Слайд 1
Патриотическое воспитание
на уроках истории
Учитель истории и обществознания МАОУ
«Гимназия № 7
имени святителя Питирима, епископа Тамбовского»
Е.В. Степанова
Слайд 2
«Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство
– силой его патриотизма».
Н.Г.Чернышевский
Слайд 3ПАТРИОТИЗМ - (от греч. Patriote -
соотечественник, patris — родина),
любовь
к родине; привязанность к месту
своего рождения, месту жительства.
Для русской общественной
и философской
мысли характерны размышления о понятиях
"патриотизм" и "патриот". Так
Н.А. Добролюбов утверждает, что патриотизм "есть
ни что иное, как желание трудиться на пользу
своей страны" , а В. С. Соловьев считает,
что "нравственная обязанность настоящего
патриота - служить народу в человечестве и
человечеству в народе" .
Слайд 4В настоящее время проблема патриотического
воспитания является актуальной. Стала всё
более
заметней постепенная утрата нашим
обществом традиционно российского
патриотического сознания, что
привело к
деформации в воспитании подрастающего
поколения. На данный момент принята
Государственная программа “Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на
2006-2010 годы”.
Слайд 5Задачи патриотического воспитания:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к
своей
семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к
природе и всему
живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг,
гимн);
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения
страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим
народам, их традициям.
Слайд 6В концепции подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории включены
следующие пути:
1. интеграция предметов гуманитарного цикла;
2.углубленное изучение исторического материала
на основе
современных исторических
исследований и их философского анализа;
3.актуализация исторических событий с явлениями
и проблемами современного мира;
4.теоретическая обоснованность активизации
деятельности учащихся в процессе исторического
познания, в развитии исторического мышления,
сознания, исторической памяти.
Слайд 7Патриотическое воспитание на уроках истории (способы и приемы):
- видеофильмы
- презентации
- исторические документы и источники
- художественная публицистическая литература
Слайд 8С чего начинается Родина?
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с
отношения к семье, к самым близким людям — к
матери,
отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим
окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что
видит перед собой ребенок, чему он изумляется и
что вызывает отклик в его душе... И хотя многие
впечатления еще не осознаны им глубоко, но,
пропущенные через детское восприятие, они играют
огромную роль в становлении личности патриота.
Слайд 9Моя малая Родина
Немалое значение для воспитания у детей интереса
и любви
к родному краю имеет ближайшее
окружение.
Слайд 10Путешествие в историю
В патриотическом воспитании огромное
значение имеет пример взрослых,
в особенности же
близких людей. На конкретных фактах из жизни
старших членов семьи (дедушек и бабушек,
участников Великой Отечественной войны, их
фронтовых и трудовых подвигов) необходимо
привить детям такие важные понятия, как "долг перед
Родиной", "любовь к Отечеству", «ненависть к
врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести
ребенка к пониманию, что мы победили потому, что
любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев,
отдавших жизнь за счастье людей. Их имена
увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в
их честь воздвигнуты памятники
Слайд 11Страна, где мы живём
Продолжением данной работы является знакомство
учащихся с
другими городами России, со столицей
нашей Родины, с гимном, флагом
и гербом
государства.
Слайд 12Я – РОССИЯНИН, Я ГОРЖУСЬ СВОЕЙ СТРАНОЙ
Быть гражданином, патриотом —
это непременно быть
интернационалистом.
Поэтому воспитание любви к своему Отечеству,
гордости за
свою страну должно сочетаться с формированием
доброжелательного отношения к культуре других народов, к
каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и
вероисповедания. Безусловно, гуманное отношении к людям
разных национальностей создается у ребенка в первую
очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых,
которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в
наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения
возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому
особенно важно в школе поддержать и направить
интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать,
где территориально живет данный народ, о своеобразии
природы и климатических условий, от которых зависит его
быт, характер труда и т.д.
Слайд 13Исторически сложилось так, что любовь к Родине,
патриотизм во все
времена в Российском государстве
были чертой национального характера. Но в
силу
последних перемен все более заметной стала утрата
нашим обществом традиционного российского
патриотического сознания. В связи с этим очевидна
неотложность решения острейших проблем воспитания
патриотизма в работе с детьми школьного возраста. Один
из наиболее эффективных методов патриотического
воспитания — проектная деятельность.
Слайд 14Урок истории может и должен воспитывать в детях
любовь и
уважение к своей Родине, ее культуре и
истории, если он
актуален и интересен по
содержанию, разнообразен по форме, учитывает
индивидуальные потребности учащихся. Но вместе
с уроком не кончаются воспитательная и
образовательная функции учителя истории.