Слайд 1ОЦЕНКА БИЗНЕСА
Лекция 2. Имущественный подход оценки (бизнеса) стоимости предприятия. Оценка
рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Слайд 2Имущественный подход
Данная группа методов оценки рыночной стоимости предприятия строятся на
концепции, что предприятие как специальным образом сформированный имущественный комплекс должно
приносить определенный доход.
В состав этой группы методов входят Метод фирмы-аналога и Метод накопления активов или Метод чистых активов
Слайд 3Имущественный подход
Оценка бизнеса на основе использования метода компании-аналога проводится в
следующей последовательности:
подбор аналогичных предприятий – открытых акционерных обществ, котирующих свои
акции на фондовом рынке;
приведение в сопоставимый вид результатов финансовой деятельности компании-аналога и оцениваемого предприятия;
Слайд 4Имущественный подход
расчет на основе данных о последних продажах пакетов акций
и данных последнего отчета о доходах компании-аналога специальных оценочных мультипликаторов;
оценка
стоимости 100% пакета акций оцениваемого предприятия путем перемножения соответствующих мультипликаторов и показателей отчета о доходах оцениваемого предприятия
Слайд 5Имущественный подход
Процесс составления всеобъемлющего списка сопоставимых открытых компаний отнюдь не
прост. Составление перечня сопоставимых компаний следует начинать со списка компаний,
работающих в той же отрасли, что и оцениваемая компания.
Поиск сопоставимых открытых компаний должен быть настолько широким, насколько позволяют рамки данного конкретного случая оценки.
Цель проведения всеобъемлющего поиска сопоставимых компаний состоит в том, чтобы оценщик принял во внимание все компании, которые можно обоснованно считать сопоставимыми и выбрал бы для анализа самые подходящие.
Слайд 6Имущественный подход
Оценщик должен разработать набор объективных критериев отбора с тем,
чтобы окончательный список не приводил к искажению результата оценки в
ту или иную сторону.
Чем больше перечень потенциальных объектов сравнения – компаний «кандидатов», тем более жесткими должны быть критерии отбора, чтобы в результате получился разумный по размерам список.
В идеале все сопоставимые предприятия должны действовать только в той отрасли, что и оцениваемая компания.
Слайд 7Имущественный подход
Следующий этап предусматривает сбор информации по каждой из компаний
«кандидатов» путем либо вступления с ней в прямой контакт и
получения ее финансовой документации, либо знакомства с ее публикуемыми отчетами
Слайд 8Имущественный подход
После сбора и изучения всей информации оценщик должен решить,
какие именно предприятия избрать для сравнения в данном конкретном случае.
Такие решения не должны приниматься необдуманно, они должны основываться на объективных критериях.
Оценщик должен избегать предвзятости при выборе сопоставимых компаний - предвзятости, которая может необоснованно завысить или занизить оценку предприятия.
Слайд 9Имущественный подход
Анализируя, пригодность той или иной открытой компании для сравнения
или выбирая из списка наиболее подходящие для сопоставления объекты, которым
при оценке следует придать наибольший вес, оценщик должен рассмотреть ряд следующих важных факторов: структура капитала, структура управления, опыт персонала; характер конкуренции; зрелость бизнеса; кредитный статус.
Слайд 10Имущественный подход
Кроме того, должны быть проанализированы на сопоставимость: продукция, рынки,
прибыль, способность выплачивать дивиденды, размер баланса, положение предприятия в отрасли
Окончательная
оценка указанных выше факторов проводится на основе анализа финансовых отчетов как оцениваемой, так и сопоставимых компаний с тем, чтобы выявить сходства и различия, которые следует учесть при оценке.
Слайд 11Имущественный подход
В частности, при сравнении показателей анализируются финансовые коэффициенты, характеризующие
ликвидность, соотношение между собственными и заемными средствами, текущую деятельность и
рентабельность, а также ретроспективные тенденции изменений валового дохода, расходов и рентабельности.
Слайд 12Имущественный подход
После отбора сопоставимой компании-аналога проводится приведение в сопоставимый вид
финансовой отчетности.
На этом этапе исследуется учетная политика оцениваемого предприятия
и предприятия аналога в части таких принципов как:
(1) формирования финансовых результатов деятельности («по факту отгрузки» или «поступления денежных средств на расчетный счет»),
(2) методам списания материальных затрат («ФИФО», «ЛИФО», «по средней стоимости приобретения»),
Слайд 13Имущественный подход
(3) методам начисления амортизации («прямолинейного», «суммы лет», «ускоренного списания
остатков»),
(4) зачисления и списания малоценных и быстро изнашивающихся предметов
и т.д.).
На основе данного анализа вносятся необходимые корректировки показателей Отчета о доходах либо компании аналога, либо оцениваемого предприятия, чем достигается сопоставимость показателей финансовой эффективности их деятельности.
Слайд 14Имущественный подход
После приведения в сопоставимый вид финансовой отчетности, проводится расчет
оценочных мультипликаторов, рассчитываемых путем деления рыночной стоимости собственного капитала (цены)
компании-аналога, рассчитанного по биржевым данным курсовой стоимости продаж пакетов акций компании-аналога на соответствующие последние отчетные показатели финансовой деятельности компании-аналога
Слайд 15Пример расчета оценочных мультипликаторов
Слайд 16Пример расчета оценочных мультипликаторов
Слайд 17Имущественный подход
Следующим шагом является отбор соответствующего мультипликатора и определение рыночной
стоимости оцениваемого предприятия путем умножения соответствующего отчетного показателя финансовой деятельности
Отчета о доходах оцениваемого предприятия на соответствующий мультипликатор, например:
СПм = EBIT * MEBIT
Слайд 18Имущественный подход
При выборе мультипликатора учитывается характер деятельности компании, так для
консультационных фирм, различных частных практик (врачебной, юридической и т.п.), книгоиздательских
предприятий для оценки стоимости используется мультипликатор объема продаж (P/S) и данный метод называется методом отраслевой специфики.
Кроме того при выборе мультипликатора учитываются сопоставимость финансовой структуры, наличие или отсутствие данных по налогообложению, списанию амортизации и т.д.
Слайд 19Имущественный подход
Если для оцениваемого предприятия используются мультипликаторы
Цена/Прибыль, рассчитанные по сопоставимым компаниям, то данные о курсовой стоимости
продаж акций компаний аналогов должны браться на дату оценки или быть в максимально возможной степени приближены к ней.
Слайд 20Имущественный подход
Важным фактором при использовании метода компании-аналога являются данные о
размере пакета, рыночная цена которого, явилась основой для определения стоимости
100% пакета акций компании-аналога, и базой для расчета оценочных мультипликаторов:
если рыночная цена компании-аналога определялась на основе данных по продажам контрольных пакетов, то в этом случае считается, что рыночная стоимость оцениваемого предприятия получена методом сделок на основе 100% контроля;
если рыночная цена компании- аналога определялась на основе данных по продажам неконтрольных (миноритарных) пакетов, то в этом случае считается, что рыночная стоимость оцениваемого предприятия получена методом рынка капитала на миноритарной (уменьшенной) основе
Слайд 21Имущественный подход
Этот момент является крайне важным при определении стоимости конкретных
контрольных или неконтрольных пакетов акций оцениваемого предприятия, как показывает практика,
стоимость акций, продаваемых в составе контрольных пакетов выше стоимости акций миноритарного пакета.
Необходимо также отметить, что к стоимости предприятия, полученного тем или иным методом компании-аналога, добавляется, как и при применении методов капитализации или дисконтированного денежного потока, стоимость нефункциональных активов.
РСП = СПм + НФА
Слайд 24Имущественный подход
Определение стоимости предприятия на основе использования метода накопления активов
включает следующие основные этапы:
переоценка данных баланса предприятия с целью определения
рыночной стоимости материальных активов и обязательств предприятия и стоимости чистых активов предприятия;
определение на основе использования метода избыточных прибылей стоимости нематериальных активов предприятия;
расчет рыночной стоимости собственного капитала предприятия как суммы чистых и нематериальных активов предприятия.
Слайд 25Имущественный подход
Определение рыночной стоимости материальных активов проводится на основе переоценки
финансовых и материальных ценностей, находящихся на балансе предприятия.
Расчет начинается
с переоценки оборотных средств предприятия, в ходе которого осуществляется:
корректировка дебиторской задолженности, из состава которой исключаются безнадежные и сомнительные долги, по которым ведется судебный процесс с непредсказуемым исходом;
дисконтирование вексельных обязательств клиентов предприятия с учетом сроков и рисков оплаты векселей;
Слайд 26Имущественный подход
рыночная переоценка инвестиционных вложений предприятий по курсовой стоимости ценных
бумаг и проведения процедур оценки бизнеса для долей участия в
других предприятиях;
переоценка запасов готовой продукции с исключением из их состава неликвидной устаревшей продукции;
переоценка по рыночным ценам материально-технических запасов (в особенности, если предприятие производит списание затрат по «ЛИФО») с исключением залежалых и неликвидных запасов;
переоценка и исключение неликвидных нематериальных активов и расходов будущих периодов.
Слайд 27Имущественный подход
Далее проводится последовательная рыночная переоценка внеоборотных активов предприятия с
привлечением профессиональных оценщиков для оценки недвижимости - земли, зданий и
сооружений, оценки машин и оборудования.
Корректировка обязательств проводится с учетом признания их предприятием, в случае наличия обоснованных причин для отказа их исполнения, они могут быть исключены из состава обязательств предприятия на момент оценки.
Слайд 28Имущественный подход
Рыночная стоимость чистых активов определяется как разница между рыночной
стоимостью активов предприятия и скорректированными обязательствами.
Метод избыточных прибылей (метод накопления
активов) помогает оценить стоимость так называемого «Гудвила» и соответствующих нематериальных активов.
Он основан на той посылке, что «избыточные прибыли» компании, которые обеспечивают ставки дохода на активы (или на собственный капитал), превосходящие среднеотраслевые, приносятся ей нематериальными активами.
К таким нематериальным активам относятся: искусство менеджмента, торговая марка предприятия, подобранный и обученный персонал, программное обеспечение, сформированная надежная клиентура, прогрессивная система маркетинга, наличие управленческих и информационных ноу-хау и т.д.
Слайд 29Имущественный подход
Определение стоимости нематериальных активов методом избыточных прибылей включает следующие
этапы:
1 Переоценка материальных активов, расчет рыночной (балансовой) стоимости чистых активов;
2
Расчет фактической чистой прибыли предприятия;
3 Определение средних по отрасли показателей рентабельности собственного капитала (ROE);
Слайд 30Имущественный подход
4 Расчет нормализованной прибыли предприятия на
основе средних по отрасли показателей рентабельности собственного капитала (ROE); -
данные этап 3 умножить на данные этапа 1;
5 Расчет величины избыточной прибыли - данные этапа 2 минус данные этапа 4;
6 Оценка стоимости нематериальных активов предприятия, обеспечивающих уровень избыточной прибыли в случае положительной величины этапа 5, определяется путем деления избыточной прибыли на соответствующий коэффициент капитализации;
7 Стоимость 100% пакета акций предприятия по методу накопления активов определяется путем сложения нематериальных активов и рыночной стоимости чистых активов предприятия
Слайд 31Имущественный подход
В результате проведенных расчетов, оценки бизнеса методом накопления активов
мы получаем рыночную стоимость собственного капитала предприятия на условиях 100%
контроля.
Слайд 32Имущественный подход
Расчет стоимости нематериальных активов методом избыточных прибылей тесно увязывается
с понятием «Гудвил», который возникает, когда предприятие получает стабильные, высокие
прибыли, ее доход на активы – выше среднего, в результате чего стоимость бизнеса превосходит стоимость его чистых активов.
Таким образом, «Гудвил» – это величина, на которую стоимость бизнеса превосходит стоимость его материальных активов.
Слайд 33Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Оценка рыночной стоимости контрольных
и неконтрольных пакетов акций предприятия
Слайд 34Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Оценка рыночной стоимости контрольных
и неконтрольных пакетов акций предприятия является как правило основной целью
оценки.
Неконтрольные (миноритарные) пакеты акций предприятий обычно стоят меньше пропорциональной доли активов, к которым они относятся, что обуславливается прежде всего, положением акционера не владеющего контрольным пакетом акций.
Слайд 35Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Держатель неконтрольного пакета в
лучшем случае может избирать только меньшинство директоров, а в акционерных
обществах, где все вопросы решаются простым большинством голосов, он может быть не в состоянии избирать даже одного директора.
Не имея контроля над советом директоров, он не может добиться выплаты равных дивидендов, которые бы обеспечили ему пропорциональную долю в прибыли.
Слайд 36Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Не имея контроля над
советом директоров, он не может добиться своего избрания на исполнительную
должность или вообще найма на работу в корпорации, что легко могут сделать обладатели контрольного пакета, причем зачастую на очень выгодных условиях. Поэтому стоимость конкретного пакета акций закрытой корпорации учитывает те конкретные прерогативы контроля, которыми обладает владелец данного пакета.
Слайд 37Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Список наиболее общих прерогатив
контроля включает возможность:
Избирать директоров и назначать менеджмент;
Определять вознаграждение и привилегии
менеджмента;
Утверждать политику и вносить изменения в направление работы предприятия;
Приобретать или ликвидировать активы;
Слайд 38Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Отбирать людей с которыми
должен вестись бизнес и будут заключаться
контракты;
Принимать решения о поглощении других предприятий;
Ликвидировать, расформировывать, распродавать или ликвидировать компанию;
Продавать или приобретать собственные акции предприятия
Слайд 39Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Регистрировать акции предприятия для
публичного выпуска;
Объявлять и выплачивать дивиденды;
Вносить изменения в уставные документы
или правила внутреннего распорядка
Слайд 40Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Каждый конкретный объект оценки
должен рассматриваться отдельно, с учетом имеющейся степени контроля или же
его полного отсутствия.
Когда отсутствует любой из элементов контроля, оценочная стоимость контрольного пакета должна быть соответствующим образом уменьшена, максимальная скидка за отсутствие контроля, как правило, составляет в этом случае 20- 25%.
Слайд 41Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Если же в миноритарном
пакете присутствует какой-либо значительный элемент контроля, то он также должен
быть учтен при его оценке и определении размеров скидки.
Например, если один партнер владеет 49% акций предприятия, а другой - 51%, и по уставу все вопросы при голосовании решается простым большинством, то тот, кто владеет 49% обладает незначительным или вообще не обладает каким-либо контролем
Слайд 42Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Однако если двое акционеров
владеют по 49% акций, а третий - 2% акций, то
первые два будут на равных, и соотношение между ними может изменить третий.
Акционер, владеющий 2% акций, в случае их продажи может потребовать премию сверх обычной стоимости неконтрольного пакета.
Слайд 43
Взаимосвязь размера пакета и предоставляемых прав контроля
Слайд 44Взаимосвязь размера пакета и предоставляемых прав контроля
Слайд 45Взаимосвязь размера пакета и предоставляемых прав контроля
Слайд 46Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Гринмейл – особый вид
бизнеса. Первые упоминания о враждебных корпоративных действиях с целью получения
отступных относятся к Х1Х столетию в Великобритании.
Отцом-основателем современного гринмейла принято считать американского бизнесмена Кеннета Дарта. Сам термин гринмейл получил широкое распространение в 80-х года ХХ века.
Слайд 47Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Гринмейл» (green mail )
или корпоративный шантаж представляет собой комплекс различных корпоративных действий, предпринимаемых
миноритарным акционером в целях вынудить общество или основных акционеров приобрести акции, принадлежащие этому миноритарию, по весьма высокой цене.
Слайд 48Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Ряд авторов определяют гринмейл
как разновидность высокоинтеллектуального вымогательства.
Проблема гринмейла хорошо изучена в западных
странах, которые разработали эффективный механизм защиты от подобного рода сделок – установление крайне высоких налоговых ставок на подобные сомнительные доходы
Слайд 49Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Следующим важным моментом, влияющим
на стоимость контрольных и неконтрольных пакетов акций закрытых акционерных обществ
является их пригодность к продаже.
Пригодность к быстрой реализации, то есть высокая ликвидность, повышает стоимость ценной бумаги и, напротив, отсутствие ликвидности снижает ее стоимость по сравнению с сопоставимой ликвидной бумагой.
Другими словами, рынок выплачивает премию за ликвидность, и снижает цену при ее отсутствии.
Слайд 50Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Ликвидность – способность ценной
бумаги быть быстро проданной и превращенной в денежные средства без
существенных потерь для держателей. Исходя из этого, скидка за недостаточную ликвидность определяется как величина или доля (%), на которую уменьшается стоимость оцениваемого пакета для отражения недостаточной ликвидности.
Слайд 51Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Поскольку пакеты закрытых компаний
не обращаются на высоколиквидном рынке открытых компаний, то доля в
закрытом предприятии стоит обычно меньше, чем сопоставимые с ними по другим параметрам акции открытых компаний.
Непригодность к продаже снижает стоимость акций закрытых компаний по сравнению с акциями публичных компаний в среднем на от 10- 15% (плата за выход на рынок) для контрольных пакетов) и до 35-50% (скидка за неликвидность) для миноритарных пакетов.
Слайд 52Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Существуют две группы факторов,
увеличивающие и уменьшающие размер скидки.
Первая группа факторов, увеличивающая размер
скидки, включает:
Низкие дивиденды или невозможность их выплатить;
Неблагоприятные перспективы продажи акций компании или ее самой;
Ограничения на операции с акциями;
Экономический спад в отрасли, к которой относится данное предприятие
Слайд 53Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Ко второй группе факторов,
снижающих размер скидки, относятся:
Высокие дивиденды;
Возможность свободной продажи акций или самой
компании;
Экономический рост в отрасли, к которой относится данное предприятие.
Слайд 54Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Поскольку ожидания владельцев, риск,
структура и размер будущих выгод уникальны для каждой отдельной компании,
нельзя с помощью какой-то унифицированной формулы определить стоимость всех компаний в любой возникающей ситуации.
.
Слайд 55Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Взаимосвязь между скидкой, обусловленной
трудностью к продаже и скидкой, связанной с неконтрольным характером участия,
обусловлена тем, что даже после снижения цены миноритарного пакета, связанного с отсутствием контроля, продать его по-прежнему гораздо труднее, чем контрольный пакет закрытой предприятия.
В результате определяются цены, по которым могли бы быть проданы акции закрытых компаний, в случае обращения их на открытом рынке.
Слайд 56Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Следует также отметить, что
размер скидки или премии при определении стоимости доли участия в
акционерном капитале (контрольной или миноритарной) обусловлен применяемыми методами оценки бизнеса.
Слайд 57Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
При определении стоимости владения
контрольной долей участия в капитале обычно используются методы имущественного подхода,
метод сделок.
Для оценки стоимости миноритарной доли применяется метод рынка капитала.
Методы дисконтированных денежных потоков и капитализации доходов могут использоваться при оценке, как контрольного пакета, так и миноритарного.
Слайд 58Оценка рыночной стоимости контрольных и неконтрольных пакетов
Необходимо отметить:
для получения
стоимости миноритарного пакета из стоимости контрольного пакета, рассчитанной методами имущественного
подходов, методом сделок, необходимо вычесть скидку за неконтрольный характер и скидку на недостаточную ликвидность.
Если стоимость рассчитывается по методу рынка капитала, то может быть применена только скидка за недостаточную ликвидность.
Слайд 59Общая схема расчета стоимости контрольных и неконтрольных пакетов акций предприятия
Слайд 60Общая схема расчета стоимости контрольных и неконтрольных пакетов акций предприятия
Слайд 61Премии за контроль
Российский опыт
Следует отметить. Что сам размер премий и
скидок прежде всего определяется не только из сложившейся практики но
на основе накопленных знаний и опыта оценщика, на что обращают внимание многие теоретики в области оценки Ш. Пратт, Д.Фишман,К. Грифитт и др. – « определение скидки или надбавки во многом зависит от произвольных суждений. Основанных на здравом смысле»
Слайд 62Согласование результатов оценки стоимости
Целью согласования результатов является определение наиболее вероятной
стоимости оцениваемого объекта на дату оценки через взвешивание преимуществ и
недостатков проведенных расчетов. Эти преимущества и недостатки оцениваются по следующим критериям:
Слайд 63Согласование результатов оценки стоимости
достоверность, адекватность и достаточность информации, на основе
которой проводится анализ;
способность отразить действительные намерения типичного покупателя и/или продавца,
прочие реалии спроса и предложения;
действенность подхода в отношении учета конъюнктуры и динамики рынка финансов и инвестиций (включая риски);
способность подхода учитывать структуру и иерархию ценообразующих факторов, специфичных для объекта, таких как потенциальная доходность и т.д.
Слайд 64Согласование результатов оценки стоимости
Для окончательного согласования результатов оценки необходимо придать
весовые коэффициенты результатам оценки, полученным каждым из подходов.
Весовые коэффициенты
показывают, какая доля стоимости, полученной в результате использования каждого из применяемых подходов к оценке, присутствует в итоговой величине рыночной стоимости оцениваемого объекта. Сумма весовых коэффициентов должна составлять 1 (100%).
Слайд 65Согласование результатов оценки стоимости 88,68 %-го пакета акций ОАО «Мозырьсоль»
Слайд 66Результаты согласования рыночной стоимости» 88,68 %-го пакета акций
ОАО «Мозырьсоль»,