Слайд 2Особенности эссе по истории 2021
темы отражают не какие-то конкретные годы
в истории России, а именно исторический период, годы которого ученики
должны вспомнить сами;
могут быть даны исторические рамки периода (годы), но сужены направления деятельности правителя ( в данном случае дан период правления Петра I, но нужно описать лишь его внешнюю политику, что значительно сделать сложнее, чем проанализировать особенности внутренней политики).
тем снова будет дано ТРИ: Русь до образования единого государства, единое государство, включая XIX век, и век XX-ый.
Слайд 32020 - год.
– используя знание исторических фактов и (или)
мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на
дальнейшую историю России
2021 год.
– используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного Вами процесса для истории России
Слайд 42021 НЕ нужно приводить мнения историков по варианту 1;
Надо указать
ЗНАЧЕНИЕ (последствия) события, а НЕ оценить влияние его на историю
России.
Выводы:
задание стало чуть проще, так как не нужно вспоминать мнения историков вообще;
однако указать ЗНАЧЕНИЕ явления – это более конкретное задание, чем просто в общем оценить роль, необходимо чётко знать, как повлияло событие на дальнейшую историю России.
Слайд 5Изменения в КРИТЕРИЯХ оценивания задания 27.
К 4
2020 г.
Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю
России.
2021 г.
Значение (последствие) выбранного процесса для истории России.
Слайд 6К6
2020 г.
Наличие фактических ошибок. 1, 2 или 3
балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае,
если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов.
2021 г.
Наличие фактических ошибок 1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов.
Слайд 7К 7
2020 г.
Форма изложения. 1 балл по критерию
К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям
К1–К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов.
2021 г.
Форма изложения 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов.
Слайд 8Всего за критерии 1-3 максимально можно получить 7 баллов.
По
критериям 6 и 7 максимально можно получить 3+1 балла, то
есть 4 балла. НО лишь в том случае, если за К 1-3 получено целых 6 баллов, а не 5, как было раньше.
Делаем вывод: чем лучше будет охарактеризован период, тем больше ученик получит баллов не только за содержание сочинения (К 1-3), но и за отсутствие фактических ошибок (К 6), и за форму изложения (К 7).
Слайд 9В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий
(явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;
–
назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность;
охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.
В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или во всех указанных исторических событиях (явлениях, процессах) не участвовал выбранный Вами исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1– К7 выставляется 0 баллов).
ВЫВОД по критериям.
Критерии похожи на критерии оценивания вариант 1.
НО добавлено, что нужно используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.
!!! В данном варианте можно приводить мнение историков о деятельности личности.
Количество баллов за задние 27 – 12 б. (без изменений).
Слайд 11История
1 балл — за 1, 4, 10, 13-15, 18, 19
задания.
2 балла — 2, 3, 5-9, 12, 16, 17, 20-22.
3
балла — 11, 23.
4 балла — 24.
12 баллов — 25.
Всего: 56 баллов.
Слайд 16В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий
(явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного Вами процесса;
– назвать
две исторические личности, деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в рамках выбранного процесса;
– используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного Вами процесса для истории России.
Слайд 17Историческое сочинение включается в себя 7 критериев (Далее К1-К7) за
которые в сумме можно получить 12 первичных баллов:
К1 — Указание
не менее двух исторических событий (явлений, процессов) — 2 балла;
К2 — Указание не менее двух исторических личностей и их роли в указанных событиях (процессах, явлениях) — 2 балла;
К3 — Указание причинно-следственных связей в названных в сочинении событиях (явлениях, процессах) — 2 балла;
К4 — Указание оценки влияния событий (явлений, процессов) периода на дальнейшую историю России — 1 балл;
К5 — Использование исторической терминологии — 1 балл;
К6 — Наличие/отсутствие фактических ошибок — 3 балла;
К7 — Форма изложения исторического сочинение — 1 балл.
ВНИМАНИЕ! По критериям К6 и К7 баллы могут выставлены только в том случае, если по критериям К1-К4 выставлено в суммене менее 5 баллов.
Самыми проблемными критериями, где выпускники допускают наибольшее число ошибок — это К2,К3,К4 и К6. Это связанно прежде всего с тем, что у выпускников недостаточно знаний, связанных с детальным и углубленным изучением истории.
Слайд 18ЕГЭ-2021. История.
Задание № 25. Историческое сочинение.
Вам необходимо написать историческое
сочинение об ОДНОМ из исторических процессов:
1) борьба Древнерусского государства
с кочевниками;
2) внешняя политика России в 1689–1725 гг.;
3) Гражданская война в России после прихода большевиков к власти.
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:
1) Ярослав Мудрый;
2) А.Д. Меншиков;
3) Г.К. Жуков.
Слайд 19Внутренняя и внешняя политика 980-1015
исторический процеесс – динамика, движение, развитие
ПРИЧИНА
2
события:
Крещение Древнерусского государства
Поход на Волжскую Булгарию
2 личности:
1. Владимир 1
2. Воевода
Добрыня
СЛЕДСТВИЕ
Влияние исторического процесса - Внутренняя и внешняя политика 980-1015 - на историю
Слайд 20Внутренняя и внешняя политика Владимира 1
Хронологический
отрезок с 980 по 1015 гг. является периодом правления киевского
князя Владимира I, который в народе получил прозвище Красное Солнышко. Данный период является значимым в истории Древнерусского государства, поскольку содержит как важные внутриполитические изменения (крещение Руси, укрепление оборонительной системы), так и немаловажные события внешней политики (поход на Волжскую Булгарию). Дабы выявить причинно-следственные связи данных событий, следует рассмотреть их более детально (в данном абзаце уже названо два события - 2 балла по критерию 1).
Одним из главных событий представленного периода является принятие Русью христианства в 988 году. Причинами крещения Руси стали неудача языческой реформы, проводимой князем Владимиром I в начале своего правления, экономический и политические связи с христианской Византией и необходимость религиозной реформы, так как разные племена почитали разных богов, а это препятствовало консолидации русских земель. Выбор монотеистической религии для русского народа выпал на христианство, его восточную ветвь – православие. К последствиям реформы 988 года следует отнести улучшение отношений Руси с православной Византией, рост авторитета Киевской Руси на международной арене, начало становления русской христианской культуры и значительные изменения в быту славян (запрет жертвоприношений, порицание кровной мести и др.). Важную роль в указанном событии сыграл князь Владимир I, поскольку сам непосредственно принял христианство в Византии, женился на Анне, византийской принцессе, и стал инициатором крещения Древнерусского государства (в данном абзаце четко прослеживается и причинно-следственная связь, относящаяся к Крещению Руси и одно конкретное действия князя - "женился на Анне").
Следующим немаловажным событием этого периода стал военный поход на Волжскую Булгарию 985 года, участниками которого стали князь киевский Владимир I Святославович и воевода Добрыня. Согласно информации из летописей, Добрыня посоветовал великому князю не облагать данью булгарский народ, так как посчитал его слишком развитым для того, чтобы преклонить колено перед чужим князем и платить ему дань. В следствие этого совета от воеводы был подписан «вечный мир» с булгарами. Добрыня, наравне с князем, несомненно сыграл важную роль как в этом походе, так и в других государственных делах: он помогал Владимиру I в борьбе с Ярополком, а также был наместником в Новгороде и крестил город. Одной из причин военного похода стала необходимость усиления влияния государства в восточном направлении, так как границы Руси могли быть нарушены благодаря завоевательным настроениям восточных соседей. Так, итогом похода стало заключение «вечного мира» с Волжской Булгарией, позволивший решить проблему безопасности восточных границ Киевской Руси. Согласно договору, булгарские купцы разрешали проход русским купцам на свои рынки. И хотя Волжская Булгария не вошла в состав Руси, данный мир способствовал усилению влияния Древнерусского государства на международной арене, что и стало прямым следствием вышеуказанного события (в данном абзаце названа еще одна причинно-следственная связь, а также конкретное действие воеводы Добрыни - "посоветовал", что в итоге дает 2 балла по критерию 2 и также 2 балла по критерию 3).
Историки положительно оценивают период правления Владимира I Святославовича. Николай Михайлович Карамзин отмечает, что именно в это время начинается становление русской православной культуры. Руси удалось устранить опасность своим границам в восточном направлении, укрепить безопасность страны улучшением оборонительной системой и удачными военными походами. Период правления князя Владимира I благотворно повлиял на дальнейшее формирование русского государства как суверенной державы. В данный период были заложены основы для дальнейшего уничтожения печенегов и расцвета Древней Руси при Ярославе Мудром (описано значение указанного периода для дальнейшей истории - 1 балл по критерию 4).
Слайд 21ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ
ПРИЧИНА
2 события:
Создание письменного свода законов
Династические браки
2 личности:
1. Ярослав Мудрый
2.
Владимир Мономах
(можно брать разные временные промежутки)
СЛЕДСТВИЕ
Влияние одного из событий
- на историю после смерти исторической личности!!!
Период 1019-1054 является временем правления Ярослава Мудрого. Он характеризуетсязавершением образования
Древнерусского государства, созданием первого русского заонодательства, раширением династических связей, развитием русской церкви, борьбой с печенегами.
Одним из самых ярких процессов этого периода является расширение династических связей. Дочь Ярослава Мудрого Анна стала королевой Франции, а другие дочери вышли замуж за норвежского и венгерского королей.
Причиной данного события была необходимость в поиске союзников для такого молодого гос-ва как Древнерусское. Особую роль в данном процессе сыграл Ярослав Мудрый. Он сам выбрал женихов для своих дочерей, опираясь на внешнеполитические интересы государства, отправил послов для заключения договоров о женитьбах. Последствием этого стало усиление Руси и усиление её авторитета на международной арене.
Именно в данный период начинается активное развитие русской церкви. В 1051 на Руси впервые появляется митрополит русского происхождения — Илларион. Он активно содействовал сближению церкви и народа, написал «Слово о законе и благодати», которое подчеркивало значимость принятия христианства для Руси. Причиной данного процесса является развитие древнерусского государства, которое ко времени Ярослава уже стало достаточно сильным. К тому же, христианская вера к этому времени начинает потихоньку приживаться в нашей стране. Начинается развитие русской церкви, а в 1448 она получает автокефалию.
В данный период произошло составление первого русского законодательства — Русской правды, составленной на основе «Суд Ярославль» - законов, которыми пользовался Ярослав будучи князем в Новороде. В Русской правде впервые водятся единые наказания за однотипные преступления: вира — штраф за убийство, котрый идет в казну князю. В Русской правде просматривается деление общества на категории и неравенство в Древнерусском обществе: смерды - крестьяне и изначально свободные жители деревень, закупы - категория зависимого населения в Древней Руси, рядовичи и т. д. Неравенство просматривается следующим образом: за убийство смерда платили 5 гривен, за убийство тиуна — 12 гривен. Стоит отметить, что правда Ярослава не покрывала все вопросы права, поэтому дорабатывалась его детьми и внуком (Правда Ярославичей и устав Владимира Мономаха)
В целом, период 1019-1054 был достаточно прогрессивным для древнерусского государства. Обычно его называют пиком развития Руси в связи с вышеперечисленными событиями. Расширение династических связей будет и дальше практиковаться такими князьями, как Всеволод Ярославич и Владимир Мономах. Русь войдет в христианскую семью благодаря династическим бракам.
Слайд 23Алгоритм работы с сочинением
Для того, чтобы правильно написать данный вид
письменной работы следуйте приведённым ниже пунктам:
Выберите тот временной период, который
вы знаете наиболее хорошо и для которого с большей вероятностью сможете привести два события.
Определите чей период правления затрагивают выбранные временные рамки.
Вспомните какие наиболее значимые исторические события произошли в это время. Их должно быть не меньше двух.
Вспомните какие исторические личности жили в то время, как они повлияли на написанные вами события и на ход истории России в целом.
Выявите связь между двумя приведёнными вами событиями.
Объясните причины возникновения этих событий.
Составьте себе план, по которому будете писать сочинение. В нём должны быть четыре абзаца (найти его можно выше).
Напишите черновой вариант эссе на основе вашего заготовленного плана и написанной информации.
Напишите заключение вашего исторического сочинения, дав оценку произошедшим событиям и пояснив их последствия.
Перечитываем своё сочинение, проверяем его на наличие ошибок (особое внимание уделить фактическим) и переписываем в чистовик.
Используйте для сочинения заранее заученные клише (найти их можно ниже).
Используйте различные исторические термины и понятия, подходящие под выбранный период.
Пишите аккуратным и разборчивым почерком, так вы поможете эксперту быстрее и правильнее проверить вашу работу.
Не искажайте исторические факты.
Слайд 24Клише для исторического сочинения
При написании своего сочинения вы можете воспользоваться
следующими клише:
Для вступления: Период (даты) относится к правлению/ царствованию ...
(Дата)
– это период правления такого-то царя/ императора/ вождя…
Это время является эпохой…
Во время правления (Имя правителя) произошло много событий (большое количество преобразований) …
Для данного временного периода свойственно…
Назовём наиболее значимые события.
Для основной части (первые три клише подходят под оба события): В данный период времени произошло такое событие, как (война, реформа, вторжение и т.д) …
Причиной начала войны/ принятия реформы/ вторжения на такую территорию…стали…
Особую роль в ходе развития этого события сыграл(а) (ФИО исторической личности) …
Давайте рассмотрим причины, которые являются общими для двух приведённых событий…
Для заключения: Историки не имеют однозначного мнения о событиях этого периода…
(ФИО) убеждён в том, что ...
Когда (ФИО) имеет противоположное мнение о…
Данные исторические события ознаменованы (описать последствия) ...
Результатом этих событий являются такие…
Правлению/ действиям (ФИО исторической личности) нельзя дать однозначной оценки. С одной стороны…. С другой стороны…
Данная эпоха стала периодом …