Слайд 1ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2020 г.
кандидат психологических наук, доцент,
Маркова Оксана Викторовна
Педагогическая психология
Слайд 2Основная литература
Мандель, Б.Р. Педагогическая психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель.
- М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с. —
Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=457174
Сударчикова, Л.Г. Педагогическая психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.Г. Сударчикова. — М. : ФЛИНТА, 2015. — 320 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/63043
Петренко, С.С. Педагогическая психология [Электронный ресурс] : учеб.-метод. Пособие / С.С. Петренко. — М.: ФЛИНТА, 2014. — 118 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/51976
Фоминова, А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 333 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.html
Слайд 3Дополнительная литература
Логинова Л.И. Психологическое консультирование в образовательных учреждениях [Электронный ресурс]:
учебное пособие/ Логинова Л.И.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Институт специальной
педагогики и психологии, 2011.— 116 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29992.html
Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя; Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.С -183 с.
Маркова А.К. Очерки психологии труда учителя; М.: Просвещение, 1993.С-192
Слайд 4Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Официальный сайт Министерства Образования и Науки:
www.edu.ru
Виртуальная психологическая библиотека: http://psyvoren.narod.ru/bibliot.htm
Мир психологии: http://www.psychology.net.ru
Психологические публикации по
различным разделам психологической науки: http: // www.psypublica.ru
Флогистон: Психология из первых рук: http://flogiston.ru./
Практическая психология: http://psynet.narod.ru/main.htm
Российская психология. Информационно-аналитический портал. http://www.rospsy.ru
Электронная версия журнала «Школьный психолог» http://psy.1september.ru
Слайд 5ПЛАН ЛЕКЦИИ
Определение и сущность педагогической деятельности.
Структура педагогической деятельности.
2.1 Конструктивный компонент
педагогической деятельности
2.2 Организаторский компонент педагогической деятельности
2.3 Коммуникативный компонент педагогической
деятельности
3.Педагогическое общение учителя
4. Профессионально-значимые качества учителя
Слайд 6#1
Определение
и
сущность педагогической деятельности
Слайд 7
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является:
обучение,
воспитание, образование,
развитие обучающихся.
Слайд 8
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Цель педагогической деятельности определяется обществом;
Педагогическая деятельность выступает как
метадеятельность (деятельность, направленная на организацию и управление другой деятельностью);
Носит
совместный характер.
Слайд 9
ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Человек со своими особенностями, желаниями, потребностями, эмоциями и
возможностями.
!!!объект педагогической деятельности может стать ее активнейшим субъектом, а сама
деятельность из субъект-объектной в субъект-субъектную, что делает ее сложной, неповторимой ни в одной ситуации, нестандартной и творческой.
Слайд 10#2
Структура
педагогической
деятельности
Слайд 11
Основные компоненты педагогической деятельности
(по Н.В. Кузьминой)
Конструктивный компонент;
Организаторский компонент;
Коммуникативный компонент
Слайд 12
Конструктивная деятельность
(по Н.В. Кузьминой)
«КОНСТРУКТИВНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ» - отбор и композиция учебного
материала, планирование, построение педагогического процесса;
«КОНСТРУКТИВНО-ОПЕРАТИВНАЯ» - планирование своих действий и
действий учащихся;
«КОНСТРУКТИВНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ» - проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса
Слайд 13
Организаторская деятельность
(по Н.В. Кузьминой )
ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
предполагает выполнение системы действий, направленных
на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и
организацию совместной деятельности
Слайд 14
Коммуникативная деятельность
(по Н.В. Кузьминой )
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
направлена на установление педагогически целесообразных
отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, родителями и другими
людьми.
Слайд 15
Педагогические навыки: постановка задач и организация ситуации
(по А.К. Марковой)
умение увидеть
в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических
задач;
умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика;
умение изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;
умение конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные;
умение с достоинством выходить из трудных педагогических ситуаций;
умение предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач и др.
Слайд 16
Педагогические навыки: педагогическое воздействие
(по А.К. Марковой)
Подгруппа умений «чему учить»:
умение работать
с содержанием учебного материала (осведомленность в новых концепциях и технологиях
обучения, умение выделять ключевые идеи учебного предмета, обновлять учебный предмет за счет использования понятий, терминов, дискуссий в соответствующей области науки);
способность к педагогической интерпретации информации, поступающей из СМИ;
формирование у школьников общеучебных и специальных умений и навыков, осуществление межпредметных связей и др.
Слайд 17
Педагогические навыки: педагогическое воздействие
(по А.К. Марковой)
Подгруппа умений «кого учить»:
умение изучать
у учащихся состояние отдельных психических функций
умение выявить не только наличный
уровень, но и зону ближайшего развития учащихся;
умение исходить из мотивации самих учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса;
умение проектировать и формировать у школьников отсутствующие у них уровни деятельности;
умение работать как со слабыми, так и с одаренными детьми, строя для них индивидуальные программы.
Слайд 18
Педагогические навыки: педагогическое воздействие
(по А.К. Марковой)
Подгруппа умений «как учить»:
умение отбирать
и применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания, учитывать
затрату сил и времени учащихся и учителя;
умение сравнивать и обобщать педагогические ситуации, переносить педагогические приемы в другие ситуации и комбинировать их;
умение находить несколько способов решения одной педагогической задачи, владеть вариативным педагогическим решением.
Слайд 19
Педагогические навыки: педагогический самоанализ
(по А.К. Марковой)
умение использовать психолого-педагогические знания
умение хронометрировать,
фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда;
умение соотносить затруднения учащихся
с недочетами в своей работе;
умение видеть сильные и слабые стороны своего труда, оценить свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей;
умение строить планы развития педагогической деятельности и др.
Слайд 21
Педагогические навыки: педагогический самоанализ
(по А.К. Марковой)
умение использовать психолого-педагогические знания
умение хронометрировать,
фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда;
умение соотносить затруднения учащихся
с недочетами в своей работе;
умение видеть сильные и слабые стороны своего труда, оценить свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей;
умение строить планы развития педагогической деятельности и др.
Слайд 22
Профессиональная позиция учителя
(умения формируют профессиональную позицию)
позиция предметника (овладение приемами
передачи содержания учебного материала);
позиция методиста (отбор методов обучения);
позиция диагноста и
самодиагноста (изучение учеников и самого себя);
позиция субъекта педагогической деятельности (постановка целей и задач, прогнозирование своего дальнейшего профессионального развития)
Слайд 23
Профессиональная позиция учителя
с точки зрения педагогической психологии актуальной для учителя
является:
позиции диагноста,
самодиагноста,
субъекта педагогической деятельности
Слайд 24
Стили педагогического общения
Авторитарный стиль;
Либеральный стиль;
Демократический стиль
Слайд 25
Формы педагогического общения
Общение - устращение;
Общение - дистанция;
Общение – заигрывание;
Общение
на основе увлеченности;
Общение на основе дружеского расположения
Слайд 26#4
Профессионально-значимые качества учителя
Слайд 27
Формы педагогического общения
Общение - устрашение;
Общение - дистанция;
Общение – заигрывание;
Общение
на основе увлеченности;
Общение на основе дружеского расположения
Слайд 28
Базовые педагогические способности
(по Ф.Н. Гоноболину)
способность понимать ученика;
способность доступно налагать
материал;
способность развивать заинтересованность учащихся;
организаторские способности;
педагогический такт;
предвидение результатов своей работы и
др.
Слайд 29
Базовые педагогические способности
(по Ф.Н. Гоноболину)
Дидактические способности - способности передавать
учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им
материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль
Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).
Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
Слайд 30
Базовые педагогические способности
(по Ф.Н. Гоноболину)
Речевые способности - способность ясно
и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а
также мимики и пантомимики.
Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
Коммуникативные способности - умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
Слайд 31
Базовые педагогические способности
(по Ф.Н. Гоноболину)
Педагогическое воображение (или прогностические способности)
- это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий,
в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя.