Разделы презентаций


Погружение Тревога, время и границы

Содержание

Страх, тревога, фобияСтрах - я боюсь чего-то конкретного (например, в детстве на ребенка напала собака, теперь услышав лай у него в теле просыпается страх). При страхе я движусь от объекта.Тревога -

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Погружение

Тревога, время и границы
23.04.2020 г

ПогружениеТревога, время и границы23.04.2020 г

Слайд 2Страх, тревога, фобия






Страх - я боюсь чего-то конкретного (например, в

детстве на ребенка напала собака, теперь услышав лай у него

в теле просыпается страх). При страхе я движусь от объекта.
Тревога - я боюсь что-то, что не имеет формы, размера. Боюсь “ничто”, чего нет. Мы испытываем ужас в связи с перспективой потерять себя и стать ничем. Ее нельзя понять, локализовать, противостоять, она порождает беспомощность, лишает опоры, дезориентирует, вызывает неадекватные реакции. Существует некая угроза неизвестная и неопределенная, небытие. Это болезненная неспособность справиться с угрозой. Как мы справляемся с тревогой: из ничто превращаем ее в нечто (в страх). Тогда мы можем проявить мужество, храбрость. При тревоге я отдаляюсь от объекта и одновременно стремлюсь к нему.
Фобия - воображаемый страх в настоящем. Иррациональный, неконтролируемый и чрезмерный страх. Попытка справиться с тревогой.
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность часто и интенсивно испытывать тревогу по незначительным поводам.



Я могу справиться

Я не могу справиться

Страх, тревога, фобияСтрах - я боюсь чего-то конкретного (например, в детстве на ребенка напала собака, теперь услышав

Слайд 3Истоки тревоги






По Отто Ранку тревога появляется при отделении ребенка от

матери.
По З.Фрейду одна из причин тревоги риск утраты материнского объекта.
В

любой ситуации, когда мы идем в сторону автономии, разделенности тревога возрастает. Тревога сопровождает личностный рост и развитие.
В первый год жизни формируется базовое доверие к миру на основе отношений с матерью. Ребенок “решает”, что мир - безопасен, я могу получить желаемое, обо мне заботятся, я могу расслабиться и быть открытым.
Это возможно при наличии устойчивой, последовательной, ресурсной, эмпатичной, любящей матери или фигуры ее заменяющей.
Если мать в депрессии, горе (“мертвая мать”), в тревоге, в конфликтах и т.п., то у ребенка возникает недоверие к матери, а в будущем к жизни.
Во втором случае у ребенка тревожность будет выше.
М. Эйнсворт и Д. Боулби в первый год жизни формируется между матерью и ребенком устойчивая эмоциональная связь (привязанность).
Виды привязанности: надежная, тревожно-амбивалентная, избегающая и дезорганизованная.
Во втором случае будет наблюдаться большое количество тревожности, в третьем случае наблюдается попытка справиться с тревогой через изоляцию, отстранение.




Истоки тревогиПо Отто Ранку тревога появляется при отделении ребенка от матери.По З.Фрейду одна из причин тревоги риск

Слайд 4Периодизация Э. Эриксона


Периодизация Э. Эриксона

Слайд 5Истоки тревоги






В возрасте от 1 до 3 лет родитель с

ребенком выстраивает границы:
что можно, что нельзя, какие есть нормы и

правила, что будет в случае их соблюдения и несоблюдения.
Правила должны соответствовать возрасту ребенка, формулироваться четко и ясно. Их должно быть минимальное количество.
С ростом ребенка правила меняются. Например, ребенок в 3 года ложится спать в 20 40, а ребенок в 5 лет в 21 40.
Через правила, запреты, режим и распорядок дня родитель выстраивает безопасное пространство, внутри которого ребенок может развиваться. Это опора и защита ребенка.
С ростом ребенка родитель через правила увеличивает это пространство.
Ошибки: как ребенок решит, так и будет. Будем подстраиваться под его желания.
Очень жесткий контроль без учета возраста и особенностей ребенка.
Когда родитель сам в детской позиции и перекладывает свои проблемы на ребенка.
Если границы не простраивать, то у ребенка будет много тревоги и много агрессии, он будет чувствовать себя незащищенным. И в дальнейшем у него будут проблемы с личными границами, он их не будет чувствовать и проламывать чужие. В итоге получаются люди с пограничным уровнем личностной организации.
Здоровое родительство: сочетание Сатурна и Луны.






Истоки тревогиВ возрасте от 1 до 3 лет родитель с ребенком выстраивает границы:что можно, что нельзя, какие

Слайд 6Истоки тревоги






Вначале ребенок научается опираться на другого, потом на себя,

потом становится опорой для других.
Если у меня не было опыта

опоры на других мне трудно стать опорой себе и другим. Тогда вырастает “псевдовзрослый”. Беру на себя ответственность, а внутри тревога и неуверенность. Беру ответственности больше, чем могу вынести.
Когда ребенок становится взрослее, мать начинает ему больше запрещать, наказывать и образ доброй и любящей матери начинает разделяться на “Маму - ангела” и “Маму - демона”. “Мамой - демоном” может стать воображаемый враг (волк, зомби, черная рука), на нее ребенок агрессирует, а иногда и на маму (“Это я не на тебя кидался, а волка прогонял”).
Если мама пресекает любые выражения злости ребенка, то злость вытесняется (образуется скрытая враждебность). Также мать сама может быть враждебной по отношению к ребенку, а в ребенке это пресекать.
Поскольку ребенок оторван от своего гнева, он ощущает себя беззащитно и беспомощно. В итоге возникает тревога.
Кроме того, образуется внутренний конфликт между враждебностью и зависимостью от родителя. Любой внутренний конфликт связан с напряжением и тревогой.







Истоки тревогиВначале ребенок научается опираться на другого, потом на себя, потом становится опорой для других.Если у меня

Слайд 7Пример космограммы






Карен Хорни
Тревога - реакция на опасность, которая угрожает самой

середине существования.
Базальная тревога - приводит к формированию невроза. Образуется при

нарушении взаимодействия ребенка и родителей. Образуется конфликт зависимости и враждебности. Ребенок зависит от родителей и они относятся к нему враждебно. У ребенка в ответ образуется враждебность, но он ее подавляет так как зависим от родителей.Поскольку он запрещает себе враждебность, то ощущает себя беззащитным и беспомощным.
Это тревога перед враждебным миром. И защищается от нее человек через образования невротических черт. Например, забывать про свои потребности и угождать другим, дистанцироваться, доказывать, что лучший и т.п.
Невротическая тревога возникает тогда, когда невротические черты, обеспечивающие безопасность, ставятся под угрозу. Т.е. привычный способ адаптации оказывается не эффективен, ставиться под сомнение.
Это может быть внешняя ситуация или внутренний импульс.
Чаще всего тревогу пробуждает агрессия/враждебность.
Пример космограммыКарен ХорниТревога - реакция на опасность, которая угрожает самой середине существования.Базальная тревога - приводит к формированию

Слайд 8Истоки тревоги






Если мать тревожная, то ребенок тоже может стать тревожным.

Работает научение. + наличие тревоги у матери показывает, что ей

самой недостает опоры. Трудно дать другому тому, что нет у тебя.
Тревожный родитель может быть гиперопекающим, инфантилизировать ребенка, препятсвовать его росту и развитию. В итоге формируется низкая или неустойчивая самооценка. Ощущение “Я не Ок. Я не могу. Я не справлюсь”. И большое количество тревоги у ребенка.Попытки ребенка отделиться от родителя, проявить автономию, инциативу могут быть встречены в штыки у родителя.При этом возникает внешний конфликт, который впоследствии может стать конфликтом внутренним.
В натальной карте это может быть: напряги Солнца и Луны (чаще квадраты без разрядки).
Также истоками тревоги может резкое травматичное событие в детстве (болезненный развод родителей, насилие в семье, смерть близкого родственника, инцест и т.п.).
Тревога возникает когда родитель ставит ребенка на роль собственного родителя, когда в семье запрет на выражение эмоций.
Вызывать тревогу может и напряжение, скрытый конфликт в семье, склонность замалчивать проблемы, семейная тайна, наличие исключенных членов семьи, наличие постоянной нестабильности (например, пьющий папа).
Непроявленное не может быть завершенным. Незавершенное фиксирует энергию на себе.







Тревога в натальной карте:
напряженное ядро (упр. 1, Солнце, Луна). Могут быть в напряженных аспектах друг с другом (пример, Солнце 90 Луна), могут иметь напряги от высших и социальных планет.
ядро в 8 доме.
напряженный, пораженный 4 дом
проблемный Марс как у Карен Хорни

Истоки тревогиЕсли мать тревожная, то ребенок тоже может стать тревожным. Работает научение. + наличие тревоги у матери

Слайд 9Пример натальной карты






Альфред Адлер
Тревога = чувство внутренней неполноценности. Человек рождается

изначально с ощущением беспомощности, неполноценности и неуверенности.
Вначале ребенок компенсирует

это чувство через установление отношений с другими. Мешать этому могут физические изъяны, принадлежность к непрестижной группе, неблагоприятная позиция в семье.
Культура, искусство, речь, технологии - попытки компенсировать изначальную неполноценность.
Важно не наличие неполноценности, а наше отношение к ней. “я слабый” и “у меня есть слабость”. Ощущение неполноценности толкает к компенсации через агрессию, контроль, власть и превосходство (невротический способ). Контакт и сотрудничество, любовь и общность (конструктивный способ).
Т.е. у Адлера сложности с переживанием стыда порождают тревогу.
Связано с родительским воспитанием: родитель рассматривает ребенка как свое нарциссическое продолжением, не ценят и не видят в ребенке личность.
Тревога блокирует деятельность человека, заставляет стремиться к безопасности, уклоняется от принятия решений и ответственности.
Адлер скорее говорит о псевдотревоге, чем об истиной тревоге. При истиной человек испытывает отчаянье и бессилие.
Пример натальной картыАльфред АдлерТревога = чувство внутренней неполноценности. Человек рождается изначально с ощущением беспомощности, неполноценности и неуверенности.

Слайд 10Примеры космограммы







Отто Ранк: страх жизни и смерти

Интересный эксперимент:

Если не тревожному

человеку показать страшное изображение - у него уровень тревоги растет,

если тревожному показать - то уровень напряжения тот же.

Если не тревожному человеку повторно показать пугающий стимул - он перестает его боятся.
А у тревожного человека реакция такая же как и в первый раз.

Вывод: тревожный человек находится в хроническом стрессе.


Примеры космограммыОтто Ранк: страх жизни и смертиИнтересный эксперимент:Если не тревожному человеку показать страшное изображение - у него

Слайд 11Истоки тревоги






Гарри С. Салливан
Личность человека рождается и развивается в отношениях.

Кроме потребностей в удовольствии и безопасности, важнейшая потребность ощущать дееспособность,

силу, расширение, утверждать себя в мире.
Тревога возникает при угрозе неодобрения значимым другим.
Тревога сдерживает действия, заставляет выбирать то, что одобрит значимый другой.
Я развивается из необходимость разграничивать те действия, за которые одобрят или будут порицать. Т.е. Я формируется, чтобы защитить нас от тревоги.
Это закладывается в первые годы жизни. В более взрослом возрасте мы избегаем всего, что может вызывать тревогу (все что не одобряли в детстве). Мы ограничиваем не только действие, но и осознание.То, что может вызвать тревогу диссоциируется (мы не в контакте с теми стремлениями нашей личности, которые не одобрены нашим Я).
Симптом появляется когда переживания, вызывающие тревогу, не удается вытеснить.
Что делать? Встречаться с тревогой и за счет этого расширять границы своего осознания и развивать свое “Я”.

Истоки тревогиГарри С. СалливанЛичность человека рождается и развивается в отношениях. Кроме потребностей в удовольствии и безопасности, важнейшая

Слайд 12Тревога и отношения






Отто Ранк. Два вида тревоги: тревога жизни (по

пути движения вперед, к личному развитию. обретению автономии, на пути

отделения от других) и тревога смерти (по пути движения назад, к потери индивидуальности, слиянию с другими).
Страх жизни - тревога, связанная с возможностью автономных действий, страх перед необходимостью быть независимым от других, когда начинает ощущать свое творческое начало. Мешает реализовать свой творческий потенциал. Испытывает вину за отказ от творческой реализации себя. Застревает в слиянии.
Страх смерти - тревога поглощения, потеря себя, свой автономии. Мешает контакту, установлению дружеских и любовных отношений. Застревает в отвержении.
В итоге человек мечется между полюсами слияния и отвержения.
Слияние: любая инаковость, увеличение дистанции, другое мнение, другие ценности воспринимаются как угроза. Попытки удержать другого через контроль, гарантии, предсказуемость, манипуляции, сделать другого таким же как я.
Отвержение: если я не могу другого контролировать, то лучше я буду один.
Тревога толкает вмешиваться в устойчивые отношения других и разрушать их из страха остаться “третьим лишним”, отверженным, не удел. Особенно если так было принято в родительской семье.


Тревога приводит к поляризации (черно белому восприятию или/или, черное-белое). Это помогает прийти к быстрой определенности, снять напряжение, преодолеть неоднозначность.

И если другой сделал что-то неоднозначное, то можно наклеить на него ярлык “плохой”, “враг” и расстаться с ним.

Тревога и отношенияОтто Ранк. Два вида тревоги: тревога жизни (по пути движения вперед, к личному развитию. обретению

Слайд 13Виды тревоги






Нормальная тревога - она адекватна по силе и проявлению

текущей ситуации, человек осознает свою тревогу и продолжает действовать, принимать

решения несмотря на нее. Помогает сориентироваться сохраняя осторожность в новых ситуациях. Активизируется в ситуациях внешних, семейных и внутренних кризисов, выборов, реализации новых возможностей, неопределенности, неоднозначности, при завершении одного этапа и начала нового.
Паталогическая тревога (невротическая, пограничная, психотическая):попытка избавиться от небытия через отказ от бытия. Человек отторгает часть своих “Я”. Идет блокировка развития, так как присвоение новых частей своего Я неизбежно разбудит тревогу и переживание небытия. Человек отгораживается от реальности, уходя в “замок” своих защит.
Невротическая блокирует действия, мешает сделать выбор, препятствует развитию. Происходит избегание любого риска, изменения.
Пограничная приводит к необдуманным решениям, разрушению отношений, непоследовательности.
Психотическая переживается как ужас от потери себя.
Фоновая и ситуативная.
Экзистенциальная тревога - страх смерти, страх небытия, распада личности, бессмысленности существования.
Чем больше у человека возможностей (Я могу), чем выше его потенциал - тем выше уровень его тревоги. При переходе возможности в реальность возникает тревога. Т.е. мы можем использовать энергию тревоги для продвижения к своим целям.






Человек с нормальной тревогой реализует свободу и подходит к жизни творчески (создает себя и свою жизнь).

Человек с невротической тревогой отказывается от свободы в пользу безопасности.
При этом у него возникает вина за свои нереализованные возможности (экзистенциальная вина).

Переход на каждый новый этап развития сопровождается возрастанием тревоги и вины.



Виды тревогиНормальная тревога - она адекватна по силе и проявлению текущей ситуации, человек осознает свою тревогу и

Слайд 14Как мы обходимся с тревогой






Отрицание - игнорирование опасности, делаю вид,

убеждаю себя и других, что ничего не происходит. Обретаю эмоциональное

спокойствие, но не учитываю риски. Повышается вероятность попадания в опасную ситуацию. При этом те, кто говорят об опасности могут вызывать раздражение, недовольство.
Паника - все пропало, все умрем. Кликушество. Нагнетание ситуации. Прокручивание в голове самых негативных сценариев. Эмоциональный выброс. Становится легче, если зарядить всех вокруг. Но, нет конструктивных стратегий на уровне действий, решений.
Гиперконтроль - пытаемся все взять под контроль, просчитать, предусмотреть. эффективны на уровне действий, но отчуждены от своей эмоциональной сферы (от отчаянья, бессилия и т.п.). Псевдоконтроль: отслеживаем то, что от нас не зависит: следим за новостями, подсчитываем количество зараженных. Пережевывание информации. Отслеживание мельчайших нюансов своего здоровья (ипохондрия).
Ритуалы и повторные действия - пытаемся установить контроль через повторяющиеся стереотипные действия. Структурировать наш внутренний хаос через внешнее структурирование своей жизни.
Конструктивная стратегия: ясность - оцениваю текущие риски, определяю, что от меня зависит, а что нет. Отделяю факты, реальную опасность от домыслов и фантазий. Признаю, что не могу все контролировать, вместо этого беру ответственность за то, что могу сделать, что в моих силах. Даю место своим чувствам.
Когда рушаться стены открываются горизонты. Тревога помогает найти нам новый смысл своей жизни, увидеть новые возможности, сделать переоценку собственной жизни, провести необходимые изменения.






Как мы обходимся с тревогойОтрицание - игнорирование опасности, делаю вид, убеждаю себя и других, что ничего не

Слайд 15Работа с тревогой






Важно понимать с каким видом тревоги (нормальной, патологической

или экзистенциальной имеем дело).
Если нормальная тревога:
разрешаем внешнюю конфликтную ситуацию.(компромисс: идем

на взаимные уступки, посредничество: привлекаем третью сторону, переговоры: ищем взаимовыгодное решение, приспособление/адаптация, конкуренция/борьба).
принимаем решение, делаем выбор.
обращаемся за внешней поддержкой окружающих. Находим тех, кто проживает тот же жизненный этап.
превращаем тревогу в страх. Спрашиваем: “Чего конкретно я боюсь? Что самое страшное может случиться ?”.
идем на контакт с тем что пугает (собираем информацию, разговариваем, спрашиваем, пробуем новую деятельность).
осваиваем медитации, дыхательные техники, самомассаж, занимаемся физической активностью.
замедляемся.
берем ответственность за то, что от нас зависит, и принимаем, отпускаем то, что от нас не зависит.
вносим в повседневную жизнь элементы распорядка (например, ложусь до 23 00, пью ежедневно 1,5-2 л воды, ем в день 2 фрукта и 2 овоща).
возвращаемся в “здесь и сейчас”. Что чувствует мое тело? Что я прямо сейчас ощущаю? Что вокруг меня? Насколько мне сейчас безопасно? Какие задачи стоят передо мной прямо сейчас? Что я могу сделать для их выполнения?
тревожимся и истерим по расписанию (15-30 минут в день).





Работа с тревогойВажно понимать с каким видом тревоги (нормальной, патологической или экзистенциальной имеем дело).Если нормальная тревога:разрешаем внешнюю

Слайд 16Работа с тревогой






Если нормальная тревога:
ограничиваем количество поступающей тревожной информации. Определяем

себе время и продолжительность изучения новостной ленты (например, 10 минут

в день), ставим будильник. По истечении времени выключаем компьютер, планшет. Ограничьте общение с теми, кто сеет панику (паника заразительна)
от упущенных возможностей и ограничений смещаем фокус внимания на те возможности, которые есть сейчас. Что я сейчас могу сделать? На что я продуктивно могу потратить высвободившееся время? Также фокус внимания можно переключать с внешнего на внутреннее и наоборот.
лежим на полу минут 10 в день.
занимаемся теми занятиями, которые нас расслабляют, приносят удовольствие, от которого попадаем в состояние потока (четкая цель, достаточный уровень сложности, сложность коррелирует с мастерством, результат виден сразу, высокая концентрация внимания). Например, рисуем картину, вышиваем, создаем сложный торт.
упражнение “Поток”, созерцание тревоги. Когда мы с ней не боремся, даем ей место и пространство, она идет на спад.
Что не стоит делать:
снимать стресс через алкоголь, заедание.
постоянно следить за новостной лентой. Концентрация на том, на что мы не можем повлиять повышает тревогу.




Работа с тревогойЕсли нормальная тревога:ограничиваем количество поступающей тревожной информации. Определяем себе время и продолжительность изучения новостной ленты

Слайд 17Экзистенциальная тревога






Данности существования: смерть, свобода (ответственность и выбор), смысл, экзистенциальная

вина.
Они пробуждаются изнутри и мало связаны с внешними событиями, обостряются

при нарушении рутинного ритма жизни. Погружают вглубь себя, помогают встретиться с собой.
Я смертен. Осознание смерти помогает ценить жизнь и разумнее ей распоряжаться, быть свободнее в жизненных выборах.
Изначального смысла моей жизни не существует. Мне предстоит его самой создать. Когда не соединены со своим смыслом ощущаем скуку, бессмысленность, пустоту.
Я абсолютно свободен и несу ответственность за каждый свой выбор и последствия своих выборов. Это порождает большое количество тревоги. Мы сами создаем ограничения, чтобы снизить тревогу.
Я испытываю вину за свой нереализованный потенциал.
Я существую во времени. Время - ограниченный ресурс.
Я прихожу и ухожу из этого мира в одиночестве. Никто и никогда на 100% не сможет понять меня, а я не смогу понять его.
Считается, что в основе любой тревоги страх смерти.



Если бы мне оставалось жить всего чуть-чуть и мне перед смертью дали бы ретроспективно просмотреть свою жизнь, то о чем бы я сожалела, о каких нереализованных возможностях? Что такое должно было случится в моей жизни, чтобы я уходила с ощущением, что прожила эту жизнь не зря? Что потеряет мир, если меня не станет? Кому и какие чувства я хотела бы выразить?


Экзистенциальная тревогаДанности существования: смерть, свобода (ответственность и выбор), смысл, экзистенциальная вина.Они пробуждаются изнутри и мало связаны с

Слайд 18Упражнение






Выбираем одну из экзистенциальных данностей: смерть, одиночество, свобода (ответственность), смысл/бессмысленность.
Как

эта данность отзывается в теле?
Представляем ее в виде метафоры.

Рассматриваем ее.
Мысленно входим в это пространство. Как оно ощущается изнутри? Соединяемся с возникающими чувствами.
Ищем самый центр пространства. Разрешаем проконтактировать с ресурсами данности. Отмечаем изменения в эмоциональном и телесном состоянии.
Устанавливаем контакт с ресурсами.
Выходим из центра и отмечаем, что изменилось.
Возвращаемся обратно в исходную точку. Что изменилось? Какие возможности открылись? Что будете делать с новыми ресурсами?





УпражнениеВыбираем одну из экзистенциальных данностей: смерть, одиночество, свобода (ответственность), смысл/бессмысленность.Как эта данность отзывается в теле? Представляем ее

Слайд 19Работа с тревогой






Если тревога постоянная, чрезмерная, неадекватно ситуации, мешает росту,

развитию, построению личных отношений :
это запрос на длительную личную терапию.

Задача: выстроить доверительные, надёжные, стабильные отношения с каким-то человеком (друг, супруг, наставник, коллега, психолог). Доверять по чуть-чуть, постепенно сближаться, как в сказке про Лиса и Принца. Важно найти золотую середину (не тотальное доверие и не абсолютное недоверие). Особенно актуально для тех, у кого преобладает страх смерти по О. Ранку.
если склонны к слиянию, учимся принимать отличие другого, его “нет”, находим собственные области интересов, двигаемся в сторону автономии, “Я могу”.
учимся быть в контакте с тревогой, идти туда, куда тревожно, потихоньку становимся более живыми, более открытыми, более спонтанными. Идем на разумный риск (невротическая тревога)
учимся чувствовать чужие границы и выстраиваем свои, чувствовать контексты и роли (пограничная)
если тревога родительская (тревожная мама), возвращаем родительские предписания “Не взрослей! Не принадлежи! Не достигай успеха! Все контролируй, не расслабляйся!”. Если инверсия ролей: “Ты моя мама, а я твоя дочка. Ты большая, а я маленькая”
если тревога семейная (есть семейная тайна, есть исключенный член семьи), важно вернуть этого члена семьи на место. Признать, что он имеет право здесь находиться.
исследуем вторичные выгоды (что ценного и полезного дает нам тревога). У тревожных людей существует иллюзия: у меня все ОК, потому что я тревожусь.




Работа с тревогойЕсли тревога постоянная, чрезмерная, неадекватно ситуации, мешает росту, развитию, построению личных отношений :это запрос на

Слайд 20Работа с тревогой по Р. Лихи






Тревога возникает, когда из зоны

безопасности выходим в зону страха.
Зона страха: запасаюсь на черный день,

боюсь и тревожусь, раздражаюсь, собираю и обсуждаю тревожную информацию.
Зона обучения: отпускаю то, что не контролирую. Перестаю постоянно заедать стресс, говорить об одном и том же, читать новости (выхожу из залипания), осознаю свои эмоции, собираю факты и выбираю стратегию дальнейших действий, проверяю поступающую информацию, выбираю кому ее дальше передавать и зачем.
Зона роста: думаю о том, как помочь и поддержать других, так как сам нахожусь в ресурсе, опираюсь на свои новые навыки, живу настоящим и фокусируюсь на будущее, я в контакте с собой и в контакте с окружающими, присутствует надежда, оптимизм и вера, благодарность себе, другим, жизни, адаптация к новой реальности, спокойствие, терпение, креативность.




Работа с тревогой по Р. ЛихиТревога возникает, когда из зоны безопасности выходим в зону страха.Зона страха: запасаюсь

Слайд 21Время






Восприятие времени субъективно. Оно зависит от внутреннего эмоционального состояния и

от культуры.
Ускоряет: тревога, гнев. Замедляет: печаль, депрессия.
Западная культура: ускоренный

темп. Восточная: замедленный темп.
Упражнение
Задача почувствовать, что прошла минута и написать в чат.
Время - невосполнимый ресурс. Ресурс времени конечен и мы не знаем, когда он закончится.
Часто мы с ним распоряжаемся неразумно, тратим впустую, убиваем.
Почему?
распоряжаться ресурсом времени мы научаемся из родительской семьи. 20 посланий о времени.
защищаемся от тревоги смерти. Уходим от осознания, что время конечно. Через трудоголизм, зависимости, бесконечную репетицию (“Начну с понедельника, НГ”), реализацию чужих поручений, ощущение “Я особенный”, ощущение “Я маленький. Пусть другие организуют мое время”.
Что делать? Представить, что осталось жить год, пол года, один месяц, один день, полчаса. О чем я буду сожалеть из того, что мог сделать и не сделал? Что потеряет мир с уходом меня? Кому и какие чувства я хотел выразить?




ВремяВосприятие времени субъективно. Оно зависит от внутреннего эмоционального состояния и от культуры.Ускоряет: тревога, гнев. Замедляет: печаль, депрессия.

Слайд 22Куда уходит время
Упражнение
Пустое время - это время, потраченное на…
Время, потраченное

на суету, это…
Убитое впустую время - это…
После какого времяпрепровождения я

ощущаю себя опустошенной, разбитой, потерявшей силы и энергию?
Необходимые дела это…
Когда я делаю необходимые дела…
После какого времяпрепровождения я ощущаю прилив сил, интерес, радость, смысл?
Полезно проведенным временем я считаю..
После времени, проведенным с пользой я ощущаю…
Если бы я всю жизнь проводила с пользой…
Прочитайте ответы и сформулируйте, что для вас значит пустое, полезное и необходимое время.























О чем я буду сожалеть из того, что могла сделать, но не сделала?
Кому и какие чувства я могла выразить?
Что потеряет мир, если меня не станет? Какой вклад я могла внести в этот мир?

Куда уходит времяУпражнениеПустое время - это время, потраченное на…Время, потраченное на суету, это…Убитое впустую время - это…После

Слайд 23Куда уходит время
























пустое
необходимое
полезное
готовка еды, уборка, закупка продуктов, хождение по инстанциям

для оформления документов стирка, глажка.
выслушивание жалоб мамочек на площадке, залипание

в соцсетях….

прогулки, общение с ребенком, закаливание, обучение по нутрициологии, посещение выставок….

Насколько вас устраивает текущее положение дел?

Что бы вам хотелось изменить?

Как именно вы это будете делать, какие конкретные действия предпринимать?

Что из необходимого можете делегировать другим? За счет чего можете сэкономить время на реализацию необходимого?

Из каких чувств и убеждений вы тратите время на пустое?

Какие свои потребности пытаетесь реализовать?

Как эти потребности реализовать за счет полезного или необходимого?

Куда уходит времяпустоенеобходимоеполезноеготовка еды, уборка, закупка продуктов, хождение по инстанциям для оформления документов стирка, глажка.выслушивание жалоб мамочек

Слайд 24Время







прошлое
настоящее
будущее
Фиксация на прошлом: застревание в горе, депрессии, обидах, упущенных возможностях.
Трудности

с надеждой, что в будущем будет хорошо.
Развиваем телесный центр.
Фиксация на

целях, мечтах. Тревога (ожидание, что все будет плохо) или новых возможностях (оптимизм).
Можем не заметить возможности в настоящем, трудно поддерживать контакт в настоящем.
Развиваем эмоциональный центр.

Фиксация на сохранении настоящего, рутина. Фиксация на комфорте, границах. Важно сделать хорошо, качественно сейчас. Трудности с целеполаганием.
Развиваем ментальный центр.

Где мы будем находится, мы решаем через фокусировку нашего внимания. Это зависит от нашей воли, выбора, убеждений и потребностей.

ВремяпрошлоенастоящеебудущееФиксация на прошлом: застревание в горе, депрессии, обидах, упущенных возможностях.Трудности с надеждой, что в будущем будет хорошо.Развиваем

Слайд 25Время








Как вы представляете свою линию времени?
планирование, причинно-следственные связи, не включенность

в настоящий момент
контакт с настоящим, наслаждение, удовольствие, сроки не важны

ВремяКак вы представляете свою линию времени?планирование, причинно-следственные связи, не включенность в настоящий моментконтакт с настоящим, наслаждение, удовольствие,

Слайд 26Архетипы времени
Хронос
Сатурн, пожирает своих детей. Все рождается из него и

им пожирается.
Олицетворяет то время, которое можно подсчитать, учесть (часы, минуты,

график, расписание). Время, как последовательность предопределенность
Время нельзя остановить, вернуть. Неизбежность. Продавать свой труд за деньги и ждать, когда закончится отбывание на нелюбимой работе - это по Хроносу. “Что посеешь, то и пожнешь” тоже. Повышение за выслугу лет, защищенную кандидатскую.
Кайрос
Уран. Миг удачи, счастливый шанс, когда все может получиться можно поменять судьбу (прогностика). Этот миг наступает неожиданно и важно им воспользоваться (“схватить удачу за хвост”).
Он очень быстр и за ним не возможно угнаться, нужно принимать решение мгновенно. Чтобы поймать Кайроса нужно обладать разумом и интуицией. Кайрос дает возможность начать новый цикл и новую жизнь (обнуляет).
Кайрос в тайм-менеджменте: благоприятные условия для выполнения задачи (внешние, внутренние, люди, место).


















Архетипы времениХроносСатурн, пожирает своих детей. Все рождается из него и им пожирается.Олицетворяет то время, которое можно подсчитать,

Слайд 27Упражнение
1. Расслабьтесь, погрузитесь в медитативное состояние.
2. Увидьте свою Линию Времени.

Где на ней расположен ваша Цель? Дойдите до момента
реализации Цели,

обернитесь и посмотрите на ЛВ и на момент настоящего
3. Вернитесь в настоящее
4. Начните вспоминать свои моменты в жизни, когда вы были очень эффективны, все
успевали вовремя, следовали графику
5. Пригласите силу, которая стоит за этими событиями, появиться перед вами. Это
Хронос
6. Рассмотрите его. Что вы хотите сказать ему? Что вы хотите принести ему в Дар?
Примите Дар от Хроноса. Поблагодарите за его уроки, попрощайтесь
7. Снова вернитесь к себе. Сейчас начните вспоминать все удачные моменты в своей
жизни, совпадения, когда удалось поймать удачу за хвост
8. Пригласите силу, которая стоит за этими событиями, появиться перед вами. Это
Кайрос
9. Рассмотрите его. Что вы хотите сказать ему? Что вы хотите принести ему в Дар?
Примите Дар от Кайроса. Поблагодарите за его уроки, попрощайтесь



















Упражнение1. Расслабьтесь, погрузитесь в медитативное состояние.2. Увидьте свою Линию Времени. Где на ней расположен ваша Цель? Дойдите

Слайд 28Виды времени























Задание: почитать сказку “Пожиратели времени” (будет выложено в группе

в виде текста). Написать мини-эссе “Я и мои пожиратели времени”.

7

видов времени по Т. Зинкевич-Евстигнеевой.

-потерянное время (ожидание, нетерпение, суета, уход в прошлое (воспоминания старых обид, застревание в печали, унынии, разочаровании), нытье, ворчание и брюзжание).

- убитое время (бесплодные ссоры, дрязги, неконструктивное решение конфликтов, безделье, маята, дела, приносящие вред себе и другим)

- похищенное время (пустые разговоры с неинтересными людьми, болтовня, сплетни выслушивание чужих жалоб)

- пожертвованное время (на дела без радости, интереса, удовольствия и смысла, принуждение, понуждение, надо, так положено)

- подаренное время (в приятных условиях, приятной компании, в приятном месте, на отдыхе. Это подпитывает нас удовольствием, энергией, дает возможность расслабиться).

-обновяющее время (яркие позитивные переживания, пиковые переживания (любовь, экстаз, единение, творчество, вдохновение)

-доброе время (труд, польза, радость от процесса и результата, удовлетворение и приятная усталость, полезные дела, поиски, открытия, путешествия, продуктивное общение, обучение)
Виды времениЗадание: почитать сказку “Пожиратели времени” (будет выложено в группе в виде текста). Написать мини-эссе “Я и

Слайд 29Упражнение

























потерянное время (ожидание что повысят, переживания о тех несчастьях, которые

так и не случились)
убитое время (залипание в интернет)
похищенное время (выслушиваю

коллег, маму, свекровь)

пожертвованное время (нелюбимая бессмыссленная работа)

подаренное (йога, бассейн, прогулки)

обновляющее (когда сочиняю сказки, общаюсь с М., выезжаю на дикую природу)

доброе (помощь приюту собак, канал ЮТьюб с развивашками для детей)

Какие выводы для себя делаю? Какое решение принимаю?

Упражнениепотерянное время (ожидание что повысят, переживания о тех несчастьях, которые так и не случились)убитое время (залипание в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика