с т. з. собственника)
Государственные ИР
Негосударственные ИР
ИР смешанной
формы собственности
Слайд 10СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Нерасходуемость, неисчерпаемость, обеспечивающая возможность многоразового и многоцелевого их
использования. Неотчуждение при обмене или продаже.
2. Постоянный рост объема потока
информации.
3. Изменчивость состава как реакция на изменения информационных потребностей общества и обусловленный этим динамизм продукции и услуг, предлагаемых на информационном рынке.
Слайд 11СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
4. Сложность вычленения активной и пассивной части ресурсов
из-за различных темпов старения информации.
5. Неразрывное единство элементов, составляющих
совокупные формационные ресурсы общества. Невозможность или нецелесообразность поэтому использования только какой-либо их части (только какого-либо региона, одной страны и т. д.).
Слайд 12Наличие этих свойств определяет необходимость для информационного работника:
ориентации при обслуживании
пользователей на совокупные ресурсы, а не только на собственный фонд
и СПА;
обеспечения глубокого ретроспективного поиска при одновременно оперативном оповещении пользователей о новой информации;
разработки методики многоаспектного поиска во все увеличивающемся объеме информации;
постоянного слежения за изменением состава совокупных информационных ресурсов.
Слайд 13Тенденции развития информационных ресурсов
1. Тенденция роста электронных изданий.
2. Тенденция
интерактивности электронных изданий.
3. Тенденция мультимедийности электронных изданий,
4. Тенденция
мобильности электронных изданий.
5. Тенденция сращивания первичных электронных изданий со вторичными.
Слайд 14Информационные ресурсы реализуются с помощью информационных продуктов и услуг
Информационный продукт
это документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей
и представленная в форме товара.
Информационная услуга услуга, ориентированная на удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов.
Слайд 15Поставщики информационных продуктов и услуг на информационном рынке
центры, в которых
создаются и хранятся базы данных;
службы связи и телекоммуникации;
бытовые
службы;
специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства);
неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной продукции — информацию о них;
консалтинговые (консультационные) фирмы;
биржи;
частные лица (например, программисты) и пр.
Слайд 16Нормативная база создания и использования информационных ресурсов
Формируется на базе недавно
сложившейся отрасли права – информационного законодательства.
Слайд 17Информационное законодательство
представляет собой совокупность законов, иных нормативно-правовых актов, с помощью
которых государство устанавливает, изменяет или прекращает действия соответствующих информационно-правовых норм.
Слайд 18Нормативная база создания и использования информационных ресурсов
Особенность информационно-правовых норм состоит
в том, что они регулируют общественные отношения применительно к особенностям
информационной сферы.
Слайд 19Предмет правового регулирования в информационной среде
-создание и распространение информации;
-формирование информационных
ресурсов;
-реализация права на поиск, получение, передачу и потребление информации;
-создание и
применение информационных систем и технологий;
-создание и применение средств информационной безопасности.
Слайд 20Структура информационного законодательства
1. Информационно-правовые нормы международных актов.
2. Информационно-правовые нормы Конституции
РФ.
3. Правовые акты библиотечно-информационной отрасли.
4. Информационно-правовые нормы в составе
других отраслей законодательства.
Слайд 21Уровни информационного законодательства
Конституционные нормы.
Ст. 29 4. Гарантирует право свободно искать,
получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Ст.
44 (ч. 2) Закрепляет право каждого на «участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».
Ст. 29 (с. 5) Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Ст. 23.1. Гарантирует право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Ст. 23.2. Гарантирует право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений...».
Слайд 22Уровни информационного законодательства
2. Федеральные законы, регулирующие отношения в информационной сфере.
3.
Подзаконные акты (постановления, указы и т.д.)
4. Локальные нормативные акты, регулирующие
информационные взаимоотношения внутри организации.
Слайд 23Базовые законы для информационно-библиотечной сферы
ФЗ «Об информации, информационных технологиях и
защите информации» (2006 г.)
2. ФЗ «Закон о библиотечном деле» (1994
г.)
Слайд 24Нормативные акты, регулирующие формирование и развитие ИР
Формирование и хранение документных
фондов:
ФЗ «О библиотечном деле»
ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»
«Основы законодательства РФ
об Архивном фонде Российской Федерации и архивах»
ФЗ «О науке и научно-технической политике.
Слайд 25Нормативные акты, регулирующие формирование и развитие ИР
II. Использование ИР:
ФЗ «Об
информации, информационных технологиях и защите информации»
ФЗ «Об участии в международном
информационном обмене»
«Основы законодательства РФ об Архивном фонде Российской Федерации и архивах»
ФЗ «О науке и научно-технической политике.
Слайд 26Нормативные акты, регулирующие формирование и развитие ИР
III. Защита ИР:
ФЗ «Об
информации, информационных технологиях и защите информации»
Доктрина информационной безопасности РФ