Слайд 1Концептуальные основания метода проектов и основные понятия
Слайд 2Проблемы современного образования:
1. Как научить превращать информацию в знания?
2. Как
организовать обучение через желание?
3. Как изменить отношения между учителем и
учеником?
4. Как научить применять знания на практике?
5. Как научить продуктивно общаться?
Слайд 3История развития метода проектов
Джон Дьюи
(1859 – 1952)
«От ребенка –
к миру,
от мира – к ребенку».
Слайд 4Концепции теории Джона Дьюи:
истинным и ценным является только то, что
дает практический результат;
ребенок в развитии повторяет путь человечества в познании
окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);
усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;
ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Слайд 5Условия успешности обучения:
проблематизация учебного материала;
познавательная активность ребенка;
связь обучения с жизненным
опытом ребенка;
организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).
Слайд 7Е. Паркхерст
«Дальтон – план»
основывался на трех принципах:
свобода,
самостоятельность,
сотрудничество
Слайд 8У. Килпатрик первым назвал новый метод методом проектов
предлагал строить обучение
на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся. Учащиеся
должны были сами проектировать то, чем им предстояло заниматься, а материал для обучения черпался из повседневной жизни. Ученики выбирали то, что должно стать содержанием учебной работы, учитель лишь оказывал помощь в исполнении задуманного.
Слайд 9Л. Н. Толстой
«Образование – есть потребность всякого человека. Поэтому образование
может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности
и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся»
Слайд 10С.Т. Шацкий
Н. К. Крупская
А. С. Макаренко
«Метод проектов» в советской педагогике:
Слайд 11С точки зрения учащегося, проект – это реальная или насущная
возможность:
делать что-то нужное, важное, интересное в группе или одному, самостоятельно;
решать
проблему, сформулированную самими учащимися в виде цели и задачи;
максимально использовать собственные возможности;
проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, умения, навыки;
принести пользу;
публично презентовать достигнутый результат
Слайд 12Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском
творческом плане проблемы.
Значимость (теоретическая, познавательная, практическая) предполагаемых результатов.
Самостоятельная
(индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта.
Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.
Использование исследовательских методов.
Слайд 13Зададимся вопросом:
а что такое проект?
Слайд 14В переводе с латыни означает «брошенный вперед»
Проект — замысел,
идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих
сущность замысла и возможность его практической реализации
Образовательный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Слайд 16Проблема – это расстояние между состояниями «Хочу» и «Могу».
Идея
(у*) – это мысль, переходящая в действие.
Цель – это
ЧТО мы хотим сделать.
Задачи – это КАК мы будем это делать.
Ресурсы – условия, необходимые для достижения поставленной цели.
Требования – это рамки, в которых реализуется проект, например, рамки закона, положение о конкурсе проектов и прочее.
Ожидаемый результат – это предполагаемый итог реализации проекта. Результат должен быть реальным, достижимым в указанные сроки и с использованием определённого набора ресурсов.