Слайд 1Планирование как функция менеджмента
Слайд 3Понятие планирования
«Когда не знаешь, какая гавань тебе нужна,
любой ветер будет попутным» (Сенека)
Планирование — стадия процесса
управления, на которой определяются цели деятельности и необходимые для этого средства и действия.
Планирование позволяет поддерживать пропорциональность производства, слаженную работу всех подразделений предприятия, рационально использовать имеющиеся материальные, трудовые, финансовые ресурсы.
Слайд 4Принципы планирования
Принцип единства. Все планы, разрабатываемые в организации представляют собой
взаимосвязанную систему.
Принцип участия. Процесс планирования должен привлекать к себе тех,
кого он непосредственно затрагивает.
Принцип непрерывности. Процесс планирования в организации должен осуществляться постоянно.
Принцип гибкости. Обеспечение возможности для планов менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой степенью точности, которая возможна.
Слайд 5Понимание планирования
Процесс планирования в широком смысле состоит
в подготовке и принятии решений.
В процессе
планирования предполагается получить ответ на три следующих вопроса:
Каково наше сегодняшнее реальное положение?
Какой путь следует избрать для достижения целей фирмы?
Посредством каких методов и ресурсов можно достигнуть поставленной цели?
Слайд 6Понимание планирования
В узком смысле планированием является составление
специальных документов — планов, определяющих конкретные шаги организации в деле
осуществления принятых решений.
Планом называется официальный документ, в котором отражаются:
прогнозы развития организации в будущем;
промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями;
механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов;
стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.
Слайд 7Этапы планирования
Целеполагание (формулировка целей)
Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных
целей
Составление перечня необходимых действий
Составление программы работ(плана мероприятий)
Анализ ресурсов
Анализ
разработанного варианта плана
Подготовка детального плана действий
Контроль за выполнением плана, внесение изменений в случае необходимости
Слайд 8Планирование и уровни управления
Процесс планирования осуществляется соответственно уровням
организации:
стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной
перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов;
тактическое планирование (средний уровень управления), то есть определяют промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач;
оперативным планированием (нижний уровень управления). В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т. п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.
Слайд 9Стратегическое планирование
Стратегическое планирование характеризуется как процесс, в котором
рациональный анализ сложившейся ситуации и будущих возможностей ведет к формулированию
долгосрочных намерений, стратегий, целей, мероприятий с учетом возможных шансов и рисков.
Стратегические планы составляются с целью хотя бы частично ослабить или преодолеть неопределенность, складывающуюся даже в сравнительно близком будущем организации (SWOT-анализ).
Слайд 10Тактическое планирование
Текущее планирование — это планирование на срок
до одного года, которое ориентировано преимущественно на выбор средств для
достижения стратегических целей.
К тактическим вопросам относятся: создание определенной организационной структуры, порядок найма сотрудников, технология оборота документов, процедуры взаимодействия с потребителями продукции.
Краткосрочные планы разрабатываются в виде бюджетов и финансовых смет, производственных программ. Непосредственными объектами последних являются:
объем услуг;
движение персонала;
материально-техническое и финансовое обеспечение;
порядок задействования имеющегося оборудования и др.
Слайд 11Миссия организации
Миссия - четко выраженная причина создания и
функционирования предприятия.
Миссия организации является выражением удовлетворения запросов
потребителей и клиентов.
Слайд 12Миссия организации
Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
задачи фирмы
с точки зрения предоставления ее основных услуг, основных рынков и
технологий;
внешняя среда по отношению к фирме;
культура организации — какого типа рабочий климат существует внутри фирмы; каких людей привлекает этот климат.
Слайд 13Миссия организации
Основными группами людей, чьи интересы должны быть
учтены при определении миссии фирмы, являются:
собственники организации;
сотрудники организации;
покупатели продукции и
услуг фирмы;
деловые партнеры организации;
другие факторы внешней среды прямого воздействия;
общество в целом.
Слайд 14Миссия организации (Ф.Котлер)
Учет факторов при разработке миссии:
истории фирмы, в процессе
которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности,
место на рынке и т. п.;
существующего стиля управления собственников и управленческого персонала;
состояния рынка, на котором работает организация;
ресурсов, которые она может привести в действие для достижения своих целей.
Слайд 15Цели формулирования миссии
миссия дает субъектам внешней среды общее представление о
том, что представляет собой организация, к чему
стремится, какие средства готова
использовать в своей деятельности, какова ее философия; она также способствует
формированию или закреплению определенного имиджа
организации;
миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа, так как делает ясными для сотрудников общую цель и предназначение организации; способствует созданию определенного климата в организации;
миссия дает возможность для повышения эффективности управления, т.к. как является базой для установления целей организации, определяет общий принцип распределения ресурсов организации и расширяет для работников смысл и содержание их деятельности.
Слайд 16Примеры формулировок миссии
Удовлетворение потребностей клиентов и устойчивое развитие за счет
высокого качества предоставляемых услуг
Обеспечение высокого уровня услуг для гостей и
профессиональной среды для сотрудников
Добавьте примеры миссии предприятия из сети Интернет
Слайд 17Основные ошибки при определении миссии организации:
даются конкретные указания относительно того,
что, как и в какие сроки организации следует делать;
недостаточно четкая,
ясная формулировка миссии, например, с использованием профессиональных понятий («инкаминг» вместо понятия «въездной туризм»;
миссия разрабатывается собственником организации и не разделяется большинством сотрудников.
Слайд 18Цели организации
Цели организации — это конкретное состояние отдельных
характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и
на достижение которых направлена ее деятельность.
Цели являются исходной точкой планирования!
Слайд 19Требования, предъявляемые
к целям
Цели должны быть:
Конкретными (указываются названия конкретных
показателей, факторов, параметров деятельности организации – выручка, прибыль, доля рынка
и др.)
Измеримыми (указываются количественные параметры, характеризующие цели, тыс., чел.)
Достижимыми, реалистичными (ставя недостижимые цели предприятие заранее обрекает себя на то, что они не будут достигнуты)
Уместными, актуальными, значимыми (созданными для конкретного предприятия на данном этапе его деятельности)
Определенными во времени (соотнесенными с определенным сроком)
Слайд 20Классификация целей
1.По времени:
долгосрочные (устанавливаются на 5 лет и более);
среднесрочные (устанавливаются
на период от 1 до 5 лет);
краткосрочные (устанавливаются на один
год
2.По функциональным областям:
рыночные;
производственные;
организационные;
финансовые.
Слайд 21В непроизводственной сфере выделяют четыре наиболее важные специфические цели:
Маркетинг (уровень
продаж, диверсификация услуг и товаров, система сбыта, организация рекламы и
связей с общественностью).
Инвестиции в развитие предприятия (техника, компьютеризация, технологический уровень).
Производство (издержки, качество услуг, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция).
Финансы (структура и источники финансирования, денежные потоки, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения).
Слайд 22Задание
Самостоятельно найдите в сети Интернет материал о
«дереве целей», сделайте конспект, нарисуйте в тетрадке «дерево».