Разделы презентаций


Понятие о человеке

Содержание

Человек может рассматриваться в психологии как индивидличностьиндивидуальностьсубъект деятельности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Понятие о человеке

Понятие о человеке

Слайд 2Человек может рассматриваться в психологии как
индивид
личность
индивидуальность
субъект деятельности

Человек может рассматриваться в психологии как индивидличностьиндивидуальностьсубъект деятельности

Слайд 3Человек как индивид

Человек как индивид

Слайд 4Человек как индивид представляет свой биологический род, род Homo sapiens,

«человек разумный».
Через это понятие мы относим человека к миру

животных, подчеркиваем зависимость психической деятельности от телесной организации и физиологических особенностей
Человек как индивид представляет свой биологический род, род Homo sapiens, «человек разумный». Через это понятие мы относим

Слайд 5Основные свойства человека как индивида (по Б. Г. Ананьеву)
Пол
Возраст
Этническая принадлежность

Основные свойства человека как индивида (по Б. Г. Ананьеву)ПолВозрастЭтническая принадлежность

Слайд 7Понятие «гендер» обозначает социальные аспекты пола в отличие от биологических.


Таким образом, пол понимается не как однозначная биологическая данность, а

как сложный социальный многомерный конструкт.
Понятие «гендер» обозначает социальные аспекты пола в отличие от биологических. Таким образом, пол понимается не как однозначная

Слайд 8 Существует два подхода, объясняющих половую дифференциацию:
Половой диморфизм
Половой символизм

Существует два подхода, объясняющих половую дифференциацию: Половой диморфизмПоловой символизм

Слайд 9Половой диморфизм
Половая дифференциация – универсальный биологический процесс, который культура только

оформляет и осмысливает.
Теория В. А. Геодакяна (1972)
Теория функционализма (Т. Парсонс

и Р. Бейлс)
Половой диморфизмПоловая дифференциация – универсальный биологический процесс, который культура только оформляет и осмысливает.Теория В. А. Геодакяна (1972)Теория

Слайд 10Половой символизм
Отвергает представление о феномене пола как детерминанте социальной роли

и поведения человека.
Гендерные характеристики являются социально привнесенными и представляют собой

результат совокупных устойчивых реакций общества на само существование феномена пола.
Марксистские и неомарскистские теории.
Теория гендерной схемы (С. Бем).
Половой символизмОтвергает представление о феномене пола как детерминанте социальной роли и поведения человека.Гендерные характеристики являются социально привнесенными

Слайд 11Интеллект
На ранних этапах развития (примерно до 7 лет) девочки в

своей интеллектуальном развитии опережают мальчиков.
В дальнейшем эти различия сглаживаются, взрослые

мужчины и женщины не различаются по показателям интеллекта.
Среди мужчин больше умственно отсталых и высоко одаренных.
У женщин лучше развиты вербальные способности, у мужчин – зрительно-пространственные и математические.
ИнтеллектНа ранних этапах развития (примерно до 7 лет) девочки в своей интеллектуальном развитии опережают мальчиков.В дальнейшем эти

Слайд 12Мотивационная сфера
Для мужчин характерна ориентация на достижение успеха, для женщин

– избегание неудачи.
Эти различия являются культурно обусловленными.

Мотивационная сфераДля мужчин характерна ориентация на достижение успеха, для женщин – избегание неудачи.Эти различия являются культурно обусловленными.

Слайд 13Агрессивность
Многие исследования показывают более высокую агрессивность мужчин.
Однако по данным А.

Фроди женщины могут демонстрировать не менее высокий уровень агрессивности, если

считают свои действия справедливыми, а также полагают, что они свободны от ответственности за них.
АгрессивностьМногие исследования показывают более высокую агрессивность мужчин.Однако по данным А. Фроди женщины могут демонстрировать не менее высокий

Слайд 14Конформность
Девочки более зависимы и податливы, застенчивы, чем мальчики, они не

уверены в своих силах, поэтому не стремятся к лидерству.
Конформность как

черта личности в раннем детстве свойственна детям обоего пола, но закрепляется у девочек, так как соответствует социальным ожиданиям.

КонформностьДевочки более зависимы и податливы, застенчивы, чем мальчики, они не уверены в своих силах, поэтому не стремятся

Слайд 15Эмпатия
Больше выражена у лиц женского пола.
По мере взросления различия уравниваются:

мальчики научаются ей, а девочки отвыкают, однако полностью различия не

нивелируются.
ЭмпатияБольше выражена у лиц женского пола.По мере взросления различия уравниваются: мальчики научаются ей, а девочки отвыкают, однако

Слайд 16Возрастные особенности
Онтогенез (от греч. ontos – сущее, genesis – развитие,

происхождение) в самом широком смысле понимается как процесс развития индивидуального

организма, включающий в себя последовательные морфологические, биохимические, физиологические и психические изменения человека от момента его зарождения до конца жизни.
Возрастные особенностиОнтогенез (от греч. ontos – сущее, genesis – развитие, происхождение) в самом широком смысле понимается как

Слайд 17Применительно к психологической проблематике онтогенетическое развитие человека рассматривается прежде всего

как процесс формирования психических структур, подчиненный некоторым общим закономерностям.

Применительно к психологической проблематике онтогенетическое развитие человека рассматривается прежде всего как процесс формирования психических структур, подчиненный некоторым

Слайд 18Основные закономерности индивидуального развития
Неравномерность
Гетерохронность

Основные закономерности индивидуального развитияНеравномерность Гетерохронность

Слайд 19Неравномерность развития проявляется в том, что разные функции организма и

психики человека в определенные периоды формируются интенсивнее, чем в другие.
Гетерохронность

развития обозначает несинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.
Неравномерность развития проявляется в том, что разные функции организма и психики человека в определенные периоды формируются интенсивнее,

Слайд 20Периоды жизненного цикла человека
пренатальный (внутриутробный) период
детство
отрочество
зрелость
преклонный возраст

(старость)

Периоды жизненного цикла человекапренатальный (внутриутробный) периоддетство отрочество зрелость преклонный возраст (старость)

Слайд 21Пренатальный период
Предзародышевая стадия (длится с момента оплодотворения яйцеклетки до

ее внедрения в стенку матки).
Зародышевая (или эмбриональная) стадия(продолжается до начала

третьего месяца внутриутробного развития). В этот период происходят важнейшие процессы формирования нервной системы. Она начинает функционировать после восьмой недели беременности, в результате чего появляются первые движения эмбриона.
Стадия плода (завершается к моменту рождения). В это время происходит развитие всех систем организма, которые обеспечат ребенку выживание после рождения. По мере развития нервной системы усложняются формы поведения плода: движения становятся более координированными, появляются сосательные движения, реакция на звук и свет и др.
Пренатальный период Предзародышевая стадия (длится с момента оплодотворения яйцеклетки до ее внедрения в стенку матки).Зародышевая (или эмбриональная)

Слайд 22Период детства
Стадия новорожденности (до 1 месяца жизни)
Младенчество (до 1

года)
Раннее детство (1-3 года),
Дошкольное детство (3-6 лет)
Младшее школьное

детство ( с 6-7 до 11-12 лет).
Период детстваСтадия новорожденности (до 1 месяца жизни) Младенчество (до 1 года)Раннее детство (1-3 года), Дошкольное детство (3-6

Слайд 23Стадия новорожденности
В это время происходит важнейший процесс формирования сферы ощущений

и ориентировочных реакций.
Последние к окончанию периода новорожденности перерастают в

так называемый «комплекс оживления» - совокупность реакций, с помощью которых ребенок выражает положительные эмоции (двигательная активность, вокализации, позже – улыбка, которым предшествует сосредоточение на объекте восприятия).
Стадия новорожденностиВ это время происходит важнейший процесс формирования сферы ощущений и ориентировочных реакций. Последние к окончанию периода

Слайд 24Младенчество
Происходит интенсивное развитие предметного восприятия.
Ребенок учится манипулировать предметами,

Появляются первые признаки речи.
К окончанию периода младенчества большинство детей

овладевают самостоятельной ходьбой.
МладенчествоПроисходит интенсивное развитие предметного восприятия. Ребенок учится манипулировать предметами, Появляются первые признаки речи. К окончанию периода младенчества

Слайд 25Раннее детство
Ребенок овладевает функциями предметов, как в реальной деятельности с

ними, так и в предметно-манипулятивных играх.
Параллельно ребенок овладевает и

словами, которые первоначально отражают названия предметов и их функции.
В игре у ребенка активно развиваются процессы анализа и обобщения, благодаря чему происходит интенсивное формирование интеллектуальных функций.
Этот период зачастую называют периодом становления функциональной независимости.
Начинается развитие самосознания – осознания отдельности собственного Я от других людей, его уникальности и неповторимости.
Раннее детствоРебенок овладевает функциями предметов, как в реальной деятельности с ними, так и в предметно-манипулятивных играх. Параллельно

Слайд 26Дошкольное детство
Противоречие между желанием ребенка в действительности овладеть миром реальных

предметов и ограниченностью его возможностей.
Формирование сюжетно-ролевой игры.
В

процессе игры происходит дальнейшее становление высших психических функций, развивается способность управлять своим поведением на основе знакомства с нормами и правилами, принятыми в обществе.
К окончанию периода дошкольного детства ребенок осознает необходимость выполнения определенных обязанностей и стремится к овладению социально-значимой деятельность, в качестве которой на следующем этапе онтогенеза выступает учеба.
Дошкольное детствоПротиворечие между желанием ребенка в действительности овладеть миром реальных предметов и ограниченностью его возможностей. Формирование сюжетно-ролевой

Слайд 27Младший школьный возраст
Включение ребенка в учебную деятельность, которая задает новую

систему отношений со взрослыми (прежде всего, с учителем) и сверстниками,

а также предъявляет более высокие требования к его познавательной сфере, способности управлять своим поведением.
Развиваются познавательные интересы, активно формируется сфера знаний, умений и навыков.
Младший школьный возрастВключение ребенка в учебную деятельность, которая задает новую систему отношений со взрослыми (прежде всего, с

Слайд 28Отрочество
Подростковый (с 11-12 до 14-15 лет)
Юношеский (с 15-16 до

20-23 лет) этапы.

ОтрочествоПодростковый (с 11-12 до 14-15 лет) Юношеский (с 15-16 до 20-23 лет) этапы.

Слайд 29Подростковый возраст
Формирование новых представлений о себе, происходящих как под влиянием

физиологических изменений в организме, так и благодаря расширению социального опыта.

Учеба по своей значимости начинает уступать общению со сверстниками.
Активно развивается рефлексивная сфера, формируется картина мира и Я-концепция, временная перспектива собственной жизни.
Интересы дифференцируются.
Начинается процесс личностного самоопределения.
Подростковый возрастФормирование новых представлений о себе, происходящих как под влиянием физиологических изменений в организме, так и благодаря

Слайд 30Юность
Конфликт между биологической и социальной зрелостью.
Половое созревание завершилось, но

человек еще не принял на себя никаких социальных обязательств, хотя

уже чувствует себя независимым и самостоятельным.
Перед ним стоит необходимость принять множество ответственных решений, которые определят его дальнейшую жизнь (определить свое место в жизни, выбрать профессию, сформировать «перспективный жизненный план»).
ЮностьКонфликт между биологической и социальной зрелостью. Половое созревание завершилось, но человек еще не принял на себя никаких

Слайд 31Период зрелости
Молодость (или ранняя зрелость, с 20-23 до 30-33 лет),


Вторая зрелость (с 30-33 до 55-60 лет)

Период зрелостиМолодость (или ранняя зрелость, с 20-23 до 30-33 лет), Вторая зрелость (с 30-33 до 55-60 лет)

Слайд 32Молодость
Вступление человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, самоутверждение

в этих сферах.

МолодостьВступление человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, самоутверждение в этих сферах.

Слайд 33Вторая зрелость
Период стабилизации, когда человек закрепляет свои профессиональные и личные

успехи.
Период зрелости зачастую называют акмеологическим (от греч. acme –

высшая точка, расцвет), что подчеркивает его продуктивный, творческий характер.
Вторая зрелостьПериод стабилизации, когда человек закрепляет свои профессиональные и личные успехи. Период зрелости зачастую называют акмеологическим (от

Слайд 34Преклонный возраст
Пожилой возраста (с 55-60 до 75 лет),
Старческий возраст

(с 76 до 90 лет)
Фаза долгожительства (более 90 лет).


Преклонный возрастПожилой возраста (с 55-60 до 75 лет), Старческий возраст (с 76 до 90 лет) Фаза долгожительства

Слайд 35В целом, данный этап характеризуется снижением общей активности организма, угасанием

физиологических и психических функций. Среди последних особенно часто страдают память,

внимание, мышление.
Происходящие в человеком изменения заставляют его обратиться к переоценке своей жизни, «инвентаризации» сделанного, интеграции собственного жизненного опыта.
Однако протекание данного периода тесно связано с особенностями личности человека, его стремлением сохранить социальный статус, поддерживать определенный уровень социальной активности, которые противостоят инволюционным психическим изменениям.

В целом, данный этап характеризуется снижением общей активности организма, угасанием физиологических и психических функций. Среди последних особенно

Слайд 36
Содержание и длительность возрастных этапов определяется не только естественными причинами,

но и конкретными социальными обстоятельствами жизни.
Психологические характеристики отдельных возрастных

этапов определяются социальными условиями, в которых развивается человек.
Как отмечал Л.С. Выготский, для каждого возрастного этапа общество предлагает свою социальную ситуацию развития – конкретную форму отношений с социальной действительностью.
В итоге, многие психологические особенности, которые на первый взгляд кажутся обусловленными возрастом как отражением естественных процессов развития организма и психики, на самом деле являются аскриптивными – приписываемыми данным возрастным этапам.
Содержание и длительность возрастных этапов определяется не только естественными причинами, но и конкретными социальными обстоятельствами жизни. Психологические

Слайд 37 Основные задачи этнической психологии на современном этапе ее развития:
Исследование социально-психологических

проблем межэтнического взаимодействия
Изучение особенностей формирования и актуализации этнической идентичности

на индивидуально-личностном уровне;
Создание и апробирование программ а методов социально-психологического тренинга успешного межкультурного взаимодействия
Развитие теории этнической психологии с целью понимания психологических законов влияния этнической и культурной принадлежности на жизнь человека

Основные задачи этнической психологии  на современном этапе ее развития:  Исследование социально-психологических проблем межэтнического взаимодействия

Слайд 38Этнос
С позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своем

существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых

признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие (Стефаненко Т.Г.)
ЭтносС позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами

Слайд 39Культура
Культура – совокупность неосознаваемых положений, стандартных процедур и способов поведения,

которые были усвоены в такой степени, что люди не рассуждают

о них (Лебедева Н.М.)
КультураКультура – совокупность неосознаваемых положений, стандартных процедур и способов поведения, которые были усвоены в такой степени, что

Слайд 42Понятие о человеке-личности

Понятие о человеке-личности

Слайд 43Что такое личность?
Личность в философии выступает как совокупность всех общественных

отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого

личностью в обществе.
Что такое личность?Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это

Слайд 44Что такое личность?
Личность в социологии – это устойчивая система социально

значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения

индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.
Что такое личность?Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного

Слайд 45Что такое личность?
Личность в психологии — это конкретный человек, взятый

в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются

в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Что такое личность?Личность в психологии — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических

Слайд 46
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных

взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество

— он становится личностью.
Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает

Слайд 47Критерии зрелой личности (по И.П. Шкуратовой)
Действует не под влиянием сиюминутных

факторов, а на основании своей системы ценностей, которая складывалась годами.
Способна

совершать поступки даже под угрозой наказания и потери жизненных благ.
Может содействовать росту и развитию личности других людей.
Критерии зрелой личности (по И.П. Шкуратовой)Действует не под влиянием сиюминутных факторов, а на основании своей системы ценностей,

Слайд 48Критерии зрелой личности (по А. В. Соловьеву)
Психическое здоровье.
Эффективность и

оптимальность (преобладание активных адаптации к окружающему миру, выбор конкретной формы

на основе целесообразности).
Гармоничность –внутренняя тенденция сопротивления дестабилизирующим внешним воздействиям.
«Полное функционирование» (термин А. Маслоу) – активная, творческая реализация себя в мире.
Дифференциация – стремление к накоплению разнообразного внутреннего опыта, знаний, умений и представлений, которые она черпает из собственной деятельности, общения и самоанализа.
Интеграция – определение для себя смысла жизни.
Успешное разрешение различного рода внутренних конфликтов.
Критерии зрелой личности (по А. В. Соловьеву) Психическое здоровье.Эффективность и оптимальность (преобладание активных адаптации к окружающему миру,

Слайд 49Критерии зрелой личности (по К. Роджерсу)
Открыта миру.
Ценит общение как средство,

представляющее вещ такими, какие они есть, отвергая лицемерие, обман и

двуличность.
Испытывает глубокое недоверие к современной экономике и технологиям.
Ощущает себя неуютно в сегментированном мире, стремится к целостной жизни.
Считает, что основной истиной бытия является способность к переменам, поэтому постоянно находится в развитии.

Критерии зрелой личности (по К. Роджерсу)Открыта миру.Ценит общение как средство, представляющее вещ такими, какие они есть, отвергая

Слайд 50Критерии зрелой личности (по К. Роджерсу)
Сочувствует ближнему, готова помочь там,

где это действительно необходимо.
Ощущает непосредственную связь с природой и готова

ее защищать.
Испытывает антипатию к негибким бюрократическим структурам.
Доверяет собственному опыту, а не внешним авторитетам.
Безразлична к материальной заинтересованности и наградам.
Пребывает в постоянном поиске, хотела бы найти смысл жизни и цели, которые были бы выше индивидуума. Ее герои – люди духовные.
Критерии зрелой личности  (по К. Роджерсу)Сочувствует ближнему, готова помочь там, где это действительно необходимо.Ощущает непосредственную связь

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика