Разделы презентаций


Педагогический мониторинг в дошкольной организации:

Содержание

Надо ли педагогам ДОО проводить мониторинг или этого категорически делать нельзя?  Интерпретации текста ФГОС ДО управленцами даже высоких рангов прямо противоположные, а рядовому педагогу тем более сложно разобраться в словесных лабиринтах нового документа. Давайте

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Педагогический мониторинг в дошкольной организации:

Подготовила методист
Дошкольного отделения
ГБОУ Гимназии №

402
Морозова Е.А.

Педагогический мониторинг  в дошкольной организации: Подготовила методист Дошкольного отделенияГБОУ Гимназии № 402Морозова Е.А.

Слайд 2Надо ли педагогам ДОО проводить мониторинг или этого категорически делать нельзя? 
Интерпретации

текста ФГОС ДО управленцами даже высоких рангов прямо противоположные, а рядовому

педагогу тем более сложно разобраться в словесных лабиринтах нового документа. Давайте разбираться вместе, куда следует поставить запятую во фразе «педагогический мониторинг в детском саду: запретить нельзя проводить!»
Надо ли педагогам ДОО проводить мониторинг или этого категорически делать нельзя?  Интерпретации текста ФГОС ДО управленцами даже высоких

Слайд 3Первые законодательные документы, в которых упоминается о мониторинге.
Национальный стандарта РФ,

дата вступления в силу с 1 июня 2007 года:
обоснована необходимость

построения системы мониторинга качества работы образовательного учреждения,
описаны элементы этой системы: направления деятельности, подвергающиеся регулярной экспертизе, субъекты, принимающие участие в оценочных процедурах, методы, позволяющие получить наиболее полную информацию об объекте изучения.
определено значение процедур мониторинга для обеспечения качества деятельности образовательного учреждения,
раскрыты требования к разработке и проведению процесса мониторинга,
выделены направления мониторинга. 
Первые законодательные документы, в которых упоминается о мониторинге.Национальный стандарта РФ, дата вступления в силу с 1 июня 2007

Слайд 4Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утвержденной распоряжением Правительства

РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р)
при создании программы были

учтены Положения Национального стандарта
особо отмечена необходимость развития мониторинга состояния системы образования,
важность обеспечения условий для создания и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех его уровнях
обеспечение условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N

Слайд 5Основанием разработки системы мониторинга в детском саду становятся
Федеральные государственные требования

к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В документе говорится о необходимости

создания системы оценки достижения детьми планируемых результатов, и раскрываются требования к этой системе (комплексный подход к оценке результатов освоения Программы, выявление динамики достижений детей, описание объекта, форм, методов, периодичности и содержания мониторинга). 
Основанием разработки системы мониторинга в детском саду становятсяФедеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В

Слайд 6Вышеназванный документ послужил основанием для разработки мониторинга образовательного процесса ДОУ, что

и стали делать педагоги детских садов (поначалу с большим трудом, потому

что такого опыта в практике дошкольного образования в России (и СССР тоже) не было). За три года реализации ФГТ педагогам стало немного понятнее, зачем и как проводить мониторинг.
Но… был принят ФГОС ДО, и проблемы начались снова. Противоречивость текста стандарта о педагогическом мониторинге привела к разному пониманию необходимости проведения мониторинга в ДОУ.
Вышеназванный документ послужил основанием для разработки мониторинга образовательного процесса ДОУ, что и стали делать педагоги детских садов (поначалу с

Слайд 7ФГОС дошкольного образования: с одной стороны
в Общих положениях, п.1.7. заявлено, что «Стандарт

является основой для «объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта» (подпункт

4);
что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики и результаты этой диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);  
2) оптимизации работы с группой детей.
Вышеприведенный текст свидетельствует о возможности проведения мониторинга.
ФГОС дошкольного образования: с одной стороныв Общих положениях, п.1.7. заявлено, что «Стандарт является основой для «объективной оценки соответствия образовательной

Слайд 8ФГОС дошкольного образования: с другой стороны
«Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в

том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием

для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей).  
Эти формулировки ориентируют на запрет осуществления мониторинга в ДОУ.
ФГОС дошкольного образования: с другой стороны«Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга),

Слайд 9Таким образом, текст ФГОС ДО вызвал неоднозначное понимание использования процедуры

мониторинга в детском саду: часть педагогов расценила вышеприведенный текст как запрет

на проведение мониторинга, часть – как разрешение. Кто же прав?
Таким образом, текст ФГОС ДО вызвал неоднозначное понимание использования процедуры мониторинга в детском саду: часть педагогов расценила вышеприведенный

Слайд 10ФГОС дошкольного образования: о необходимости учета индивидуального уровня развития при проектировании образовательной

программы и условий ее реализации
«построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей

каждого ребенка»,
«… с учётом образовательных потребностей и способностей детей»,
«…с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития)»,
«учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей»,
«ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка, «учитывающего социальную ситуацию его развития»,
«построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка, оценку индивидуального развития детей»…
Следовательно, без изучения динамики развития ребенка (а это обеспечивает мониторинг) реализовать ФГОС ДО станет просто невозможно!
ФГОС дошкольного образования: о необходимости учета индивидуального уровня развития при проектировании образовательной программы и условий ее реализации «построение образовательной

Слайд 11Закон «Об образовании в РФ»
В тексте этого документа мониторинг упоминается

неоднократно [7, c.6, 8, 28, 29, 42, 47, 89, 97]
в тексте

Закона дается определение понятия: «мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность»[7, c.9].
Определяются субъекты, участвующие в процедурах мониторинга; структуры, ответственные за его организацию; порядок проведения [7, c. 6, п.1.11; c. 8 п.1.13 и др.].
Из текста Закона следует, что мониторинг осуществляют как организации, созданные специально для оценки качества образования (внешний мониторинг), так и непосредственно образовательные организации, проводящие самообследование по заданным федеральными органами исполнительной власти показателям, а также обеспечивающие функционирование внутренней системы оценки качества образования [7, c. 28 п. 3.13].
Закон «Об образовании в РФ» В тексте этого документа мониторинг упоминается неоднократно [7, c.6, 8, 28, 29, 42, 47,

Слайд 12Закон «Об образовании в РФ»
Таким образом, анализ Федерального Закона

«Об образовании» и других нормативных источников позволяет сделать вывод о необходимости организации

мониторинга образовательного процесса в ДОУ! 

МОНИТОРИНГ
ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПРОВОДИТЬ!
Закон «Об образовании в РФ» Таким образом, анализ Федерального Закона «Об образовании» и других нормативных источников позволяет сделать

Слайд 13Мониторинг и диагностика это…
Понятия тождественные, означают практически одно и то

же.
Понятие мониторинг шире и включает в себя диагностику.
Это

совершенно разные понятия и сравнивать их нельзя.
Мониторинг и диагностика это… Понятия тождественные, означают практически одно и то же. Понятие мониторинг шире и включает

Слайд 14Содержание мониторинга должно быть тесно связано:
С диагностикой образовательного процесса
С

нормативными документами
С образовательной программой

Содержание мониторинга должно быть тесно связано: С диагностикой образовательного процессаС нормативными документами С образовательной программой

Слайд 15Периодичность мониторинга устанавливается
Образовательным учреждением
Министерством образования
Департаментом образования
Комитетом по вопросам образования

Периодичность мониторинга устанавливаетсяОбразовательным учреждениемМинистерством образованияДепартаментом образованияКомитетом по вопросам образования

Слайд 16В процессе мониторинга оцениваются:
Интегративные качества
Знания, умения и навыки


Знания детей

В процессе мониторинга оцениваются: Интегративные качества Знания, умения и навыки Знания детей

Слайд 17Мониторинг и диагностика - одно и то же или это

разные понятия?
Понятие «мониторинг» является производной формой от латинского monitor и

означает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения.
Педагогический мониторинг - это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы.
Мониторинг и диагностика - одно и то же или это разные понятия?Понятие «мониторинг» является производной формой от

Слайд 18Образовательный мониторинг
направлен на изучение и оценку освоения детьми образовательной программы,


на оценку достижения на основе целевых ориентиров планируемых результатов реализации образовательной программы,


на оценку образовательных условий (в соответствии с ФГОС ДО).
Общая цель мониторинга – оценка качества образовательного процесса детского сада,
предмет мониторинга – образовательные условия, достижения и проблемы дошкольной организации в реализации образовательных целей.
Смысл проведения мониторинга – совершенствование качества дошкольного образования, принятие верных управленческих решений и планирование по результатам мониторинга актуальных задач для  развития образовательной организации в частности и системы дошкольного образования в целом.
Образовательный мониторинг направлен на изучение и оценку освоения детьми образовательной программы, на оценку достижения на основе целевых ориентиров планируемых

Слайд 19Этапы мониторинга
сбор информации, анализ полученной информации и принятие решения на

основе анализа.
Диагностику можно считать одним из способов сбора информации,

т.е диагностика - это первый этап мониторинга; а если посерьезнее выбрать слова ,то так: мониторинг – процесс слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в ДОО, в целях оптимального выбора задач, средств и путей их решения.
Мониторинг позволяет отследить результативность программ, направлений деятельности  педагогов за определенный период по заранее разработанным критериям, показателям, уровням.
Мониторинг всегда предполагает сопоставление результатов первичной и итоговой диагностики.
Этапы мониторингасбор информации, анализ полученной информации и принятие решения на основе анализа. Диагностику можно считать одним из

Слайд 20Мониторинг осуществляется
в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в

повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.
в

форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах.
Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом.
Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной

Слайд 21Алгоритм действия при наблюдении
Определение цели и задач
Определение группы детей для

изучения
Определение ситуации наблюдения
Способ фиксации результатов наблюдения

Алгоритм действия при наблюденииОпределение цели и задачОпределение группы детей для изученияОпределение ситуации наблюденияСпособ фиксации результатов наблюдения

Слайд 22Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий
Определите цели и задачи наблюдения


Определите 3 – 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение

в течение дня. Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно. Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения. За две-три недели диагностики практически все дети попадут в поле зрения воспитателя.
Выберите ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью,  чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.
Выберите способ фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках и технологических картах, на магнитофон, видеокамеру и т.д.). При проведении наблюдения важно записывать информацию объективно, фактически, без интерпретации факта. Сравните, например, две записи : «Сережа пытался взять машинку, с которой играл в тот момент Олег» и «Сережа затеял драку с Олегом, чтобы отобрать машинку». Во втором варианте явно проглядывает оценка ребенка, причем не позитивная. Это чрезмерно эмоциональное отношение может снизить объективность выводов.
Не все проявления нужно и возможно фиксировать, какие-то из наблюдаемых ситуаций просто запомнятся воспитателю. Но не жалейте времени на фиксацию фактов: записи дадут возможность выявить динамику развития ребенка, тенденции этого развития.

Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действийОпределите цели и задачи наблюдения Определите 3 – 5 детей, за которыми

Слайд 23Педагогическая диагностика
Это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей

воспитанников, уровня их развития в определенном направлении
Оценка индивидуального развития детей

может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Педагогическая диагностика Это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей воспитанников, уровня их развития в определенном направленииОценка

Слайд 24Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами

примерных основных образовательных программ дошкольного образования. В частности в программах:
«ОТ

РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Вераксы Н.Е.),
«ИСТОКИ» (под ред Л.А. Парамоновой)

Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами примерных основных образовательных программ дошкольного образования. В

Слайд 26Оценка индивидуального развития детей
Результаты используются только для:
оптимизации образовательной работы

с группой дошкольников
для решения задач индивидуализации образования через построение

образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Оценка индивидуального развития детей Результаты используются только для:оптимизации образовательной работы с группой дошкольников для решения задач индивидуализации

Слайд 27СОГЛАСНО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Родители (законные представители) воспитанников ИМЕЮТ ПРАВО знакомиться с

содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических), давать согласие или отказаться на проведение таких обследований или участие в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

СОГЛАСНО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Родители (законные представители) воспитанников ИМЕЮТ

Слайд 28Диагностика и Мониторинг
(Отличаются параметрами)
- Знания
- Умения
- Навыки
Уровень

освоения программы
(Статические наблюдения)
Процесс отслеживается в динамике
Систематическая и регулярная процедура сбора

информации, экспертизы и оценки
Диагностика  и  Мониторинг(Отличаются параметрами)- Знания - Умения- НавыкиУровень освоения программы(Статические наблюдения)Процесс отслеживается в динамикеСистематическая и

Слайд 29диагностика мониторинг
контроль результата
контроль процесса

диагностика  мониторингконтроль результатаконтроль процесса

Слайд 30Структура мониторинга
ОБЪЕКТ
СБОР ИНФОРМАЦИИ
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Структура мониторингаОБЪЕКТСБОР ИНФОРМАЦИИОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Слайд 31Процедура проведения мониторинга
Определение цели
Обозначение критериев
Подбор методов
Анализ информации
Проектирование работы с детьми

Процедура проведения мониторингаОпределение целиОбозначение критериевПодбор методовАнализ информацииПроектирование работы с детьми

Слайд 32Методы проведения мониторинга
Высокоорганизованные
Тесты
Стандартизированные задания
Проектные методы

(проводят только специалисты!
В специально организованной обстановке)
Низкоорганизованные
Наблюдения
Беседы
Анализ

продуктов детской деятельности

(проводят воспитатели, в обычной обстановке)

Методы проведения мониторингаВысокоорганизованныеТестыСтандартизированные заданияПроектные методы(проводят только специалисты!В специально организованной обстановке)НизкоорганизованныеНаблюденияБеседыАнализ продуктов детской деятельности  (проводят воспитатели, в

Слайд 33Периодичность проведения мониторинга определяется самим образовательным учреждением и прописывается в

положении о внутреннем мониторинге, там же определены  цели и задачи,

направления, инструментарий и методы.
Периодичность проведения мониторинга определяется самим образовательным учреждением и прописывается в положении о внутреннем мониторинге, там же определены 

Слайд 34первичная промежуточная

итоговая диагностика диагностика

диагностика

ВЫЯВЛЕНИЕ СТАРТОВЫХ УСЛОВИЙ

ОЦЕНКА ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫБРАННОЙ СТРАТЕГИИ

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

первичная     промежуточная      итоговая диагностика

Слайд 35Таким образом,
Мониторинг – это наблюдение со стороны, а диагностика

– активное тестирование. Соответственно, первый вид изучения потенциально безопасен для

объекта, а второй может навредить.
Диагностика призвана выявить те недостатки, которые лежат на поверхности.
Мониторинг позволяет глубже проникнуть в проблему и понять природу её появления.
Диагностика проводится периодически, как правило, в начале, середине и в конце учебного года, мониторинг отличается систематичностью и непрерывностью.
Таким образом, Мониторинг – это наблюдение со стороны, а диагностика – активное тестирование. Соответственно, первый вид изучения

Слайд 36Форма проведения мониторинга
преимущественно представляет собой:
наблюдение за активностью ребенка в

различные периоды пребывания в дошкольном учреждении,
анализ продуктов детской деятельности


специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Мониторинг позволяет оценить организацию образовательного процесса в группе и в целом в детском саде.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой:наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ

Слайд 38Методические рекомендации педагогам при проведении педагогической диагностики
Процесс обследования должен выглядеть

естественно и непринужденно для ребенка, проходить в привычной для него

среде. Необходимо активно использовать игровые ситуации в организации диагностики, любые ситуации взаимодействия с ребенком в педагогическом процессе и обычные для воспитанника виды деятельности, деликатно переводя разговор на интересующее Вас содержание.
 Ваши дети отличаются друг от друга, а это требует индивидуального подхода к ним в организации диагностики, учета индивидуально-типологических и личностных особенностей ребенка в ходе диагностического взаимодействия.
В ходе беседы педагог демонстрирует ребенку культуру общения, обращается нему по имени, с уважением, используя такие обороты, как «Маша, скажи, пожалуйста, как ты понимаешь, что значит быть здоровым?»; «Никита, подумай и ответь мне, пожалуйста, какие правила поведения на улице тебе знакомы?»; «Спасибо! Ты дал полный ответ» и т.д.

Методические рекомендации педагогам при проведении педагогической диагностики Процесс обследования должен выглядеть естественно и непринужденно для ребенка, проходить

Слайд 39Методические рекомендации педагогам при проведении педагогической диагностики
С опорой на наглядность

ребенку легче ориентироваться в содержании беседы, понять вопрос, поэтому использование

в ходе обследования наглядных средств необходимо, особенно для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Следует помнить, что если ребенок отказывается общаться с Вами в тот или иной момент, хочет побыть один или поиграть с другими детьми, отдохнуть, разрядиться после занятий, то не стоит делать поспешных выводов об его особенностях, представление о развитии ребенка складывается из множества частных оценок (наблюдение проходит в течение двух недель)
оценка уровня развития исходит из личности ребенка, сравнивать результаты диагностики можно только с собственными результатами развития ребенка, в процессе диагностики идет сравнение с нормой и динамикой

Методические рекомендации педагогам при проведении педагогической диагностики С опорой на наглядность ребенку легче ориентироваться в содержании беседы,

Слайд 40Мониторинг детского развития
включает в себя оценку физического развития ребенка

(проводит инструктор по физической культуре),
состояния его здоровья (проводит медицинский

работник /по согласованию/),
анализ коррекции речевых нарушений (проводит учитель-логопед);
развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных (проводит педагог-психолог)

Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка (проводит инструктор по физической культуре), состояния его

Слайд 41Оценка индивидуального развития детей

Оценка индивидуального развития детей

Слайд 42Результаты педагогической диагностики доводятся до сведения родителей с целью выработки

единой общей стратегии преодоления обнаруженных проблем

Результаты педагогической диагностики доводятся до сведения родителей с целью выработки единой общей стратегии преодоления обнаруженных проблем

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика