Слайд 1Дмитрий Сергеевич Лихачёв
(1906-1999)
Презентация учителя
МОУ средняя школа №6
г. Кинешма
Ивановской
области
Слайд 2 Д.С.Лихачёв – выда-ющийся ученый, мыс-литель общественный деятель, авторитет-ный
историк русской литературы, глубокий знаток отечественного искусства, специалист в области
садово-пар-ковых традиций- фи-гура, поистине сим-воличная для рос-сийской культуры XX века.
Слайд 3 Благодаря личным качествам, авторитету Дмитрия
Сергеевича Фонд культуры сделал очень много. Прежде всего, это: создание
в Москве Дома-музея М.И.Цветаевой, восстановление пушкинского Захарова, Музея-заповедника А.Блока «Шахматово»; возвращение в Россию десятков тысяч единиц хранения русских архивов, картин, книг, икон, и многое другое.
Дом-музей М. Цветаевой в Москве
Пушкинское Захарово
Музея-заповедника А.Блока «Шахматово»
Слайд 4 Д.С. Лихачёв- коренной петербуржец, весь
жизненный путь его неотделим от судьбы города. Он много сделал
для сохранения архитектурного облика города на Неве.
. Про себя Дмитрий Сергеевич с гордостью говорил: « Я старый петербуржец-ленинградец. Я родился в Петербурге, и там же родились мои родители, прародители».
Слайд 5 Д.С.Лихачёв свою любовь к книге
и трепетное отношение к её сохранению выразил фразой, ставшей крылатой:
«Книга- одно из самых великих созданий человеческой культуры. И поэтому самое главное в культуре любой страны, как бы это ни казалось для кого-то странным, - библиотеки.»
Д.С.Лихачев – создатель проекта «Пушкинская библиотека», который существенно улучшил комплектование российских библиотек.
Слайд 6 Д.С.Лихачёв- автор многих книг.
Книга «Раздумья о России» подскажет интересные темы для
разговора со старшеклассниками, изучающими «Слово о полку Игореве», «Полтаву» А.С.Пушкина, произведения Н.С.Лескова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого.
Прощальным даром Д.С. Лихачева всему народу России стала книга «Русская культура». Д.С.Лихачев приглашает нас к раздумью на вечные темы, они- в названиях глав книги: «Экология культуры», «Провинция и великие «малые» города», «Краеведение как наука и как деятельность», «Культура и совесть», «О природе для нас и о нас для природы».
Слайд 7 Книга Д.С.Лихачева «Письма о добром и
прекрасном»
«Почему я расположил свои
письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте пове-дения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружа-ющего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях».
Слайд 8Письмо третье
«Самое большое»
А в чем самая
большая цель в жизни?
« Я думаю: увеличивать
добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать».
Слайд 9Письмо двенадцатое
« Человек должен быть интеллигентен»
Что
такое интеллигентность?
« Интеллигентность – это способность к
пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого».
Слайд 10Письмо девятнадцатое
«Как говорить»
Почему люди употребляют жаргонные
слова?
« В основе любых жаргонных, циничных выражений и
ругани лежит слабость… По- настоящему сильный и здоровый уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».
Слайд 11Письмо двадцать второе «Любите читать!»
Что дает
чтение литературных произведений?
«Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и
глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми».
Слайд 12Письмо тридцать второе «Понимать искусство»
Какова роль искусства в
жизни человека?
« Искусство освещает и одновременно освящает
жизнь человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а следовательно счастливее».
Слайд 13Письмо сорок первое
«Память культуры»
В чём различие
между экологией природы
и экологией культуры?
« До
известных пределов утраты в природе восстановимы... Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя».
Слайд 14Письмо сорок третье
«Ещё о памятниках прошлого»
Как
вы относитесь к войне?
« Я ненавижу войну, я перенес
ленинградскую блокаду, нацистские обстрелы мирных жителей из теплых укрытий, в позициях на Дудергофских высотах, я был очевидцем героизма, с каким защищали советские люди свою Родину, с какой непостижимой стойкостью сопротивлялись врагу».
Слайд 15 «Итак, прочтя, отложите мои письма в
сторону и сами находите для себя правильные решения и стремитесь,
чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца.
А я помашу вам вслед…»