Слайд 1Мастер - класс
«Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе»
Учитель
начальных классов
МКОУ «Плосковская СОШ»
Щекина Елена Михайловна
Слайд 2РЕФЛЕКСИЯ
от латинского reflexio – обращение назад;
размышление о своем внутреннем
состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов);
самоанализ (Толковый словарь русского языка);
В ПЕДАГОГИКЕ:
самоанализ деятельности и её результатов
Слайд 3РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ – это совместная деятельность учащихся и учителя,
позволяющая совершенствовать учебный процесс
РЕФЛЕКСИЯ,
ведя обучаемого к осознанию эффективных
способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приёмов,
в итоге развивает его как личность, а именно такие качества как:
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ и КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ!!!!
Слайд 4Цель рефлексии для ученика:
не просто уйти с урока
с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и
методы, применяемые другими, со своими
Слайд 5
В психологии различают несколько видов рефлексии
Коммуникативная -
ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и
причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
Слайд 6Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства
и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Слайд 7Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в
способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться
к условиям задачи.
Слайд 8Классификация рефлексии:
Рефлексия настроения
и
эмоциональ
ного состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания
учебного
материала
Слайд 9Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- проводится в начале урока (для
установления эмоционального контакта с группой) и в конце деятельности
Слайд 10Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния
Карточки с изображением лиц
Цветовое
изображение настроения:
-«Сказочная поляна»
-«Дерево чувств»
-«Светофор»
Эмоционально – художественное оформление:
-
выбор учениками картины, соответствующей радостному или грустному настроению;
-выбор музыкального фрагмента, соответствующего настроению;
-выражение эмоционального состояния в виде рисунка.
Слайд 11Рефлексия деятельности
НЕОБХОДИМА для осмысления способов и приёмов работы с учебным
материалом, поиска наиболее рациональных.
УЧЕНИК ДОЛЖЕН не только осознать
содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.
ВОПРОСЫ, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией:
Что я делал?
С какой целью?
Почему я это делаю так?
Какой результат я получил?
Какой вариант лучше?
Слайд 13«Поезд»
Словар
ная
работа
Фонети
ческий
разбор
Изучение нового
материа
ла
Работа в
группах
Слайд 14РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного
Приёмы:
«Незаконченное
предложение»:
«Мне было интересно…»
«Мы сегодня разобрались…»
«Я сегодня понял, что…»
«Мне было трудно…»
«Мне
не понравилось…»
«На следующем уроке я хочу…»
Слайд 15 «Выбор афоризма или пословицы»:
В начале урока учащимся
предлагается 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы. Нужно выбрать понравившуюся
фразу и запомнить. В конце урока учащиеся выбирают высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор.
Слайд 16Синквейн
первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание
темы в двух словах, два прилагательных;
- третья строка - описание
действия в рамках этой темы тремя глаголами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Слайд 17Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что,
прежде всего он
должен познать, что он такое и на что он способен.
Мишель
Монтень