Слайд 1Педагогика как наука.
Система педагогической науки
Слайд 2Значение (этимология) понятия «педагогика».
Термин «педагогика» образовался от греческих слов
paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный
перевод paidagogike означает «детовождение».
С течением времени слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.
Слайд 3 Можно выделить «обыденное» значение понятия, которое предполагает, что каждый
человек выступает в роли «педагога» обучая и воспитывая своих детей,
членов семьи, друзей.
Педагогику можно рассматривать как особую сферу деятельности по воспитанию и обучению человека (передачу жизненного и социального опыта от старшего поколения к младшему).
Значение термина «педагогика»
Слайд 4Педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль
человековедения.
Педагогика познает и совершенствует способы влияния на развитие человека.
Педагогика представляет
собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретические и практические аспекты обучения и воспитания.
Педагогика как отрасль гуманитарного знания входит в общекультурный контекст современной жизни.
Слайд 5Педагогика как наука
Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, процесс
обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в
условиях тех или иных педагогических систем.
Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта и научных знаний старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.
Слайд 6Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление
человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например,
таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Слайд 7 Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в
основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического
процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.
Слайд 8 Педагогика – это
"наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации
педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении
всей его жизни" (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, С.А. Смирнов);
"наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека" (Н.В. Бордовская, А.А. Реан);
наука об образовании человека, то есть о развитии его жизненного опыта (А. М. Новиков);
теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов)
Слайд 9Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:
Зарождение педагогических идей в
русле философских учений.
Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических
произведений.
Переход от гипотетических теорий к концепциям, основанным на практике и эксперименте.
Слайд 10 Таким образом, можно сделать вывод:
Педагогика – это наука о воспитании,
обучении и образовании детей и взрослых
Цель педагогической науки: выявление закономерностей
и нахождение наиболее оптимальных методов становления человека, его воспитания, обучения и образования
Слайд 11Функции педагогической науки:
Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
описательном, объяснительном;
диагностическом;
прогностическом.
Технологическая функция,
реализующаяся на 3 уровнях:
проективном;
преобразовательном;
рефлексивном.
Слайд 12 Задачи педагогики:
Обоснование закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными
системами.
Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.
Прогнозирование образования -
педагогическая футурология.
Внедрение результатов исследования в практику.
Слайд 13Вопросы, стоящие перед педагогикой
как наукой:
Вопрос о целеполагании. Зачем, для
чего учить, воспитывать?
Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать?
Методы
и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?
Слайд 14Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из
них.
Слайд 15Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой
единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.
Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс
целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей.
Слайд 16 Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей
и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной
деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.
Слайд 17Обучение – это:
самый важный и надежный способ получения системного образования (В.П.
Зинченко);
процесс движения от незнания к знанию, от неполного знания к
более полному (Ю.К. Бабанский);
специфический процесс познания, управляемый педагогом (М.Н. Скаткин);
целенаправленная, систематическая передача и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания (Б.Т. Лихачев)
Слайд 18Образование (по Ю.К. Бабанскому) - это процесс и результат овладения учащимися
системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе
мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
Слайд 19Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех
факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не
единственный фактор формирования личности).
Развитие - реализация внутренне присущих задатков, свойств человека.
Слайд 20Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни
в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.
Педагогическая деятельность - это профессиональная
активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования
Слайд 21Педагогическое взаимодействие - это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью
которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.
Слайд 22Отрасли педагогической науки
Общая педагогика
Дошкольная педагогика
Педагогика общеобразовательной школы
Специальная (коррекционная) педагогика (дефектология)
Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования
Исправительно-трудовая педагогика
Педагогика высшей школы