Разделы презентаций


Подготовка к ОГЭ Русский язык. 9 класс

Содержание

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов. (1)Древний Клин - пограничная крепость, укреплённая земляным

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Подготовка к ОГЭ Русский язык. 9 класс
.

Задание 2. Синтаксический анализ

предложения. Практикум

Подготовка к ОГЭ Русский язык. 9 класс .Задание 2. Синтаксический анализ предложения. Практикум

Слайд 22. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа

в одном из предложений или в одной из частей сложного

предложения. Запишите номера ответов.
(1)Древний Клин - пограничная крепость, укреплённая земляным валом. (2)Его остатки, утратив оборонное значение, сохранились до сих пор. (3)По велению Петра I Клин в XVII веке стал почтовой станцией, а его жители, служившие ямщиками, начали выполнять и обязанности почтальонов. (4)С тех пор прошло много лет, но память о Клине как городе-почтальоне сохранилась. (5)Например, на современном гербе запечатлена эта веха в истории Клина.
1) Древний Клин - крепость (предложение 1)
2) остатки сохранились (предложение 2)
3) Клин стал (предложение 3)
4) много лет прошло (предложение 4)
5) эта веха запечатлена (предложение 5)
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной

Слайд 3ТЕОРИЯ
Задание 2 Синтаксический анализ

ТЕОРИЯЗадание 2  Синтаксический анализ

Слайд 4Синтаксический анализ
Простые неосложненные предложения (в том числе с неоднородными определениями).

Простые предложения, осложненные однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах.

Простые предложения, осложненные обособленными определениями, обстоятельствами и дополнениями. Простые предложения, осложненные вводными словами и вставными конструкциями.
Сложные предложения: ССП, СПП, БСП.
Виды ССП, СПП, СПП с несколькими придаточными (последовательное подчинение, однородное подчинение, неоднородное подчинение). Сочинительные и подчинительные союзы (союзные слова).
Прямая речь. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).
Количество грамматических основ. Главные и второстепенные члены. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Полные и неполные предложения. Односоставные предложения.
Синтаксический анализПростые неосложненные предложения (в том числе с неоднородными определениями). Простые предложения, осложненные однородными членами. Обобщающее слово

Слайд 537. (1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана
огромен.
(2)Он заключён в

энергии морских волн, в суточных
приливно-отливных движениях.
(3)Суммарная мощность последних

на нашей планете
оценивается учёными от одного до шести миллиардов
киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает
показатели энергетического потенциала всех рек земного шара.
(4)Установлено, что возможности для сооружения крупных
приливных электростанций имеются в 25–30 местах. (5)Самыми
большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция,
Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение.
Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 простое нераспространённое.
2) В предложении 2 составное именное сказуемое.
3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
4) Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.
5) Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.
37. (1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях.

Слайд 6Синтаксический анализ
Грамматическая основа – это главные члены предложения. Грамматическая основа

состоит из подлежащего и сказуемого (или только одного из главных

членов предложения).

Подлежащее – то, о чем говорится в предложении.

Сказуемое – это что говорится о подлежащем в предложении.

Подлежащее и сказуемое могут быть выражены любой частью речи.

Синтаксический анализГрамматическая основа – это главные члены предложения. Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого (или только

Слайд 7Синтаксический анализ
Подлежащее

Подлежащее должно стоять в И. п.

Слова МНЕ, ТЕБЕ,

ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ не могут быть подлежащим.

В придаточной

части СПП в роли подлежащего могут выступать союзные слова КОТОРЫЙ, ЧТО, КТО.

Подлежащее может быть выражено одним словом (любой частью речи) или словосочетанием.
Синтаксический анализПодлежащееПодлежащее должно стоять в И. п. Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ не могут

Слайд 8Синтаксический анализ
Подлежащее = одно слово

Имя существительное – Старший сын

(кто?) уехал в город.

Местоимение – Он (кто?) уехал в

столицу.

Имя прилагательное – Старший (кто?) уехал в столицу.

Причастие – Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.

Имя числительное – Двое (кто?) уехали в столицу.

Инфинитив (неопределённая форма глагола) –
Любить (что?) – это прекрасно.
Жить (что?) – родине служить.
Синтаксический анализПодлежащее = одно слово Имя существительное – Старший сын (кто?) уехал в город. Местоимение – Он

Слайд 9Синтаксический анализ
Подлежащее = Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в

значении имени существительного

Наречие – Настало и роковое послезавтра (что?).
Предлог –

«В» (что?) является предлогом.

Синтаксический анализПодлежащее = Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительногоНаречие – Настало и роковое

Слайд 10Синтаксический анализ
Подлежащее = Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в

значении имени существительного
Союз – «А» (что?) – противительный союз.
Частица –

«Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.
Междометие – Неслось со всех сторон «ау» (что?).

Синтаксический анализПодлежащее = Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительногоСоюз – «А» (что?) –

Слайд 11Синтаксический анализ
Подлежащее = словосочетание

Сущ. в И.п. + С +

сущ. в Т.п.
(кто с кем, что с чем)

Брат

с сестрой шли по дороге. (Сказуемое должно быть во мн.ч).

Брат с сестрой шел по дороге. (В этом предложении подлежащее – брат).


Синтаксический анализПодлежащее = словосочетание Сущ. в И.п. + С + сущ. в Т.п. (кто с кем, что

Слайд 12Синтаксический анализ
Подлежащее = словосочетание

Числ. (сущ.) + сущ. в Р.п.


(количество деятелей)

Слова много, мало, несколько, большинство входят в подлежащее.



Пять тетрадей лежало на столе. Двое ребят шли по дороге. Часть группы осталась в стороне. Много ребят пришло в аудиторию.



Синтаксический анализПодлежащее = словосочетание Числ. (сущ.) + сущ. в Р.п. (количество деятелей) Слова много, мало, несколько, большинство

Слайд 13Синтаксический анализ
Подлежащее = словосочетание

Слово в И.п. + ИЗ +

слово в Р.п.
(кто-то из кого-то, что-то из чего-то;
часть

целого)

Двое из нас пришли.

Трое из ребят остались.



Синтаксический анализПодлежащее = словосочетание Слово в И.п. + ИЗ + слово в Р.п. (кто-то из кого-то, что-то

Слайд 14Синтаксический анализ
Подлежащее = словосочетание

Начало, середина, конец + сущ.
(значение

фазы)

Наступило начало сентября.
Приближается середина лета.
Обсуждается конец фильма.



Синтаксический анализПодлежащее = словосочетание Начало, середина, конец + сущ. (значение фазы)Наступило начало сентября. Приближается середина лета.Обсуждается конец

Слайд 15Синтаксический анализ
Подлежащее = словосочетание

Фразеологизм
(устойчивое неделимое словосочетание) или метафора
Белые

мухи летали в воздухе.
(белые мухи – метафора)
На небе расстилался

млечный путь.
Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.


Синтаксический анализПодлежащее = словосочетание Фразеологизм (устойчивое неделимое словосочетание) или метафораБелые мухи летали в воздухе. (белые мухи –

Слайд 16Синтаксический анализ
Подлежащее = словосочетание

Неопределенное местоимение
(от основ кто, что)

+ имя

Что-то неприятное было в его облике.
Кто-то невидимый постучался в

окно.
В его душе происходило что-то странное.



Синтаксический анализПодлежащее = словосочетание Неопределенное местоимение (от основ кто, что) + имяЧто-то неприятное было в его облике.Кто-то

Слайд 17Синтаксический анализ
Сказуемое

Сказуемое бывает:

Простое глагольное сказуемое (ПГС)
Составное:

- именное сказуемое (СИС)


- глагольное сказуемое (СГС)

Синтаксический анализСказуемоеСказуемое бывает: Простое глагольное сказуемое (ПГС) Составное:         -

Слайд 18Синтаксический анализ
ПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами.


Инфинитивом
(начальной формой глагола)

Курить – здоровью вредить.

Глагольным междометием
(бац, хвать,

толк, прыг)

Она прыг да скок.


Синтаксический анализПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами. Инфинитивом (начальной формой глагола)Курить – здоровью вредить.

Слайд 19Синтаксический анализ
ПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами.



Фразеологизмом
(неделимым словосочетанием)

Фразеологизм можно заменить на одно слово.

Он бил

баклуши = ленился.



Синтаксический анализПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами. Фразеологизмом (неделимым словосочетанием)Фразеологизм можно заменить на одно

Слайд 20Синтаксический анализ
ПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами.


Глаголом + модальной частицей
(да, пусть, пускай, давай, давайте, было,

будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)

Частицы : либо образуют форму слова (повелительное наклонение глагола, сослагательное наклонение (бы, б), либо добавляют оттенок значения.

Давайте жить дружно.


Синтаксический анализПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами. Глаголом + модальной частицей (да, пусть, пускай,

Слайд 21Синтаксический анализ
Составные сказуемые
(в состав входит глагол связка)

СГС (составное глагольное

сказуемое) = глагол-связка + инфинитив


Синтаксический анализСоставные сказуемые (в состав входит глагол связка)СГС (составное глагольное сказуемое) = глагол-связка + инфинитив

Слайд 22Синтаксический анализ
Составные сказуемые
Примечание:

Инфинитив не всегда входит в состав сказуемого.



Он может являться второстепенным членом предложения.

Синтаксический анализСоставные сказуемые Примечание:Инфинитив не всегда входит в состав сказуемого. Он может являться второстепенным членом предложения.

Слайд 23Синтаксический анализ
Составные сказуемые
Ситуации, при которых инфинитив не входит в

состав сказуемого:

К инфинитиву можно задать вопрос какой? В таких случаях

инфинитив относится
к подлежащему, а не к сказуемому.

Желание гулять посетило его только сейчас.


Синтаксический анализСоставные сказуемые Ситуации, при которых инфинитив не входит в состав сказуемого:К инфинитиву можно задать вопрос какой?

Слайд 24Синтаксический анализ
Составные сказуемые
СИС (составное именное сказуемое) = глагол связка+

имя (сущ, числ, прил...)
Способ выражения глагола-связки:

Бытийные глаголы (быть, становиться,

делаться, казаться, являться, бывать, называться и др.).
Глагол движения в бытийном значении (можно заменить на был, казался).

Синтаксический анализСоставные сказуемые СИС (составное именное сказуемое) = глагол связка+ имя (сущ, числ, прил...)Способ выражения глагола-связки: Бытийные

Слайд 25Синтаксический анализ
Составные сказуемые
Примечание:
Обратите внимание на то, что в настоящем

времени связка может отсутствовать: Он врач. (составное именное)

Различайте БЫТЬ

в роли связки и БЫТЬ в роли глагола в значении «находиться, существовать».
Он был здесь вчера (был = присутствовал).
Он был умным (был = связка).
Он был здесь (был = существовать).

Синтаксический анализСоставные сказуемые Примечание:Обратите внимание на то, что в настоящем времени связка может отсутствовать: Он врач. (составное

Слайд 26Прочитайте текст.  (1) Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим

врачом, если он только хороший врач. (2) То же с

ученым. (3)Если ученый - только ученый, то он не может быть крупным ученым. (4)Когда исчезает фантазия, вдохновение, то вырождается и творческое начало, поскольку оно нуждается в отвлечениях. (5)Иначе у ученого останется лишь стремление к фактам.  Укажите варианты ответов, в которых верно определено сказуемое в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.  1) существует (предложение 1)  2) с ученым (предложение 2)  3) не может (предложение 3)  4) вырождается (предложение 4)  5) остается у ученого (предложение 5)   

 

Прочитайте текст.  (1) Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач.

Слайд 27Он у нас мастер на все руки.
Доктор нам запретил курить.
Я

буду учиться в колледже.
Все были готовы на утро бой

затеять новый.
Она жаворонок.
Мать напевала песню и убирала белье в шкаф.

Определи тип сказуемого

Он у нас мастер на все руки.Доктор нам запретил курить.Я буду учиться в колледже. Все были готовы

Слайд 28 1. Буду ровно в восемь.
2. Весь май был

солнечным.
3. Мы будем сочинять сценарий конкурса.
4. Я прошу вас

быть справедливыми.




Ловушка четвертая. Глагол «быть»

1. Буду ровно в восемь. 2. Весь май был солнечным.3. Мы будем сочинять сценарий конкурса. 4.

Слайд 29Синтаксический анализ
Второстепенные члены предложения
К второстепенным членам предложения относятся:

Определения

(отвечают на вопросы какой?, чей? и обозначают признак предмета).
Дополнения

(отвечают на вопросы косвенных падежей – всех падежей, кроме И. п.).
Обстоятельства (отвечают на вопросы: где, куда, откуда, как, почему, когда, с какой целью и т. д.).
Синтаксический анализВторостепенные члены предложения К второстепенным членам предложения относятся: Определения (отвечают на вопросы какой?, чей? и обозначают

Слайд 30Синтаксический анализ
Двусоставные и односоставные предложения
Двусоставное предложение – это предложение,

в котором есть и подлежащее, и сказуемое.

Односоставные предложения –

это такие предложения, в которых есть только подлежащее или только сказуемое.

Синтаксический анализДвусоставные и односоставные предложения Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее, и сказуемое.

Слайд 31Синтаксический анализ
Односоставные предложения

– состояние человека: Мне грустно. Меня знобит.


– отсутствие чего-либо (нет, не было, не будет, не осталось,

не хватило): На небе нет ни облачка. У него не было сил сражаться.
– инфинитив: Нужно много заниматься. Всем молчать. Быть грозе.
– краткое страдательное причастие: Об этом много сказано.

Синтаксический анализОдносоставные предложения – состояние человека: Мне грустно. Меня знобит. – отсутствие чего-либо (нет, не было, не

Слайд 32Синтаксический анализ
Полные и неполные предложения

Неполные предложения – это такие

предложения, в которых может быть пропущен любой член предложения. Его,

как правило, можно восстановить из контекста.

Отличие между неполными и односоставными заключается в том, что односоставные не требуют восстановления.

Я люблю яблоки. Он – апельсины (неполное).

Синтаксический анализПолные и неполные предложения Неполные предложения – это такие предложения, в которых может быть пропущен любой

Слайд 33Синтаксический анализ
Простое осложненное предложение

Простое предложение – предложение с одной грамматической

основой.

Простое осложненное предложение – это предложение, в составе которого

есть: однородные члены предложения; обособленные определения или приложения, дополнения, обстоятельства; вводные и вставные конструкции; слова-обращения; уточнение; сравнительный оборот.


Синтаксический анализПростое осложненное предложениеПростое предложение – предложение с одной грамматической основой. Простое осложненное предложение – это предложение,

Слайд 34Прочитайте текст.  (1)В 1928 году Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент в

ходе многолетнего исследования, посвященного изучению борьбы человеческого организма с бактериальными

инфекциями. (2)Вырастив колонии культуры стафилококков, он обнаружил, что некоторые из чашек для культивирования заражены обыкновенной плесенью, а вокруг каждого пятна плесени Флеминг заметил область, в которой бактерий не было. (3)Из этого он сделал вывод, что плесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии. (4)Впоследствии он выделил молекулу, ныне известную как «пенициллин». (5)Это и был первый современный антибиотик.  Укажите варианты ответов, в которых верно определены предложения с причастным оборотом. Запишите номера ответов.  1) Предложение 1  2) Предложение 2  3) Предложение 3  4) Предложение 4  5) Предложение 5 
 
Прочитайте текст.  (1)В 1928 году Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент в ходе многолетнего исследования, посвященного изучению борьбы

Слайд 35Прочитайте текст.  (1)Согласно центральной догме молекулярной биологии, химическая индивидуальность каждого живого

организма определяется последовательностью пар оснований в ДНК этого организма. (2)Теория

эволюции утверждает, что виды развиваются в течение времени, и параллельно этому развитию изменяются их ДНК. (3)К изменению ДНК могут привести различные события. (4)Например, медленное накапливание мутаций, массовые ошибки при копировании или проникновение последовательности вирусных нуклеиновых кислот. (5)Но одно можно утверждать смело — чем больше прошло времени с тех пор, как жил общий предок двух видов, тем длиннее период, в течение которого происходили эти изменения, и, следовательно, тем сильнее отличаются последовательности ДНК этих двух видов.  Укажите варианты ответов, в которых верно определены предложения с вводными словами. Запишите номера ответов.  1) Предложение 1  2) Предложение 2  3) Предложение 3  4) Предложение 4  5) Предложение 5 

 

Прочитайте текст.  (1)Согласно центральной догме молекулярной биологии, химическая индивидуальность каждого живого организма определяется последовательностью пар оснований в

Слайд 36Синтаксический анализ
Сложное предложение

Сложные предложения – предложения с двумя или более

грамматическими основами.

Сложные предложения делятся на:

Сложносочиненные предложения (ССП)

Сложноподчиненные предложения (СПП)

Сложные бессоюзные

предложения (БСП)


Синтаксический анализСложное предложениеСложные предложения – предложения с двумя или более грамматическими основами.Сложные предложения делятся на:Сложносочиненные предложения (ССП)Сложноподчиненные

Слайд 37Синтаксический анализ
Сложносочиненное предложение

ССП (сложносочиненное предложение) – это такое предложение, в

котором несколько грамматических основ связаны между собой сочинительными союзами. Части

ССП равноправны, между ними можно поставить точку.

Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых птичек прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка.(К. Ушинский).

Две грамматические основы: зима прошла; пара птичек прилетела и стала носиться соединены сочинительным союзом «и».

Синтаксический анализСложносочиненное предложениеССП (сложносочиненное предложение) – это такое предложение, в котором несколько грамматических основ связаны между собой

Слайд 38Прочитайте текст.  (1) То, как птицы учатся петь свои песни, во

многом сходно с освоением языка ребенком: как и в случае

с человеческой речью, птицам необходима «модель для подражания». (2) В естественной среде молодые особи подражают песням взрослых птиц, а без этого они не способны овладеть пением в полной мере. (3) Но развитие речи у человека не сводится к имитации: ключевой момент состоит в том, что ребенок способен следить за реакцией взрослых на свои слова и корректировать речь в соответствии с ней. (4) Теперь же исследователи продемонстрировали, что социальный контекст играет важную роль в освоении песни у зебровой амадины — одного из самых популярных модельных видов в экспериментах этологов. (5) Их исследование позволяет предположить, что этот феномен широко распространен среди певчих воробьиных. 
Укажите варианты ответов, в которых верно определены предложения с союзной подчинительной связью. Запишите номера ответов.  1) Предложение 1  2) Предложение 2  3) Предложение 3  4) Предложение 4  5) Предложение 5 


Прочитайте текст.  (1) То, как птицы учатся петь свои песни, во многом сходно с освоением языка ребенком:

Слайд 39Синтаксический анализ
Сложноподчиненное предложение
СПП (сложноподчиненное предложение) – это предложение с

несколькими грамматическими основами, соединенными подчинительными союзами. От одной главной части

задается вопрос к придаточной (зависимой части).

Придаточное предложение может находиться до/после главного или может разрывать главное предложение.

(Когда…), […]; […], (что…); […,(что…),..]

Синтаксический анализСложноподчиненное предложение СПП (сложноподчиненное предложение) – это предложение с несколькими грамматическими основами, соединенными подчинительными союзами. От

Слайд 40Синтаксический анализ
Сложноподчиненное предложение
Подчинительные союзы:

изъяснительные (что, чтобы, как, …)

(вопросы косвенных падежей) чаще - ЧТО
определительные (который, которая, которого,

...)
обстоятельственные:
времени (когда, лишь, едва, …) КОГДА?
места (где, куда, откуда, ...) ГДЕ
сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы)

Синтаксический анализСложноподчиненное предложение Подчинительные союзы: изъяснительные (что, чтобы, как, …) (вопросы косвенных падежей) чаще - ЧТО определительные

Слайд 41Синтаксический анализ
Сложноподчиненное предложение
Подчинительные союзы:

обстоятельственные:
образа действия, меры, степени

(столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой,...) В

КАКОЙ мере КАК?
причины (так как, потому что, …) ПОЧЕМУ?
условия (если, если бы, коли, ежели, если … то,…) ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?
следствия (так что)

Синтаксический анализСложноподчиненное предложение Подчинительные союзы: обстоятельственные: образа действия, меры, степени (столько, настолько, так, до такой степени, до

Слайд 42Синтаксический анализ
Сложноподчиненное предложение
Подчинительные союзы:

обстоятельственные:
сравнения (как, как будто,

словно, будто, точно, как бы)
уступки (несмотря на то, что,

хотя, хоть, пускай, …) НЕСМОТРЯ НА ЧТО?
цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, …) С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?

Синтаксический анализСложноподчиненное предложение Подчинительные союзы: обстоятельственные: сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы) уступки (несмотря

Слайд 43Синтаксический анализ
Сложноподчиненное предложение

В СПП между частями бывают не только

союзы, но и союзные слова (похожи на союз, но являются

членами предложения)

На союзное слово падает интонационное ударение, к союзному слову чаще всего можно задать вопрос.

Сравните:
Я увидел, что на улице светит солнце. (что – союз)
Я узнал, кто ворует мои конфеты. (кто – союзное слово, подлежащее).

Синтаксический анализСложноподчиненное предложение В СПП между частями бывают не только союзы, но и союзные слова (похожи на

Слайд 44Прочитайте текст.  (1)Известно, что наш небольшой космический дом - Земля -

мчится в мировом пространстве по очень сложной траектории, участвуя во

многих механических движениях. (2)Вследствие этого непрерывно изменяются координаты Земли по отношению к Солнцу и Луне, которые, в свою очередь, не стоят на месте. (3)В результате Солнце и Луна оказывают на Землю не всегда одинаковое влияние. (4)Поскольку Земля сжата у полюсов, Солнце и Луна сильнее притягивают ту ее часть у экватора, которая ближе к ним. (5)При этом возникают так называемые прецессионные силы, стремящиеся как бы повернуть ось вращения Земли.   Укажите варианты ответов, в которых верно определены предложения с придаточным определительным. Запишите номера ответов.  1) Предложение 1  2) Предложение 2  3) Предложение 3  4) Предложение 4  5) Предложение 5   
Прочитайте текст.  (1)Известно, что наш небольшой космический дом - Земля - мчится в мировом пространстве по очень

Слайд 45Синтаксический анализ
СПП с несколькими придаточными

1. Однородное подчинение придаточных (от

одного слова в главной части задается одинаковый вопрос к придаточным).



[Я заметил], ЧТО? (что на улице светит солнце) и ЧТО? (поют птицы).

[Я заметил], ЧТО? (что на улице светит солнце), ЧТО? (поют птицы).

2. Последовательное подчинение придаточных.

[Я увидел дом], КАКОЙ? (который стоял на месте), КАКОМ? (где раньше росли черемухи.

3. Параллельное подчинение придаточных (неоднородное).

(Когда я был маленьким) КОГДА?, [ я верил], ВО ЧТО? (что дед Мороз существует).

Синтаксический анализСПП с несколькими придаточными 1. Однородное подчинение придаточных (от одного слова в главной части задается одинаковый

Слайд 46Синтаксический анализ
Бессоюзное сложное предложение

БСП (бессоюзное сложное предложение) – это

такое сложное предложение, между частями которого нет союзов, предложения связаны

по смыслу.

Смысловые отношения между частями БСП:

ЗАПЯТАЯ:
Между частями БСП отношения одновременности, последовательности. (можно подставить И).

Синтаксический анализБессоюзное сложное предложение БСП (бессоюзное сложное предложение) – это такое сложное предложение, между частями которого нет

Слайд 47Синтаксический анализ
Бессоюзное сложное предложение

Смысловые отношения между частями БСП:

ДВОЕТОЧИЕ:
отношение

причины (от первого предложения ко второму задается вопрос ПОЧЕМУ?);
отношение

пояснения (ко второму предложения можно подставить А ИМЕННО);
отношения дополнения (ко второму предложения можно подставить ЧТО, и ВИЖУ ЧТО и т. д.).

Синтаксический анализБессоюзное сложное предложениеСмысловые отношения между частями БСП: ДВОЕТОЧИЕ: отношение причины (от первого предложения ко второму задается

Слайд 48Синтаксический анализ
Бессоюзное сложное предложение

Смысловые отношения между частями БСП:

ТИРЕ:
части

БСП противопоставлены (можно подставить союзы А, НО);
первая часть имеет

значение времени или условия (можно подставить союзы КОГДА, ЕСЛИ);
вторая часть имеет значении следствия (можно подставить союз ТАК ЧТО).

Синтаксический анализБессоюзное сложное предложениеСмысловые отношения между частями БСП: ТИРЕ: части БСП противопоставлены (можно подставить союзы А, НО);

Слайд 49практика
Задание 2 Синтаксический анализ

практикаЗадание 2  Синтаксический анализ

Слайд 501. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа

в одном из предложений или в одной из частей сложного

предложения. Запишите номера ответов.

(1)Описав движение планет вокруг Солнца, Кеплер открыл три важных закона. (2)Однако он не объяснил, почему планеты движутся по описанным орбитам. (3)Эту задачу решил Ньютон, который доказал, что законы Кеплера являются прямым следствием закона тяготения. (4)Поэтому законы Кеплера, опубликованные в трактате «Гармония мира», фактически были прелюдией к его открытиям.

1) три закона открыл (предложение 1)
2) он не объяснил (предложение 2)
3) который доказал (предложение 3)
4) Ньютон решил задачу (предложение 3)
5) законы были прелюдией (предложение 4)
1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной

Слайд 513. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа

в одном из предложений или в одной из частей сложного

предложения. Запишите номера ответов.
(1) Физика – одна из наук, изучающих окружающий нас мир. (2)Её возникновение теряется в глубине веков. (3) Благодаря Галилею и Ньютону, примерно 350 лет тому назад она стала наукой, использующей экспериментальный метод для изучения механического движения. (4) Это привело к созданию механики. (5) А применение математики сделало механику первой физической теорией в современном понимании этого слова. (6) Поэтому с помощью механики было понято множество окружающих нас природных явлений, что позволило построить так называемую механическую картину мира.
1) возникновение теряется (предложение 2)
2) она стала (предложение 3)
3) это привело (предложение 4)
4) сделало механику (предложение 5)
5) множество было (предложение 6)
3. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной

Слайд 524. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа

в одном из предложений или в одной из частей сложного

предложения. Запишите номера ответов.

(1)В палисаднике было очень весело. (2)Игра в разбойники шла как нельзя лучше; но одно обстоятельство чуть-чуть не расстроило всего. (3)Серёжа споткнулся и на всём бегу ударился коленом о дерево так сильно, что я думал, он расшибётся вдребезги. (4)Я подошёл и с участием стал спрашивать, больно ли ему. (5)Серёжа рассердился на меня и закричал…

1) В палисаднике было (предложение 1)
2) игра в разбойники шла (предложение 2)
3) Серёжа споткнулся и ударился (предложение 3)
4) я подошёл и стал спрашивать (предложение 4)
5) Серёжа рассердился на меня (предложение 5)
4. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной

Слайд 535. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа

в одном из предложений или в одной из частей сложного

предложения. Запишите номера ответов.
(1)На классной стене висело расписание уроков. (2)Его не замечали до тех пор, пока надзиратель не обратил внимания на то, что лист с расписанием исчез и рамка пуста. (3)Был вставлен новый лист, но на другой день рамка была опять пуста.
(4)На третий день в рамке вместо расписания был вставлен лист, на котором выделялся тщательно оттушёванный кукиш. (5)Было произведено следствие, но оно не привело ни к чему: кукиш умели рисовать все.

1) расписание висело (предложение 1)
2) его не замечали (предложение 2)
3) лист был вставлен (предложение 3)
4) выделялся (предложение 4)
5) было произведено следствие (предложение 5)
5. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной

Слайд 546. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа

в одном из предложений или в одной из частей сложного

предложения. Запишите номера ответов.

(1)Директор сказал, что если виновные сознаются, то они наказанию подвергнуты не будут, в противном случае он не освободит от платы за право учения тех, кто в первое полугодие был освобожден.
(2)Директор ушел, и класс занялся бурным обсуждением вопроса. (3)Из-за этой дурацкой шутки несколько бедняков могли вылететь из гимназии. (4)На большой перемене Шарыгин от имени класса заявил, что подозревают троих: Аврамова, Валича и Основского. (5) Класс полагает, что этим заявлением он снимает наказание с остальных.

1) виновные сознаются (предложение 1)
2) класс занялся (предложение 2)
3) несколько бедняков могли (предложение 3)
4) подозревают (предложение 4)
5) класс полагает (предложение 5)
6. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной

Слайд 557. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа

в одном из предложений или в одной из частей сложного

предложения. Запишите номера ответов.

(1)Гнездо было пустое. (2)Белогрудка выронила из зубов птицу, что добыла с таким трудом, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике. (3)Детёнышей не было. (4)Если бы она умела кричать – закричала бы.
(5)К вечеру Белогрудка выследила, что её детёнышей унесли в деревню, и нашла дом, где их держали.

1) гнездо было (предложение 1)
2) Белогрудка выронила (предложение 2)
3) не было (предложение 3)
4) закричала бы (предложение 4)
5) унесли (предложение 5)
7. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной

Слайд 568. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа

в одном из предложений или в одной из частей сложного

предложения. Запишите номера ответов.

(1)Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. (2)Белогрудка долго петляла по лесу, перемахивая с дерева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду. (3)Но за ней следило несколько человеческих глаз. (4)Белогрудка не почувствовала присутствия людей, потому что кормила малышей и ни на что не обращала внимания. (5)Корм добывать становилось всё трудней.

1) мальчишки выследили (предложение 1)
2) Белогрудка петляла, решила (предложение 2)
3) несколько глаз следило (предложение 3)
4) Белогрудка не почувствовала (предложение 4)
5) становилось трудней (предложение 5)
8. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной

Слайд 579. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа

в одном из предложений или в одной из частей сложного

предложения. Запишите номера ответов.

(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. (2) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.
(3) Деду не спалось. (4) Он поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели.
(5) В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

1) я ночевал (предложение 1)
2) утки зябли (предложение 2)
3) деду не спалось (предложение 3)
4) окна сразу запотели (предложение 4)
5) заяц спал и стучал (предложение 5)
9. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной

Слайд 5810. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа

в одном из предложений или в одной из частей сложного

предложения. Запишите номера ответов.

(1)По возвращении домой из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне рябинами. (2)Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло. (3)Каждый путник её бранил за то, что в неудачном месте выросла. (4)И решил я: увезу деревце в свой одичавший огород и посажу рядом с другими рябинками из питомника.
(5)Два года спустя дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась.

1) засаживал я (предложение 1)
2) рябинку давило, царапало, мяло (предложение 2)
3) путник бранил (предложение 3)
4) увезу и посажу (предложение 4)
5) дичка сделалась (предложение 5)
10. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной

Слайд 5911. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа

в одном из предложений или в одной из частей сложного

предложения. Запишите номера ответов.

(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она – помощник художника.
(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

1) девочку звали (предложение 1)
2) было шесть лет (предложение 2)
3) дети не могли попасть (предложение 3)
4) она – помощник художника (предложение 4)
5) он не артист (предложение 5)
11. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной

Слайд 6012. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа

в одном из предложений или в одной из частей сложного

предложения. Запишите номера ответов.

(1)Евгения Ивановна шла за мальчиком. (2)Ей захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека. (3)Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (4)Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника.

1) Евгения Ивановна шла (предложение 1)
2) ей захотелось заговорить, расспросить (предложение 2)
3) он кормил, выгуливал (предложение 2)
4) который зевал и слыл молчальником (предложение 3)
5) он менялся (предложение 4)
12. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной

Слайд 61Ответы
1- 235; 2 - 24; 3-13; 4 - 34; 5-

135; 6-145;
7- 345; 8 - 34; 9 -15; 10 -134;

11- 235;
12 -1345
Ответы1- 235; 2 - 24; 3-13; 4 - 34; 5- 135; 6-145;7- 345; 8 - 34; 9

Слайд 62Источники
Теория и практика
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/09/19/oge-2020-chast-2

Иллюстрация – сова
https://www.culture.ru/storage/images/55394bda85cf4f824e17587ad2f6684e/f982b7a9aeb3c78cf15b33e917b1f935.jpg


ИсточникиТеория и практикаhttps://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/09/19/oge-2020-chast-2Иллюстрация – сова https://www.culture.ru/storage/images/55394bda85cf4f824e17587ad2f6684e/f982b7a9aeb3c78cf15b33e917b1f935.jpg

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика