Слайд 1Преддошкольный и дошкольный период
Слайд 2Главные моменты развития ребенка
от 1 года до 3 лет
Развивается
сердечно-сосудистая система и формируется сосудистая сеть.
Качество развития зависит от
двигательной активности ребенка, чем больше движений, тем лучше.
Прыгает , бегает, лазает.
Развитие стоп и ладоней - “дополнительные глаза”.
Слайд 3Хорошо усваивает ботанику, названия животных, атмосферные явления, все то, что
вокруг него, там, где он живет.
Информация не нужная ребенку не
воспринимается.
Очень развиты исследовательский интерес и познавательное поведение.
Ребенок изучает предмет или явление до тех пор, пока в голове не сложится представление о нем, потом переходит к следующему.
Слайд 4Рост головного мозга и коры, образование связей. Процесс накопления информации.
Узнает
иерархию группы, взаимоотношения между родственниками, свой-свой, свой - чужой.
Должно быть
полное впечатление о надежности мамы и окружающего мира.
Слайд 51 год 1-2 месяца
Появляется уверенность в движениях, реже падает. Не
проявляет нерешительности, когда залезает куда-нибудь.
Сокращаются перемещения на четвереньках.
Улучшаются
мелкие движения пальцев рук.
Уверенно берет предметы, мелкие предметы.
Тычет пальцем. Расковыривает дырочки, пальцы засовывает в щели.
Начинает мотать головой – активно развивается вестибулярный аппарат.
Слайд 61 год 3 месяца.
Начинает рисовать, проверяет, что как пишет.
Быстрая ориентация
после пробуждения.
Активно исследует рот, щупает руками (подготовка к произнесению слов).
Общение – зовет с собой, ведет, взявшись за юбку, брючину.
Перестает намеренно рвать книжки.
Слайд 71 год 6 месяцев.
Развивается мелкая моторика, открывает краны, дверки, бутылки
– свинчивает крышечки.
Уверенно действует ложкой, вилкой.
Больше не разливает
содержимое, когда пьет из чашки.
Знает все части тела и показывает.
Знает по именам всех членов семьи.
С удовольствием показывает предметы и картинки, и не то, что ему нравится, а то, что просят. Охотно выполняет поручения.
Слайд 102 года.
Начинает прыгать на двух ногах, спрыгивать со стола, стульев.
Бегает вприпрыжку.
Если уже говорит – повторяет все, что слышит, слова,
фразы. Повторяет жестикуляцию.
Стремится к самостоятельности, все сам.
Слайд 112 года 3 – 6 месяцев
Продолжают тренировки по спрыгиванию, осваивают
лесенки – вверх-вниз( учится перебирать ногами), ходит, как большой.
2 года
4 месяца – вселяется дух противоречия, но на самом деле противоречие только на словах ( будешь пить? – нет! И тут же пьет).
Начинают подражать агрессивным действиям, если видят их во вне. Пытаются восстановить справедливость
Любят делать все, как взрослые, в его представлении.
Слайд 122 года 9-10 месяцев.
Кувыркается и перевертывается.
Несговорчивый и упрямый.
Способен участвовать
в коллективных играх со старшими.
Одевается. Пуговицы – пытается застегивать.
На
прогулке наступает во все лужи и во всю грязь.
Слайд 133 года
Ребенок умеет:
сохранять равновесие при ходьбе на цыпочках и
стоянии на одной ноге,
самостоятельно подниматься по лестнице и спускаться с
нее, чередуя ноги,
перепрыгивать через невысокие препятствия,
спрыгивать со ступеньки, бегать,
брать и бросать предметы, заниматься ими в соответствии с их назначением и своими желаниями.
Он уже может сложить из кубиков или строительного материала башню, самостоятельно мыть лицо и руки, пользоваться носовым платком, одеваться, раздеваться, обуваться и разуваться с небольшой помощью взрослых в застегивании пуговиц и завязывании шнурков,
умеет правильно сидеть за столом, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, вытирать губы после еды салфеткой, научился полоскать рот после еды и чистить зубы, знает свое полотенце и его место.
Слайд 15В детский сад…
По мнению педагогов и психологов, оптимальный возраст для
поступления в детский сад от 3 до 5 лет.
По наблюдению
психологов, дети, которые посещают садик, оказываются значительно лучше подготовленными к школе, и уже в первый год обучения обгоняют по успеваемости своих ровесников, которые не ходили в детский сад.
Слайд 16Медицинская карта ребенка (форма 026/у) должна содержать в себе следующие данные:
сведения
обо всех проведенных прививках (вакцинациях и ревакцинациях) с указанием их
номеров, серий и дат; к медицинской карте 026у прилагается прививочная карта; профилактические прививки проводятся не позднее чем за месяц до поступления в дошкольное отделение.
данные анализов;
диагнозы и заключения врачей.
Слайд 17Осмотры специалистов
невролога,
хирурга,
офтальмолога,
отоларинголога,
гинеколога или уролога,
стоматолога,
психиатра.
Заключение
педиатра.
Лабораторные исследования (общий анализ крови, кровь на сахар, анализы на яйца глистов, общий
анализ мочи, исследование на энтеробиоз).
Слайд 18Отрыв от мамы, перемена обстановки, незнакомые люди вокруг, новый маршрут
от дома до сада – все это небезразлично для малыша
и отражается на его состоянии и поведении.
Могут временно утратиться недавно приобретенные полезные навыки.
Ребенок часто отказывается от еды, дневного сна, хуже и меньше говорит, может перестать проситься на горшок.
В этот период жизни дети чаще болеют.
Все это – нормальные проявления адаптации.
Слайд 19В адаптации ребенка выделяют 3 основных этапа:
• острый;
• подострый;
•
период компенсации.
Характер и особенности течения первых двух периодов позволили классифицировать
адаптацию по степени тяжести: легкая (физиологическая), средней тяжести (напряженная) и тяжелая (патологическая).
Слайд 20При этом для детей раннего и дошкольного возраста основными параметрами
установления тяжести течения адаптационного периода являются сроки нормализации поведения, частота
и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.
При легкой адаптации поведение нормализуется за 10–15 дней, сон налаживается в течение 20-30 дней, заболеваний не возникает.
При напряженной - нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20–40 дней, эмоциональное состояние неустойчиво, возможно заболевание острой респираторной инфекцией, протекающей без осложнений.
Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и больше месяцев) и тяжестью ее проявлений.
Слайд 21Главные моменты развития детей от 3 до 7 лет
В дошкольном
возрасте начинают формироваться привычки, черты характера, приобретаются и закрепляются необходимые
навыки, закладывается фундамент здоровья и физического развития ребенка.
Слайд 22В дошкольном возрасте в головном мозге ребенка созревание нервных клеток
заканчивается, и в 5-6 летнем возрасте его мозг по весу
и внешнему виду приближается к головному мозгу взрослого человека. Однако нервная система детей ещё легко возбудимая, и требует осторожного отношения.
Слайд 23Жизненный опыт ребенка расширяется, он глубже интересуется окружающим, чаще задает
вопросы и охотно слушает объяснения взрослых.
Увеличивается словарный запас, и
речь ребенка улучшается.
Слайд 25К 6-7 годам горизонтальное положение ребер постепенно сглаживается, что в
раннем возрасте ограничивало экскурсию грудной клетки.
Окостенение конечностей у детей до
7 лет происходит очень интенсивно, и только с 5-6 лет начинается сращивание костей таза.
Мышечная ткань растет за счет утолщения мышечных волокон – этому способствуют физические упражнения. В первую очередь развиваются мышцы ног и таза, а с 6-7 лет мышцы рук.
Слайд 26В 3-4 года пульс равен 100-110 ударов в минуту, в
5-6 лет – 90-100 уд/мин.
До 7лет легочная ткань еще не
полностью развита. Легочные и носовые ходы узкие и это затрудняет поступление воздуха в легкие. Высоко стоит диафрагма (грудобрюшная мышечная преграда) и во время дыхания она ограничивает колебания грудной клетки.
У ребенка более поверхностное и учащенное дыхание, чем у взрослых. За счет частоты дыхания удовлетворяется высокая потребность в кислороде. У младших дошкольников 26-28 дыхательных движений в минуту, у старших дошкольников – 23-25 в минуту.
Слайд 27Процессы усвоения питательных веществ у детей превышают процессы их сгорания
и распада. Большая часть энергии у ребенка расходуется на рост
и отложение веществ, а не на работу мышц, как у взрослых.
В 3-4 года движения детей значительно отличаются от движений в 5-6 лет. При ходьбе и беге у младших дошкольников нет четкости движений, они теряют равновесие и часто падают, темп движений неравномерный, при беге – мелкий семенящий шаг. Многие дети при беге опираются на всю ступню и плохо отталкиваются от земли.
Слайд 29От однообразных движений младшие дошкольники быстро устают, отвлекаются, их внимание
неустойчиво.
Более координированными движения становятся к 4,5-5 годам – им доступны
прыжки, они перепрыгивают через небольшие препятствия, лучше бросают и ловят мяч.
В 6 лет дети легко и ритмично бегают, прыгают в длину и высоту, на одной ноге.
Слайд 30Развитие костно-мышечной системы в этом возрастном периоде происходит неравномерно.
У детей
3-4 лет вес за год в среднем увеличивается на 1,5-2
кг, а рост на 4-6 см.
На 5 году вес увеличивается на 1-1,5 кг, а рост на 2-4 см.
В течение 6 года жизни ребенок прибавляет вес на 3 кг, а рост – на 6-8 см. Пропорции тела заметно изменяются.
Слайд 31В возрасте от трех до семи лет размер головы по
вертикали относится к длине всей фигуры примерно как 1:5,5—1:6. Ноги
короткие - одна треть роста от промежности до подошв. Длина рук — две пятых роста. Пупок является как бы центром фигуры. Высота шеи — треть лица. Ширина шеи равна половине лица (по длине).
Слайд 32При проведении «Филиппинского теста» правая рука ребенка при вертикальном положении
головы кладется поперек середины темени, пальцы руки при этом вытянуты
в направлении левого уха, рука и кисть плотно прилегают к голове.
«Филиппинский тест» считается положительным, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной раковины.
Слайд 33Готовность ребенка к школе
1. Личностная готовность состоит из навыков и способности
войти в контакт с одноклассниками и учителями.
2. Волевая готовность. В школе
ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.
3. Интеллектуальная готовность. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать.
Слайд 34Для исследования готовности ребенка к школьному обучению используют тест Керна
- Иерасека. Он содержит 3 задания.
1. Рисование фигуры человека.
2. Графическое
копирование фразы из письменных букв.
3. Срисовывание точек в определенном пространственном положении.
Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.