Разделы презентаций


ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ

Содержание

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 11. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯФилософия (от греч. «любовь к мудрости») – максимально рационализированное и систематизированное мировоззрение своей эпохи Мировоззрение – совокупность сведений о

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ
ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1. Сущность, структура

и виды мировоззрения.
2. Миф, религия и философия как исторические формы

мировоззрения.
3. Предмет и основной вопрос философии. Методы, разделы и функции философского знания.
4. Особенности философии Древнего Востока. Комментаторская традиция философии Древней Индии и Древнего Китая.
5. Основные школы философии Древней Индии.
6. Основные школы философии Древнего Китая.
ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ  ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА1. Сущность, структура и виды мировоззрения.2. Миф, религия и

Слайд 3ТЕМА № 1. ВОПРОС № 1
1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ВИДЫ

МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Философия (от греч. «любовь к мудрости») – максимально рационализированное и

систематизированное
мировоззрение своей эпохи

Мировоззрение – совокупность сведений о мире как о целом
СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

эмоциональный компонент рациональный компонент
мироощущение (фиксация мира на уровне ЭМОЦИЙ
(оптимизм или пессимизм) - миропонимание (фиксация
мира на уровне УБЕЖДЕНИЙ, основывающихся
- мировосприятие (фиксация мира на уровне ОБРАЗОВ) на знании или вере):
А) убеждения, касающиеся устройства мира
(картины мира) ;

Б) ценностные убеждения (идеалы, этические
и этетические взгляды, представления о
смысле жизни, о будущем и т.п.).

в некоторой степени есть у высших животных

присуще только человеку

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 11. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯФилософия (от греч. «любовь к мудрости») –

Слайд 4ТЕМА № 1. ВОПРОС № 1
ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ



обыденное личностно-теоретическое
- есть у каждого нормального - есть далеко не у всех;
человека;
- формируется стихийно, - вносится профессионалами
под действием социальных (философы, ученые, богословы);
стереотипов;
- имеет эклектичный характер; - целостно, непротиворечиво;
- к нему отсутствует критическое - постоянно совершенствуется,
отношение. развивается.
Цель: адаптация человека к миру Цель: приобщение человека к
повседневной жизни высшим ценностям культуры –
истине, добру и красоте
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 1ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Слайд 5С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ СЛЕДУЕТ РАЗВИВАТЬ В СЕБЕ ЛИЧНОСТНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ?
1. Чтобы

иметь твердые принципы, которые обеспечиваю крепость человеческого духа.
2. Чтобы

не быть объектом манипулирования со стороны власть предержащих, средств массовой информации, идеологов разных мастей и т.п. Критичность, неприятие чего-либо только на веру – важная особенность личностно-теоретического мировоззрения.
3. Чтобы иметь надежную духовную основу и устойчивую мотивацию для постоянного личностного роста.
4. Чтобы выйти за пределы обыденности, корысти и эгоизма, деятельно утверждать высшие ценности, чувствовать свою связь с миром в целом и всем человечеством.


С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ СЛЕДУЕТ РАЗВИВАТЬ В СЕБЕ ЛИЧНОСТНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ? 1. Чтобы иметь твердые принципы, которые обеспечиваю крепость

Слайд 6ТЕМА № 1. ВОПРОС № 2
2. МИФ, РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

КАК ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Особенности мифологического мировоззрения:
- коллективный характер;
-

единство естественного и сверхъестествен-ного;
- нет различения объекта и его идеи;
- антропоморфизм;
- отсутствие «субстанций» (всё превращается во всё);
- генетический принцип ответа на мировоз-зренческие вопросы.

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 22. МИФ, РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯОсобенности мифологического мировоззрения: -

Слайд 7ТЕМА № 1. ВОПРОС № 1
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИФА
1. ТОТЕМИЗМ


(от алгонкинского – «его род»)
2. АНИМИЗМ
(от латинского «аnima» -

душа)
3. ФЕТИШИЗМ
(от французского «fetiche» -
идол, талисман)
4. МАГИЯ
( лат. magia, от греч. μαγεία — колдовство, волшебство) 
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИФА1. ТОТЕМИЗМ (от алгонкинского – «его род»)2. АНИМИЗМ (от

Слайд 8ТЕМА № 1. ВОПРОС № 1

религия

отличия от мифа особенности
- разделение естественного и - вера во всемогущего
сверхъестественного миров; Бога-творца;
- невозможность противостояния - вера в наличие души;
бога и человека; - вера в спасение души.
- наличие культовой системы.

СМОТРИТЕ, БРАТИЯ, ЧТОБЫ КТО НЕ УВЛЕК ВАС ФИЛОСОФИЕЙ И ПУСТЫМ ОБОЛЬЩЕНИЕМ ПО ПРЕДАНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ, ПО СТИХИЯМ МИРА, А НЕ ПО ХРИСТУ…
Апостол Павел «Послание к Колоссянам»

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 1

Слайд 10ТЕМА № 1. ВОПРОС № 1
ФИЛОСОФИЯ: ничейная земля между религией

и наукой (Б. Рассел)
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ:
- ОРГАНИЧЕСКОЕ СОЕДИНЕНИЕ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (КАКОВ

МИР) И ПРАКТИЧЕСКИ-ДУХОВНОГО НАЧАЛ (КАК В НЕМ ЖИТЬ);
- РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (опора на разум) И СИСТЕМАТИЗИРОВАННОСТЬ (построение теорий);
- УНИВЕРСАЛИЗМ (всеобщий характер проблематики);
- СУБСТАНЦИОНАЛЬНОСТЬ (материализм/идеализм);
- КРИТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР;
- ЛИЧНОСТНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР;
- ПЛЮРАЛИЗМ МНЕНИЙ (ФИЛОСОФИЯ ЕСТЬ ВЫРАЖЕНИЕ СВОБОДЫ РАЗУМА).
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 1ФИЛОСОФИЯ: ничейная земля между религией и наукой (Б. Рассел)ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ: - ОРГАНИЧЕСКОЕ

Слайд 12Философия является основанием науки и культуры, которые, в свою очередь,

создают интеллектуальную и духовную почву национальной консолидации. Потенциал философских наук

незаменимо важен в развитии национального самосознания, формировании общероссийской идентичности в процессах гуманитарной интеграции на евразийском пространстве, популяризации и продвижении отечественной интеллектуальной традиции за рубежом (технологии «мягкой силы»). Такая деятельность является главным каналом генерации и трансляции ценностей в обществе, что в условиях вызовов, связанных с формированием привлекательного образа будущего России, борьбой за интеллектуальное лидерство, укреплением национальной идентичности, приобретает сегодня особое значение.
Философия является основанием науки и культуры, которые, в свою очередь, создают интеллектуальную и духовную почву национальной консолидации.

Слайд 13КАНДИДАТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

КАНДИДАТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Слайд 14КАНДИДАТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

КАНДИДАТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Слайд 15Михаил Михайлович Котюков — российский государственный деятель. Министр науки и высшего образования Российской Федерации с 18 мая 2018 года. 

Михаил Михайлович Котюков — российский государственный деятель. Министр науки и высшего образования Российской Федерации с 18 мая 2018 года. 

Слайд 19 Слово "философ" у нас на Руси бранное и

означает: "дурак".

Слово

Слайд 20ТЕМА № 1. ВОПРОС № 3
3. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНОЙ ВОПРОС

ФИЛОСОФИИ.
МЕТОДЫ, РАЗДЕЛЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Объект науки – фрагмент

действительности, интересующий ученого и существующий независимо от него (т.е. объективно).
Предмет науки – некоторые стороны, аспекты объекта, сконструированные в сознании ученого и существующие субъективно.


Объект философии – мир как целое и человек как родовое существо (т.е. человечество в целом).
Предмет философии – ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ, ВСЕОБЩЕЕ В СИСТЕМЕ «МИР ─ ЧЕЛОВЕК».

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 33. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ. МЕТОДЫ, РАЗДЕЛЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯОбъект

Слайд 21ТЕМА № 1. ВОПРОС № 3
ЭТО «ВСЕОБЩЕЕ» КОНКРЕТИЗИРУЕТСЯ
В ТРЕХ

ВАЖНЕЙШИХ ВОПРОСАХ:
- разделен ли мир на дух и материю

и что первично?
- каково направление движения мира?
- зачем существует человек?
ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ
всеобщи (касаются всего и всех);
предельны (шире проблем не бывает);
вечны (ставятся перед каждым поколением).
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 3ЭТО «ВСЕОБЩЕЕ» КОНКРЕТИЗИРУЕТСЯ В ТРЕХ ВАЖНЕЙШИХ ВОПРОСАХ: - разделен ли мир на

Слайд 22ТЕМА № 1. ВОПРОС № 3
Исследование философских проблем базируется на

ответе на основной вопрос философии:


Первая сторона: Вторая сторона:
что первично – дух или материя? познаваем ли мир?
- материалисты; - оптимисты;
- идеалисты (объективные и субъективные); - агностики;
- реалисты - скептики
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 3Исследование философских проблем базируется на ответе на основной вопрос философии:

Слайд 23МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ
НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ И ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ:

ДИАЛЕКТИКА

ГЕРМЕНЕВТИКА
РЕФЛЕКСИЯ
АНАЛИЗ
СИНТЕЗ

МЕНЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫМИ, НЕ СТОЛЬ ЭФФЕКТИВНЫМИ И ИСТОРИЧЕСКИ ОГРАНИЧЕННЫМИ МЕТОДАМИ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

МЕТАФИЗИКА
МАЙЕВТИКА
ЭКЛЕКТИКА
СОФИСТИКА
ДОГМАТИКА

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 3

МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИНАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ И ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ:     ДИАЛЕКТИКА

Слайд 24ТЕМА № 1. ВОПРОС № 3
РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 3РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Слайд 251. Гуманистическая
2. Миропостигающая
3. Человековедческая

4. Критическая

5. Культурологическая
6. Методологическая
7. Нормативно-организующая
8. Футурологическая

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 3







ФУНКЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

1. Гуманистическая  2. Миропостигающая    3. Человековедческая       4.

Слайд 26ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4
4. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

КОММЕНТАТОРСКАЯ ТРАДИЦИЯ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И ДРЕВНЕГО КИТАЯ
 




ТЕМА № 1. ВОПРОС № 44. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. КОММЕНТАТОРСКАЯ ТРАДИЦИЯ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И ДРЕВНЕГО

Слайд 27ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4
КОММЕНТАТОРСКАЯ ТРАДИЦИЯ ФИЛОСОФИИ
ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4КОММЕНТАТОРСКАЯ ТРАДИЦИЯ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Слайд 28ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4

Слайд 29ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ УПАНИШАД
1. УЧЕНИЕ О

СУБСТАНЦИИ (ПЕРВООСНОВЕ) МИРА
БРАХМАН – объективное

духовное начало мира, его творец.
АТМАН – субъективное духовное начало мира (разум, речь и дыхание), ипостась Брахмана.
МИР ЕСТЬ ЕДИНСТВО БРАХМАНА И АТМАНА: ТОЖДЕСТВО СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА
«…тайна природы открывается нам изнутри, то есть в нашем сокровенном я. Именно здесь впервые самобытные мыслители упанишад, и в этом их бессмертная заслуга, нашли его, когда они признали нашего Атмана, наше сокровенное индивидуальное бытие, Брахманом, сокровенным бытием универсальной природы и всех ее явлений». (П. Дойссен «Философия упанишад»).

2. УЧЕНИЕ О ЗАКОНЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ МИРА
Для обозначения законов круговращения Вселенной вводится понятие Рита, обозначающее ход вещей, порядок мира. В соответствии с законом Риты восходит и заходит солнце, чередуются времена года, существует вечно и периодически пульсирующий Космос, с каждой пульсацией которого появляется все более совершенная человеческая раса.

3. УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ МИРА
Основная идея — существование направленной эволюции всего и вся от природы к духу, проходящей через ряд промежуточных стадий. Неживая материя стремиться к преобразованию в живую, живая — в сознающую, разумную, а разумная — к духовному, нравственному совершенству.

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ УПАНИШАД1. УЧЕНИЕ О СУБСТАНЦИИ (ПЕРВООСНОВЕ) МИРА

Слайд 30ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ

УПАНИШАД
В Упанишадах процесс

познания, переход от незнания к знанию, есть переход от низшего состояния личного атмана (души человека) к высшему Атману — душе мира, включает четыре состояния Атмана:
— первая стадия, «охватывающая всех людей» — низший вид познания, действие атмана в человеке во время бодрствования, занятий повседневными делами. Это наибольшая степень удаления от истины — всеобщего Атмана;
— второе состояние, «светящаяся» стадия — сон со сновидениями. Здесь человек получает сведения о своем личном атмане - душе;
— третье состояние Атмана, «самополагающее сознание» — сон без сновидений. Это кратковременное (на время сна) слияние личносго атмана (души) и Атмана Брахмана;
— в четвертом состоянии (турия — «четвертая») атман ничего не испытывает. Человек отключается от всех связей с материальным миром и полностью сливается с универсальным Атманом, становится тождественным ему. Турия — состояние принципиально неописуемое.

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4   ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ УПАНИШАД

Слайд 31ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4
ЭТИКА И УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ


выражается в четырех базовых категориях:

САНСАРА (самсара) — безначальная и бесконечная

цепь (колесо) перерождений живых существ.

КАРМА — закон воздаяния за грехи прошлой жизни, регулирующий процесс перевоплощения. Каждый человек оказывается в таких же ситуациях, что и те люди, кому он делал добро или зло. Он вынужден пережить все то, что в свое время пережили они.

МОКША — преодоление сансары, освобождение от нее. Освобождение может быть достигнуто человеком при жизни, когда душа, оставаясь в теле, больше не отождествляет себя с ним и не испытывает привязанности ни к чему земному. При этом человек выходит из-под действия закона кармы.

НИРВАНА (от санскр. остывание, угасание, затухание) — идеальное состояние отрешённости, характеризующееся утратой чувства «я», исчезновением личности, индивидуального сознания как следствие достижения мокши. Переход к нирване — единственный путь избавления от страданий мира. Для этого человек должен полностью отказаться от земных интересов, ценностей и привязанностей. Мудрец, постигший нирвану, разрывает кармические цепи, приковывающие его к повседневности, и перестает рождаться в мир.

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4ЭТИКА И УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ выражается в четырех базовых категориях:САНСАРА (самсара) —

Слайд 32КОММЕНТАТОРСКАЯ ТРАДИЦИЯ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
















ТРИНАДЦАТИКНИЖИЕ («Ши-сань цзин») - тринадцать древнекитайских

классических произведений, являющихся каноном конфуцианства.
«Шицзин» («Книга песен и гимнов»),


«Шуцзин» («Книга истории»),
«И ЦЗИН» («КНИГА ПЕРЕМЕН»),
«Ли цзи» («Записки об обрядах»)
«Чуньцю» («Летопись весны и осени»)
«Чжоу ли» («Ритуал династии Чжоу»),
«И ли» («Книга об этикете и обрядах»),
«Цзо-чжуань» («Хроника господина Цзо Цюмина»),
«Гунь-ян-чжуань» («Хроника господина Гунъян Гао»),
«Гу-лян-чжуань» («Хроника господина Гулян Чи»),
«Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»),
«ЛУНЬ ЮЙ» («БЕСЕДЫ И СУЖДЕНИЯ»),
«Эр я» («Словарь изысканных синонимов и глосс к каноническим книгам»).

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4

КОММЕНТАТОРСКАЯ ТРАДИЦИЯ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯТРИНАДЦАТИКНИЖИЕ («Ши-сань цзин») - тринадцать древнекитайских классических произведений, являющихся каноном конфуцианства. «Шицзин» («Книга

Слайд 33 ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4
«И ЦЗИН» СОСТОИТ ИЗ ГРАФИЧЕСКОЙ

И ИЕРОГЛИФИЧЕСКОЙ ЧАСТЕЙ

ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ включает яо, триграммы, гексограммы

а) Яо. Основу графики образуют черточки - яо: целая черта (––) ян и прерванная черта (– –) инь. Их числовое выражение: ян – девятка, также единица и вообще нечет; инь - шестерка, двойка и вообще чет. Черты инь и ян составляют генетическую пару и символизируют любые телесные, духовные и идеальные про­тивоположности: Небо и Землю, Солнце и Луну, мужское и жен­ское, дух и душу и т. д.

б) Триграммы. Из трех черточек инь и ян формируются восемь символом - ба гуа. Отсюда ба гуа называют триграммами. Они копируют структуру космоса и заключают в себе ритм его перемен - и, небесные образы - сян, земные образцы - фа и узоры центра - вэнь. Ими отмечаются вертикальные уровни космоса: нижняя черта - Земля, верхняя - Небо, средняя - Центр. По горизонтали триграммы располагают­ся в пределах основных и промежуточных сторон света, образуя сочетание прямого и диагонального крестов. Расположение три­грамм может быть различным, а их линейные соединения могут давать спиральные и круговые порядки.
Пример триграммы: _ _
____
____
Название этой триграммы – Дуй. Её числовой эквивалент – 8; геофизический объект – водоем; элемент природы – металл; сторона света – Юго-Восток; животное – овца; время года – середина осени; время суток – вечер; тип людей – чародейки; часть тела – рот и язык.

в) Гексограммы. Для графического отображения всего многообразия состояний мироздания, восьми триграмм недостаточно. Путем удвоения черт триграмм на вертикальных уровнях древнекитайскими мудрецами была создана система 64 гексограмм, приспособленная для процессуального описания всех событий и явлений, происходящих от взаимодействия сил ян и инь. Таким образом, 64 гексограммы - это полное, символическое описание текучей картины мироздания.

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4   	«И ЦЗИН» СОСТОИТ ИЗ

Слайд 34 ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4

Слайд 35
«ДЕСЯТЬ КРЫЛЬЕВ»
ОНТОЛОГИЯ
Беспредельное

Тай Цзы (Великий предел)



ДВИЖЕНИЕ РОЖДАЕТ «ЯН» ПОКОЙ РОЖДАЕТ «ИНЬ»
«У СИН» вода
земля дерево
металл
огонь


ДАО

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4

«ДЕСЯТЬ КРЫЛЬЕВ»ОНТОЛОГИЯБеспредельное            Тай Цзы (Великий

Слайд 36
ГНОСЕОЛОГИЯ

1. Изучение прошлого, т.е. ТРАДИЦИЙ ПРЕДКОВ,

т.к. они отличались умением не нарушать мировой гармонии.

2. Изучение настоящего ─ фиксация ПОРЯДКА в мире, его системы. Правильно мыслить ─ значит уметь классифицировать. Сосчитать и облечь в геометрическую структуру, составить таблицу, разложить по клеткам, классифицировать – значит добиться достаточной, а порой и окончательной познавательной оформленности.

3. Постижение будущего – НУМЕРОЛОГИЯ (гадание по «Книге перемен»).

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4

ГНОСЕОЛОГИЯ  1. Изучение прошлого, т.е. ТРАДИЦИЙ ПРЕДКОВ, т.к. они отличались умением не

Слайд 37
ЭТИКА
1. Долг как основа этики − следование

своему дао.
2. Отсутствие «чистых» ян и инь.

3. Концепция золотой середины и гармонии. Необходимо делать не много и не мало, а ровно столько, сколько нужно для достижения гармонии.
4. Концепция всеобщего совершенствования. Совершенствуя себя, необходимо совершенствовать других. Совершенствовать других – значит участвовать в изменении и взращивании превращений Неба и Земли. Поняв это, человек составляет триаду с Землей и Небом. Так происходит соединение человека с космосом, этика замыкается на космологию.

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 4

ЭТИКА  1. Долг как основа этики − следование своему дао.  2. Отсутствие

Слайд 38ТЕМА № 1. ВОПРОС № 5
5. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ

ДРЕВНЕЙ ИНДИИ



ВЕДЫ





ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ
ньяя (логики) чарвака-локаята
сакхья (метафизики, учение о джайнизм
духе (пуруша) и материи (пракрити)) буддизм
йога (достижение измененных состояний сознания)
веданта (философское толкование Вед)
миманса (буквальное толкование Вед)
вайшешика (натурфилософия, атомизм)




ТЕМА № 1. ВОПРОС № 5 5. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Слайд 39 ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА


Единственный сохранившийся до нашего времени

трактат этой школы "ТАТТВАПАПЛАВАСИМХА"
("Потопление философских категорий") принадлежит диалектику
ДЖАЯРАШИБХАТТЕ
(горделивый титул:
"Профессор с ворохом побед"),
VII—VIII вв. н. э.






ТЕМА № 1. ВОПРОС № 5

ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА

Слайд 40ТЕМА № 1. ВОПРОС № 5
ГНОСЕОЛОГИЯ. Достоверным источником познания является

только восприятие.
ОНТОЛОГИЯ. Восприятие раскрывает только материальный мир, состоящий из

четырех элементов материи: воздуха, огня, воды и земли, в существовании которых можно убедиться посредством ощущений. Нет никаких оснований допускать существование чего-то нематериального.
ЭТИКА. Человек уверен в существовании только этой жизни. Основной целью жизни разумного человека должно быть наслаждение наибольшим количеством чувственных удовольствий в земной жизни.

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 5 ГНОСЕОЛОГИЯ. Достоверным источником познания является только восприятие. ОНТОЛОГИЯ. Восприятие раскрывает только

Слайд 41 ТЕМА № 1. ВОПРОС № 5

ДЖАЙНИЗМ
Теория познания - достоверностью
обладают чувства, логические выводы и
с свидетельства святых.

Онтология — воздух, огонь, вода и земля;
причины движения и покоя (дхарма и
адхарма), пространство и время.

Учение об освобождении души:
ахимса — непричинение вреда живому;
апариграха — неприятие даров;
астея — освобождение от жадности
(не кради);
брахмачарья — принцип целомудрия;
МАХАВИРА ДЖИНА сатья — воздержание от лживости.





ТЕМА № 1. ВОПРОС № 5

Слайд 42 ТЕМА № 1. ВОПРОС № 5
Сидхартха Гаутама

(Будда) – VI в.
до н.э.

БУДДИЗМ
ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ
Жизнь есть

страдание.
Причины страдания – привязанность к жизни (желание получить от нее как можно больше) и иллюзии (неправильное понимание сущности мира и смысла своей жизни).
Теоретически возможно избавление от страданий (учение о нирване ─ это надличностное состояние полноты бытия, которое нельзя адекватно выразить языком сансары, т.е. нашей обыденной жизни).
Практически возможно устранение страданий (показан способ достижения нирваны – это восьмеричный путь Будды).
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 5Сидхартха Гаутама  (Будда) – VI в. до н.э.БУДДИЗМЧЕТЫРЕ

Слайд 43ТЕМА № 1. ВОПРОС № 5
ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ БУДДЫ
Правильное

видение. Это «четыре благородные истины».
Правильная мысль. Путь самосовершенствования требует постоянной

мыслительной решимости, внутренней дисциплины. Только сам человек может принять или не принять в своем сердце решение.
Правильная речь. Если запретить самому себе лгать, грубить, браниться, то тогда, можно воздействовать на свой характер, т.е. заниматься самопостроением своего «Я».
Правильное действие. В буддизме существует свой нравственный кодекс, состоящий из пяти заповедей-ориентиров: 1) жизнь священна, поэтому не убивай! 2) не кради, ибо это нарушает сообщество, частью которого является каждый. 3) обуздание полового влечения. Его Будда называет самым сильным из желаний. Половое влечение, как и аппетит в еде, естественно и нормально. Однако его преобладание в душе и в обществе неестественно и чудовищно. 4) не лги. Буддист предан истине и для него ложь не имеет оправдания. 5) воздержание от опьяняющих веществ — алкоголя и наркотиков. Они не позволяют человеку полностью контролировать себя умственно, морально и физически.
Правильный образ жизни — не требующий нарушения ни одной из пяти заповедей. Это относится к выбору профессии, спутника (спутницы) жизни, друзей и знакомых.
Правильное усилие. Духовный рост невозможен без волевого самопринуждения и нравственного анализа своих намерений, слов и поступков.
Правильное внимание. Духовное самосовершенствование предполагает строжайшую дисциплину мышления. Человек должен контролировать свое сознание и нести нравственную ответственность за его состояние.
Правильное сосредоточение. Технике сосредоточенного созерцания — медитации в буддизме придается огромное значение. Цель медитации — успокоение духа через переживание мистического единства данного человеческого существа с космосом.



ТЕМА № 1. ВОПРОС № 5  ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ БУДДЫПравильное видение. Это «четыре благородные истины».Правильная мысль. Путь

Слайд 44НОВАТОРСТВО БУДДИЗМА
Ариец и брахман определяется не по рождению, а по

добродетельности (не этнический, а этический подход).
В буддистскую общину могли попадать

люди любых каст, приобщаясь к спасительному знанию (к Ведам приобщали только брахманов).
Власть не от бога, а по договору людей для пресечения несправедливости и беспорядка в обществе.
Отрицание бога-творца, мир появился сам по себе и управляется естественными причинно-следственными связями. Буддизм – религия без бога!
Буддизм впервые провозгласил принцип ахимсы (непричинения вреда живому).
Создана новая онтология: разделение бытия на сансару и нирвану. При этом следует четко понимать, что сансара (земная жизнь) – это ИЛЛЮЗИЯ, порождаемая нашей психикой, а нирвана адекватно выражена и представлена быть не может. Нирвану очень приблизительно можно определить как внеличностное состояние АБСОЛЮТНОЙ ПУСТОТЫ, отсутствия страданий, перерождений и привязанности к чему-либо.

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 5

НОВАТОРСТВО БУДДИЗМААриец и брахман определяется не по рождению, а по добродетельности (не этнический, а этический подход).В буддистскую

Слайд 45
6. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ
ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Конфуцианцы произошли

от «ученых», знатоков классики, исполнения ритуалов и музыки.

Моистская школа − от «рыцарей», выдающихся полководцев и стратегов.
Даосская школа − от «отшельников», удалившихся из человеческого общества в мир природы.
«Школа имен» − от «спорщиков», специалистов по ораторскому искусству.
Школа «инь-ян» − от «практикующих оккультные искусства», специалистов по магии, гаданию, астрологии и нумерологии.
Легистская школы − от «знатоков методов», политиков-практиков, служивших советниками у феодалов.

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 6

6. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ   Конфуцианцы произошли от «ученых», знатоков классики, исполнения ритуалов

Слайд 46
КОНФУЦИЙ


(родился приблизительно в 551 —
умер в 479 до н. э.)


 

«В 15 лет я обратил свои помыслы к
учению.    В 30 лет — я обрёл прочную основу.    В 40 лет — я сумел освободиться от
сомнений.    В 50 лет — я познал волю Неба.    В 60 лет — я научился отличать
правду от лжи.    В 70 лет — я стал следовать зову
моего сердца и не нарушал
Ритуала».

ТЕМА № 1. ВОПРОС № 6

КОНФУЦИЙ

Слайд 47 ТЕМА № 1. ВОПРОС № 6
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ

КОНФУЦИЯ
«ИСПРАВЛЕНИЕ ИМЕН». Не соответствующие своему имени

должны покинуть свой пост, поменяв при этом имя. Например, если чиновник, будучи министром и обладая именем – «министр», является взяточником и вором, и заботится не о государстве, а о своем кошельке, то имя ему теперь будет – «вор», со всеми вытекающими последствиями.

УЧЕНИЕ О БЛАГОРОДНОМ МУЖЕ (цзюнь – цзы). После «исправления имен», естественно, возникнут вакансии государственных должностей. По Конфуцию, на эти должности может претендовать любой, кто соответствует идеалу благородного мужа, т.е. обладает пятью добродетелями: человеколюбием (жэнь), мудростью (чжи), развитым чувством долга (и), знанием этикета и ритуала (ли), почтительностью к родителям и старшим (сяо).

«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ». Конфуций понимал необходимость упрощения чрезвычайно громоздких правил поведения, детально описывающих движение, положение тела, даже мимику лица в той или иной ситуации. Он сформулировал так называемое «золотое правило», понятное всем людям, в том числе и не изучавшим сложный этикет: не делайте другим того, чего себе не пожелаете.

КУЛЬТ ПРЕДКОВ И СЕМЬИ. Воспитание человеколюбия следует начинать с семьи. С этой целью Конфуций разработал учение о сыновней почтительности (сяо). Смысл сяо - служить родителям по правилам, похоронить их по правилам и приносить им жертвы по правилам.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПО КОНФУЦИЮ. Общество должно состоять из двух основных слоев: верхов и низов - тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и тем более не богатство, которое Конфуций откровенно презирал, а только знания и добродетели, т.е. степень близости человека к идеалу цзюнь-цзы. Вершиной конфуцианской теории государственного управления на основе добродетели является так называемый «срединный путь», или «путь золотой середины». Это путь сглаживания противоречий, искусство политического компромисса, балансировки между двумя крайностями.
ТЕМА № 1. ВОПРОС № 6   ОСНОВНЫЕ ИДЕИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ КОНФУЦИЯ

Слайд 48

ЛЕГИСТЫ
1. Природа человека изначально зла.
2. Руководить людьми можно только с
позиции силы, принуждения.
3. Методы управления:
- круговая порука;
- тотальный контроль государства;
- конкурсный подбор чиновников;
Шан Ян - равенство всех перед законом.
(390—338 до нашей эры) 4. Судьба легизма – возмездие за
излишнюю жестокость.







ТЕМА № 1. ВОПРОС № 6


Слайд 49
ДАОСИЗМ

Сущность Дао:


- порождающее начало;
- закономерность всего сущего;
- принцип движения.

Дао и

Дэ. «Дэ» ─ это состояние мира,
разделенного на «тьму вещей»,
конкретизация, опредмечивание,
проявление Дао в вещах.

Познание Дао. Познание Дао человеком возможно
лишь в ходе целенаправленной медитации.

Концепция недеяния (у-вэй). Главными нормами поведения человека даосы объявляли следование естественности и недеяние (у-вэй). От человека требуется только не разрушить уже данной, существующей гармонии, не навредить своим вмешательством.










ТЕМА № 1. ВОПРОС № 6

Лао Цзы
VI—V века до н. э.

ДАОСИЗМ   Сущность Дао: - порождающее начало;- закономерность всего сущего;

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика